Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра
Новости Костанайской областной мечети Марал Ишан

Сообщения о намерениях правительства Саудовской Аравии вынести могилу пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, за пределы мечети не соответствуют действительности, передает “Аль-Арабия“.

Источник агентства сообщает, что на самом деле, имело место предложение некоего ученого, которое было опубликовано в научном журнале, принадлежащем Управлению Заповедной мечети и Мечети Пророка, а не постановление правительства, как это представили британские издания “Индепендент” и “Дейли мейл”, передает Islamnews.

Обсуждение научным сообществом вопроса проведения реконструкции части Мечети пророка последовало за постановлением Комитета крупных ученых Саудовской Аравии, в котором указывалось на необходимость расширения одного из главных мусульманских храмов с северной стороны.

Опубликовано в Новости
Четверг, 04 Сентябрь 2014 17:45

Ислам в СССР

Опубликовано в История
Четверг, 04 Сентябрь 2014 00:00

islam.kz

Председателю Духовного управления
мусульман Казахстана
Ержану хаджи Маямерову

Адвокатский запрос

Для оказания им правовой помощи ко мне обратились учащиеся одного из колледжей г.Алматы. Причиной обращения послужило то, что директор и учителя данного учебного заведения не допускают их к занятиям в связи с тем, что они покрывают голову платком и одеваются в соответствии с исламскими канонами.

В соответствии с п.5 ст.3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

В этой связи, прошу разъяснить: является ли принуждение снять платок и  недопущение к занятиям из-за отказа снять этот головной убор воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорблением их религиозных чувств, а также осквернением почитаемых последователями исламской религии предметов?

Директор Учреждения Адвокатская
контора «Адал адвокат», профессор
Ж. Бұлхайыр

Директору Адвокатской конторы
«Адал адвокат», профессору,
Бұлхайыр Жандосу Балтабекұлы
Адрес: г.Алматы, пр.Гагарина,
д. 294/1, кв. 51, тел. 317-85-57,
8-701-5311290

بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله و الصلاة والسلام على سيد المرسلين محمد وعلى آله واصحابه و أتباعه بإحسان إلى يوم الدين! "أما بعد"

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!

О покрытии женщины платком и одевании в соответствии с исламскими канонами.

Ознакомившись с адвокатским запросом поступившим под №2 от 06.03.2013 г. в отдел шариата и фетвы ДУМК; изучив запрос и Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», заслушав дисскусию алимов по этому вопросу; вынес следующую фетву:

В Священном Коране говорится: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают.  О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете (Сура «Ан-Нур» аят 31)».

Ауратом являются те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты и которые запрещено показывать посторонним (кроме махрамов). Аурат мужчины это область от пупка до колена. Ауратом совершеннолетней женщины, является все тело женщины кроме лица и кистей рук. Таким образом по шариату у женщины и половые органы являются ауратом, и ноги, и плечи, и голова (кроме лица).

Укрытие аурата от посторонних взглядов, предписан совершеннолетней женщине Исламом, оно не требует ничего от нее, кроме соблюдения пристойности в ее одежде и общем виде, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. Укрытие аурата в этом случае является охраной и защитой для женщины, а не путями сковывающими ее движение. Это не значит, что необходимо скрывать лицо или скрывать руки в перчатках. Это не является обязательным (ваджиб) и для женщины мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кисти рук перед чужими мужчинами. Платок одна из добродетелей Ислама и почитается мусульманами. Если снять с головы женщины платок или оголить ее плечи, то можно сказать, что это приравнивается к публичному снятию нижнего белья и оголению половых органов. А какой нормальный родитель, брат или муж женщины пожелает, чтобы их дочь, сестра или супруга вышла на улицу без нижнего белья?

В условиях Казахстана, где мусульмане составляют большинство, остается актуальным формирование в обществе положительного образа Ислама путем пропоганды его духовно-нравственных ценностей, в том числе личным примером, благочестивым поведением внешним видом, более правильным будет ношение женщинами-мусульманками соответствующей одежды без использования никаба (Никаб (араб.) – один из атрибутов мусульманской жизни одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины).

В Казахстане женщины платками традиционно прикрывали голову, а женщины в возрасте носили кимешек. У казахов имелись свои традиционные национальные одежды соответствующие шариату. Поэтому нам надо придерживатся этого. И нет необходимости нашим женщинам уподоблятся арабским или пакистанским национальным стилям, смысл в том, что должен быть закрыт аурат.

В соответствии с п.5 ст.3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

Принуждение кем-либо снять платок, а также недопущение к занятиям из-за отказа снять этот головной убор является воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии и оскорблением их религиозных чувств.

Право на ношение платка, это и есть «гражданские права физических лиц по мотивам отношения к религии». А сам платок, это и есть «предмет, почитаемый последователями той или иной религии (в данном случае последователями религии ислам)» и его срыв с головы или принуждение снять его является осквернением этого предмета и оскорблением религиозных чувств мусульманских женщин и всех мусульман, что согласно данной норме Закона категорически не допускается.

После этого, полагаем станет понятным для всех, в том числе для руководителей учебных заведений и работодателей, что их требование снять платок, является тяжелейшим оскорблением и осквернением религиозных чувств верующих женщин и их родственников. Они должны осознать всю глубину причиненных им морально-нравственных страданий.

Согласно части 2 статьи 375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на должностных лиц - в размере ста месячных расчетных показателей, на юридических лиц - в размере двухсот месячных расчетных показателей.

Таким образом, законодательство Республики Казахстан в достаточной мере защищает права всех верующих, в том числе право мусульманской женщины на ношение платка. Поэтому нам непонятно почему возникают такие проблемы в некоторых организациях образования и с некоторыми работодателями.

На международном форуме «Женщина и религия» прошедшем 4 марта 2013 года Советник Президента РК, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова сказала, что «женщины, одевающие хиджаб, не могут быть ограничены в чем-либо. Работодатели не имеют права не пускать на работу в подобной одежде».

والله أعلم

Всевышний Аллах всезнающий!

Отдел Шариата и фетвы ДУМКа

Опубликовано в Фетвы

Глава из книги Рамадана Аль-Бути "Путь размечен. Отказ от мазхабов"

«Что будет, если мы отойдет от всех этих доказательств и, руководствуясь иджтихадом, призовем людей отказаться от пут мазхабов, от следования за ними, и пуститься по полю иджтихада?»

Я отвечаю: что произойдет, если мы призовем всех людей отказаться от помощи инженеров, от опоры на них в деятельности предприятий, отказаться при лечении болезней от следования за врачами и за их рекомендациями, отказаться в промышленности и ремеслах от помощи специалистов в этих областях, и призовем отбросить все полезное в их знании и опыте, что произойдет, если мы призовем всех людей не следовать за этими специалистами, и заменить все это иджтихадом во всех этих вопросах и полагаться на свое личное мнение, основанное на исследованиях и иджтихаде? И что будет, если люди согласятся с этим нашим призывом и будут его исполнять? Поистине, вслед за этим наступит анархия, губящая цивилизацию, посевы и народы: люди будут хотеть строить, но будут разрушать, будут торопиться лишать себя жизни, называя это лечением, навлекут на себя бедность и гибель своими трудами. Все это потому, что они использовали иджтихад не по назначению, и применяли его, не соблюдая его условий, и проигнорировали закон Аллаха в бытии, заключающуюся в связывании одних групп людей с другими в сфере взаимопомощи, обучения и наставления. Эта истина известна всем, даже малым детям и поборникам безмазхабности, однако, почему эти люди не применяют тот же закон по отношению к религиозным специальностям и определении дозволенного и запретного!?... Мы не знаем!

Результат того, что люди устремятся по площадям иджтихада в мирских специальностях тот же, что и в религиозных вопросах и положениях о дозволенном и запретном.

Мы имеем завершенный фикх, связанный со всеми ситуациями в жизни людей и общества, он выведен и составлен имамами муджтахидами и их учеными сподвижниками, и сегодня он сформированный предстает перед нами, и обращается своим языком: ничто не мешает вам применить этот фикх в вопросах уголовного, гражданского права и других вопросах, сформулировав его подходящим для вас способом!... Если мы подставим это богатое наследие фикха под буйные ветры полной свободы иджтихада для всех мусульман, этот фикх превратится в сухие стебли, гонимые бушующими ветрами... и что же мы видим? Мы видим прочное здание науки фикха, на которое обрушиваются обломки и осколки камней, разбросанных то тут, то там, поистине, это результат, в котором сомневаться может только упрямец, чуждый Исламу.

Сегодня перед мусульманином лежит дозволенный путь для понимания норм, касающихся поста, молитвы, закята и других религиозных вопросов, с которыми он сталкивается в своей жизни, этот путь заключается в изучение кратких книг, содержащих краткое изложение норм шариата, по одному из четырех мазхабов. Он не обязан понимать и знать доказательства норм, если только он не является муджтахидом, также как и большинство людей, испрашивающих фетвы великих асхабов и табиинов.

Если ты обяжешь каждого мусульманина совершать иджтихад и анализ доказательств, и отдалишь его от этих книг, из которых он в состоянии выучить положения дозволенного и запретного, следуя за одним из четырех имамов[1], это означает, что ты ему со всей ясностью сказал: божественная норма в вопросах, с которыми ты сталкиваешься, состоит в том, к чему приводит тебя твое личное мнение.

[1]Один из активно призывающих к безмазхабности называет книги, содержащие иджтихад четырех имамов, «заржавевшими»!![1]

И после этого можно ждать только одного, что весь шариат станет пустым именем, главою из книги без содержания, строением, подобным кладбищу Джухи[2]: стеной с наглухо запертыми воротами, за которой находится брошенная земля, по которой бродят хищники и волки.

[2]Герой арабского фольклора (прим. перевод.)[2]

Если ты, после того как ты отдалишь его от тех книг и имамов, и направишь его к другим книгам, которые составили другие, и в которых иджтихад других людей, и привяжешь его к этим книгам, и направишь к следованию за ними, тем самым ты не сделаешь ничего большего, чем обяжешь его перейти от таклида аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика и Ахмада к таклиду за таким-то и таким-то из числа современников. И нет в этом обязывании иного смысла, кроме ненависти и злобы в отношении четырех имамов и их последователей, и фанатизма в следовании за таким-то и таким-то и распространении их иджтихадов.

Однажды я сказал студенту, совершающему молитву возле меня, который непрерывно шевелил пальцем во время чтения ташаххуда(одна из молитв читаемых в намазе в положении сидя): «Почему ты шевелишь своим пальцем таким образом?». Он ответил: «Потому что это сунна, дошедшая до нас от Пророка (мир ему и благословение)». Я сказал: «Какой хадис приведен по этому поводу и насколько он достоверен? Где в этом хадисе указание на то, что шевеление должно быть непрерывным?». Юноша ответил: «Я не знаю, но я спрошу об этом такого-то...!».

Если бы он, обнаружив, что не знает доказательств, сказал бы: «Я следую в этом вопросе мазхабу имама Малика», то он бы успокоился и дал бы покой другим, и исполнил бы обязанность, возложенную на него.

Таким образом, этот человек был отдален от приверженности мазхабу одного из четырех имамов ни для чего иного, кроме как для того, чтобы следовать за другим человеком, даже на протяжении всей своей жизни, неотступно черпая знания только у него одного. И для того лишь, чтобы ему сказали: тебе запрещено неотступно следовать за определенным мазхабом, также как это говорят в отношении приверженцев мазхабов четырех имамов!!... Разве ты не видишь, таким образом, явное проявление фанатичности в худшей форме?!.[3].

[3]Нас не тревожит, что эти приверженцы безмазхабности выносят свои решения по вопросам исламского шариата, которые противоречат мнению большинства имамов, и соглашаются с теми из имамов, которые придерживается их точки зрения по этим вопросам. Нас не это заботит. Порой некоторые из них исследуют вопрос и проявляют усердие в некоторых вопросах фикха, так что становятся способным на иджтихад по этим вопросам, но им недостаточно нашего признания их заслуг, желая полного признания с нашей стороны. Иногда наше мнение противоречит их мнению, иногда мы предпочитаем мнение большинства ученых, иногда мы не признаем их способности на иджтихад. Иногда мы дискутируем с ними обо всем этом спокойно, по-братски, как того и требует ситуация. Однако мы не делаем из мнения, выбранного ими, которое они называют анализом и опорой на Коран и сунну, темы для порицания и причины для возбуждения спора и смуты.

Да... нам нет никакого дела до того, кто предпочитает непрерывно шевелить своим пальцем во время ташаххуда, или же предпочитает совершать таравих намаз в восемь ракаатов, или же он не считает, что нужно возмещать умышленно пропущенную молитву... Среди имамов и факихов были высказывающие такие мнения. И не является нововведением в Исламе утверждение людей о собственном иджтихаде, и они выбирают для себя мазхабы по некоторым вопросам фикха, все равно, способны они на самом деле к иджтихаду, или не являются таковыми.

Однако мы осуждаем и нас тревожит то, что эти люди превращают их мнения в острые орудия, с помощью которых они воюют против имамов мазхабов и обрывают тем самым прочную связь между ними и большинством мусульман, распространяя тем самым смуту в мечетях, кварталах, делая это при каждом удобном случае, каковым и является сегодня положение большинства из них. Они оставили путь призыва к Аллаху и Его религии и отвернулись от уклонившихся, вместе с их заблуждениями, сомнениями и ошибками, и начинают выступать против каждого религиозного человека, противоречащего их иджтихаду или же продолжает придерживаться мазхаба одного из четырех имамов, против, того кто говорит о своей неспособности на иджтихад и о вынужденном таклиде.

Они развязывают с ними бесконечные споры, и эти споры приводят к недопустимой ненависти. Они подозревают их в заблуждении, имамов обвиняют в невежестве, а их книги называют ржавчиной и отклонением!! Если появятся в руке кого-либо четки, для подсчета читаемого вирда, они набрасываются на него, обвиняя его в глупости, заблуждении и ереси; если же муэдзин после призыва на молитву громко благословит Посланника Аллаха (мир ему и благословение), они намекают ему о подозрении в ширке и остерегают его от повторения подобного. Если некоторые предпочтут совершать таравих в двадцать ракаатов в своей мечети, они возмущаются и поднимают смуту, которой нет конца и края, нередко некоторые буйствуют и бунтуют в мечети, так что возвышают свои голоса в ругани и пререканиях.

Я не перестаю вспоминать одну из ночей Рамазана, во время которой, после ночного намаза, меня посетила группа простых людей, и наивных среди них было свыше пятнадцати человек, и на их лицах и в голосах были заметны следы спора, от которого они отошли только что. Они начали умолять меня остановить бушующую смуту, поднявшуюся в их мечети по причине того, что один из них стал запрещать совершение молитвы таравих свыше восьми ракаатов, и начал спорить с ними, пока не усилилась смута в мечети, и дом Аллаха не превратился в арену борьбы на пути шайтана! Что мешает им совершать таравих намаз так, как им нравится, и оставить нас совершать этот намаз так, как мы считаем правильным, исходит ли это от нашего таклида или иджтихада?!

Разве вся их забота не сводится к утверждению своей способности понимать нормы шариата из Книги и сунны, не придерживаясь рамок одного из имамов муджтахидов? И вот мы оставили их с их утверждением, так пусть же они строят для себя, как они хотят, новый мазхаб, возвышающийся рядом с четырьмя разработанными мазхабами, и пусть отдаляются от фикха имамов, их иджтихадов настолько, на сколько захотят! Но зачем нападать после всего этого на других, обвиняя в невежестве, глупости и заблуждении?! Зачем они дают волю своим языкам в издевательстве над четырьмя имамами, над многими их книгами, их иджтихадами и последователями?!. Зачем нужна пустая трата времени на выискивание того, что они называют ошибками Абу Ханифы?! Зачем начинать в собраниях порочить имама аш-Шафии и издеваться над его фикхом из-за того, что он вынес фетву о правомочности брака мужчины со своей незаконнорожденной дочерью? Если бы он прочел речь аш-Шафии по этому вопросу в книге «Аль-Умм», то он был бы сокрушен своим невероятным невежеством!

Иногда человек, подобный шейху Насиру, говорит: упаси нас Аллах, мы не умаляем достоинства имамов и не говорим ничего плохого о мазхабах!.. Да, он говорит подобное в некоторых собраниях, но на самом деле он не подтверждает сказанное, напротив, он противоречит самому себе. Поистине, тот, кто уважает четырех имамов и уважает проявленное ими усердие в выявлении норм исламского шариата и их выведении из Корана и сунны, - не говорит без всякого повода и законного основания, в комментарии хадиса о ниспослании Исы (мир ему):

«Ясно, что действительно Иса будет выносить решения по нашему шариату, будет судить по Корану и сунне, а не по чему-либо другому, как Инджиль, ханифитский фикх и тому подобное!!».

Подумай об этих словах!! Подумай о значении его слов: не по чему-либо другому, как Инджиль и ханифитский фикх и тому подобное, этот человек убежден в таком случае, что ханифитский фикх ничто иное, как подобие Инджиля... Вещь, не имеющая какого-либо отношения к исламскому шариату, к Корану и сунне!!

Разве найдется мусульманин, боящийся Аллаха в познании истины, который не знает, что ханифитский фикх это ни что иное, как нормы, извлеченные из Корана и сунны, или же установленные с помощью аналогии из Корана и сунны. И что имам этого фикха Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, выведя нормы Его Книги и сунны Его Пророка, тем самым приблизился к Аллаху, а не приблизился к шайтану, измышляя другой фикх, поставив его рядом с Инджилем, чтобы противоречить законам Корана, не говоря о том, что он, да будет доволен им Аллах, ошибся в некоторых своих иджтихадах или был прав. Кто же говорит, что наш господин Иса (мир ему) будет слабее шейха Насира в познании Корана и сунны, так что не будет способным на иджтихад и будет вынужден следовать за имамами по нормам шариата и выберет среди имамов самого Абу Ханифу?

Действительно ли среди ханифитов есть утверждающие подобное? Да, некоторые отклонились в своем мышлении, и болтают подобную чушь. Но верный научный метод в этой ситуации заключается в том, чтобы шейх Насир привел имя утверждающего подобное, и указал бы, в какой книге, и где приводятся такие слова, затем опроверг бы это научным методом, на который способен любой искренний в религии Аллаха и уважающий имамов Ислама. Этот метод заключается в том, что Иса, сын Марьям, мир ему и благословение, способен на извлечение норм шариата непосредственно из Корана и сунны, и что это самое малое, чем можно описать Ису, посланника Аллаха, мир ему. В этой ситуации не сообщается о его следовании за имамами.

Использование шейхом Насиром опровержения подобных слов для осуждения фикха имама Абу Ханифы, и для называния его чем-то совсем иным, а не исламским шариатом, так же как и Евангелие - не является научным и исламским методом в своей сути. Может быть ты, о читатель-мусульманин, посчитаешь невозможным, чтобы мусульманин сказал подобное! В таком случае обратись к книге «Мухтасару сахихи Муслим» аль-Мунзири и прочитай комментарий к этому хадису, написанный шейхом Насиром, на стр. 308. Что касается издателя этой книги, то мы узнали, что один из истинных больших ученых обратил внимание на эту удивительную и порицаемую речь, и разъяснил ему необходимость исключения этой болтовни из второго издания, которое вскоре выйдет.

Мы не знаем, предпочтет ли издатель верно привести все написанное шейхом Насиром и оставить ради этого эту опасную чушь, или же предпочтет быть верным шариату Аллаха и истине, известной всем мусульманам, даже если для этого придется пожертвовать строчкой, написанной шейхом Насиром?! Мы не знаем, но второе издание разъяснит нам это, и даст нам возможность прокомментировать.[3]

Какой беспристрастный человек позволит отбросить приведенные нами аргументы, в пользу допустимости таклида мусульманина за одним из имамов муджтахидов, пока он сам не способен на иджтихад, потом призвать всех людей к иджтихаду, даже если они и не способны на это, и призвать их освободиться от таклида за имамами муджтахидами, несмотря на то, что за ними следовали прежде миллионы мусульман, призвать извлекать нормы о дозволенном и запретном, так как они это представляют и понимают, несмотря на то, что они тем самым разорвут шариат Аллаха, меж их разнообразными воображениями и иллюзиями?!

Какой человек не знает, что открытие этих дверей нараспашку перед всеми людьми, при всех их различиях, даст возможность врагам Ислама и его шариата разрезать его на кусочки ножом иджтихада?!

Разве есть в нашем арабском мире культурный человек, знающий современную историю, который не знает пути, через который Британия, вслед за оккупацией Египта, осуществила попирание исламского шариата, в соответствии со своими планами?...Ислам, по мнению лорда Кромера, был отставшим, застывшим и не поддающимся развитию, и он искал допустимый способ для отхода египетского общества от этой привязанности... Блестящим и допустимым способом явилось распространение идей иджтихада в сердцах тех людей, которые верили в необходимость развития нового европейского общества, стоило только вручить этим людям важнейшие религиозные посты, как например пост муфтия, шейха университета Азхара и пост в его управлении. Так что люди, верящие в европейское общество, приобщились ко многим проявлениям этого общества и его ценностям, они призывали шейхов Азхара и его ученых к иджтихаду в обход его условий, так что шейх Мараги дошел до того, что заявил, якобы муджтахид может и не знать арабского языка... Посланники Британии приступили к иджтихаду в исламском шариате и дошли в своих иджтихадах до изменения гражданского права, ограничив количество жен, право на развод, уравняв в правах на наследство мужчину и женщину, потом фетвы иджтихада стали активными, отрицая хиджаб, позволяя определенный банковский процент, и они (люди верящие в европейское общество) считали авторов этих фетв обладающими широким кругозором, гибким мышлением и пониманием духа Ислама.[4]

[4]См. «аль-иттиджахату аль-ватанийяту фи аль-адаби аль-муасир» т. 2стр. 298 и далее. Книга «Мавкиуль аль-акли ва аль-ильми ва аль-алями мин рабби аль-алямин» т. 4 стр. 350 и далее[4]

Какое же назидание следует нам извлечь из недалеко прошлого?

Что является основанием для разрушения огромного здания фикха, воздвигнутого руками искренних имамов муджтахидов, являвшихся таковыми, по единогласному мнению всех минувших эпох, или для открытия ворот иджтихада перед всеми и отбрасывания приверженности четырем мазхабам? Поистине, эпидемия, вломившаяся в дверь иджтихада вчера, бушует и сегодня. Сегодня тех, кто готовился изрезать ножом иджтихада законы ислама, намного больше, чем вчера! О, вы, оставьте мусульман следовать за своими имамами, о дозволенности следования за которыми единогласно высказались представители всех эпох. Делайте иджтихад, если вы того желаете, в извлечении норм относительно современных проблем, которые не существовали раньше и о которых не говорили имамы в свое время. А мы будем просить у Аллаха для вас помощи, верного мышления и мнений.

Но вы, к удивлению, отворачиваетесь от нового, о котором не высказывались прежние имамы, и в котором обязательно нужно заняться иджтихадом и познать нормы, касающиеся его в наше время. От такого, как, например, вопросы страхования жизни и имущества, разновидности анонимных компаний и акционерных обществ и др., разновидности социального обеспечения, распространенного сегодня, гарантии сделок, и различных новых видов договоров между землевладельцами и арендаторами и т.п. Вы отходите от исследования всех этих вопросов и продолжаете обвинять в глупости иджтихады четырех имамов, и остерегать всех людей от следования за этими имамами!!!

Да, клянусь Аллахом, я не видел ни одного из этих приверженцев безмазхабности, который изучал бы когда-либо хоть один из этих появившихся вопросов, о которых простые люди спрашивают друг друга каждый день. Они только и занимаются тем, что тратят все свои старания для разрушения того, строение чего завершено, и нормы чего утверждены, при том что каждый из муджтахидов и мукаллидов заслуживает оправдания пред Аллахом, придерживаясь этих норм, тем самым очистив свою совесть и выполняя возложенную на них Аллахом обязанность!

О вы, оставьте утвержденные нормы, составленные лучшими имамами мусульман и принятые мусульманами поколение за поколением, и засучите рукава для иджтихада в этих появившихся вопросах, которые не исследованы и не обсуждены ни одним из имамов, и на незнание норм шариата в которых жалуются все мусульмане. Если вы извлечете из вашего иджтихада в этих вопросах что-либо, подтверждая это аргументами из Корана и сунны, и выявите способ выведения норм в них, то мы вручим вам в этот день головы всех этих четырех имамов и позволим вам отменять их иджтихад вашим иджтихадом, и призовем всех людей к следованию за вами, а не за этими имамами[5]

[5] Сделайте это... и я сдержу свое слово.[5]

глава из книги Рамадана Аль-Бути

"Путь размечен. Отказ от мазхабов"

Опубликовано в Назидание

Глава из книги Рамадана Аль-Бути "Путь размечен. Отказ от мазхабов"

«Что будет, если мы отойдет от всех этих доказательств и, руководствуясь иджтихадом, призовем людей отказаться от пут мазхабов, от следования за ними, и пуститься по полю иджтихада?»

Я отвечаю: что произойдет, если мы призовем всех людей отказаться от помощи инженеров, от опоры на них в деятельности предприятий, отказаться при лечении болезней от следования за врачами и за их рекомендациями, отказаться в промышленности и ремеслах от помощи специалистов в этих областях, и призовем отбросить все полезное в их знании и опыте, что произойдет, если мы призовем всех людей не следовать за этими специалистами, и заменить все это иджтихадом во всех этих вопросах и полагаться на свое личное мнение, основанное на исследованиях и иджтихаде? И что будет, если люди согласятся с этим нашим призывом и будут его исполнять? Поистине, вслед за этим наступит анархия, губящая цивилизацию, посевы и народы: люди будут хотеть строить, но будут разрушать, будут торопиться лишать себя жизни, называя это лечением, навлекут на себя бедность и гибель своими трудами. Все это потому, что они использовали иджтихад не по назначению, и применяли его, не соблюдая его условий, и проигнорировали закон Аллаха в бытии, заключающуюся в связывании одних групп людей с другими в сфере взаимопомощи, обучения и наставления. Эта истина известна всем, даже малым детям и поборникам безмазхабности, однако, почему эти люди не применяют тот же закон по отношению к религиозным специальностям и определении дозволенного и запретного!?... Мы не знаем!

Результат того, что люди устремятся по площадям иджтихада в мирских специальностях тот же, что и в религиозных вопросах и положениях о дозволенном и запретном.

Мы имеем завершенный фикх, связанный со всеми ситуациями в жизни людей и общества, он выведен и составлен имамами муджтахидами и их учеными сподвижниками, и сегодня он сформированный предстает перед нами, и обращается своим языком: ничто не мешает вам применить этот фикх в вопросах уголовного, гражданского права и других вопросах, сформулировав его подходящим для вас способом!... Если мы подставим это богатое наследие фикха под буйные ветры полной свободы иджтихада для всех мусульман, этот фикх превратится в сухие стебли, гонимые бушующими ветрами... и что же мы видим? Мы видим прочное здание науки фикха, на которое обрушиваются обломки и осколки камней, разбросанных то тут, то там, поистине, это результат, в котором сомневаться может только упрямец, чуждый Исламу.

Сегодня перед мусульманином лежит дозволенный путь для понимания норм, касающихся поста, молитвы, закята и других религиозных вопросов, с которыми он сталкивается в своей жизни, этот путь заключается в изучение кратких книг, содержащих краткое изложение норм шариата, по одному из четырех мазхабов. Он не обязан понимать и знать доказательства норм, если только он не является муджтахидом, также как и большинство людей, испрашивающих фетвы великих асхабов и табиинов.

Если ты обяжешь каждого мусульманина совершать иджтихад и анализ доказательств, и отдалишь его от этих книг, из которых он в состоянии выучить положения дозволенного и запретного, следуя за одним из четырех имамов[1], это означает, что ты ему со всей ясностью сказал: божественная норма в вопросах, с которыми ты сталкиваешься, состоит в том, к чему приводит тебя твое личное мнение.

[1]Один из активно призывающих к безмазхабности называет книги, содержащие иджтихад четырех имамов, «заржавевшими»!![1]

И после этого можно ждать только одного, что весь шариат станет пустым именем, главою из книги без содержания, строением, подобным кладбищу Джухи[2]: стеной с наглухо запертыми воротами, за которой находится брошенная земля, по которой бродят хищники и волки.

[2]Герой арабского фольклора (прим. перевод.)[2]

Если ты, после того как ты отдалишь его от тех книг и имамов, и направишь его к другим книгам, которые составили другие, и в которых иджтихад других людей, и привяжешь его к этим книгам, и направишь к следованию за ними, тем самым ты не сделаешь ничего большего, чем обяжешь его перейти от таклида аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика и Ахмада к таклиду за таким-то и таким-то из числа современников. И нет в этом обязывании иного смысла, кроме ненависти и злобы в отношении четырех имамов и их последователей, и фанатизма в следовании за таким-то и таким-то и распространении их иджтихадов.

Однажды я сказал студенту, совершающему молитву возле меня, который непрерывно шевелил пальцем во время чтения ташаххуда(одна из молитв читаемых в намазе в положении сидя): «Почему ты шевелишь своим пальцем таким образом?». Он ответил: «Потому что это сунна, дошедшая до нас от Пророка (мир ему и благословение)». Я сказал: «Какой хадис приведен по этому поводу и насколько он достоверен? Где в этом хадисе указание на то, что шевеление должно быть непрерывным?». Юноша ответил: «Я не знаю, но я спрошу об этом такого-то...!».

Если бы он, обнаружив, что не знает доказательств, сказал бы: «Я следую в этом вопросе мазхабу имама Малика», то он бы успокоился и дал бы покой другим, и исполнил бы обязанность, возложенную на него.

Таким образом, этот человек был отдален от приверженности мазхабу одного из четырех имамов ни для чего иного, кроме как для того, чтобы следовать за другим человеком, даже на протяжении всей своей жизни, неотступно черпая знания только у него одного. И для того лишь, чтобы ему сказали: тебе запрещено неотступно следовать за определенным мазхабом, также как это говорят в отношении приверженцев мазхабов четырех имамов!!... Разве ты не видишь, таким образом, явное проявление фанатичности в худшей форме?!.[3].

[3]Нас не тревожит, что эти приверженцы безмазхабности выносят свои решения по вопросам исламского шариата, которые противоречат мнению большинства имамов, и соглашаются с теми из имамов, которые придерживается их точки зрения по этим вопросам. Нас не это заботит. Порой некоторые из них исследуют вопрос и проявляют усердие в некоторых вопросах фикха, так что становятся способным на иджтихад по этим вопросам, но им недостаточно нашего признания их заслуг, желая полного признания с нашей стороны. Иногда наше мнение противоречит их мнению, иногда мы предпочитаем мнение большинства ученых, иногда мы не признаем их способности на иджтихад. Иногда мы дискутируем с ними обо всем этом спокойно, по-братски, как того и требует ситуация. Однако мы не делаем из мнения, выбранного ими, которое они называют анализом и опорой на Коран и сунну, темы для порицания и причины для возбуждения спора и смуты.

Да... нам нет никакого дела до того, кто предпочитает непрерывно шевелить своим пальцем во время ташаххуда, или же предпочитает совершать таравих намаз в восемь ракаатов, или же он не считает, что нужно возмещать умышленно пропущенную молитву... Среди имамов и факихов были высказывающие такие мнения. И не является нововведением в Исламе утверждение людей о собственном иджтихаде, и они выбирают для себя мазхабы по некоторым вопросам фикха, все равно, способны они на самом деле к иджтихаду, или не являются таковыми.

Однако мы осуждаем и нас тревожит то, что эти люди превращают их мнения в острые орудия, с помощью которых они воюют против имамов мазхабов и обрывают тем самым прочную связь между ними и большинством мусульман, распространяя тем самым смуту в мечетях, кварталах, делая это при каждом удобном случае, каковым и является сегодня положение большинства из них. Они оставили путь призыва к Аллаху и Его религии и отвернулись от уклонившихся, вместе с их заблуждениями, сомнениями и ошибками, и начинают выступать против каждого религиозного человека, противоречащего их иджтихаду или же продолжает придерживаться мазхаба одного из четырех имамов, против, того кто говорит о своей неспособности на иджтихад и о вынужденном таклиде.

Они развязывают с ними бесконечные споры, и эти споры приводят к недопустимой ненависти. Они подозревают их в заблуждении, имамов обвиняют в невежестве, а их книги называют ржавчиной и отклонением!! Если появятся в руке кого-либо четки, для подсчета читаемого вирда, они набрасываются на него, обвиняя его в глупости, заблуждении и ереси; если же муэдзин после призыва на молитву громко благословит Посланника Аллаха (мир ему и благословение), они намекают ему о подозрении в ширке и остерегают его от повторения подобного. Если некоторые предпочтут совершать таравих в двадцать ракаатов в своей мечети, они возмущаются и поднимают смуту, которой нет конца и края, нередко некоторые буйствуют и бунтуют в мечети, так что возвышают свои голоса в ругани и пререканиях.

Я не перестаю вспоминать одну из ночей Рамазана, во время которой, после ночного намаза, меня посетила группа простых людей, и наивных среди них было свыше пятнадцати человек, и на их лицах и в голосах были заметны следы спора, от которого они отошли только что. Они начали умолять меня остановить бушующую смуту, поднявшуюся в их мечети по причине того, что один из них стал запрещать совершение молитвы таравих свыше восьми ракаатов, и начал спорить с ними, пока не усилилась смута в мечети, и дом Аллаха не превратился в арену борьбы на пути шайтана! Что мешает им совершать таравих намаз так, как им нравится, и оставить нас совершать этот намаз так, как мы считаем правильным, исходит ли это от нашего таклида или иджтихада?!

Разве вся их забота не сводится к утверждению своей способности понимать нормы шариата из Книги и сунны, не придерживаясь рамок одного из имамов муджтахидов? И вот мы оставили их с их утверждением, так пусть же они строят для себя, как они хотят, новый мазхаб, возвышающийся рядом с четырьмя разработанными мазхабами, и пусть отдаляются от фикха имамов, их иджтихадов настолько, на сколько захотят! Но зачем нападать после всего этого на других, обвиняя в невежестве, глупости и заблуждении?! Зачем они дают волю своим языкам в издевательстве над четырьмя имамами, над многими их книгами, их иджтихадами и последователями?!. Зачем нужна пустая трата времени на выискивание того, что они называют ошибками Абу Ханифы?! Зачем начинать в собраниях порочить имама аш-Шафии и издеваться над его фикхом из-за того, что он вынес фетву о правомочности брака мужчины со своей незаконнорожденной дочерью? Если бы он прочел речь аш-Шафии по этому вопросу в книге «Аль-Умм», то он был бы сокрушен своим невероятным невежеством!

Иногда человек, подобный шейху Насиру, говорит: упаси нас Аллах, мы не умаляем достоинства имамов и не говорим ничего плохого о мазхабах!.. Да, он говорит подобное в некоторых собраниях, но на самом деле он не подтверждает сказанное, напротив, он противоречит самому себе. Поистине, тот, кто уважает четырех имамов и уважает проявленное ими усердие в выявлении норм исламского шариата и их выведении из Корана и сунны, - не говорит без всякого повода и законного основания, в комментарии хадиса о ниспослании Исы (мир ему):

«Ясно, что действительно Иса будет выносить решения по нашему шариату, будет судить по Корану и сунне, а не по чему-либо другому, как Инджиль, ханифитский фикх и тому подобное!!».

Подумай об этих словах!! Подумай о значении его слов: не по чему-либо другому, как Инджиль и ханифитский фикх и тому подобное, этот человек убежден в таком случае, что ханифитский фикх ничто иное, как подобие Инджиля... Вещь, не имеющая какого-либо отношения к исламскому шариату, к Корану и сунне!!

Разве найдется мусульманин, боящийся Аллаха в познании истины, который не знает, что ханифитский фикх это ни что иное, как нормы, извлеченные из Корана и сунны, или же установленные с помощью аналогии из Корана и сунны. И что имам этого фикха Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, выведя нормы Его Книги и сунны Его Пророка, тем самым приблизился к Аллаху, а не приблизился к шайтану, измышляя другой фикх, поставив его рядом с Инджилем, чтобы противоречить законам Корана, не говоря о том, что он, да будет доволен им Аллах, ошибся в некоторых своих иджтихадах или был прав. Кто же говорит, что наш господин Иса (мир ему) будет слабее шейха Насира в познании Корана и сунны, так что не будет способным на иджтихад и будет вынужден следовать за имамами по нормам шариата и выберет среди имамов самого Абу Ханифу?

Действительно ли среди ханифитов есть утверждающие подобное? Да, некоторые отклонились в своем мышлении, и болтают подобную чушь. Но верный научный метод в этой ситуации заключается в том, чтобы шейх Насир привел имя утверждающего подобное, и указал бы, в какой книге, и где приводятся такие слова, затем опроверг бы это научным методом, на который способен любой искренний в религии Аллаха и уважающий имамов Ислама. Этот метод заключается в том, что Иса, сын Марьям, мир ему и благословение, способен на извлечение норм шариата непосредственно из Корана и сунны, и что это самое малое, чем можно описать Ису, посланника Аллаха, мир ему. В этой ситуации не сообщается о его следовании за имамами.

Использование шейхом Насиром опровержения подобных слов для осуждения фикха имама Абу Ханифы, и для называния его чем-то совсем иным, а не исламским шариатом, так же как и Евангелие - не является научным и исламским методом в своей сути. Может быть ты, о читатель-мусульманин, посчитаешь невозможным, чтобы мусульманин сказал подобное! В таком случае обратись к книге «Мухтасару сахихи Муслим» аль-Мунзири и прочитай комментарий к этому хадису, написанный шейхом Насиром, на стр. 308. Что касается издателя этой книги, то мы узнали, что один из истинных больших ученых обратил внимание на эту удивительную и порицаемую речь, и разъяснил ему необходимость исключения этой болтовни из второго издания, которое вскоре выйдет.

Мы не знаем, предпочтет ли издатель верно привести все написанное шейхом Насиром и оставить ради этого эту опасную чушь, или же предпочтет быть верным шариату Аллаха и истине, известной всем мусульманам, даже если для этого придется пожертвовать строчкой, написанной шейхом Насиром?! Мы не знаем, но второе издание разъяснит нам это, и даст нам возможность прокомментировать.[3]

Какой беспристрастный человек позволит отбросить приведенные нами аргументы, в пользу допустимости таклида мусульманина за одним из имамов муджтахидов, пока он сам не способен на иджтихад, потом призвать всех людей к иджтихаду, даже если они и не способны на это, и призвать их освободиться от таклида за имамами муджтахидами, несмотря на то, что за ними следовали прежде миллионы мусульман, призвать извлекать нормы о дозволенном и запретном, так как они это представляют и понимают, несмотря на то, что они тем самым разорвут шариат Аллаха, меж их разнообразными воображениями и иллюзиями?!

Какой человек не знает, что открытие этих дверей нараспашку перед всеми людьми, при всех их различиях, даст возможность врагам Ислама и его шариата разрезать его на кусочки ножом иджтихада?!

Разве есть в нашем арабском мире культурный человек, знающий современную историю, который не знает пути, через который Британия, вслед за оккупацией Египта, осуществила попирание исламского шариата, в соответствии со своими планами?...Ислам, по мнению лорда Кромера, был отставшим, застывшим и не поддающимся развитию, и он искал допустимый способ для отхода египетского общества от этой привязанности... Блестящим и допустимым способом явилось распространение идей иджтихада в сердцах тех людей, которые верили в необходимость развития нового европейского общества, стоило только вручить этим людям важнейшие религиозные посты, как например пост муфтия, шейха университета Азхара и пост в его управлении. Так что люди, верящие в европейское общество, приобщились ко многим проявлениям этого общества и его ценностям, они призывали шейхов Азхара и его ученых к иджтихаду в обход его условий, так что шейх Мараги дошел до того, что заявил, якобы муджтахид может и не знать арабского языка... Посланники Британии приступили к иджтихаду в исламском шариате и дошли в своих иджтихадах до изменения гражданского права, ограничив количество жен, право на развод, уравняв в правах на наследство мужчину и женщину, потом фетвы иджтихада стали активными, отрицая хиджаб, позволяя определенный банковский процент, и они (люди верящие в европейское общество) считали авторов этих фетв обладающими широким кругозором, гибким мышлением и пониманием духа Ислама.[4]

[4]См. «аль-иттиджахату аль-ватанийяту фи аль-адаби аль-муасир» т. 2стр. 298 и далее. Книга «Мавкиуль аль-акли ва аль-ильми ва аль-алями мин рабби аль-алямин» т. 4 стр. 350 и далее[4]

Какое же назидание следует нам извлечь из недалеко прошлого?

Что является основанием для разрушения огромного здания фикха, воздвигнутого руками искренних имамов муджтахидов, являвшихся таковыми, по единогласному мнению всех минувших эпох, или для открытия ворот иджтихада перед всеми и отбрасывания приверженности четырем мазхабам? Поистине, эпидемия, вломившаяся в дверь иджтихада вчера, бушует и сегодня. Сегодня тех, кто готовился изрезать ножом иджтихада законы ислама, намного больше, чем вчера! О, вы, оставьте мусульман следовать за своими имамами, о дозволенности следования за которыми единогласно высказались представители всех эпох. Делайте иджтихад, если вы того желаете, в извлечении норм относительно современных проблем, которые не существовали раньше и о которых не говорили имамы в свое время. А мы будем просить у Аллаха для вас помощи, верного мышления и мнений.

Но вы, к удивлению, отворачиваетесь от нового, о котором не высказывались прежние имамы, и в котором обязательно нужно заняться иджтихадом и познать нормы, касающиеся его в наше время. От такого, как, например, вопросы страхования жизни и имущества, разновидности анонимных компаний и акционерных обществ и др., разновидности социального обеспечения, распространенного сегодня, гарантии сделок, и различных новых видов договоров между землевладельцами и арендаторами и т.п. Вы отходите от исследования всех этих вопросов и продолжаете обвинять в глупости иджтихады четырех имамов, и остерегать всех людей от следования за этими имамами!!!

Да, клянусь Аллахом, я не видел ни одного из этих приверженцев безмазхабности, который изучал бы когда-либо хоть один из этих появившихся вопросов, о которых простые люди спрашивают друг друга каждый день. Они только и занимаются тем, что тратят все свои старания для разрушения того, строение чего завершено, и нормы чего утверждены, при том что каждый из муджтахидов и мукаллидов заслуживает оправдания пред Аллахом, придерживаясь этих норм, тем самым очистив свою совесть и выполняя возложенную на них Аллахом обязанность!

О вы, оставьте утвержденные нормы, составленные лучшими имамами мусульман и принятые мусульманами поколение за поколением, и засучите рукава для иджтихада в этих появившихся вопросах, которые не исследованы и не обсуждены ни одним из имамов, и на незнание норм шариата в которых жалуются все мусульмане. Если вы извлечете из вашего иджтихада в этих вопросах что-либо, подтверждая это аргументами из Корана и сунны, и выявите способ выведения норм в них, то мы вручим вам в этот день головы всех этих четырех имамов и позволим вам отменять их иджтихад вашим иджтихадом, и призовем всех людей к следованию за вами, а не за этими имамами[5]

[5] Сделайте это... и я сдержу свое слово.[5]

глава из книги Рамадана Аль-Бути

"Путь размечен. Отказ от мазхабов"

Опубликовано в Фикх
Четверг, 04 Сентябрь 2014 00:00

Аль-Азхар Аш-Шариф

Опубликовано в Фотогалерея
Среда, 03 Сентябрь 2014 17:57

Как ислам распространился в Сирии

Ислам, ставший религией подавляющего большинства  на Аравийском полуострове и после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во времена правления праведных халифов продолжал  распространяться через торговлю, образование, проповедь в близлежащих странах.

Ближайшим соседом халифата была Восточноримская или Византийская империя, под властью которой находились Египет, Малая Азия и территория нынешних Сирии, Ливана и Палестины. Византийский император Ираклий рассматривал мусульман как опасную угрозу, появившуюся неожиданно из аравийских песков.

Во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах,  мусульмане начали постепенно продвигаться на территорию, подконтрольную византийцам. Сначала это продвижение сопровождалось небольшими по масштабу военными столкновениями, но постепенно многие города стали переходить под власть мусульман. Это стало особенно заметно после 635 года когда мусульмане заняли Дамаск – один из лучших городов Византийской империи в Малой Азии.

Император Ираклий понял, что этой новой силе необходимо дать отпор и собрал армию численностью в 50 тысяч человек с целью изгнать мусульман с территорий, подчинявшихся власти Византии. Значительно уступавшие византийцам в силе мусульмане покинули Дамаск и отступили к реке Ярмук, к северо-востоку от Иерусалима.

В битве при Ярмуке  в 15 году Хиджры мусульмане сражались за свое существование и их победа означала, что ислам выжил, победил и получил шанс распространяться дальше на значительные территории.

По мнению историков мусульмане одержали победу потому что были объединены общей религиозной идеей и этнически однородными в своей массе в отличие от войск византийцев, которые состояли из представителей разных народов и которыми командовали разные командиры. В этой битве ими командовал знаменитый Халид ибн аль-Валид и, хотя численность мусульманской армии была в два раза меньше чем византийской, его полководческое искусство оказалось и в этот раз на высоте.

На второй день битвы все еще не ясно было, на чью сторону склоняется победа, хотя обе стороны понесли значительные потери. Византийцы атаковали правый фланг армии мусульман, две атаки были отбиты, однако  после третьей мусульмане стали отступать к своему лагерю. Но здесь их встретили их собственные жены, которые призывая их держать позицию, кидали в них камни и ударяли кольями от палаток. Это привело отступавших в чувство, и они стали обороняться. Подоспевшая кавалерия отбросила византийцев на исходную позицию.

Пятый день сражения обе армии использовали для перегруппировки и отдыха. На шестой день Халид ибн-Валид наконец почувствовал, что приближается победа.  Он начал всеобщую атаку, концентрируя силы на левом фланге византийцев, который уже был ослаблен и отрезан от своего лагеря и сокрушив его вышла им в тыл. Утомленная многодневным сражением, византийская армия бросилась в паническое бегство в густой пыли в предвечернее время.

После победы при Ярмуке мусульмане продолжили свое движение в Палестину и Египет. Битва при Ярмуке стала решающей для распространения ислама в Сирии.

Мусульмане под командой Амра ибн аль-Аса осадили Иерусалим. После 4 месяцев осады город согласился сдаться на условии если сдачу примет сам халиф Умар, да будет доволен им Аллах.

Халиф заключил с жителями Иерусалима договор,  по которому он гарантировал жителям города неприкосновенность «им самим, их состояниям, их церквам и их крестам, их больным и здоровым и всей их общине».

После подписания договора  Умар приехал  в  Иерусалим. К нему явились с изъявлением покорности патриарх Софроний I и комендант города. На следующий день  Умар вступил в город.

К 638 году весь сиро-ливано-палестинский географический ареал был под властью мусульман.

Знаменитый Халид ибн-аль-Валид  умер в 642 году  и был похоронен на сирийской земле в городе Хомс, где над местом его захоронения была возведена мечеть.

В 661 году Дамаск стал столицей арабского халифата, где правила династия Омейядов.

С тех пор история Сирии была неразрывно связана с исламом, хотя на ее землях продолжало проживать значительное число христиан и располагаются различные христианские святыни.

Ильдар Мухамеджанов

Опубликовано в История

Выражение اتق الله переводится как «бойтесь Аллаха», то есть человек должен быть «богобоязненным перед Аллахом». Такуа является одной из важнейших понятий, найденных в Коране и Сунне. Мубаракфури (рахимахуллах) назвал ее основой религии. [1]

В многочисленных хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советует мусульманам быть богобоязненными. Даже тогда, когда он посылал армии, он призывал их в первую очередь бояться Аллаха. Поистине, это является приказом Аллаха Субханаху уа Таъаля для всех Пророков (мир им).

Всевышний Аллах говорит:

وَلِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَلَقَدْ وَصَّيْنَا الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِكُمْ وَإِيَّاكُمْ أَنِ اتَّقُوا اللَّهَ ۚ وَإِنْ تَكْفُرُوا فَإِنَّ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ غَنِيًّا حَمِيدًا

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Богатый, Достохвальный» (Сура ан-Ниса, 4:131)

Имам Газали (рахимахуллах) вот так комментирует этот аят:

«Разве не Аллаху больше всего известно, что лучше для человека? Разве Он не самый искренний советник, милостивейший и самый сострадательный, чем кто-либо? Если бы была какая-либо лучшая черта, более объемлющая в великодушии, великая в награде, важная для поклонения, более важная в сущности, чем такуа, то Аллах приказал бы людям другую черту характера. Аллах советует по своей Мудрости и всеобъемлющему Милосердию своим самым близким рабам именно такуа.

Когда Он призывает к богобоязненности своих предыдущих рабов и тех, кто был после них, и отмечает именно такуа, мы можем понять, что это - конечная цель, после которой нет другой цели. Аллах объединил вместе все советы, направления, руководства, инструкции, обучения и исправления в этом одном совете, по мере Его безграничной Мудрости и Милости. И вы также знаете тот факт, что такуа сочетает в себе все блага этой и следующей жизни, и благодаря ей человек может попасть в высшие сады Рая». [2]

Кроме того, во многих местах в Коране цитируются слова Пророков, мир им, которые призывали свой народ быть богобоязненными перед Аллахом, это самые искренние призывы, которые только могут быть. Таковы примеры Лута, Мусы, Салиха и других, мир им всем.

Например, Аллах говорит про Нуха (мир ему):

كَذَّبَتْ قَوْمُ نُوحٍ الْمُرْسَلِينَ

إِذْ قَالَ لَهُمْ أَخُوهُمْ نُوحٌ أَلَا تَتَّقُونَ

«Народ Нуха (Ноя) счел лжецами посланников. Вот их брат Нух (Ной) сказал им: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура аш-Шуара  26: 105-106)

Лексическое значение такуа поможет дать полную картину этой важной концепции. В словаре Лейна, он дает следующие определения этого слова:

«Он чрезвычайно или необычно оберегает и охраняет себя. Простым языком - он чрезвычайно защищает, оберегает себя от греха, ошибок и оплошностей… Такое имеет место, если человек  благочестив и осторожен в религиозных обязанностях». [3]

Следовательно, суть богобоязненности - ставить барьер или оберегать себя от того, что вызывает страх. Форма этого слова была использована в лингвистическом смысле в Сахих Муслиме. Аль-Бараа (радыйАллаху ъанху) описывал битву при Хунайне, в которой многие мусульмане бежали, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не бежал. В хадисе он добавляет: «Клянусь Аллахом, когда битва становилась жаркой, мы искали барьер или защиту (наттаки) у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И храбрый среди нас был тот, кто сражался рядом с ним, то есть рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует».

То есть, они использовали Пророка да благословит его Аллах и приветствует, между собой и врагами, чтобы защитить себя от врагов, благодаря мужеству и отваге Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Как мы отметили выше, слово такуа также сопровождается с именем Аллаха (богобоязненность к Аллаху). Это то, о чем говорится в многочисленных хадисах и аятах Курана (таких как Маида 96, и Хашр 18). Так же по смыслу это означает, что нужно бояться или защищать себя от гнева и наказания Аллаха. Это может быть достигнуто только благодаря повиновению Ему. Это минимальный аспект такуа. [4]

Кроме того, если кто-то сохраняет дистанцию между собой и ослушанием Аллаха, он выполнит то, что в действительности подразумевает понятие «такуа». Абу Дарда (радый Аллаху ъанху) и аль-Хасан (рахимаху Аллах) писали, что люди богобоязненности оставляют даже дозволенное из страха что в них может быть что-то опасное. Эти сомнительные или дозволенные действия и есть тот барьер, которые они поставили между собой и неповиновением.

Иногда слово «такуа» следует с местом наказания Аллаха, как Ад, или же со временем наказания Аллаха, - с Судным Днем. Значение остается таким же: Человек должен защитить себя от вреда, связанного с этим временем или местом.

Вот два примера из Священного Куръана, [5]

وَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِين

«Бойтесь Огня, который уготован неверующим» (Куран, 3:131)

وَاتَّقُوا يَوْمًا لَا تَجْزِي نَفْسٌ عَنْ نَفْسٍ شَيْئًا وَلَا يُقْبَلُ مِنْهَا شَفَاعَةٌ وَلَا يُؤْخَذُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلَا هُمْ يُنْصَرُونَ

«Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться и когда им не будет оказана поддержка» (Куран, 2:48)

Продолжение следует..

Примечания:

[1] Аль-Мубаракфури (рахимахуллах), «Тухфа», том 6, стр.122.  Можно отметить акцент в Шариате на концепцию «защиты» и «охраны», то есть «защиты от ширка, зла, греха и так далее».  Джаъфар Шейх Идрис объясняет эту концепцию, заявляя что истинная природа человека (фитра) зовет повиноваться   Аллаху. Это качество нуждается в защите и охране от заблуждения, и в конце концов оно приведет в Рай. Именно по этой причине делается акцент на охрану, защиту и такуа.  (Джаъфар Шейх Идрис, Личное интервью, Farfax, VA, @ Feb. 1996).

[2] Ахмад Фарид, «ат-Такуа»: аль-Гайа аль-Маншууда уа д-Дура аль-Мафкуда (Эр-Рияд: Дар ас-Самиъ ", 1993), 18 стр.

[3] Лейн, Том. 2, 3059 стр.

[4] Аль-Багави (рахимахуллах) пишет: «Это когда  богобоязненный человек  ставит осуществление приказов Аллаха и избежание того, что Он запретил, барьером между собой и наказанием». Аль-Хуссейн аль-Багави, Тафсир аль-Багави: Маъалим ат-Танзиль (Рияд: Дар Тайба1409 A.H), Том 1, 60 стр.

[5] Шейх Джамалу д-Дин Зарабузу,  Комментарий к книге Сорок хадисов Имама Навави, Том1, 575-578 стр.

_________________

Перевод с английского языка Azan.kz

Muftisays.com

Опубликовано в Нравственность

Чтобы быть истинно богобоязненным или защищенным от гнева и наказания Аллаха, человек  должен выполнять все возложенные на него обязательства насколько это возможно и отказаться от запрещенного и сомнительного. И как утверждают ученые, человек также должен выполнять рекомендуемые действия и отстраняться от неодобряемого. Это явный признак высокого уровня такуа. Это те люди, которые в действительности заслуживают звания «муттакин» (обладатели такуа).

Также истинно верующим является тот, кто выполняет все требования Имана, это единственные, кто заслуживают звания «муттакин»,  выполняя все требования  такуа. Эти требования включают в себе как интеллектуальные, так и нравственные акты. Истинные «муттакин» описаны в аятах Корана:

لَيْسَ الْبِرَّ أَنْ تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا ۖ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (Св. Коран, 2:177)

Максимальный уровень такуа, которой является истинная и полная богобоязненность описана некоторыми учеными. Например, Талк Ибн Хабиб (рахимахуЛлах) сказал: «Такуа является послушанием Аллаху, в свете руководства от Аллаха, надеясь на Его награду. Это также избежание актов неповиновения Всевышнему, в свете руководства от Аллаха, опасаясь наказания Аллаха». [1]

Из этой цитаты можно отметить, что очень важно, чтобы послушание Аллаха было в свете Его руководства, надеясь на его награду.

Ас-Саури (рахимахуЛлах) сказал: «Их называют муттакин, потому что они защищают себя даже от тех действий, от  которых не нужно защищаться».

Также в аяте говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Св.Коран, 3:102)

Абдуллах Ибн Масъуд (радый Аллаху ъанху) сказал что это означает: «Что Ему должны повиноваться, а не ослушаться. Его должны поминать, а не забывать. Ему должны быть благодарны, а не неблагодарны». [3]

Опять же, также как Иман, такуа имеет различные степени. Существует минимальный уровень, чтобы спасти себя от вечного наказания в Аду и есть более высокий уровень тех, кто заслуживает звания «муттакин». Аль-Алуси (рахимахуЛлах) пишет:

В лингвистике «уикая» откуда происходит слова «муттакин» и «такуа» означает искать защиту, охранять себя. В шариате это означает защищать и охранять себя от всего злого в жизни после смерти. Существуют разные уровни, которые соответствуют различным уровням возможного вреда. Первый уровень - защищать и охранять себя от ширка. Второй уровень - воздерживаться от великих грехов, и это включает в себя совершающих незначительные грехи на постоянной основе. И третий уровень упоминается в хадисе в ат-Тирмизи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Человек не достигнет уровня «муттакин», пока не будет оставлять то, в чем нет никакого вреда, опасаясь, что он может содержать некоторый вред». [4] Этот уровень отражается даже в  незначительных грехах ". [5]

Мнения ученых разделились во мнениях касательно избегания незначительных грехов, -  является ли это аспектом такуа. Некоторые сказали, что за незначительные грехи следует строгое наказание. Другие сказали, что они не включены. Однако, нет никакой разницы во мнениях, что нужно покаяться в таких грехах. Разница только в том, заслуживает ли человек, не избегающий незначительных грехов называться богобоязненным человеком. [6]

Согласно Ахмаду Фариду, чтобы иметь полную богобоязненность и быть из числа «муттакин», нужно также избегать незначительных грехов, сомнительных вопросов, а также неодобряемых действий. Истинная такуа - это когда человек стремится изо всех сил избегать всякого рода грехов, больших и малых. Он также стремится выполнять различные акты послушания, как обязательные, так и рекомендованные. Таким образом, он будет иметь полную и истинную богобоязненность, которая описывается в аяте, и объясняется Абдуллой  ибн Масъудом  (радый Аллаху ъанху) выше.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Св.Коран, 3:102) [7]

Это и есть концепция такуа, которую Пророк да благословит его Аллах и приветствует, советовал мусульманам. Окончательный результат богобоязненности указан в следующем аяте:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا ۖ لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا ۖ نَحْنُ نَرْزُقُكَ ۗ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ

«Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью». (Св.Коран, 20: 132) [8]

Продолжение следует..

Примечания:

[1] Цитируется в Ибн Раджаб, Джамиъ, том. 1, стр. 400

[2] Цитируется в Ибн Раджаб, Джамиъ, том. 1, стр. 401

[3] Цитируется в Ибн Раджаб, Джамиъ, том. 1, стр. 401

[4] Хадис  Пророка (мир ему и благословение)  не считается подлинным  (См. аль-Албани, Даъиф аль-Джамиъ, стр. 912.) Тем не менее, это заявление одного из сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Это было передано в качестве заявления от Абу Дарды  и что-то подобное было также передано от Шахра  Ибн Хаущаба (да будет доволен ими Аллах).

[5] Махмуд аль-Aлуси, Рух аль-Маъани фи Тафсири аль-Коран аль-Азыйм уа-Саба аль-мазаани (Каир: Мактаба дар ат-Тураас), том. 1, стр. 108.

[6] Ар-Рази, Том 2, стр. 20.

[7] Фарид, ат-Такуа, стр. 14-15.

[8] Шейх Джамалуддин Зарабозо, Комментарий к Сорока хадисам имама Ан-Навави (рахимахуЛлах), Том. 1, стр. 578-581

_________________

Перевод с английского языка Azan.kz

Muftisays.com

Опубликовано в Нравственность
«182183184185186187188189190191»
Страница 187 из 213

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником