Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Личности>Ученные (р.а.)

Имам ад-Даракутни

Автор: Таджуддин ас-Субки, Шейх Абдуллах Джунайд

Хафиз Али ибн Умар ибн Ахмад ибн Махди ибн Мас`уд ибн ан-Ну`ман ибн Динар ибн Абдуллах – великий имам, хафиз Абуль-Хасан ад-Даракутни аль-Багдади. Известная личность, автор многих сочинений, имам своего времени, господин учёных-современников, шейх учёных хадиса (ахлю хадис). Родился он в 306 году[1].

Среди тех, от кого он слушал хадисы:

Абу Къасим аль-Багави и Абу Бакр бин Аби Давуд, Ибн Са`ид и Мухаммад бну Харун аль-Хадзрами, Али бну Абдиллях бниМубашшар аль-Васити, Абу `Умар Мухаммад бну Йусуф аль-Къады, Аль-Къасим и Хусайн - сыновья аль-Махамили, а такжеАбу Бакр бну Зийад ан-Найсабури, Абу Раукъ аль-Хазани, Бадр бну Хайсам, Ахмад бну Исхакъ бин Бахлюль и Ахмад бнуКъасим аль-Фара`иды, Абу Толиб Ахмад бну Наср аль-Хафиз. Посетил многих в Багдаде, Куфе, Басре и Васите (Восток Ирака). В зрелом возрасте отправлялся в Шам и Египет, и слышал от Къады Аби Тахира аз-Захли, в частности и этот «Табакат».

От него передавали хадисы:

Абу Хамид Аль-Исфарайини, факих, Абу Абдуллах Аль-Хаким, Абдуль-Гина ибн Саид Аль-Мисри, Тамам А-Рази, Абу БакрАль-Биркани, Абу Зарр Абд ибн Ахмад, Абу Наим Аль-Асбахани, Абу Мухаммад Аль-Хиляль, Абуль Касим Ат-Танухи, АбуТахир ибн Абдуррахим Аль-Катиб, Аль-Кади Абу Тайиб Ат-Табари, Абуль Хасан Аль-Атики, Хамза Ас-Сахми, Абуль Ганаимибн Аль-Маъмун, Абуль Хусейн ибн Аль-Мухтади Биллах, Абу Мухаммад Аль-Джавхари, и многие другие.

Высказывания учёных о нём

Сказал Аль-Хаким: «Даракутни стал уникальным в своё время в запоминании, понимании, набожности, и был имамом среди чтецов и специалистов по грамматике, и в 67 году я остался в Багдаде на 4 месяца, все больше становилось собраний, которые он проводил днем и ночью. Тогда я понял, что он достоин большего, чем то, как мне его описали». Спросили у него о шейхах и скрытых дефекта в хадисах, и он ответил: «Я свидетельствую, что он не оставил на этой земле подобного себе».

Аль-Хатыб сказал: «Он был уникальным в своё время, лучшим в своей эпохе, ему не было равных, и он был имамом своего времени. Сходилось на нём знание цепочек передач (иснад), познание о скрытых дефектах хадиса и передатчиков, и это сочеталось с его правдивостью, надежностью, правильным вероубеждением, проницательностью, и обширными познаниями в других науках помимо хадиса. Как, например, различные виды чтения (кираат), и об этом у него есть краткая книга, в которой он собрал основы в главах в начале книги. Я слышал того, кто занимался наукой о различных видов чтения, он говорил: Абуль Хасана никто не опередил вступлением в путь, в который вступил он в первых главах в начале книги «аль-Кираат», и чтецы после него вступали в этот путь. Так же у него было познание мазхабов факихов, на что указывает его книга «Ас-Сунан». До меня дошло, что он изучал фикх имама Шафии от Абу Саида Аль-Истахари, также есть мнение, что он брал эти уроки у кого то другого. В нем было знание об этике и поэзии. Говорят, что он выучил «Диваны» Сайида Аль-Хумайри, из-за чего его [ложно] приписали к шиитам.

Он сказал: «Мне рассказал аль-Азхари: «Дошло до меня, что в юности ад-Даракутни посетил собрание (маджлис) Исмаиля ас-Сафара, сел и начал переписывать джуз в тот момент, когда ас-Сафар диктовал хадисы. И сказал ему один из присутствующих: «Ты будешь неправильно воспринимать на слух хадисы, если будешь одновременно слушая переписывать джуз». Ад-Даракутни сказал ему: «Я запоминаю продиктованное не так, как ты. Сколько хадисов продиктовал шейх?». Тот ответил: «Я не запомнил». Ад-Даракутни же сказал: «Он продиктовал 18 хадисов. Первый хадис - от такого то, от такого-то, и текст хадиса такой-то. Второй хадис - от такого-то, а его матн - такой-то», и так он пересказал все хадисы с цепочками передач и содержанием, на что присутствующие были поражены. Возможно, он рассказал это немного по-другому»».

Раджа Ибн Мухаммад Аль-Мадаль сказал: «Я спросил Даракутни: «Знаешь ли ты кого-нибудь подобного тебе?», и он мне ответил словами Аллаха: «Не хвалите самих себя» (Сура «ан-Наджм», аят 32). Но я настаивал на том, чтоб он ответил, затем он сказал: «Я не знаю никого, кто выучил столько, сколько я».

Абу Зарр Абд ибн Ахмад сказал: «Я спросил Хакима ибн Аль-Бай`а: «Видел ли ты кого-нибудь подобного Даракутни», на что он сказал мне: «Он сам не видел подобного себе, так как же я увижу?». Абу Тайиб Аль-Кади сказал, что Даракутни был правителем правоверных в области хадиса.

Аль-Азхари говорит о нем: «Даракутни был способным (проницательным). Чтобы не упоминали в его присутствии, из какой бы области науки это ни было, он знал об этом и знал ещё и дополнительную информацию. Мне как-то рассказал Мухаммад ибн Тальха Ан-Ниали, что он присутствовал вместе с Абуль Хасаном по приглашению у некоторых людей ночью. И что-то упомянули про еду, и Абуль Хасан стремительно вошел в тему и стал передавать различные истории и рассказы, так что большая часть ночи ушла, рассказывая об этом.

Азхари сказал: «Я видел Дарукутни, как он ответил Ибну Аби аль-Фаварису, который спросил его о дефекте хадиса или имени, и затем добавил: «О Абуль Фатх, между западом и востоком не было никого, кто знал об этом, кроме меня».

Аль-Биркани сказал: Даракутни диктовал книгу мне «Иляль» по памяти, и сказал: «Это я собрал ее, и люди читали ее из моих записей». Наш шейх аз-Захаби сказал: «Это удивительная вещь, и кто желает познать цену этого, пусть заглянет в книгу «Иляль», написанную Даракутни».

Сказал хафиз Абдуль-Гани ибн Саид: «Лучшие из людей говоривших относительно хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были трое: «Али ибн аль-Мадини в свое время, Муса ибн Харун в свое время, и Али ибн Умар ад-Даракутни в свое время».

Раджа ибн Мухаммад аль-Мадаля сказал: «Мы были у Даракутни в один день, и некий чтец читал ему хадисы, в то время, когда Даракутни совершал суннаты, и когда он рассказывал хадис, в котором упоминалось имя Басир ибн Залук, чтец сказал «Башир», и Дарукутни произнес: «Субханаллах», чтец снова сказал «Башир» и Даракутни произнес: «Субханаллах», затем чтец сказал «Басир», и Даракутни прочитал первый аят суры «аль-Калям»: «Нун. Клянусь пером…».

Хамза ибн Мухаммад ибн Тахир сказал: «Я был возле Даракутни в то время, когда он стоял и совершал суннаты, Абу Абдиллах ибн аль-Катиб читая ему хадис, в котором присутствует имя «Амр ибн Шуайб», и сказал: «Амр ибн Саид», и Даракутни произнес: «Субханаллах», тот повторил и сказал: «ибн Саид» и остановился. И Даракутни прочитал 87 аят суры «Худ»: «О Шуайб, неужели твоя молитва повелевает тебе…», тогда тот сказал: «Ибн Шуайб»».

Я сказал: «В этих двух историях, вместе с их красотой, от Абуль Хасана затрагивается известный вопрос о том, кто прочитал в молитве что-то из Корана, намереваясь читать, и прочитал еще что-то, то его молитва не портится, согласно сильному мнению. Если же вознамерился только на что-то другое, помимо Корана, и прочитал Коран и другое, то портится.

Даракутни покинул этот мир в четверг, 8-го числа месяца Зуль-Каида в 385 году. Сказал Абу Наср Ибн Макулян: «Я видел во сне в ночь из ночей месяца Рамадан, как будто бы я спрашиваю о состоянии Абу аль-Хасана ад-Даракутни в последней жизни, и какая участь постигла его? И мне было сказано: «Его называют в Раю «Имамом»».

ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ИМАМА ДАРАКУТНИ[2]

На то, что у имама было убеждение ахлу сунна валь-джамаа – убеждение ашаритов, указывают следующие доводы:

1. Ученые ашариты относят его к себе и описывают его в книгах как ученого с правильным вероубеждением, как это к примеру упомянуто в «Табакат аль-Кубра» Таджуддина ас-Субки.

2. То, что упомянуто в «Тазкират аль-Хуффаз» аз-Захаби и «Табйин казб аль-муфтари» Ибн Асакира: «Абуль-Валид аль-Баджи сказал в книге «Фурук аль-Фукаха» при упоминании Абу Бакра аль-Бакиляни: «Мне рассказал шейх Абу Зарр – он был склонен к его мазхабу – когда я спросил его о причине того, что он выбрал его путь. Абу Зарр ответил: «Мы вместе с Даракутни шли пешком и встретили кади Абу Бакра. Даракутни подошел к нему и поцеловал его в лоб и глаза. Когда же мы расстались с ним, я спроси у него: «Кто же это такой?» Он сказал: «Это имам мусульман, защитник религии – это Кади Абу Бакр ибн Таййиб»».

У Хафиза Ибн Асакира в «Табйин казиб аль-муфтари» упомянуто со следующим текстом: «Это меч Сунны – Абу Бакр аль-Аш`ари».

Также упомянуто в «Тазкират» аз-Захаби: «Хасан ибн Букай аль-Малики сказал: «Рассказал мне мой шейх, что спросили Абу Зарра: «Ты из Харава и как же ты стал следовать мазхабу Малика и придерживаться мнения аль-Аш’ари?». В ответ он рассказал ту историю про Багдад, где он узнал про аль-Бакиляни и сказал, что после этого начал следовать его мазхабу»».

3. Его мнения утверждены в его книгах, он следовал одному из мнений ашаритов в вопросе атрибутов Аллаха – тафвид. Он сказал в своей книге «Ас-Сифат» о хадисе «Поистине Ад не насытится, пока Господь не поставит на него свою Ногу, и тогда Ад скажет: «Достаточно, достаточно!» и подобных этому хадисы: «Эти хадисы достоверные, передавали их друг другу асхабуль-хадис и факихы. Мы считаем их истиной и нет в них сомнений, однако, если спросят: «Как Он поставил свою стопу (къадам)?», «Как Он смеялся (захака)?», то мы ответим: «Это не подлежит разъяснению и мы не слышали чтобы кто-то разъяснял»».

Также он сказал в книге «Ас-Сифат»: «Нам рассказал Мухаммад ибн Мухлид: Нам рассказал Аббас ибн Мухаммад ад-Дури, который сказал: я слышал Яхья ибн Маина, который сказал: Я видел Закарью ибн Ади, который спросил Ваки’а ибн аль-Джарраха и сказал: «О Абу Суфьян, эти хадисы т.е. такие как «Аль-Курси – место для ног» и тому подобные…». Ваки` ответил: «Мы застали Исмаила ибн Абу Халида, Суфьяна [ас-Саури], Сулеймана [аль-А`маша], которые рассказывали эти хадисы и не разъясняли их».

Имам ад-Даракутни посчитал простое разъяснение (тафсир) - приданием запрещенного образа, а что касается уподобляющих Аллаха творениям, то они толкуют их с буквальным смыслом и оставляют лишь только знание о самом образе (кайфият). Вместе с тем, что мы неоднократно утверждали, что нет образа (кайфият) у сифатов Аллаха, за исключением того, когда имеют ввиду под «кайфиятом» - истинный смысл (хакикат), как это выражали некоторые учёные.

[1] Из книги «Табакат аш-Шафиия аль-Кубра» имама Таджуддина ас-Субки, с сокращениями.
[2] Перевод статьи шейха Абдуллаха Джунайда – «Даракутни ашарит муфаввид»

предыдущая статья
Биография Шейха Саид Фуды
следующая статья
Имам Абу Ханифа и его жизнь как наставление для стремящихся к знанию

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником