Нет на свете весов, чтобы взвесить пользу, которую принесли Исламу Салахуддин ибн Аюб и султан Бей-Барс.
После смерти султана Салахуддина аль-Аюби европейцам удалось снова отвоевать у арабов некоторые города и селения. Но создавшейся ситуацией были недовольны обе конфликтующие стороны. В Европе были недовольны тем, что крестоносцы выполнили минимум из поставленных перед ними задач, а арабы не могли успокоиться, пока полностью не очистят свою землю от рыцарей. Им нужен был правитель наподобие Салахуддина.
Нет, наверное, на свете весов, что взвесили бы ту огромную пользу, которую принесли Исламу Салахуддин ибн Аюб и султан аз-Захир Бей-Барс, которого на Западе прозвали вторым Салахуддином. Вторгнувшись в арабские земли и создав там Иерусалимское королевство, крестоносцы боролись не только с арабами и турками, но и поставили перед собой цель христианизировать эти земли. Короли Иерусалима старались расширять свои владения и наступать дальше на мусульман. Папа римский обещал крестоносцам Рай и простил им все прошлые и будущие грехи. Поэтому бесчинствам их не было предела.
Захир Рукнуддин Бей-Барс родился в Казахстане, в семье кочевников. Дедушка Бей-Барса был имамом аула, состоявшего из множества войлочных юрт, в зависимости от времени года менявшего своё расположение. Ещё младенцем Бей-Барс любил смотреть на состязания батыров во время праздников, когда съезжались представители соседних племён. Любил он также сидеть рядом с дедушкой, когда тот читал Священный Коран. Суры из Корана, звучащие как чистейший родник в горном саду, завораживали Бей-Барса.
Бей-Барсу не было и шести лет, когда подобно чёрному вихрю монголы ворвались в казахскую степь с грабежами, резнёй. В таком возрасте он и был угнан в плен. Апогеем всех испытаний Рукнуддина стало его попадание невольником на византийскую галеру. Самые сильные гребцы не выдерживали за вёслами больше двух месяцев, а трупы просто выбрасывались за борт.
Бей-Барс прибыл в Каир - величайший из городов средневековья. Воеводы мамлюков, из которых состояла большая часть армии Египта, приняли Рукнудина в свои ряды. Среди мамлюков можно было встретить кого угодно: турки, суданцы, берберы, арабы, эфиопы, индусы, кавказцы и т.д. Сначала Бей-Барс был простым воином. Но мамлюки очень быстро заметили тот факт, что в том месте, где он проходил, образовывалась целая колея в войске рыцарей, со спины его страховал другой мамлюк - Турфан. Бей Барса сделали личным телохранителем египетского султана.
После провала пятого крестового похода в Египте попытки папы собрать людей на новый крестовый поход окончились безрезультатно. Ситуация усугубилась ещё и тем, что германский император Фридрих II Гогенштауфен был отлучён от церкви. Папа Григорий IХ заявил, что Фридрих II не крестоносец, а пират и "служитель Мухаммеда" (до папы дошли слухи, что германский император принял Ислам). В ответ на это Фридрих II подписал торговые соглашения с египетским султаном и обязался помогать ему против его врагов, если даже они будут христианами. Григорий IХ послал на Фридриха II рыцарское войско, чтобы усмирить его. Фридрих II разбил их в южной Италии.
В 1249 г. крестоносцы снова высадились у устья Нила и напали на город Мансуру. Их возглавлял король Франции Людовик IХ. Султан муаззам Туран-шах и Бей Барс приготовили там незваным гостям ловушку. Ещё перед этим походом Людовик IХ послал султану письмо такого содержания: "Готовься признать над собою мою власть и поклониться кресту, не то мои войска найдут тебя, где бы ты ни спрятался, их так же много, как песчинок в Сахаре". Бей Барс заявил мамлюкам перед боем: "У Людовика IХ действительно слишком много войск, и если каждый из вас не сразит в бою четырёх рыцарей, нам не видать победы". Окружённым у Мансуры рыцарям мамлюки не давали передышки. Они навязывали крестоносцам бой от рассвета до заката безостановочно. Брат короля Робер Артуа и множество рыцарей погибли, многие бежали, а у остальных не оставалось другого выхода, кроме как сдастся в плен или смерть в бою. Крестоносцы выбрали первый вариант и сдались в плен. В плен попали также Людовик IХ, оба его брата, аристократы и вельможи в большом количестве. Мамлюками были потоплены или захвачены на реке Нил около 4 тысяч кораблей крестоносцев. Гонцы крестоносцев, добравшись до Европы, призывали всех двинуться на подмогу королю, но их усилия не привели ни к чему. Двух уроков, полученных в Египте, европейцам было достаточно. Но для выкупа короля Людовика IХ всё же собрали огромную сумму (более 800 тыс. базантов). Очередной крестовый поход провалился с треском. В Европе воцарилось уныние. Известие же о том, что в Египте к власти пришли мамлюки, вообще взбудоражило весь Запад.
Храбрейший среди храбрых, мудрейший среди мудрых Захир Рукнуддин Бей Барс стал султаном Египта. Могущественный султан мусульманского мира, защитник и покровитель вдов, сирот, стариков, нуждающихся и дервишей - аскетов, высказывание его имени вслух могло вызвать небольшое "землетрясение" в любой точке Европы. Идя по стопам своего знаменитого предшественника Салахуддина, он снова объединил Египет и Сирию. Будучи величайшим стратегом и полководцем, Бей Барс перестроил войска мамлюков, возвел множество укреплений. По приказу нового султана было построено множество военных и торговых кораблей. В портах Индостана и Китая египетских купцов принимали с наибольшим почётом. Султан Бей Барс создал на тот момент самую совершенную почтовую службу в мире.
По личным чертежам Бей-Барса было построено множество красивейших мечетей и медресе. Дети несостоятельных людей учились там бесплатно, а сироты кроме бесплатного образования обеспечивались всем необходимым за счёт государства. Кроме Шариата мутаалимы изучали географию, историю, арифметику, астрономию и др. науки. Политический вес Египта увеличился многократно. Усиление Египта, мягко говоря, не устраивало Запад. Папа Римский и короли вновь начали переговоры с монголами, стараясь натравить их на Египет.
В 1260 г. множество монгольских войск вместе с крестоносцами из Западной Европы направились с целью захватить Мекку и Медину. Со слов знаменитого арабского летописца ибн аль-Асира, монголы угрожали всему мусульманскому миру. Из-за неправильной стратегии Хорезм-шаха Мухаммада пал Хорезм, не устояли многие регионы Ирана, монголы даже захватили столицу Ирака Багдад. Вся надежда мусульман была на мамлюков Бей-Барса. Осенью того же года, чтобы не допустить завоевания святынь Ислама, Султан Бей-Барс выдвинул свои войска и разбил военный лагерь в местности Айн-Джалут. Тем самым он закрыл дорогу завоевателям к Хиджазу. Войско агрессоров превышало войско мусульман в несколько раз. Речь Бей Барса, обратившегося перед боем к мамлюкам, была коротка: "Египет является цитаделью всего исламского мира, надо отстоять его во что бы то ни стало, пусть падшие сегодня в бою войдут в Рай как шахиды". Китаец Али аль Уйгури, которого Бей-Барс назначил командиром инженерных войск, приготовил своего рода огненное приветствие для "гостей" из Монголии. Была на высоте и арабская кавалерия. Практически доселе не знавшие поражения монголы были разбиты в пух и прах. Миф о непобедимости монгольских войск был глубоко захоронен при Айн-Джалуте. Весть о разгроме Бей-Барсом монголов молниеносно облетела весь мир.
Одержав величайшую победу при Айн-Джалуте, Бей-Барс направил свой взор в сторону Ближнего Востока. Войска мамлюков освободили от крестоносцев Назарет. Были взяты города Арсуф и Яффу. Два месяца спустя мамлюки Бей-Барса взяли Антиохию.
15 июля 1270 г. состоялся очередной крестовый поход. Людовик IХ, уже обжёгшийся в Египте, со своими союзниками напал на Тунис. Эмир аль-Мостансир был застигнут врасплох. Немедленно были направлены гонцы эмира в Каир. В этот промежуток времени европейцам удалось завоевать древний Карфаген. Прибывший из Египта султан Бей-Барс нанес удар по крестоносцам. Чудом избежавший гибели Людовик бежал на корабле в Европу и утонул в результате кораблекрушения в августе того же года.
Хвала Всевышнему, одарившему мусульман такими великими предводителями, как Салахуддин и Бей-Барс! Вместе с защитой своих земель от передела врагами они смогли, в первую очередь, защитить веру.
Мухаммад Абдурахманов