Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Интервью

Жить достойно – это, прежде всего, жить духовно

article13882

Казахстан как светское государство внес огромный вклад в развитие глобального диалога и мирного сосуществования религий. Конституция государства гарантирует равные возможности вероисповеданий, в стране создана обстановка межконфессиональной толерантности. О том, почему так важно обращаться к духовным ценностям и быть сплоченными во время новых вызовов, говорит наиб имам областной мечети Марал ишан Дархан кажы Сыздыков (на снимке).

– Дархан кажы, рассуждая о том, что сказал Нурсултан Назарбаев в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» о модернизации общественного сознания, можно утверждать, что религия в этом процессе имеет ключевое значение.

– Безусловно, это так. К любой религии приходят разными путями. Сошлюсь на примеры приходов в ислам. Например, через простую житейскую ситуацию: один из молодоженов, вступая в брак, принимает веру супруга, чтобы иметь единую, общесемейную точку зрения на религиозные вопросы. Другая часть обращается к вере через преодоление определенных жизненных проблем и тем самым решается на кардинальные изменения собственного сознания и восприятия мира. Есть и те, кто ищет ответы на вопросы: «Куда я иду? Зачем живу? Что будет после физической смерти?» Не найдя ответ в философии или других науках, они обращаются к религии, так как человек создан для веры, он обязан во что-то верить. А религия предлагает ответы на эти вопросы тем людям, кто встает на путь нравственного самосовершенствования. Есть уникальная группа прихожан, таких людей крайне мало, но они есть. Однажды, проснувшись, они решают идти в мечеть, предварительно не предпринимая по этому поводу никаких усилий. Но, прикоснувшись к исламу, они рады новому общению и остаются среди единоверцев. Можно упомянуть семьи потомственных священнослужителей, чьи дети и внуки с самого рождения связаны с традиционным исламом. То, что сегодня мы обращаемся к духовности, своим корням, очень важно, поскольку жить достойно – это означает, прежде всего, жить духовно.

Дархан кажы, какую проблему Вы считаете в настоящее время самой актуальной для мусульманских священнослужителей?

– Самая большая проблема в среде мусульман, по моему мнению, даже не религиозная безграмотность населения, этот барьер я считаю вполне преодолимым, а обращения молодых людей, ищущих ответы на жизненно важные религиозные вопросы, не к тем людям. Разве можно себе представить ситуацию, когда человек с каким-либо физическим недугом обращается не к врачу, строя дом, ищет не строителя. В этих вопросах мы проявляем основательность, тщательность и щепетильность, а за помощью обращаемся только к профессионалам, потому что нуждаемся в компетентном специалисте. В религиозных вопросах некоторые прихожане проявляют легкомыслие, удовлетворяясь иногда разговором в мечети с более авторитетным по виду рядовым прихожанином. Видимо, его ответ устраивает ищущего. А обратиться надо бы к имаму или его коллегам, только у них можно получить квалифицированный и полный ответ, разъяснение или толкование. В исламе не принято отказывать в помощи вопрошающему человеку, не стоит стесняться возможной неуклюжести формулировки вопроса. Важно донести до священнослужителя суть проблемы. В беседах с имамами можно упорядочить свои первоначальные знания, устранить возможную путаницу в мыслях и намерениях. Только компетентный специалист может дать полноценный, развернутый и аргументированный ответ.

– Откуда же берутся тогда приверженцы салафизма, из среды которых чаще всего со временем вырастают экстремисты и террористы?

– Да, они выросли и сформировались рядом с нами, в нашем обществе, это значит, что и ответственность несем вместе. Особенно велика роль родителей в деле переубеждения и возврата заблудших детей. Не секрет, что молодые люди, придерживающиеся ислама салафитского толкования, избегают встреч и дискуссий с имамами и муллами. Хотелось бы отметить другой факт: мы часто проводим спортивные мероприятия для верующих молодых людей по футболу, борьбе, шахматам. В них самое активное участие принимают инакомыслящие прихожане, нередко занимая призовые места. Мы их не отталкиваем от себя, наоборот, стараемся приблизить их к себе. Время диктует новые требования, ищем разные методы. В последнее время мы разнообразили нашу тактику: стали больше общаться с родителями молодых салафитов, предостерегая их о возможных плачевных последствиях ухода детей к экстремистам. Родители всячески защищают своих отпрысков, стараются оправдать деяния детей.

На протяжении жизни у человека есть много возможностей совершать не только благие дела, но и плохие поступки. Если же он встал на путь исправления, то сердце его и разум обязательно найдут в мечети понимание и поддержку.

– До сих пор мы говорили о взрослых, а как быть детям и подросткам в силу своего возраста и любознательности, ищущих ответы на взрослые вопросы?

– Первыми учителями для них должны стать родители и дедушки с бабушками. Мы призываем своих прихожан: «Не бойтесь детских вопросов, бойтесь не смочь ответить на них. Если вы достигли знаний в какой-то сфере светской жизни, то постарайтесь приобрести и основы религиозных знаний. Это важно для нравственного здоровья ваших детей и будущих потомков. Дети могут «по теряться» в жизни. Нежелательно получение знаний из сомнительных и некомпетентных источников.

– Безусловно, что живое общение и прямой контакт со священнослужителем приоритетны, но ведь есть еще и Интернет.

– Да, есть и другая возможность: найти ответ в Интернете, при этом важно знать, где искать. Компетентную и правдивую информацию можно получить на официальных сайтах Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Как известно, в республике подавляющее большинство мусульман придерживется ислама суннитского толка, то есть традиционного. Представители ДУМК работают во всех городах, районах и во многих селах страны, их первоочередная задача – вести просветительскую и разъяснительную работу среди прихожан.

Сергей Исмаилов
фото автора

предыдущая статья
Верховный муфтий РК: Мы против, чтобы казахстанцы поступали в сомнительные зарубежные вузы
следующая статья
Жауапкершілік жүгі қашан да ауыр Қостанай облысының Бас имамы Бектұрсын Уәлиевпен сыр-сұхбат

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником