Автор: Шейх Сайф аль-Асри
Известно, что заблудшие хотят подорвать авторитет ашаритской акыды, приводя недостоверные и сомнительные риваяты от некоторых авторитетных учёных 4-х мазхабов, в которых якобы содержится жесткая критика ашаритов. Чтобы не быть голословными, приведём пример такого вопиющего подлога от известных шейхов ваххабия, среди которых Сафар Хавали — автор книги «Манхаджуль ашаира филь акыда». Однако сначала хотелось бы выразить особую благодарность шейху Сайфу аль-Асри, автору известной книги «аль-Кавлю Тамам би исбати Тафвиз мазхабан ли Саляфи аль-Кирам», который привёл текст подлога и последующее опровержение на него на личной странице в фэйсбуке. Далее последует текст этого недостоверного риваята и комментарий к нему. Говорит Сафар Хавали по этому поводу [пытаясь доказать, что шафииты порицали ашаритов] в своей в книге «Манхаджуль ашаира филь акыда» (стр. 71):
Сказал имам Абуль Аббас ибн Сурейдж, имеющий титул «второй аш-Шафии» и являющийся современником аль-Ашари, следующее:
«И не считаем мы истинным метод таавиля, который практикуют мутазилиты, ашариты, джахмиты, мульхиды, мушаббиха, муджассима, аль-кирамия, а также аль-мукайифа [придающие Аллаху Тааля форму], но принимаем мы сообщения эти, как они приведены [в Коране и сунне], без аллегорического толкования (таавиль) и верим в них без уподобления».
Говорит шейх Сайф аль-Асри, да сохранит его Всевышний Аллах:
«Хочу привести опровержение на эти слова из книги «Дураруль алфаз аль-аваали», автор которой говорит следующее:
“Автор книги [Сафар Хавали], да наставит его Всевышний Аллах, приводит в качестве свидетельства того, что шафииты порицали ашаритов, слова ибн Сурейджа. И это не соответствует действительности по двум причинам:
1. Ложность отнесения этих слов к ибн Сурейджу по двум причинам:
• Во времена, когда жил ибн Сурейдж, ашаритов [как мазхаба] еще не существовало, ибо ибн Сурейдж умер в 303 году [по хиджре], тогда как имам аль-Ашари умер в 324 году, а родился в 260 году. Аль-Ашари следовал мутазилизму 40 лет, после чего оставил имама мутазилитов аль-Джубаи. Если предположить, что он [аль-Ашари] начал учиться у аль-Джубаи, например, в возрасте 10 лет, а затем сопровождал его в течение 40 лет, это будет означать, что ибн Сурейдж умер задолго до того, как имам аль-Ашари покаялся от заблуждений мутазилизма. Более того, допустим, что ибн Сурейдж умер всего за один день до покаяния имама аль-Ашари, но как он мог порицать мазхаб, который ещё не появился на свет? Очевидно, что ибн Сурейдж не мог порицать несуществующий мазхаб, так как он не обладает знанием скрытого.
• Вторая причина несостоятельности утверждения, что ибн Сурейдж действительно мог порицать ашаритов, состоит в том, что передатчик слов ибн Сурейджа аз-Зинджани родился примерно через 80 лет после кончины ибн Сурейджа, а это означает, что в цепи передачи приписываемых ибн Сурейджу слов порицания имеется разрыв. В книге «Сияру аалями ннубаля» (т. 18, стр. 385) сказано, что ибн Сурейдж умер в 303 году, тогда как аз-Зинджани появился на свет в 380 году.
И с какой стороны не взглянешь на эти слова, всё равно они оказываются ложными. Ибн Кайим приводит это изречение в своей книге «Иджтимау джуюш», но без предварительного исследования истинности его с точки зрения иснада и матна. В свою очередь Сафар Хавали обманулся им и привел его в своей книге, полностью положившись на авторитет ибн Кайима.
Кроме того, утверждение, что, мол, шафииты порицали ашаритов, является ложным также по другой причине. А именно потому, что учёные-ашариты, а также предводители «Ахлю сунна валь джамаа» из ашаритов следовали мазхабу имама аш-Шафии, например, имам аль-Газали, автор известных книг по шафиитскому фикху («аль-Ваджиз», «аль-Басит» и «аль-Васит»), имамуль-харамайн [Джувейни], имам ан-Навави, имам ибн Хаджар, имам ар-Рази, имам ас-Субки и имам ибн Салах, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Если хочешь удостоверится в том, что все вышеперечисленные люди являлись ашаритами, обратись к чтению книг «Табакату аш-Шафиийя». И, пречист Аллах, как это могло быть неизвестным для автора книги [Сафара Хавали]!“»