Сегодня мы поговорим о способах решения проблем, связанных с чтением, о том, как привыкнуть к нему и полюбить читать.
1. Самое главное – это правильное намерение
В первую очередь занятие чтением – это повеление Аллаха. Мусульманин читает, подчиняясь воле Всевышнего Аллаха, Который приказал ему читать. Во-вторых, этот приказ имеет под собой основание: чтение приносит пользу как в этом мире, так и в вечном.
Читай, и это принесёт тебе пользу. Это принесёт пользу твоей семье: твоим родителям, твоим детям, твоим братьям, близким и всем окружающим. Читай, чтобы быть полезным исламской умме. Община, которая не читает, всегда будет следовать за другими.
Чтение приводит к довольству Господа миров, приносит пользу тебе лично и тем, кто тебя окружает. Не забывай о намерении, и оно обязательно поможет тебе в чтении. Правильное намерение ведёт к тому, что ты получаешь награду Аллаха за всё полезное, что читаешь. И речь отнюдь не идёт лишь о шариатских знаниях. Когда человек видит цель и понимает необходимость того, что он делает, процесс чтения проходит гораздо более эффективно. В противном случае человек рискует потратить годы на обучение, не добившись никакого результата. Что мы сегодня и наблюдаем.
2. Необходимо утвердить чёткий план
Для этого необходимо:
1) знать свои возможности;
2) подобрать подходящее для постоянного чтения время;
3) выбрать желаемые книги;
4) оценить свою способность усваивать материал;
5) человек должен чётко понимать, для чего он читает.
После ответов на эти вопросы можно будет составить план. Например, «я прочитаю эти пять книг в течение шести следующих месяцев», или «я прочитаю эти 20 книг в течение года или двух лет». При этом утверждённому плану надо строго следовать, не нарушая его, кроме как при крайнем затруднении. Возможно, утвердить такой план и следовать ему поначалу будет сложно, однако если постараться, это приведёт к результату.
Также план должен быть умеренным. Не стоит стараться прочитать десятки книг за короткое время, точно так же как не стоит выделять большое количество времени для очень малого количества книг. По ходу, в случае необходимости, план можно корректировать.
3. Отведение для чтения конкретного временного промежутка
Не надо ждать окончания дня. Необходимо утвердить строго определённое время, в которое человек будет освобождаться специально для чтения. К выбору этого времени необходимо отнестись очень серьёзно. Читать лучше тогда, когда мозг активен и готов к приёму информации.
Например, можно выделить для чтения время между утренним намазом и восходом солнца. Или час до вечернего намаза (до захода солнца). Или же время между вечерним и ночным намазами. Или сразу после ночного…
Также нельзя терять время, которое появляется у человека между различными делами. Едешь в общественном транспорте, стоишь в очереди, ждёшь в машине своего друга, сидишь в магазине в отсутствие покупателей… не теряй время – читай! На самом деле в течение дня таким образом пропадает большое количество времени, которое многими никак не используется. Поэтому пусть под рукой всегда будет книга, которую ты сразу откроешь, как только выдастся свободное время. Тогда день окажется благодатным, покажется длинным, дающим гораздо больше возможностей, чем раньше.
4. Постепенность
Некоторые люди, читая подобные строки, в порыве воодушевления устремляются к чтению множества книг, немедленно приступая к ним. Они могут потратить на чтение много времени. Более того, чтение какое-то время может даже отвлекать их от других важных дел. Однако длится это недолго, и человек бросает чтение так же быстро, как приступил к нему. Поэтому в данном деле, как и в других, необходима постепенность. Как мы уже говорили, чтение – это стиль жизни, а не кратковременная вспышка.
5. Серьёзное отношение
Чтение – это не хобби, это чрезвычайно важное и серьёзное занятие. Занятие чтением нуждается в осмыслении, во времени, в трате средств, в усердии и самопожертвовании. К каждой теме необходимо подходить серьёзно. Следует понимать и осваивать каждое читаемое слово.
Каждую книгу следует читать так, словно тебе необходимо её законспектировать. Также будет полезным делать пометки, записывать собственные замечания. Если попадётся важная информация, к которой надо будет вернуться, обязательно следует сделать соответствующую пометку. Если будет непонятным какой-то термин или выражение, его следует зафиксировать, чтобы обратиться с вопросом к соответствующим источникам или специалистам. Такой подход сделает чтение гораздо более эффективным.
Если вернуться к историям сподвижников и имамов, можно увидеть колоссальные усилия, которые они прилагали на пути к знанию. Вспомни о Зейде ибн Сабите и Абдуллахе ибн Аббасе (да будет доволен ими Аллах), об Аш-Шафии и Ахмаде, об Ан-Навави и Ибн Таймийи… Вернись к биографиям подобных людей, и ты убедишься: человеческие возможности гораздо шире, чем ты это себе представляешь.
6. Организация и порядок
Порядок должен быть присущ каждому делу. Чтение явно не является исключением. Следует завести отдельную тетрадь по каждой теме. Записи и примечания не должны быть разбросанными, так, что их невозможно отыскать в случае необходимости.
К примеру, одна тетрадь может быть посвящена заметкам после чтения шариатской литературы, другая – для экономической тематики, третья – для художественной, четвёртая – для истории и т. д. Более детальная классификация – ещё лучше. Тем более современные средства с лёгкостью позволяют многое, что было недоступно прежним поколениям.
Это необходимо проделывать не только с книгами и тетрадями. В первую очередь порядок должен быть в голове. У одного человека может быть в голове много информации, однако он не может собрать её и упорядочить, проанализировать и привести к месту, не может не отходить от заданной темы... В то время как другой может отлично владеть имеющимися у него знаниями и информацией из-за более серьёзного подхода к осмыслению и систематизации получаемых знаний.
7. Собрание необходимой библиотеки
Сделай свою библиотеку важной частью своей жизни. Подобно тому, как супруги заботятся о том, чтобы в доме была соответствующая их предпочтениям кухня, гостиная, спальня… точно так же они должны заботиться о том, чтобы в доме была библиотека. Это вовсе не предмет роскоши. Это один самых важных элементов жилья. Нет необходимости в том, чтобы библиотека была огромной. Она нужна не как предмет гордости или украшения. Важно то, какие книги она в себе содержит.
Человеку следует намереваться на покупку множества книг. Это вовсе не касается только обеспеченных людей. Это касается всех. Если человек осознает ценность книги, на пути к ней он, без сомнения, будет готов отказаться от покупки многого из еды и питья. Ведь человек на один обед или ужин может потратить столько средств, за которые можно было бы купить пять или шесть книг. Он может купить одежду, за которую мог бы купить десять книг. Он может отправиться в путешествие, взамен которого мог бы приобрести целую библиотеку.
Если человек осознает важность наличия в доме библиотеки, он будет стремиться наполнить её книгами всех направлений, чтобы иметь в наличии хотя бы по одной книге по каждой важной для человека и общества теме. Такая библиотека превратится в непрекращающуюся милостыню: ведь она принесёт пользу тебе, твоей семье, детям, а может быть, и внукам и правнукам. Не говоря уже о передающихся знаниях, начало которым положит твоя библиотека.
8. Передавай полученные знания другим
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Доведите от меня… хотя бы один аят». На человеке лежит ответственность в том, чтобы передавать знания, которые он получил, другим. Это приводит к лучшему пониманию, укреплению и систематизации знаний, а также приносит пользу окружающим.
9. Взаимодействие друзей и знакомых
Если выбрать определённую компанию друзей, которые будут собираться, к примеру, раз в неделю и делиться информацией о прочитанном друг с другом, это сделает чтение гораздо более эффективным и интересным. Среди участников можно распределить тематику, после чего обмениваться полученными знаниями в утверждённом формате и порядке. Безусловно, чтение одного человека не будет подобно чтению такой группы.
10. Знание берётся от специалистов
Когда человек берётся за чтение какой-либо специализированной литературы, в первую очередь ему следует поинтересоваться у специалистов. Что именно лучше читать? С какой книги следует начать? Какая книга по данной теме является наилучшей? Если прочитал одну книгу, какую лучше читать после неё?
Люди теряют много времени из-за неправильного выбора. Человек читает книгу по определённой теме, не содержащую достаточной информации, в то время как есть гораздо более полезные. Читает сложную книгу, в то время как есть лёгкие. Читает поверхностную, в то время как есть более глубокие.
Наши учёные-предшественники брали знания от тех, кто преуспел в этом до них. Они не превозносились и обращались с вопросами к обладателям знания, проявляя к ним уважение и почтение.
Это десять советов, которые помогут желающему сделать чтение стилем своей жизни. Помогут ему получать из книг пользу и сделать чтение эффективным.
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين ” أما بعد“
Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного Дня!
Джихад – происходит от арабского слова «джухд», означающее «бороться, прилагать все усилия для достижения определенной цели». В шари'ате дает следующее понятие: бороться за истину, призыв к истине (т.е. защищать религию Аллаха). Или возвышать знамя религии Аллаха и проявлять усердие всей душой, жертвовать всеми средствами (материальные) ради защиты религии, жизни, отчизны и благосостояния.
«Джихад на пути Аллаха» в исламе дает обширное понятие. В Коране о джихаде упоминается не раз, но не везде он означает, что нужно брать в руки оружие и идти воевать. Лишь в четырех местах употребляется в смысле ведения войны. Даже в этих четырех смыслах при ведении войны не говорится, что нужно уничтожить всех неверующих, или нападать на мирное население и разбазаривать их имущество, попирая их честь и достоинство, колонизировать их земли, лишать независимости и т.п. Скорее цель джихада - это препятствование злодеяниям врага, быть опорой слабому и защитой религии Аллаха. Поэтому ученые исходя из аятов обязывающих вести джихад, утверждают о запрещенности убивать следующих типов людей, которые не поднимают оружие против, даже если они являются представителями чуждой религии:
1) зимми (представители других религий, проживающие в мусульманской стране). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Враги мне те, кто причиняют вред зимми. В Судный день с врагами я буду лично вести счеты»;
2) муахид (союзники, подписавшие мирное соглашение). В риуаяте Абу Дауда приводится хадис: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) заключил договор с Курайшитами на 10 лет на земле Худайбии». Так и сейчас страны (Россия, Китай), подписавшие с нами мирное соглашение подобны тому договору;
3) мустаман (беженцы-мусульмане и прочие, искавшие убежище в другой стране). О них в Коране Всевышний Аллах говорит:
وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لا يَعْلَمُونَ
«А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они люди, которые не знают» (Сура ат-Тауба, аят 6). В наше время к ним можно отнести туристов, приехавших к нам из других стран;
4) не выступающие против нас с оружием в руках. В хадисе об этом сказано: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) своим военноначальникам давал наставление: «... не убивайте женщин и детей, немощных стариков, служащих в молельнях» (Ахмад, Абу Дауд);
5) простых безвинных людей.
В исламе джихад бывает двух видов:
- Духовный;
- Мадди (материальный).
Духовный джихад - это борьба мусульманина с собственными страстями. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) назвал его большим джихадом. Основной целью данного джихада - бороться с наущениями шайтана и не идти на поводу у своих страстей, всячески препятствовать грехам. В хадисе об этом сказано, как однажды, возвращаясь из одного военного похода, утомленным сподвижникам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «теперь мы переходим из малого джихада в большой». Удивленные сподвижники спросили: «Что означает большой джихад?» в ответ Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «борьба с собственным я (эго)» (Байхакъи).
Что касается мадди джихада – это вести войну душой, телом, и имуществом, защищая религию Аллаха, отчизну, семью, с целью остановить тиранию, и создать опору для слабых. Хукм данного джихада обязателен (фард). Большинство ученых (Ханафи, Малики, Шафиги, Ханбали), джумхур разделяют его на два вида:
1) Фард айн. Если враг наступает на земли родины, угрожая ее сохранности, а правитель призывает граждан встать на защиту страны, то в этом случае каждый обязан защищать свою религию, отчизну, жизнь, и свою независимость. Об этом в Коране сказано так:
انْفِرُوا خِفَافًا وَثِقَالا وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«Выступайте легкими и тяжелыми и боритесь своими имуществами и душами на пути Аллаха! Это лучшее для вас, если вы знаете» (Сура ат-Тауба, аят 41).
2) Фард кифая. Означает, что если один выполняет, то это обязанность снимается с остальных. Если же и он не выполнит грех падет на всех. То есть, обязанностью будет лишь при условии, если правитель подготовил войско против врага. В потверждение можно привести аят в Коране:
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً فَلَوْلا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
«Не следует верующим выступать всем. Отчего бы из каждой части их не выступал какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещали свой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся» (Сура ат-Тауба, аят 122). Из сказанного мы понимаем, что джихад не всегда имеет степень фард айн. Иначе не отправлялось бы одна группа людей вести джихад, а другая оставалось обучаться религии.
Так же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) в военные походы брал не всех, некоторые оставались у себя в домах. Бывали и такие случаи, когда сам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) не участвовал в походах, он поручал военачальнику войско, а вместе с ним оставались и некоторые сподвижники. Из слов Ну'мана бен Макърана: когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) поручал военачальнику войско, призывал его особо бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, которые отправляются с ним, и давал следующее наставление: «Выступайте на пути Аллаха и во имя Аллаха, сражайтесь с теми кто препятствует воле Аллаха, и не преступайте границ дозволенного, не глумитесь над покойниками (врага), не убивайте детей. Если встретишь врага многобожника, призови его к одному из этих трех достоинств, если он примет какой-либо из них, то прими от него и прекращайте сражение, призови их к исламу, потом пускай переселяются в окружение мухаджиров, если они согласятся, то, что решается в пользу мухаджиров, полезное им...» (Термизи).
Условия для того, чтобы джихад считался правильным:
1) Имам (правитель страны) и его одобрение. В шариате запрещается выходить на сражения без одобрения имама (правителя страны). То, что ответственность ведения джихада (сражение), лежит на имаме (правителе страны), нет никаких сомнений. Подчиняться ему является обязанностью до тех пор, пока он не указывает совершать порицаемое. В Коране о подчинении правителю сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Сура ан-Ниса, аят 59).
Ибн Аббас в разъяснениях сказал, что аят был ниспослан в то время, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) отправлял в военный поход Абдуллу бен Хузайфу.
Подчиняться правителю обязательно, будь он хорошим или плохим.
عن أبي هريرة رضي الله عنه ، قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : "الجهاد واجب مع كل أمير ، برا كان أو فاجرا "
«Джихад обязателен вместе с правителем, праведный он или грешный» (Абу Дауд).
2) Цель джихада должна быть ясной и понятной. То есть основная цель - это предотвращение злодеяний врага, обеспечение надежной опоры слабым и защита религии Аллаха, иначе это может выйти за пределы границы дозволенного.
3) Реальная опасность, исходящая от врага.
Если вышеизложенные условия не выполняются, то его действия по шариату не соответствуют истинному джихаду, а являются всего лишь преступлением и вероломством. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا جَزَاءُ الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الأرْضِ فَسَادًا أَنْ يُقَتَّلُوا أَوْ يُصَلَّبُوا أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُمْ مِنْ خِلافٍ أَوْ يُنْفَوْا مِنَ الأرْضِ ذَلِكَ لَهُمْ خِزْيٌ فِي الدُّنْيَا وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них позор в ближайшей жизни, а в последней для них великое наказание» (Сура аль-Маида, аят 33).
Нынче просходящие столкновения в мусульманских странах – это действия некоторых радикальных течений, использующих понятие джихад в своих нечистых помыслах, тем самым отправляющие воевать тех, кто идет у них на поводу. На самом деле ни у кого нет прав вмешиваться во внутренние дела страны. У них имеется собственное официальное духовенство и муфти, выносящие для них фетвы. В этих столкновениях мусульман, вместо разжигания большей ненависти, необходимо помогать в примирении сторон. Мусульмане не должны причинять друг другу вреда. Об этом есть немало хадисов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). В одном из них сказано: «Попрекание мусульман – гнусность, а лишать его жизни - вероотступничество» (Муслим). В другом хадисе говорится: «мусульманин, который поднял оружие на мусульманина, оба из обитателей Ада», находящиеся около спросили: «О, Посланник Аллаха! В чем же вина убитого?», в ответ Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Он тоже хотел его убить» (Бухари, Муслим).
В связи с этим джихад совершается при одобрении правителя страны, духовного управления страны и выносящих фетвы ученых.
И в заключение следующее:
Гражданам Казахстана запрещается отправляться в другой регион на джихад без разрешения главы государства, Духовного управления мусульман Казахстана и разрешения родителей. Каждый должен служить своему народу, своей отчизне и трудиться для нее. Идя на поводу у кого-то и проливающий кровь других народов, грешник, не будет ему спокойствия. Счастье достигается не таким образом. Счастье достигается, неся добро своей родине, народу и близким.
والله اعلم بالصدق و الصواب
ДУМК, Отдел Шариата и фетвы
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Да будет восславлен Аллах по Его величию, пречист Он, Всевышний, который наставил Своих рабов создавать семьи и жить чистой жизнью! Да будут совершенные и благоухающие благословения и приветствия нашему Пророку Мухаммаду Мустафа, который сказал «Никах - моя сунна. Кто отвернется от нее, тот не от меня!»
Жемчужине моего сердца посвящается!
Той, которую Аллах сделал моей супругой, чтобы я мог найти в тебе покой и умиротворение. Той, которую Аллах сделал моей помощницей на пути истины, моей опорой в жизни, матерью моих прекрасных детей. Той, которая изо всех сил старается быть покорной и послушной женой, согласно велению Аллаха, Всезнающего и Всеведущего. Той, в отношении которой Аллах велел быть справедливым, любящим и внимательным, обязал кормить, одевать и обеспечивать достойную жизнь.
Моя Любимая! Прошло совсем немного, и немало... Многое произошло, за это – вроде бы короткое время. Всего несколько лет, с того памятного дня, когда Аллах подарил мне возможность впервые увидеть тебя и сделать свой выбор. Алхамдулиллах!
Тогда, я так же возвращался с холодной Москвы думая о встрече с тобой. Даже вспоминаю то, что на вопрос друга о моей личной жизни я сказал ему, что по возвращению хочу встретиться с тобой. В этот же раз я сидя на борту самолета, высоко в небе пишу свое письмо, тебе – уже моей Единственной и Любимой Избраннице и Супруге. Недаром наш Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал в своем благородном хадисе: «Кого Аллах наделил праведной женой, тот получил половину религии. Так пусть усердствует в остальном». Ты та, которая наполняет мой дом атмосферой любви и нежности, создает в нем уют и покой. Ты та, которая воспитывает наших детей в духе Ислама, желая вырастить их добропорядочными мусульманами, инша Аллах. Ты та, которая радует мой взор, когда я смотрю на тебя и та, о которой Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Берегите своих жен, как драгоценные алмазы!».
Ты моя жена, прекрасный цветок моей души…
Как бы ни проходил мой день я лечу домой на крыльях, потому что знаю, что дома меня всегда ждет горячий обед, ужин и даже горячая вода – помыться, тогда как ее нет во всем городе, чистая одежда, коврик для намаза и твоя солнечная улыбка. Даже наша дочь переняла это прекрасное качество у своей мамы – моей Возлюбленной, которую всегда можно увидеть на пороге дома с очаровательной улыбкой на лице... Я всегда чувствую, что меня любят, ждут, помнят и уважают. Как бы ни было мне тяжело от груза навалившихся проблем, мне непременно становится легче, если ты, тихонько подойдя ко мне, обнимешь меня и скажешь мне своим нежным голосом несколько слов в утешение, и тут же сияющая улыбка неизбежно озарит мое лицо.
Какие бы ни постигали меня проблемы и какое бы в итоге меня охватывало отчаяние, ты всегда найдешь нужные слова, чтобы идти дальше, чтобы я воспрянул духом и не робел. И твое волшебное «Любимый я Вам верю, делайте как Вы считаете нужным», – дарит мне уверенность и крылья...
Как бы долго я ни отсутствовал, я твердо знаю, что пока меня нет, ты изо всех сил стремишься сохранить мою честь и имущество, следуя велению своего Творца – Господа миров.
Да, бывает, что я могу сорваться, побранить тебя без особой на то причины. И хоть ты могла бы дать мне ответ, ты просто опускаешь глаза и уходишь в другую комнату, давая мне возможность остыть и прийти в себя. И мне становится не по себе от того, что я напрасно тебя обидел. Я иду, чтобы разгладить вину и вижу, все ту же нежную улыбку сквозь слезы. И ты находишь силы, чтобы меня простить
Я благодарен тебе за то, что ты не требуешь от меня сверх того, что я могу тебе купить. И даже если у нас есть где-то излишек, ты спешишь порадовать меня и наше чадо, нежели купить себе очередную вещь. Стоит мне о чем-то тебя попросить, и ты стремишься сделать это наилучшим образом, желая моего довольства. Потому что знаешь, что Аллaх доволен теми женщинами, которыми довольны их мужья. Каждый раз, когда я вижу тебя в заботе о нашем чудном ребенке, я удивляюсь твоему терпению и благодарю Аллаха за то, что у нашей дочери есть такая изумительная мать, способная пережить испытания ради довольства Всевышнего Аллаха. Да воздаст Аллах, Щедрейший Он тебе намного больше того, чем ты ожидаешь. Каждый раз, когда ты находишь время, чтобы уделить мне внимание и даришь мне свою любовь и нежность, я вспоминаю слова Аллаха: «...и они – одеяние для вас...», в который раз убеждаясь в их истинности.
Я твой супруг, отец нашего чада, твой ключ в Рай, инша Аллах.
И пусть Аллах будет моим Свидетелем: я доволен тобой, я доволен тобой, я доволен тобой!
И моей последней молитвой будет: Хвала Аллаху – Господу миров, за все блага, которыми Он одарил нашу Семью!
Абу Юсуф рассказывал: «Мой отец умер, когда я был ребёнком. Мать часто отправляла меня на работу к одному портному. Но вместо этого я ходил на научные маджлисы Абу Ханифы. Мать шла вслед за мной, брала меня за руку и отводила к портному. Однако я снова возвращался к Абу Ханифе. Когда я стал часто убегать к имаму, мать сказала ему: «Мой сын сирота. У него нет никакого имущества, и я содержу его на средства, вырученные за продажу связанной мной одежды. Ты же отучил его слушаться свою мать».
Абу Ханифа ответил ей: «Не говори так. Я вижу, что с помощью тех знаний, которые твой сын получает здесь, он отведает файрузадж – пищу, приготовленную на ореховом масле». «Ты выдумываешь всякие небылицы», – возмутилась моя мать.
Прошли годы, я стал верховным судьей халифата. Как-то раз во дворце халифа Харуна ар-Рашида я оказался за одним столом с правителем, и нам подали еду, приготовленную на ореховом масле. Халиф предложил мне отведать этой пищи, добавив при этом, что такую еду готовят не часто. Когда я спросил Харуна, что это за еда, оказалось, что это файрузадж. Я невольно улыбнулся. А халиф спросил меня, что меня рассмешило. Тогда я и поведал ему историю моей матери и имама Абу Ханифы. «Поистине, знания приносят пользу человеку в обоих мирах, – сказал Харун ар-Рашид и добавил: – Да смилуется Аллах над Абу Ханифой. Он смотрел не глазами как все, а с помощью духовного ока».
Ислам - «предание себя Богу» - заключительная религия человечества. Ислам является результатом Откровения Аллаха к людям, переданным через Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и собранным в Священное Писание мусульман - Благородный Коран.
Ислам основан на чистом Единобожии (Таухид), пресекающим любое идолопоклонство, язычество, многобожие.
Ислам также является продолжением и завершающим этапом авраамической традиции монотеизма. По этой причине, Ислам признает всех предыдущих Пророков авраамической цепи, мир им всем, в том числе и Мусу (Моисея), Сулеймана (Соломона), Дауда (Давида), Ису (Иисуса), а также тех, кто был между ними, и предшествующих им.
Согласно Исламу, все Пророки, мир им, исповедовали одно вероубеждение, и считаются мусульманами - то есть «покорными Единому Богу» - Аллаху.
Придерживаясь одного вероубеждения, Пророки, мир им всем, могли следовать разным Шариатам. Шариат - это Божественные законодательные установления. Шариат мог меняться в зависимости от времени, места и обстоятельств, однако право это принадлежит исключительно Аллаху, которым он наделяет избранных Посланников из числа Своих Пророков.
Последним Шариатом является Шариат заключительного Посланника Аллаха - Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В отличие от предыдущих Шариатов, он был дан уже всему человечеству, и его действие сохраняется вплоть до Судного дня.
Это означает, что принять Ислам и следовать Шариату может каждый, независимо от национальности. Более того, согласно вероубеждению мусульман, после того, как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, получил свою миссию, Ислам стал единственной религией, которая примется Аллахом от человека в День Воскресения и Суда, если до него дошел исламский призыв.
Источниками Шариата являются Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в разъяснении исламских ученых.
Исламский Шариат регулирует все сферы человеческой жизнедеятельности, от поклонения Аллаху - до отношений с семьей, обществом, государством. Шариат тверд в основах и гибок в деталях. Он позволяет правоверным во всем руководствоваться Божественными установлениями, основанных на безграничном знании Творца.
Это и есть прямой путь, о котором говорится в Коране - путь, ведущий к довольству Аллаха и Его Милости – Раю.
Центральная мечеть г.Алматы
Azan.kz
Причиной нападок на ашаритов является таавиль – аллегорическое толкование некоторых вещей в Коране, которыми Аллах Сам Себя описывает. Нападающие на ашаритов утверждают, что так делать категорически нельзя, то есть нельзя отрицать что-то, чем Аллах Себя описал.
Например, один из современных ваххабитов Сафар Хавали пишет: «Таавиль ашаритов подобен таавилю батынитов, то есть исмаилитов», то есть он сравнил мазхаб Ахлю-с-Сунна с мазхабом батынитов.
Проблема в том, что в Коране есть то, что невозможно не толковать аллегорически. Например в девятой суре (Ат-Тауба) в 67 аяте говорится:
نَسُوا اللَّـهَ فَنَسِيَهُمْ
«Они забыли Аллаха, и Аллах забыл их».
Если этот аят понимать буквально, получится, что Аллах описывается забывчивостью. Почему тогда они не говорят, что эта забывчивость достойна Его величия, что для нас это недостаток, а в отношении Аллаха это достоинство? Потому что любой разумный понимает, что Господь, Которому мы поклоняемся, совершенен со всех сторон, и ни один из недостатков не присущ Ему, а забывчивость – это недостаток. Также мы знаем, что у Аллаха есть качество Ильм (знание) и в нем не может быть элемента забывчивости. Забывчивость в этом аяте означает наказание. А что это? Это таавиль (аллегорическое толкование). И подобных оборотов в Коране много.
В любом языке есть слова, имеющие прямое и переносное значение, то есть возможно аллегорическое толкование, но только толкование, соответствующее правилам арабского языка. Таавиль без доказательства мы отвергаем. Ни одно аллегорическое толкование без доказательств Корана и Сунны не принимается. Мы знаем, что Аллах – Знающий. Мы не приписываем Аллаху забывчивость. Хотя Аллах и сказал, что «Он забудет их».
Но мы отвергаем здесь буквальное понимание. Мы не говорим, что Аллах – забывчивый. Довод, что «мы должны описывать Аллаха всем тем, чем Аллах Сам Себя описал», не состоятелен. «Мы должны описывать Аллаха всем тем, чем Аллах Сам Себя описал», – это некое общее утверждение. Оно действительно приходит от саляфов, но это общее утверждение, имеющее определенные ограничения. Если Аллах Себя описывает тем, что не подобает Его Величию, мы толкуем это аллегорически. Иначе придется сказать, что у Аллаха есть сифат забывчивость, ведьАллах Себя этим описал.
Также Всевышний говорит:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
«Он ближе к вам, чем сонная артерия» (50:16).
Тогда надо будет сказать, что Аллах находится ближе к нам, чем сонная артерия.
И надо знать, что убеждение, что Аллах везде, это акыда хулюлитов и мутазилитов, но не акыда ашаритов.
Ашариты никогда не считали, что Аллах – везде. Имам Байхаки пишет в «И‘тикад», что утверждение «Аллах – везде» – это акыда мутазилитов. Об этом также пишет сам имам Ашари в "Макалят". Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а никогда не говорили, что Аллах – везде.
Но есть аяты Корана, в одном из которых говорится, что Аллах на небе, а в другом, что Аллах ближе, чем сонная артерия. Джахмиты сделали из этого вывод, что Аллах – везде. Какая тут логика? Если сказать, что Он на Арше, тем самым мы отвергаем аят, что Аллах ближе, чем сонная артерия. Если взять второй аят, то отрицается первый. Чтобы ничего не отвергать, они сказали, что Аллах находится везде. А Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а говорят, что Аллах не в этом мире и не вне этого мира.
Рассмотрим вопрос, как саляфы понимали аяты муташабихат, смысл которых неоднозначен, и из чего они исходили при толковании этих аятов. Вспомним пример с аятом про забывчивость. Простого знания арабского языка на основе словаря Баранова недостаточно, чтобы толковать Коран, выносить хукмы и утверждать, что имеет прямое значение, что не имеет прямого значения. Мы должны обращаться к тафсирам, в первую очередь к тафсирам сахабов.
В суре 68 «Аль-Калям» в 42 аяте Всевышний говорит:
يَوْمَ يُكْشَفُ عَن سَاقٍ وَيُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ فَلَا يَسْتَطِيعُونَ
«В тот день, когда будет раскрыт сакк».
Слово «сакк» в переводе с арабского означает «голень». Если буквально переводить с арабского, то получится «день, когда будет раскрыта голень».
Есть хадис, буквальный смысл которого таков: «Всевышний Аллах поставит Свою Стопу в Ад на кяфиров» (Бухари и Муслим).
Как же это понимали сахабы? Имам муфассиров – имам Ибн Джарир ат-Табари, которого признают и современные ваххабиты, говорит:
«Группа из сахабов и табиинов из ахлю таавиль сказала, что «сакк» означает "амр шадид" – тяжесть, сложность».
Из этого видно, что саляфы (сахабы и табиины) толковали те аяты, в которых Аллах употребляет в отношении Себя такие слова, как "голень", аллегорически, например, что неверующие испытают тяжесть в Судный день и будут наказаны.
Такое толкование делают не только ашариты, но и сахабы и табиины. Есть правило: если можно протолковать аллегорически в одном случае (например, слово «голень»), то можно толковать также слова «рука», «лик» и т. д. Если нельзя толковать аллегорически, то такого толкования не должно быть в принципе. А если можно протолковать аллегорически в одном месте, то можно и в другом. Ведь нет далиля, например, на то, что можно толковать слово "голень" как сложность, а слово "рука" нельзя толковать как силу.
Как мы видим, сами сахабы толковали некоторые места аллегорически. В частности, Ибн Аббас толковал слово "голень" как сложность. Ибн Джарир ат-Табари говорит: «Такое же толкование передается от имамов: от Муджахида, от Катада и от других имамов, табиинов».
Как мы видим, аллегорическое толкование имеет место. Соответственно, будет неправильным сказать, что саляфы не знали таавиля.
Рашид Исаев
Причиной нападок на ашаритов является таавиль – аллегорическое толкование некоторых вещей в Коране, которыми Аллах Сам Себя описывает. Нападающие на ашаритов утверждают, что так делать категорически нельзя, то есть нельзя отрицать что-то, чем Аллах Себя описал.
Например, один из современных ваххабитов Сафар Хавали пишет: «Таавиль ашаритов подобен таавилю батынитов, то есть исмаилитов», то есть он сравнил мазхаб Ахлю-с-Сунна с мазхабом батынитов.
Проблема в том, что в Коране есть то, что невозможно не толковать аллегорически. Например в девятой суре (Ат-Тауба) в 67 аяте говорится:
نَسُوا اللَّـهَ فَنَسِيَهُمْ
«Они забыли Аллаха, и Аллах забыл их».
Если этот аят понимать буквально, получится, что Аллах описывается забывчивостью. Почему тогда они не говорят, что эта забывчивость достойна Его величия, что для нас это недостаток, а в отношении Аллаха это достоинство? Потому что любой разумный понимает, что Господь, Которому мы поклоняемся, совершенен со всех сторон, и ни один из недостатков не присущ Ему, а забывчивость – это недостаток. Также мы знаем, что у Аллаха есть качество Ильм (знание) и в нем не может быть элемента забывчивости. Забывчивость в этом аяте означает наказание. А что это? Это таавиль (аллегорическое толкование). И подобных оборотов в Коране много.
В любом языке есть слова, имеющие прямое и переносное значение, то есть возможно аллегорическое толкование, но только толкование, соответствующее правилам арабского языка. Таавиль без доказательства мы отвергаем. Ни одно аллегорическое толкование без доказательств Корана и Сунны не принимается. Мы знаем, что Аллах – Знающий. Мы не приписываем Аллаху забывчивость. Хотя Аллах и сказал, что «Он забудет их».
Но мы отвергаем здесь буквальное понимание. Мы не говорим, что Аллах – забывчивый. Довод, что «мы должны описывать Аллаха всем тем, чем Аллах Сам Себя описал», не состоятелен. «Мы должны описывать Аллаха всем тем, чем Аллах Сам Себя описал», – это некое общее утверждение. Оно действительно приходит от саляфов, но это общее утверждение, имеющее определенные ограничения. Если Аллах Себя описывает тем, что не подобает Его Величию, мы толкуем это аллегорически. Иначе придется сказать, что у Аллаха есть сифат забывчивость, ведьАллах Себя этим описал.
Также Всевышний говорит:
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
«Он ближе к вам, чем сонная артерия» (50:16).
Тогда надо будет сказать, что Аллах находится ближе к нам, чем сонная артерия.
И надо знать, что убеждение, что Аллах везде, это акыда хулюлитов и мутазилитов, но не акыда ашаритов.
Ашариты никогда не считали, что Аллах – везде. Имам Байхаки пишет в «И‘тикад», что утверждение «Аллах – везде» – это акыда мутазилитов. Об этом также пишет сам имам Ашари в "Макалят". Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а никогда не говорили, что Аллах – везде.
Но есть аяты Корана, в одном из которых говорится, что Аллах на небе, а в другом, что Аллах ближе, чем сонная артерия. Джахмиты сделали из этого вывод, что Аллах – везде. Какая тут логика? Если сказать, что Он на Арше, тем самым мы отвергаем аят, что Аллах ближе, чем сонная артерия. Если взять второй аят, то отрицается первый. Чтобы ничего не отвергать, они сказали, что Аллах находится везде. А Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а говорят, что Аллах не в этом мире и не вне этого мира.
Рассмотрим вопрос, как саляфы понимали аяты муташабихат, смысл которых неоднозначен, и из чего они исходили при толковании этих аятов. Вспомним пример с аятом про забывчивость. Простого знания арабского языка на основе словаря Баранова недостаточно, чтобы толковать Коран, выносить хукмы и утверждать, что имеет прямое значение, что не имеет прямого значения. Мы должны обращаться к тафсирам, в первую очередь к тафсирам сахабов.
В суре 68 «Аль-Калям» в 42 аяте Всевышний говорит:
يَوْمَ يُكْشَفُ عَن سَاقٍ وَيُدْعَوْنَ إِلَى السُّجُودِ فَلَا يَسْتَطِيعُونَ
«В тот день, когда будет раскрыт сакк».
Слово «сакк» в переводе с арабского означает «голень». Если буквально переводить с арабского, то получится «день, когда будет раскрыта голень».
Есть хадис, буквальный смысл которого таков: «Всевышний Аллах поставит Свою Стопу в Ад на кяфиров» (Бухари и Муслим).
Как же это понимали сахабы? Имам муфассиров – имам Ибн Джарир ат-Табари, которого признают и современные ваххабиты, говорит:
«Группа из сахабов и табиинов из ахлю таавиль сказала, что «сакк» означает "амр шадид" – тяжесть, сложность».
Из этого видно, что саляфы (сахабы и табиины) толковали те аяты, в которых Аллах употребляет в отношении Себя такие слова, как "голень", аллегорически, например, что неверующие испытают тяжесть в Судный день и будут наказаны.
Такое толкование делают не только ашариты, но и сахабы и табиины. Есть правило: если можно протолковать аллегорически в одном случае (например, слово «голень»), то можно толковать также слова «рука», «лик» и т. д. Если нельзя толковать аллегорически, то такого толкования не должно быть в принципе. А если можно протолковать аллегорически в одном месте, то можно и в другом. Ведь нет далиля, например, на то, что можно толковать слово "голень" как сложность, а слово "рука" нельзя толковать как силу.
Как мы видим, сами сахабы толковали некоторые места аллегорически. В частности, Ибн Аббас толковал слово "голень" как сложность. Ибн Джарир ат-Табари говорит: «Такое же толкование передается от имамов: от Муджахида, от Катада и от других имамов, табиинов».
Как мы видим, аллегорическое толкование имеет место. Соответственно, будет неправильным сказать, что саляфы не знали таавиля.
Рашид Исаев
Мечеть Аль-Акса в Аль-Кудсе (Иерусалим) – безусловно, самое «спорное» место в мире. Без всякого преувеличения, можно сказать, что тысячи лет люди умирали за право контроля над ней.
Мечеть занимает особое место в сердцах мусульман – это третья святыня Ислама. Это то самое место, куда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перенесли во время путешествий Исра и Мирадж. Она стала свидетелем, наверное, самого необычного собрания всех времен – все Пророки, мир им, совершили здесь намаз за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
И все же, есть несколько фактов, которые, вы возможно не знали о Масджид аль-Акса:
8. Это не одна мечеть
На участке, который мы привыкли называть просто «Аль-Аксой», на самом деле, есть несколько мечетей. Говоря «Масджид Аль-Акса», мы привыкли говорить только о южном угле комплекса. На самом деле, это «Мечеть Киблы», названная так из-за своей наибольшей приближенности к Кибле. Весь холм же называют «Масджид аль-Акса», иногда его также называют «Харам аль-Шариф», во избежание путаницы. Но, на этом участке есть и другие мечети, связанные историческими событиями: Масджид Бурак, Масджид Марвани и другие.
7. Здесь также есть места захоронений
Нет каких-либо источников, повествующих о том, сколько именно Пророков, мир им, и сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, похоронено здесь. Но, несомненно, их много. Возможно, например, что здесь находится могила Пророка Сулеймана, мир ему. Причиной такого предположения является то, что Пророков, мир им, хоронили там, где они умерли. По многим источникам, он, мир ему, умер, ведя надзор за одним из строений.
6. Она была мусорной свалкой
В период, когда ни одному еврею не было позволено жить в городе, римские жители использовали территорию в качестве свалки. Когда Умар, да будет доволен им Аллах, освободил город, он собственноручно очищал его от мусора. Он также положил конец многовековым изгнаниям евреев, пригласив 70 еврейских семей из соседней деревни беженцев обратно в Иерусалим, дал право на возвращение после нескольких столетий изгнания. Эта услуга, кажется, забыта нашими «двоюродными братьями».
5. Аль-Газали жил и писал здесь
Одной из самых известных книг в исламской литературе является «Ихья Улум аль-Дин», принадлежащая перу великого ученого - Имама аль-Газали. Он – человек, почитаемый всеми Школами Мысли, за свою способность проникать в самую глубину человеческой сущности, оставаясь при этом верным учению Корана и Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие люди не знают, что Аль-Газали некоторое время жил в Масджид Аль-Акса, и за время своего пребывания, написал там одну из своих книг. В здании отмечено место его старой комнаты.
4. Она использовалась в качестве конюшни, дворца и камеры для казни
Когда первые крестоносцы завоевали Иерусалим, большинство мусульман было обнаружено ими в Масджид аль-Акса. Крестоносцы убили около 70 000 из них, переделали Мечеть Киблы в дворец, Купол Скалы в часовню, подземные камеры в конюшни. Мусульман, переживших первую резню, распяли на большом кресте, недалеко от центра мечети. Это был единственный крест, разбитый впоследствии Салахаддином. На этом месте все еще можно увидеть его основание.
3. В мечети находился легендарный минбар
Нуруддин Занки, один из величайших героев Ислама, хранил специальный минбар (кафедра для проповедника), построенный для того, чтобы установить его в Масджид аль-Акса, когда она, в конечном итоге, будет отбита у крестоносцев (можно только восхититься его в высшей степени уверенности!). Этот минбар был не только красивым, но и был сделан без единого гвоздя или использования клея. К сожалению, сам Нуруддин не дожил до победы, но его преемник Салахаддин исполнил желание своего учителя, и, после второго в истории освобождения Иерусалима, установил его в мечети. В кругу ремесленников и мастеров, минбар до сих пор считается легендарным. К несчастью, он не пережил события, описанные в первом пункте.
2. Купол Скалы раньше выглядел по-другому
Купол Скалы – вероятно, самый первый купол, построенный за всю историю Ислама. Возведен он был омейядами – Халифом Абдульмаликом ибн Марваном. Изначально деревянный купол, был покрыт по разным версиям латунным, свинцовым или керамическим слоем. Почти тысячу лет спустя, во время правления османского Халифа Сулеймана Великолепного, купол покрылся отличительным золотым слоем. Также были установлены османские плитки на фасаде здания.
1.Мечеть была сожжена
Вы задумывались когда-нибудь, что будет, если мечеть Аль-Акса будет разрушена? Если над Куполом Скалы будет развеваться флаг армии завоевателей, и сгорит сама мечеть? Скажете, что мусульмане не допустят этого?
Подумайте еще раз.
В 1967 году, мусульмане в третий раз потеряли Иерусалим, отошедший под контроль Израиля. Над Куполом Скалы стал развеваться флаг израильских захватчиков. Израильские лидеры решили, что открытое управление Мечетью Аль-Акса будет служить постоянной провокацией в адрес мусульманского мира, и они использовали фиговый листочек о Вакфе, для того, чтобы успокоить мусульман.
И это сработало.
В 1969 году австралийские сионисты подожгли минбар Нуруддина и саму Мечеть Киблы: пламя охватило ее полностью. Мусульманский мир содрогнулся от сцен худших и страшнейших кошмаров. Отчаявшиеся палестинцы пытались потушить пожар всеми подручными средствами. Вся умма повесила голову от стыда. С тех пор, мечеть отремонтирована и отреставрирована, но нападения на третью Исламскую Святыню продолжаются по сей день. Раскопки, используемые для подрыва основания мечети, несанкционированные посещения и ежедневные угрозы перестроить старый храм – все это имеет место быть сегодня. Масджид Аль-Акса все еще ждет.
Перевод с английского языка Azan.kz
Muslimmatters