Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра
Новости Костанайской областной мечети Марал Ишан
Понедельник, 10 Ноябрь 2014 16:35

Шейх Юсри Рушди о четках в Шариате

Опубликовано в Фикх
Понедельник, 10 Ноябрь 2014 13:29

Облик четырех имамов

Автор: имам аз-Захаби

Книга: Сияр Алям ан-Нубаля

Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит

Абу Юсуф говорил: «Абу Ханифа был хорошо сложен, был лучшим среди людей по внешности, самым красноречивым из них в речи, имел речь самого приятного тона (звучания) и наиболее четко выражал то, что он чувствовал».

Хамад ибн Абу Ханифа говорил: «Мой отец был очень красивым, смуглым, имел хорошее сложение, пользовался большим количеством благовоний, был высоким и никогда не говорил ничего, помимо того, о чем его спрашивали, и он — да помилует его Аллах — никогда не участвовал в том, что его не касалось».

(6/535)

Абу Абдуллах Малик ибн Анас

Иса ибн Умар говорил: «Я никогда не видел ни у кого из белых или черных более красивого лица, чем у Малика, или одежду более белую, чем у Малика».

Многие люди передают, что он был высоким, основательным, серьезным, белокурым, с длинной белой бородой и волосами, длиннобородым, у него была лысина, и он не брил свои усы, поскольку считал, что это будет искажением (внешности).

Говорится, что у него были голубые глаза, часть этого передается от Ибн Сада от Мутаррафа ибн Абдуллаха.

Мухаммад ибн Даххак ибн Мухаммад аль-Хизами говорил: «Одежда Малика была мягкой и чистой, и он постоянно носил разную одежду».

Аль-Вахид ибн Муслим говорил: «Малик надевал белую одежду, и я видел, что он и аль-Аузаи надевали черные и зеленые шапочки (тюбетейки)».

Ашхаб говорил: «Когда Малик надевал тюрбан, он оборачивал его под подбородком и оставлял концы свисать между плечами».

Халид ибн Хидаш говорил: «Я видел, что Малик носил шапочку, и я видел его одетого в тканую одежду».

Ашхаб говорил: «Если Малик использовал сурьму по необходимости, он оставался у себя дома».

Мусаб говорил: «Малик носил одежду ‘адани и использовал благовония».

Абу Асум говорил: «Я никогда не видел мухаддиса с более красивой внешностью (лицом), чем у Малика». И он говорил: «Он был настолько светловолосым, что был блондином. У него были широкие глаза, приподнятый, острый нос и он отпускал длинные усы, основываясь на том, что Умар завивал свои усы.

Ибн Вахб говорил: «Я видел однажды Малика с выкрашенными хной волосами».

Абу Мусаб говорил: «Малик имел самую красивую внешность среди людей, самые широкие глаза, самую белую кожу и был самым высоким среди них — и все это (было) в самом сильном теле».

Аль-Вахид говорил: «Он был хорошо сложен, не красил свои волосы и не посещал публичные бани».

Бишр ибн аль-Харис говорил: «Я видел Малика, видел, что на нем была шапочка, которая стоила примерно 500 дирхамов».

Ашхаб говорил: «Когда Малик носил тюрбан, он оборачивал его под подбородком и оставлял его концы за спиной, и он пользовался мускусом и другими благовониями».

(7/396-397)

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии

Ибрахим ибн Бурана говорил: «Аш-Шафии был серьезен, высок и благороден».

(8/391)

Аз-Зафарани говорил: «Аш-Шафии посетил нас в Багдаде в [1]95-м году. Он оставался с нами в течение нескольких месяцев, затем уехал. Он красил свои волосы хной, и у него были худые щеки».

Ахмад ибн Синан говорил: «Я видел его с рыжей бородой и волосами — то есть он имел обыкновение окрашивать их».

(8/415)

Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль

Ибн Зари аль-Укбари сказал: «Я попросил встречи с Ахмадом ибн Ханбалем. Так, я поприветствовал его, он был старым человеком, который окрашивал свои волосы. Он был высоким и чрезвычайно смуглым».

Мухаммад ибн Аббас ан-Нахви сказал: «Я видел, что у Ахмада ибн Ханбаля было красивое лицо, он был хорошо сложенным, с окрашенными хной волосами, которые были не слишком темные. У него были черные волосы, и я видел, что его одежда была очень белой. Когда я увидел его, на нем был тюрбан и изар».

(9/438)

Абдуль-Малик аль-Маймуни говорил: «Я не видел никого, кто носил бы более чистую одежду, был более внимательным к подстриганию усов и уходу за волосами на голове и на теле и носил более чистую и белую одежду, чем Ахмад ибн Ханбаль».

(9/454)

Один человек сказал: «В Хорасане не считали, что Ахмад похож на человека. Они считали, что он подобен ангелам».

(9/456)

Аль-Фадль ибн Зияд сказал: «Я видел Абу Абдуллаха зимой, и он носил две рубашки с цветным жилетом между ними, и, возможно, на нем была рубашка с теплой кофтой. И я видел, что у него был повязан тюрбан поверх капюшона и на нем была тяжелая верхняя одежда. Так, я услышал, что Абу ‘Имран аль-Варкани говорит ему: „O Абу Абдуллах! На тебе вся эта одежда?“ На это он рассмеялся и сказал: „Я не могу выдержать холод“. И он также носил капюшон без тюрбана».

Аль-Фадль ибн Зияд сказал: «Я видел Aбу Абдуллаха летом, на нем были рубашка, брюки, и верхняя одежда».

Опубликовано в Ученные (р.а.)
Понедельник, 10 Ноябрь 2014 00:00

Единство – залог благополучия

В международном сообществе Казахстан признан страной с последовательной внутренней политикой, основанной на толерантности, межконфессиональном согласии представителей разных вероисповеданий – единого народа Казахстана.

Важную роль в формировании толерантного отношения, приятия и понимания единства на пути к успеху играют первые лица духовенства, представляющие традиционные религии. Сегодня о роли религии в формировании духовных ценностей, ее созидательном значении, недопустимости политизации этих вопросов рассуждает председатель Духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий Ержан кажы Маямеров.

– Уважаемый хазрет, вы представляете самую большую в республике религиозную организацию. Как вы оцениваете складывающиеся в Казахстане государственно-конфессиональные отношения?

– Во имя Аллаха Милостивого и Всемогущего!

В одном из своих выступлений Глава государства Нурсултан ­Абишевич Назарбаев обозначил три ключа казахстанского успеха. Первое – единство всех казахстанцев, второе – толерантность и третье – общность исторической судьбы. И этим все сказано. Мы едины, и государство, и представители различных религий. Президент предпринимает масштабные политические шаги, чтобы превратить Казахстан в эффективную модель мира и дружбы. Мы видим, что религиозность нашего толерантного, великодушного народа способствует сохранению согласия и взаимопонимания со всеми людьми, представителями разных вероисповеданий и культур.

Это отражается в том числе на государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях. Государственные органы создают необходимые условия для свободного вероисповедания, мирного сосуществования, созидательного труда всего казахстанского народа. Казахстанцы это понимают и делают все, чтобы поддержать эти инициативы, направленные на построение успешного и развитого государства. Поэтому, думаю, каждый казахстанец дорожит чувством сопричастности к общей истории, культуре и общему делу своего народа.

– Любая традиционная религия основывается на идее гуманизма. Значит ли это, что толерантность является основой истинной веры?

– Совершенно верно, истинная религия априори не может призывать к вражде, насилию или разоб­щенности. Ислам во все времена призывал к добру, терпимости, созиданию. Мусульманин испокон веков являлся образцом милосердия. Религия ни в коем случае не учит людей плохому, осуждает действия, направленные на внесение смуты в общество.

Ислам проповедует межрелигиозное согласие. Наш пророк (с.а.с.) даже после переселения из Мекки в Медину не принуждал никого принимать ислам. Напротив, он доносил до людей идеи хорошего отношения с представителями всех других религий. В одном из хадисов он сказал: «Если твой сосед немусульманин, то у него одно право – право соседства. Если же сосед мусульманин, то у него два права – соседа и Ислама. Если твой сосед является мусульманином и родственником, то у него три права в отношении тебя – соседское, родственное и право по исламу». Таким образом пророк (с.а.с.) утверждает, что каждый человек, живущий с нами в одном обществе, имеет определенные права, которые надо уважать. И какую бы религию этот человек ни исповедовал, наша обязанность – быть с ним в добрых отношениях.

У нашего пророка (с.а.с.) есть также несколько хадисов о том, что защита прав людей другой религии и сохранение с ними хороших отношений являются обязанностью каждого мусульманина. Съезды лидеров мировых и традиционных религий, неоднократно проходившие в нашей столице Астане, стали ярким символом того, что на казахской земле всячески стремятся укреплять мир, взаимопонимание и межрелигиозное согласие. Они принесли и все последующие еще не раз принесут свои добрые плоды.

– Сегодня ощущается кризис мировоззрения в глобальном масштабе – межэтническим и межконфессиональным вопросам зачастую намеренно придают политическую окраску. Как можно противостоять этому?

– Во всем мире нет, пожалуй, ни одной страны, которую бы обошла угроза радикализма и экстремизма, при этом тщательно скрывающаяся под маской религии. И эта маскировка, плохо прикрытая деструктивная идеология становится все очевиднее для думающего человека. В исламе нет слепой веры. Поклонение – это прежде всего размышление о Творце, раздумья о главном и второстепенном в жизни. А противостоять вызовам радикализма в первую очередь поможет духовная культура человека, его знания. Необходимо использовать нравственный потенциал, культурное наследие, накопленное веками и нашедшее отражение в трудах ученых, в том числе исследователей ислама.

Сейчас мы построили суверенное государство, и это бесценный подарок, дарованный нам Всевышним. В Казахстане в мире и согласии живут представители многих этносов и религий. Однако для стабильного развития нашего общества каждый гражданин Казахстана должен помнить о своей личной ответственности перед страной и народом, и стремиться внести свой вклад в укрепление мира. Многовековая история миролюбивого казахского народа свидетельствует, что наши правители, имена которых стали легендой, прилагали все усилия для сохранения мира и покоя на своей земле. Этот благой обычай сохранился по сей день и продолжает доказывать, что Казахстан – это страна, преданная другу и доброжелательная к своим соседям.

– В последнее время все чаще звучат тревожные сообщения о действиях группировок "ИГИЛ", "Аль Каеда" и других, псевдо­исламская направленность которых сеет страх, давая шанс для порождения исламофобии...

– Как представитель ислама, как мусульманин, я хотел бы обратить на это внимание всех и еще раз сказать, что подобные террористические организации не имеют ничего общего с нашей религией! Для них это всего лишь способ достижения своих целей, и поверьте, от духовности, от ислама там нет ничего. Это политические организации с конкретными и далеко немирными целями. А используемые ими атрибутика, внешняя символика – не более чем попытка завуалировать истинную цель.

Это не наш путь. Мы не приемлем идеологию группировок, совершающих антигуманные действия посредством искаженной трактовки постулатов веры. Недавно мы приняли фетвы, в которых развенчали ложные идеи "вооруженного джихада", "такфира" и "хиджры". Мы должны помнить, что религия – это мощная сила, которая приумножает благополучие человечества, обогащает и укрепляет духовность людей. И ни в коем случае не призывает к войне, не учит убивать, проливать кровь безвинных людей. Именно поэтому мы должны свою силу направлять на установление мира и согласия в каждом обществе, на процветание каждой страны. В связи с этим ислам играет огромную роль в укреплении взаимоуважения и взаимопонимания.

– Но конфликты на религиозной почве все же случаются, в мире есть подобные примеры. Почему же религию, которая должна объединять людей, иногда пытаются использовать для борьбы с носителями иных ценностных воззрений?

– Конечно, в некоторых регионах продолжаются военные конфликты, в результате которых проливается кровь невинных людей, сотни детей остаются сиротами, а женщины становятся вдовами. Это происходит из-за недостатка взаимопонимания, нежелания признавать права других, в том числе на иную веру, иную точку зрения. А самое главное – это результат недостатка знаний об истинном назначении религии. И нужно отметить, что даже при кажущемся религиозном факторе конфликтов это прежде и чаще всего столкновение интересов и амбиций.

Согласие и единство, царящие в нашей стране со времен обретения независимости, в данной ситуации могут стать примером для подражания. Именно о таком отношении друг к другу говорится в священном Коране: "И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании!" (сура "Маида" 2 аят). Эти слова призывают к благонравию, призывают следовать по верному пути Аллаха и избегать всего плохого.

Каких мусульман можно назвать богобоязненными и придерживающимися принципов шариата? Об этом в священном Коране сказано следующее: "Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, быть может, вы будете помилованы... Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками" (сура "Худжурат" 10–11 аяты). Ислам по праву можно считать духовной силой, способной положительно воздействовать на мировоззрение человека, на особенности его характера и душевное состояние.

Ну и конечно же, нельзя не отметить, что мир в нашем доме – это еще и результат нашего общего труда. Выше я уже отмечал, что религия и государство объединены усилиями в созидании прекрасного общества. Наши имамы вместе с представителями государственных органов неустанно трудятся, разъясняя гражданам истинные духовные ценности нашего народа. Насколько я знаю, в акиматах при методологической поддержке уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере религиозной деятельности, созданы сотни информационных групп. Их представители, встречаясь с людьми, простыми словами доводят информацию о культуре народа, сущности религий, о необходимости быть патриотами своей страны, быть законопослушными.

В этом благом деле мы не могли оставаться в стороне и создали свои группы, которые организуют в мечетях встречи с верующими и доводят до них истинные ценности ислама. В регионах страны действуют 6 таких групп, сформированных из наиболее подготовленных имамов и теологов. Для разъяснительной работы в русскоязычной среде мы сформировали группы русскоязычных имамов.

Народная мудрость гласит, что "Единство – залог благополучия". Поэтому я призываю всех совершать только благие и ответственные поступки. Пусть Всевышний Творец примет от всех нас праведные дела и дарует всем нам Свое благословение в обоих мирах!

Опубликовано в Новости

Нұр-Мүбарак  университеті  2015-2016 оқу жылына исламтану және араб тілі факултеттеріне түсем деуші талапкерлерді ағымдағы жылдың 10 қарашасы мен 10 желтоқсан  аралығында  дайындық курсына оқуға қабылдайды.

Оқу мерзімі - кемі 8 ай. Осы мерзімде  Құран Кәрім, араб тілі, ислам фиқһы, ақида пәндері бойынша жүйелі түрде сабақ жүргізіледі. Сондай-ақ Қазақсатан тарихы мен қазақ тілі, ағылшын тілі пәндері бойынша тест емтихандарына дайындық сабақтары беріледі.

Сабақты Әл-Әзһар университетін  бітіріп келген білікті мамандар  жүргізеді. Дайындық курсына жасы 30-ға толмаған ислам жолымен жүретін тақуа, талапты, қабілетті жастар іріктеліп алынады.

Талапкерлер жатар орынмен, тамақпен қамтамасыз етіледі.

Талап етілетін құжаттар:
    Өтініш;
    Жеке куәлік көшірмесі.
    Аттестат немесе диплом (түпнұсқа);
    3x4 мөлшердегі 6 фотосурет;
    086-У үлгісіндегі медициналық анықтама+ флюрография ;
    Наркологиялық анықтама;
    Психотерапиялық диспансерден анықтама;
    Сотталмағандығы туралы анықтама.

Алматы. әл-Фараби даңғылы 73. «академиялық қалашық» аялдамасы.
тел.:8 (727) 302-09-40, 302-09-42.  Факс: 8 (727) 302-09-30.
Ұялы тел: 8 702 624 98 13
Сайт:  www.nmu.kz
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Опубликовано в Страницы сайта

Большой алим ханафитов ибн Абидин приводит в своем Радд аль-Мухтар (1/167):

صحَّ عنه أنه قال : إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي . وقد حكى ذلك ابنُ عبدِ البرِّ عن أبي حنيفة وغيرِه من الأئمة . ا هـ . ونقَله أيضًا الإمامُ الشَّعْراني عن الأئمةِ الأربعةِ . ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلاً للنَّظَر في النصوصِ ومعرفةِ محكمها مِن منسوخها ، فإذا نظَر أهلُ المذهبِ في الدليلِ وعمِلوا به صحَّ نِسْبتُه إلى المذهبِ لكونه صادرًا بإذنِ صاحبِ المذهبِ ، إذ لا شكَّ أنه لو علِم ضعْفَ دليلِه رجَع عنه واتّبعَ الدليلَ الأقوى

Достоверно, что (Абу Ханифа) сказал: «Когда хадис достоверный — это мой мазхаб».  Передал это ибн Абдуль Барр от Абу Ханифы и других из числа имамов. Также передал аш-Ша’рани от 4-х имамов. И не секрет (т.е. само собой разумеется), что это (эти слова)  для тех, кто является из числа тех кто рассматривает (имеет право рассматривать) нусусы (шариатские тексты) и знает (чем отличается) мухкам (ясные утвержденные) от мансуха (отмененного). Когда Ахлу Мазхаб рассмотрит доводы и будет поступать в соответствии с ним, то будет правильно относить его (положение) к мазхабу, потому что это с дозволения Имама Мазхаба.

Шамсуддин Аз Захаби в книге «Сияру Алямин Нубаля» (673-748 х/1274-1348 м) в главе об Ад Дараки:

الدارَكي عبد العزيز بن عبد الله بن محمد

قال ابنُ خَلِّكان:كان يُتَّهم بالاعتزال، وكان رُبَّما يَختار في الفتوى، فيقال له في ذلك، فيقول:ويْحَكُم! حدَّث فلانٌ عن فلانٍ، عن رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — بكذا وكذا، والأخذُ بالحديث أولى مِن الأخذِ بقولِ الشافعيِّ وأبي حنيفةَ.

قلتُ:هذا جيدٌ، لكن بشرطِ أن يكونَ قد قال بذلك الحديثِ إمامٌ مِن نُظراءِ الإماميْن مثلُ مالكٍ، أو سفيانَ، أو الأوْزاعيِّ، وبأن يكونَ الحديثُ ثابتاً سالماً مِن علةٍ، وبأن لا يكونَ حجةُ أبي حنيفةَ والشافعيِّ حديثاً صحيحاً مُعارضاً للآخَر.

أما مَن أخَذ بحديثٍ صحيحٍ وقد تنكَّبه سائرُ أئمةِ الاجتهاد، فلا، كخبرِ: فَإِنْ شَرِبَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ، وكحديثِ لَعَنَ اللهُ السَّارِقَ، يَسْرِقُ البَيْضَةَ، فَتُقْطَعُ يَدُهُ

«293 – Ад Дараки Абдуль Азиз бин Абдиллах бин Мухаммад

…Сказал Ибну Халликан: Он был обвинен в иътизале (мнениях муътазилитов). Иногда он выбирал фатвы (против мнения Имамов). Сделали ему замечание, на что он ответил: «Горе вам! Передал такой-то от такого, а он от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, так то и так то. И брать хадис лучше, чем брать мнения Шафии и Абу Ханифы».

(Я Захаби) скажу: Это красиво, но с условиями:

1. Делал амаль/действие в соответствии с этим хадисом (какой-то) имам, который на уровне этих двух Имамов (Шафии и Абу Ханифа), как Малик, Суфьян или Авзаи.

2. Хадис должен быть надежным и без какой-то проблемы (илля)

3. Чтобы не было у Абу Ханифы и Шафии достоверного хадиса, который противоречит другому.

А если кто-то берет достоверный хадис в, то время когда Имамы иджтихада не поступали в соответствии с этим хадисом, то этого (делать) нельзя. Как эти два хадиса:

«Если будет пить в четвертый раз, то убейте его» и «Пусть проклянет Аллах вора. Ворует яйцо и в итоге ему отрубают руку»» (Сияру Алямин Нубаля: 16/404-405)

Сказал великий ученый усуля Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в книге «Аль Иътисам»:

والرابع : أن كلَّ راسخٍ لا يَبتدع أبداً ، وإنما يَقعُ الابتداعُ ممن لم يتمكّنْ مِن العلم الذي ابتدعَ فيه ، حسبما دلَّ عليه الحديثُ ويأتي تقريرُه بحول الله ، فإنما يُؤتى الناسُ من قِبَلِ جُهَّالهم الذين يُحسبون أنهم علماءُ ، وإذا كان كذلك فاجتهادُ من اجتهدَ منهيٌ عنه إذ لم يَستكملْ شروطَ الاجتهاد ، فهو على أصل العموميّة ، ولمَّا كان العامي حراماً عليه النَّظَرُ في الأدلة والاستنباطُ ، كان المُخضرَمُ الذي بقي عليه كثيرٌ من الجهلات مثلُه في تحريم الاستنباط والنظرِ المعمولِ به ، فإذا أقدمَ على محرَّم عليه كان آثماً بإطلاق

وبهذه الأوجهِ الأخيرةِ ظهَر وجهُ تأثيمه وتبيَّن الفرقُ بينه وبين المجتهدِ المخطىءِ في اجتهاده

«Никакой Расих (углубленный в науках) никогда не введет бидъа. Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой, в которой выдумал бидъа, как на это указывает хадис и придет его решение с помощью Аллаха.

Люди вовлекутся (в бидъаты, исходящие) со стороны джахилей, которые считаются учеными. Так как положение таково, что иджтихад того, кто делает иджтихад (не являясь муджтахидом) является запретным/недозволенным. Потому что у него нет полных условий иджтихада и он является простым человеком.

Если простому человеку не дозволено назар (подробный просмотр доводов с целью выведения хукма) и истинбат (выведение хукма из них), то мухадрам (человек который некоторое время жил в джахилии) у которого остались много остатков джахилии, таков же (как и простой человек) в запретности истинбата и назара в соответствии с которым делается амаль/действие.

И когда (кто то) пытается сделать вещь которая ему запрещена, то (он) станет грешником в абсолютном смысле. Этими вещами выяснилась причина его греха и стало понятным отличие[1] между ним и муджтахидом который ошибся в иджтихаде». (Аль Иътисам: 1/246)

Думаю достаточно. Как мы знаем, разночтения в мазхабах существовали всегда и берут они свое начало еще со времен сподвижников. И в этом в принципе нет проблем, важно чтобы сердца у нас были едины. Так мы знаем, что в своем итжтихаде имам Абу Ханифа чаще опирался на мнения Ибн Мас’уда и Али ибн аби Талиба, в свою очередь имам Малик опирался на фетвы ибн Умара и Зайда б. Сабита. И это ответ тем, кто всячески отрицают «таклид» (нет, не слепое следование) в Исламе.

ИншааАллах, приведем пример из жизни имама Малика из книги имама аз-Захаби Сияр Алям ан-Нубаля (11/177) и подкрепим его высказванием имама Ахмада б. Ханбаля. Приводит аз-Захаби:

إسماعيل بن بنت السدي قال كنت في مجلس مالك فسئل عن فريضة فأجاب بقول زيد فقلت ما قال فيها علي وابن مسعود رضي الله عنهما فأومأ إلى حجبة فلما هموا بي عدوت وأعجزتهم فقالوا ما نصنع بكتبه ومحبرته فقال اطلبوه برفق فجاؤوا إلي فجئت معهم فقال مالك من اين انت قلت من الكوفة قال فأين خلفت الادب فقلت انما ذاكرتك لاستفيد فقال ان عليا وعبد الله لا ينكر فضلهما وأهل بلدنا على قول زيد بن ثابت واذا كنت بين قوم فلا تبدأهم بما لا يعرفون فيبدأك منهم ما تكره

Рассказывает Исма’ил Ибн Бинт ас-Судди.

Однажды я находился в маджлисе Малика. Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда [Ибн Сабита]. Я спросил его: “А что про это говорят ‘Али и Ибн Мас’уд, радый Аллаху ‘анхума?”

Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: “Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил?” Имам Малик сказал: “Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним.”

После того, как я вернулся, Малик спросил меня: “Откуда ты?”

- Из Куфы, — ответил я.

- А где же ты оставил свой адаб?

- Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу.

Малик сказал: “Никто не отрицает достоинства ‘Али и ‘Абдуллаха [Ибн Мас'уда], но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда Ибн Сабита. Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится уже тебе.”

Имам Ахмад:

واعلم أن الدين إنما هو التقليد والتقليد لأصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم

Знай, что поистине религия — это таклид. Таклид за сподвижниками посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) (Табакат аль-Ханабиля, Кади Абу Я’ля)

قال حدثنا هارون بن علي المقري قال حدثنا محمد بن عبدالرحمن الصيرفي قال قلت لأحمد بن حنبل إذا اختلف أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم في مسئلة هل يجوز نلا أن ننظر في أقوالهم لنعلم مع من الصواب منهم فنتبعه فقال لي لا يجوز النظر بين أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت كيف الوجه في ذلك قال تقلد أيهم أحببت

( ابن عبد البر جامع بيان العلم وفضله )

Передается, что Мухаммада б. Абдуррахмана ас-Сайрафи сказал: Я сказал Ахмаду б. Ханбалю, когда разногласят сподвижнии посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) в каком то деле, то доспустимо ли нам смотреть на их слова для того чтобы узнать с кем же из них правда и следовать за этим. Он сказал нам: Не позволительно рассматривать (досл. смотреть) между сподвижниками посланника Аллаха (عليه وسلم). Я сказал: Как поступить в таком случае? Он сказал: Следуй (юкаллиду) за тем из них за кем пожелаешь (ахбабта).

(Ибн Абдуль Барр,  Джами Баян аль-Ильм)

Опубликовано в Назидание

Большой алим ханафитов ибн Абидин приводит в своем Радд аль-Мухтар (1/167):

صحَّ عنه أنه قال : إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي . وقد حكى ذلك ابنُ عبدِ البرِّ عن أبي حنيفة وغيرِه من الأئمة . ا هـ . ونقَله أيضًا الإمامُ الشَّعْراني عن الأئمةِ الأربعةِ . ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلاً للنَّظَر في النصوصِ ومعرفةِ محكمها مِن منسوخها ، فإذا نظَر أهلُ المذهبِ في الدليلِ وعمِلوا به صحَّ نِسْبتُه إلى المذهبِ لكونه صادرًا بإذنِ صاحبِ المذهبِ ، إذ لا شكَّ أنه لو علِم ضعْفَ دليلِه رجَع عنه واتّبعَ الدليلَ الأقوى

Достоверно, что (Абу Ханифа) сказал: «Когда хадис достоверный — это мой мазхаб».  Передал это ибн Абдуль Барр от Абу Ханифы и других из числа имамов. Также передал аш-Ша’рани от 4-х имамов. И не секрет (т.е. само собой разумеется), что это (эти слова)  для тех, кто является из числа тех кто рассматривает (имеет право рассматривать) нусусы (шариатские тексты) и знает (чем отличается) мухкам (ясные утвержденные) от мансуха (отмененного). Когда Ахлу Мазхаб рассмотрит доводы и будет поступать в соответствии с ним, то будет правильно относить его (положение) к мазхабу, потому что это с дозволения Имама Мазхаба.

Шамсуддин Аз Захаби в книге «Сияру Алямин Нубаля» (673-748 х/1274-1348 м) в главе об Ад Дараки:

الدارَكي عبد العزيز بن عبد الله بن محمد

قال ابنُ خَلِّكان:كان يُتَّهم بالاعتزال، وكان رُبَّما يَختار في الفتوى، فيقال له في ذلك، فيقول:ويْحَكُم! حدَّث فلانٌ عن فلانٍ، عن رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — بكذا وكذا، والأخذُ بالحديث أولى مِن الأخذِ بقولِ الشافعيِّ وأبي حنيفةَ.

قلتُ:هذا جيدٌ، لكن بشرطِ أن يكونَ قد قال بذلك الحديثِ إمامٌ مِن نُظراءِ الإماميْن مثلُ مالكٍ، أو سفيانَ، أو الأوْزاعيِّ، وبأن يكونَ الحديثُ ثابتاً سالماً مِن علةٍ، وبأن لا يكونَ حجةُ أبي حنيفةَ والشافعيِّ حديثاً صحيحاً مُعارضاً للآخَر.

أما مَن أخَذ بحديثٍ صحيحٍ وقد تنكَّبه سائرُ أئمةِ الاجتهاد، فلا، كخبرِ: فَإِنْ شَرِبَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ، وكحديثِ لَعَنَ اللهُ السَّارِقَ، يَسْرِقُ البَيْضَةَ، فَتُقْطَعُ يَدُهُ

«293 – Ад Дараки Абдуль Азиз бин Абдиллах бин Мухаммад

…Сказал Ибну Халликан: Он был обвинен в иътизале (мнениях муътазилитов). Иногда он выбирал фатвы (против мнения Имамов). Сделали ему замечание, на что он ответил: «Горе вам! Передал такой-то от такого, а он от Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, так то и так то. И брать хадис лучше, чем брать мнения Шафии и Абу Ханифы».

(Я Захаби) скажу: Это красиво, но с условиями:

1. Делал амаль/действие в соответствии с этим хадисом (какой-то) имам, который на уровне этих двух Имамов (Шафии и Абу Ханифа), как Малик, Суфьян или Авзаи.

2. Хадис должен быть надежным и без какой-то проблемы (илля)

3. Чтобы не было у Абу Ханифы и Шафии достоверного хадиса, который противоречит другому.

А если кто-то берет достоверный хадис в, то время когда Имамы иджтихада не поступали в соответствии с этим хадисом, то этого (делать) нельзя. Как эти два хадиса:

«Если будет пить в четвертый раз, то убейте его» и «Пусть проклянет Аллах вора. Ворует яйцо и в итоге ему отрубают руку»» (Сияру Алямин Нубаля: 16/404-405)

Сказал великий ученый усуля Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в книге «Аль Иътисам»:

والرابع : أن كلَّ راسخٍ لا يَبتدع أبداً ، وإنما يَقعُ الابتداعُ ممن لم يتمكّنْ مِن العلم الذي ابتدعَ فيه ، حسبما دلَّ عليه الحديثُ ويأتي تقريرُه بحول الله ، فإنما يُؤتى الناسُ من قِبَلِ جُهَّالهم الذين يُحسبون أنهم علماءُ ، وإذا كان كذلك فاجتهادُ من اجتهدَ منهيٌ عنه إذ لم يَستكملْ شروطَ الاجتهاد ، فهو على أصل العموميّة ، ولمَّا كان العامي حراماً عليه النَّظَرُ في الأدلة والاستنباطُ ، كان المُخضرَمُ الذي بقي عليه كثيرٌ من الجهلات مثلُه في تحريم الاستنباط والنظرِ المعمولِ به ، فإذا أقدمَ على محرَّم عليه كان آثماً بإطلاق

وبهذه الأوجهِ الأخيرةِ ظهَر وجهُ تأثيمه وتبيَّن الفرقُ بينه وبين المجتهدِ المخطىءِ في اجتهاده

«Никакой Расих (углубленный в науках) никогда не введет бидъа. Выдумывание бидъата бывает у тех, кто не владеет наукой, в которой выдумал бидъа, как на это указывает хадис и придет его решение с помощью Аллаха.

Люди вовлекутся (в бидъаты, исходящие) со стороны джахилей, которые считаются учеными. Так как положение таково, что иджтихад того, кто делает иджтихад (не являясь муджтахидом) является запретным/недозволенным. Потому что у него нет полных условий иджтихада и он является простым человеком.

Если простому человеку не дозволено назар (подробный просмотр доводов с целью выведения хукма) и истинбат (выведение хукма из них), то мухадрам (человек который некоторое время жил в джахилии) у которого остались много остатков джахилии, таков же (как и простой человек) в запретности истинбата и назара в соответствии с которым делается амаль/действие.

И когда (кто то) пытается сделать вещь которая ему запрещена, то (он) станет грешником в абсолютном смысле. Этими вещами выяснилась причина его греха и стало понятным отличие[1] между ним и муджтахидом который ошибся в иджтихаде». (Аль Иътисам: 1/246)

Думаю достаточно. Как мы знаем, разночтения в мазхабах существовали всегда и берут они свое начало еще со времен сподвижников. И в этом в принципе нет проблем, важно чтобы сердца у нас были едины. Так мы знаем, что в своем итжтихаде имам Абу Ханифа чаще опирался на мнения Ибн Мас’уда и Али ибн аби Талиба, в свою очередь имам Малик опирался на фетвы ибн Умара и Зайда б. Сабита. И это ответ тем, кто всячески отрицают «таклид» (нет, не слепое следование) в Исламе.

ИншааАллах, приведем пример из жизни имама Малика из книги имама аз-Захаби Сияр Алям ан-Нубаля (11/177) и подкрепим его высказванием имама Ахмада б. Ханбаля. Приводит аз-Захаби:

إسماعيل بن بنت السدي قال كنت في مجلس مالك فسئل عن فريضة فأجاب بقول زيد فقلت ما قال فيها علي وابن مسعود رضي الله عنهما فأومأ إلى حجبة فلما هموا بي عدوت وأعجزتهم فقالوا ما نصنع بكتبه ومحبرته فقال اطلبوه برفق فجاؤوا إلي فجئت معهم فقال مالك من اين انت قلت من الكوفة قال فأين خلفت الادب فقلت انما ذاكرتك لاستفيد فقال ان عليا وعبد الله لا ينكر فضلهما وأهل بلدنا على قول زيد بن ثابت واذا كنت بين قوم فلا تبدأهم بما لا يعرفون فيبدأك منهم ما تكره

Рассказывает Исма’ил Ибн Бинт ас-Судди.

Однажды я находился в маджлисе Малика. Я задал ему вопрос о наследстве, на что он ответил, приведя мнение Зайда [Ибн Сабита]. Я спросил его: “А что про это говорят ‘Али и Ибн Мас’уд, радый Аллаху ‘анхума?”

Имам Малик подал знак охранникам мечети, которые вошли после меня, однако я оказался проворнее их и убежал, оставив свои принадлежности. Охранники спросили: “Что нам делать с его пером и книгами, которые он оставил?” Имам Малик сказал: “Найдите его и попросите придти сюда. Будьте мягки с ним.”

После того, как я вернулся, Малик спросил меня: “Откуда ты?”

- Из Куфы, — ответил я.

- А где же ты оставил свой адаб?

- Я всего лишь задал вопрос, желая извлечь пользу.

Малик сказал: “Никто не отрицает достоинства ‘Али и ‘Абдуллаха [Ибн Мас'уда], но люди нашей земли придерживаются мнения Зайда Ибн Сабита. Когда ты находишься среди людей, и ты приходишь с чем-либо, что им не известно, они ответят тебе тем, что не понравится уже тебе.”

Имам Ахмад:

واعلم أن الدين إنما هو التقليد والتقليد لأصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم

Знай, что поистине религия — это таклид. Таклид за сподвижниками посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) (Табакат аль-Ханабиля, Кади Абу Я’ля)

قال حدثنا هارون بن علي المقري قال حدثنا محمد بن عبدالرحمن الصيرفي قال قلت لأحمد بن حنبل إذا اختلف أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم في مسئلة هل يجوز نلا أن ننظر في أقوالهم لنعلم مع من الصواب منهم فنتبعه فقال لي لا يجوز النظر بين أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت كيف الوجه في ذلك قال تقلد أيهم أحببت

( ابن عبد البر جامع بيان العلم وفضله )

Передается, что Мухаммада б. Абдуррахмана ас-Сайрафи сказал: Я сказал Ахмаду б. Ханбалю, когда разногласят сподвижнии посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) в каком то деле, то доспустимо ли нам смотреть на их слова для того чтобы узнать с кем же из них правда и следовать за этим. Он сказал нам: Не позволительно рассматривать (досл. смотреть) между сподвижниками посланника Аллаха (عليه وسلم). Я сказал: Как поступить в таком случае? Он сказал: Следуй (юкаллиду) за тем из них за кем пожелаешь (ахбабта).

(Ибн Абдуль Барр,  Джами Баян аль-Ильм)

Опубликовано в Фикх
Понедельник, 10 Ноябрь 2014 00:00

Любовь к родителям

Любовь к родителям является своего рода поклонением. Всевышний Аллах именно их сделал причиной твоего прихода в этот мир, вырастил и воспитал тебя их руками. А признаком того, что эта любовь и уважение проявляется ради Аллаха, становится то, что когда они постареют и уже не смогут принести тебе пользу, а наоборот, будут доставлять хлопоты и затруднения, ты должен намного больше проявлять к ним свою любовь, доброту и милосердие. Милостивый ко всем в этом мире Аллах сказал:

Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно (Сура аль-Исра, 23).

Я хочу рассказать тебе об одной истории, произошедшей между отцом и сыном. Жили в одном городе отец и сын. Жили они без матери, и отец воспитывал сына как мог. Честно говоря, сын был не из числа послушных детей. Видя это, отец часто ему говорил: «Из тебя человека не выйдет». Конечно, сына эти слова очень задевали, и через некоторое время, окончив школу, он ушел из дома. Да, именно, просто ушел из дома, оставив отцу лишь записку. Он уехал в большой город, устроился на какую-то работу, пошел на подготовительные курсы, а после поступил в университет. И все это время в его голове крутились слова отца «Из тебя человека не выйдет». Проходили годы, он продолжал учиться. Успешно окончив университет, он возвращается в свой город. Работает, поднимается по карьерным ступеням и, наконец, становится мэром города. Как ты уже понял, он все эти годы не общался с отцом, а просто время от времени узнавал о нем через третьих лиц. И вот настал тот долгожданный момент, он вызывает пожилого отца на прием в мэрию. Старик вошел в кабинет, и удивлению его не было предела. В кресле мэра восседал его сын, много лет назад покинувший его. Сын первый нарушил тишину и начал: «Ты говорил, что из меня человека не выйдет. Вот видишь, отец, чего я добился. Я сам поступил в университет и окончил его, притом с красным дипломом. Несмотря на многие перспективы, я вернулся в свой город и опять же, подчеркиваю, сам добился этого всего. Так видишь, кем я стал, а ведь ты говорил…» Отец, покачав седой головой, отвечал: «Сынок, сынок… я же не говорил, что ты не сможешь поступить в университет, я же не говорил, что ты не закончишь его, я же не говорил, что ты не сможешь стать мэром, я просто говорил, что ты не сможешь стать человеком. Стал бы ты человеком, ты со своим отцом так бы не поступил, что вызвал его перед собой как подчиненного!»

А ты слышал историю о Увейсе? Он жил в Йемене во времена Пророка. У него была больная мать, за которой он ухаживал, и так как он не мог оставить мать без присмотра, ему не удалось увидеться с Пророком. Аллах возвысил его степень, ведь, поистине, он очень любил Посланника Аллаха и свою мать. Пророк говорил о нем, что принимаются его мольбы, дуа, и даже велел передать ему в дар свой плащ. Да, любовь великое чувство! Сообщается, что Усайр бин Амр (или Ибн Джабир) сказал: Когда к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, прибывало подкрепление из числа йеменцев, он всегда спрашивал их:

«Нет ли среди вас Увейса бин Амира?», — и (так продолжалось до тех пор), пока он не встретился с Увейсом, да будет доволен им Аллах. (Умар, да будет доволен им Аллах) спросил: «Ты ли Увейс бин Амир?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Из (племени) мурад и (рода) каран?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «И у тебя была проказа, от которой ты (полностью) излечился, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем?» Он ответил: «Да». (Умар снова) спросил: «Есть ли у тебя мать?» Он ответил: «Да». (Тогда Умар) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увейс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты, (добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!» — так попроси же для меня прощения!», — и Увейс обратился к Аллаху с мольбой простить (Умара). А потом Умар спросил его: «Куда ты хочешь (поехать)?»

Он ответил: «В Куфу». (Умар) спросил: «Не написать ли для тебя (письмо) наместнику Куфы?» (В ответ ему Увейс) сказал: «Мне больше нравится быть среди бедных». А на следующий год один из знатных жителей Куфы, совершивший Хадж, встретился с Умаром, который стал расспрашивать его об Увейсе. (Этот человек) сказал (ему): «(Когда я видел его в последний раз), в его доме почти ничего не было, и он мало чем владел». (Умар) сказал: «А я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увейс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от нее, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты, (добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!» А потом этот человек пришёл к Увейсу и попросил его: «Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня». Увейс сказал ему в ответ: «Ты совершил Хадж после меня, и поэтому попроси ты, чтобы Аллах простил меня!» Этот человек спросил: «Встречался ли ты с Умаром?» Увейс ответил: «Да», —и обратился к Аллаху с мольбой о прощении для (этого человека), а потом люди узнали об этом, и он ушёл оттуда своей дорогой (Муслим).

В другой версии (этого хадиса), также приводимой Муслимом, сообщается, что Усайр бин Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

(В своё время) к Умару, да будет доволен им Аллах, прибыла делегация от жителей Куфы, среди которых был один человек, часто насмехавшийся над Увейсом. Умар спросил: «Есть ли здесь кто-нибудь из (рода каран) ?», — а когда этот человек вышел (вперёд), Умар сказал: «Поистине, Посланник Аллаха сказал: «Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Увейс, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше покрывала его белизна, но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать (одного) места (величиной) с динар (или дирхем), и пусть те из вас, кто встретится с ним, (просят его), чтобы он молил Аллаха о прощении для вас»».

В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом,) сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Поистине, лучшим из последователей будет человек по имени Увейс, у которого будет мать и которого раньше покрывала белизна, велите же ему, чтобы он просил Аллаха простить вас!»

Преславен Аллах! Какой прекрасный пример! Пусть Всевышний Аллах поможет нам любить своих мать и отца лишь ради Него и не преступать их права.

Камиль хазрат Самигуллин

Опубликовано в Назидание
«174175176177178179180181182183»
Страница 179 из 213

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником