Выражение اتق الله переводится как «бойтесь Аллаха», то есть человек должен быть «богобоязненным перед Аллахом». Такуа является одной из важнейших понятий, найденных в Коране и Сунне. Мубаракфури (рахимахуллах) назвал ее основой религии. [1]
В многочисленных хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советует мусульманам быть богобоязненными. Даже тогда, когда он посылал армии, он призывал их в первую очередь бояться Аллаха. Поистине, это является приказом Аллаха Субханаху уа Таъаля для всех Пророков (мир им).
Всевышний Аллах говорит:
وَلِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۗ وَلَقَدْ وَصَّيْنَا الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِكُمْ وَإِيَّاكُمْ أَنِ اتَّقُوا اللَّهَ ۚ وَإِنْ تَكْفُرُوا فَإِنَّ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ وَكَانَ اللَّهُ غَنِيًّا حَمِيدًا
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха. Если вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах — Богатый, Достохвальный» (Сура ан-Ниса, 4:131)
Имам Газали (рахимахуллах) вот так комментирует этот аят:
«Разве не Аллаху больше всего известно, что лучше для человека? Разве Он не самый искренний советник, милостивейший и самый сострадательный, чем кто-либо? Если бы была какая-либо лучшая черта, более объемлющая в великодушии, великая в награде, важная для поклонения, более важная в сущности, чем такуа, то Аллах приказал бы людям другую черту характера. Аллах советует по своей Мудрости и всеобъемлющему Милосердию своим самым близким рабам именно такуа.
Когда Он призывает к богобоязненности своих предыдущих рабов и тех, кто был после них, и отмечает именно такуа, мы можем понять, что это - конечная цель, после которой нет другой цели. Аллах объединил вместе все советы, направления, руководства, инструкции, обучения и исправления в этом одном совете, по мере Его безграничной Мудрости и Милости. И вы также знаете тот факт, что такуа сочетает в себе все блага этой и следующей жизни, и благодаря ей человек может попасть в высшие сады Рая». [2]
Кроме того, во многих местах в Коране цитируются слова Пророков, мир им, которые призывали свой народ быть богобоязненными перед Аллахом, это самые искренние призывы, которые только могут быть. Таковы примеры Лута, Мусы, Салиха и других, мир им всем.
Например, Аллах говорит про Нуха (мир ему):
كَذَّبَتْ قَوْمُ نُوحٍ الْمُرْسَلِينَ
إِذْ قَالَ لَهُمْ أَخُوهُمْ نُوحٌ أَلَا تَتَّقُونَ
«Народ Нуха (Ноя) счел лжецами посланников. Вот их брат Нух (Ной) сказал им: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура аш-Шуара 26: 105-106)
Лексическое значение такуа поможет дать полную картину этой важной концепции. В словаре Лейна, он дает следующие определения этого слова:
«Он чрезвычайно или необычно оберегает и охраняет себя. Простым языком - он чрезвычайно защищает, оберегает себя от греха, ошибок и оплошностей… Такое имеет место, если человек благочестив и осторожен в религиозных обязанностях». [3]
Следовательно, суть богобоязненности - ставить барьер или оберегать себя от того, что вызывает страх. Форма этого слова была использована в лингвистическом смысле в Сахих Муслиме. Аль-Бараа (радыйАллаху ъанху) описывал битву при Хунайне, в которой многие мусульмане бежали, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не бежал. В хадисе он добавляет: «Клянусь Аллахом, когда битва становилась жаркой, мы искали барьер или защиту (наттаки) у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И храбрый среди нас был тот, кто сражался рядом с ним, то есть рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует».
То есть, они использовали Пророка да благословит его Аллах и приветствует, между собой и врагами, чтобы защитить себя от врагов, благодаря мужеству и отваге Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Как мы отметили выше, слово такуа также сопровождается с именем Аллаха (богобоязненность к Аллаху). Это то, о чем говорится в многочисленных хадисах и аятах Курана (таких как Маида 96, и Хашр 18). Так же по смыслу это означает, что нужно бояться или защищать себя от гнева и наказания Аллаха. Это может быть достигнуто только благодаря повиновению Ему. Это минимальный аспект такуа. [4]
Кроме того, если кто-то сохраняет дистанцию между собой и ослушанием Аллаха, он выполнит то, что в действительности подразумевает понятие «такуа». Абу Дарда (радый Аллаху ъанху) и аль-Хасан (рахимаху Аллах) писали, что люди богобоязненности оставляют даже дозволенное из страха что в них может быть что-то опасное. Эти сомнительные или дозволенные действия и есть тот барьер, которые они поставили между собой и неповиновением.
Иногда слово «такуа» следует с местом наказания Аллаха, как Ад, или же со временем наказания Аллаха, - с Судным Днем. Значение остается таким же: Человек должен защитить себя от вреда, связанного с этим временем или местом.
Вот два примера из Священного Куръана, [5]
وَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِين
«Бойтесь Огня, который уготован неверующим» (Куран, 3:131)
وَاتَّقُوا يَوْمًا لَا تَجْزِي نَفْسٌ عَنْ نَفْسٍ شَيْئًا وَلَا يُقْبَلُ مِنْهَا شَفَاعَةٌ وَلَا يُؤْخَذُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلَا هُمْ يُنْصَرُونَ
«Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться и когда им не будет оказана поддержка» (Куран, 2:48)
Продолжение следует..
Примечания:
[1] Аль-Мубаракфури (рахимахуллах), «Тухфа», том 6, стр.122. Можно отметить акцент в Шариате на концепцию «защиты» и «охраны», то есть «защиты от ширка, зла, греха и так далее». Джаъфар Шейх Идрис объясняет эту концепцию, заявляя что истинная природа человека (фитра) зовет повиноваться Аллаху. Это качество нуждается в защите и охране от заблуждения, и в конце концов оно приведет в Рай. Именно по этой причине делается акцент на охрану, защиту и такуа. (Джаъфар Шейх Идрис, Личное интервью, Farfax, VA, @ Feb. 1996).
[2] Ахмад Фарид, «ат-Такуа»: аль-Гайа аль-Маншууда уа д-Дура аль-Мафкуда (Эр-Рияд: Дар ас-Самиъ ", 1993), 18 стр.
[3] Лейн, Том. 2, 3059 стр.
[4] Аль-Багави (рахимахуллах) пишет: «Это когда богобоязненный человек ставит осуществление приказов Аллаха и избежание того, что Он запретил, барьером между собой и наказанием». Аль-Хуссейн аль-Багави, Тафсир аль-Багави: Маъалим ат-Танзиль (Рияд: Дар Тайба1409 A.H), Том 1, 60 стр.
[5] Шейх Джамалу д-Дин Зарабузу, Комментарий к книге Сорок хадисов Имама Навави, Том1, 575-578 стр.
_________________
Перевод с английского языка Azan.kz
Muftisays.com