Чтобы быть истинно богобоязненным или защищенным от гнева и наказания Аллаха, человек должен выполнять все возложенные на него обязательства насколько это возможно и отказаться от запрещенного и сомнительного. И как утверждают ученые, человек также должен выполнять рекомендуемые действия и отстраняться от неодобряемого. Это явный признак высокого уровня такуа. Это те люди, которые в действительности заслуживают звания «муттакин» (обладатели такуа).
Также истинно верующим является тот, кто выполняет все требования Имана, это единственные, кто заслуживают звания «муттакин», выполняя все требования такуа. Эти требования включают в себе как интеллектуальные, так и нравственные акты. Истинные «муттакин» описаны в аятах Корана:
لَيْسَ الْبِرَّ أَنْ تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا ۖ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا ۖ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (Св. Коран, 2:177)
Максимальный уровень такуа, которой является истинная и полная богобоязненность описана некоторыми учеными. Например, Талк Ибн Хабиб (рахимахуЛлах) сказал: «Такуа является послушанием Аллаху, в свете руководства от Аллаха, надеясь на Его награду. Это также избежание актов неповиновения Всевышнему, в свете руководства от Аллаха, опасаясь наказания Аллаха». [1]
Из этой цитаты можно отметить, что очень важно, чтобы послушание Аллаха было в свете Его руководства, надеясь на его награду.
Ас-Саури (рахимахуЛлах) сказал: «Их называют муттакин, потому что они защищают себя даже от тех действий, от которых не нужно защищаться».
Также в аяте говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Св.Коран, 3:102)
Абдуллах Ибн Масъуд (радый Аллаху ъанху) сказал что это означает: «Что Ему должны повиноваться, а не ослушаться. Его должны поминать, а не забывать. Ему должны быть благодарны, а не неблагодарны». [3]
Опять же, также как Иман, такуа имеет различные степени. Существует минимальный уровень, чтобы спасти себя от вечного наказания в Аду и есть более высокий уровень тех, кто заслуживает звания «муттакин». Аль-Алуси (рахимахуЛлах) пишет:
В лингвистике «уикая» откуда происходит слова «муттакин» и «такуа» означает искать защиту, охранять себя. В шариате это означает защищать и охранять себя от всего злого в жизни после смерти. Существуют разные уровни, которые соответствуют различным уровням возможного вреда. Первый уровень - защищать и охранять себя от ширка. Второй уровень - воздерживаться от великих грехов, и это включает в себя совершающих незначительные грехи на постоянной основе. И третий уровень упоминается в хадисе в ат-Тирмизи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Человек не достигнет уровня «муттакин», пока не будет оставлять то, в чем нет никакого вреда, опасаясь, что он может содержать некоторый вред». [4] Этот уровень отражается даже в незначительных грехах ". [5]
Мнения ученых разделились во мнениях касательно избегания незначительных грехов, - является ли это аспектом такуа. Некоторые сказали, что за незначительные грехи следует строгое наказание. Другие сказали, что они не включены. Однако, нет никакой разницы во мнениях, что нужно покаяться в таких грехах. Разница только в том, заслуживает ли человек, не избегающий незначительных грехов называться богобоязненным человеком. [6]
Согласно Ахмаду Фариду, чтобы иметь полную богобоязненность и быть из числа «муттакин», нужно также избегать незначительных грехов, сомнительных вопросов, а также неодобряемых действий. Истинная такуа - это когда человек стремится изо всех сил избегать всякого рода грехов, больших и малых. Он также стремится выполнять различные акты послушания, как обязательные, так и рекомендованные. Таким образом, он будет иметь полную и истинную богобоязненность, которая описывается в аяте, и объясняется Абдуллой ибн Масъудом (радый Аллаху ъанху) выше.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنْتُمْ مُسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Св.Коран, 3:102) [7]
Это и есть концепция такуа, которую Пророк да благословит его Аллах и приветствует, советовал мусульманам. Окончательный результат богобоязненности указан в следующем аяте:
وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا ۖ لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا ۖ نَحْنُ نَرْزُقُكَ ۗ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ
«Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью». (Св.Коран, 20: 132) [8]
Продолжение следует..
Примечания:
[1] Цитируется в Ибн Раджаб, Джамиъ, том. 1, стр. 400
[2] Цитируется в Ибн Раджаб, Джамиъ, том. 1, стр. 401
[3] Цитируется в Ибн Раджаб, Джамиъ, том. 1, стр. 401
[4] Хадис Пророка (мир ему и благословение) не считается подлинным (См. аль-Албани, Даъиф аль-Джамиъ, стр. 912.) Тем не менее, это заявление одного из сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Это было передано в качестве заявления от Абу Дарды и что-то подобное было также передано от Шахра Ибн Хаущаба (да будет доволен ими Аллах).
[5] Махмуд аль-Aлуси, Рух аль-Маъани фи Тафсири аль-Коран аль-Азыйм уа-Саба аль-мазаани (Каир: Мактаба дар ат-Тураас), том. 1, стр. 108.
[6] Ар-Рази, Том 2, стр. 20.
[7] Фарид, ат-Такуа, стр. 14-15.
[8] Шейх Джамалуддин Зарабозо, Комментарий к Сорока хадисам имама Ан-Навави (рахимахуЛлах), Том. 1, стр. 578-581
_________________
Перевод с английского языка Azan.kz
Muftisays.com