Председателю Духовного управления
мусульман Казахстана
Ержану хаджи Маямерову
Адвокатский запрос
Для оказания им правовой помощи ко мне обратились учащиеся одного из колледжей г.Алматы. Причиной обращения послужило то, что директор и учителя данного учебного заведения не допускают их к занятиям в связи с тем, что они покрывают голову платком и одеваются в соответствии с исламскими канонами.
В соответствии с п.5 ст.3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.
В этой связи, прошу разъяснить: является ли принуждение снять платок и недопущение к занятиям из-за отказа снять этот головной убор воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорблением их религиозных чувств, а также осквернением почитаемых последователями исламской религии предметов?
Директор Учреждения Адвокатская
контора «Адал адвокат», профессор
Ж. Бұлхайыр
Директору Адвокатской конторы
«Адал адвокат», профессору,
Бұлхайыр Жандосу Балтабекұлы
Адрес: г.Алматы, пр.Гагарина,
д. 294/1, кв. 51, тел. 317-85-57,
8-701-5311290
بسم الله الرحمن الرحيم الحمد لله و الصلاة والسلام على سيد المرسلين محمد وعلى آله واصحابه و أتباعه بإحسان إلى يوم الدين! "أما بعد"
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!
О покрытии женщины платком и одевании в соответствии с исламскими канонами.
Ознакомившись с адвокатским запросом поступившим под №2 от 06.03.2013 г. в отдел шариата и фетвы ДУМК; изучив запрос и Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», заслушав дисскусию алимов по этому вопросу; вынес следующую фетву:
В Священном Коране говорится: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете (Сура «Ан-Нур» аят 31)».
Ауратом являются те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты и которые запрещено показывать посторонним (кроме махрамов). Аурат мужчины это область от пупка до колена. Ауратом совершеннолетней женщины, является все тело женщины кроме лица и кистей рук. Таким образом по шариату у женщины и половые органы являются ауратом, и ноги, и плечи, и голова (кроме лица).
Укрытие аурата от посторонних взглядов, предписан совершеннолетней женщине Исламом, оно не требует ничего от нее, кроме соблюдения пристойности в ее одежде и общем виде, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. Укрытие аурата в этом случае является охраной и защитой для женщины, а не путями сковывающими ее движение. Это не значит, что необходимо скрывать лицо или скрывать руки в перчатках. Это не является обязательным (ваджиб) и для женщины мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кисти рук перед чужими мужчинами. Платок одна из добродетелей Ислама и почитается мусульманами. Если снять с головы женщины платок или оголить ее плечи, то можно сказать, что это приравнивается к публичному снятию нижнего белья и оголению половых органов. А какой нормальный родитель, брат или муж женщины пожелает, чтобы их дочь, сестра или супруга вышла на улицу без нижнего белья?
В условиях Казахстана, где мусульмане составляют большинство, остается актуальным формирование в обществе положительного образа Ислама путем пропоганды его духовно-нравственных ценностей, в том числе личным примером, благочестивым поведением внешним видом, более правильным будет ношение женщинами-мусульманками соответствующей одежды без использования никаба (Никаб (араб.) – один из атрибутов мусульманской жизни одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины).
В Казахстане женщины платками традиционно прикрывали голову, а женщины в возрасте носили кимешек. У казахов имелись свои традиционные национальные одежды соответствующие шариату. Поэтому нам надо придерживатся этого. И нет необходимости нашим женщинам уподоблятся арабским или пакистанским национальным стилям, смысл в том, что должен быть закрыт аурат.
В соответствии с п.5 ст.3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.
Принуждение кем-либо снять платок, а также недопущение к занятиям из-за отказа снять этот головной убор является воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии и оскорблением их религиозных чувств.
Право на ношение платка, это и есть «гражданские права физических лиц по мотивам отношения к религии». А сам платок, это и есть «предмет, почитаемый последователями той или иной религии (в данном случае последователями религии ислам)» и его срыв с головы или принуждение снять его является осквернением этого предмета и оскорблением религиозных чувств мусульманских женщин и всех мусульман, что согласно данной норме Закона категорически не допускается.
После этого, полагаем станет понятным для всех, в том числе для руководителей учебных заведений и работодателей, что их требование снять платок, является тяжелейшим оскорблением и осквернением религиозных чувств верующих женщин и их родственников. Они должны осознать всю глубину причиненных им морально-нравственных страданий.
Согласно части 2 статьи 375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях Воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на должностных лиц - в размере ста месячных расчетных показателей, на юридических лиц - в размере двухсот месячных расчетных показателей.
Таким образом, законодательство Республики Казахстан в достаточной мере защищает права всех верующих, в том числе право мусульманской женщины на ношение платка. Поэтому нам непонятно почему возникают такие проблемы в некоторых организациях образования и с некоторыми работодателями.
На международном форуме «Женщина и религия» прошедшем 4 марта 2013 года Советник Президента РК, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова сказала, что «женщины, одевающие хиджаб, не могут быть ограничены в чем-либо. Работодатели не имеют права не пускать на работу в подобной одежде».
والله أعلم
Всевышний Аллах всезнающий!
Отдел Шариата и фетвы ДУМКа