Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра
Новости Костанайской областной мечети Марал Ишан
Четверг, 26 Февраль 2015 00:00

Небо - кибла для дуа

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение нашему господину – Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Приверженцы нововведений часто прибегают к ложным доводам для подкрепления своих убеждений. В частности, это практикуют мушаббиха, исповедующие, что Аллах находится над небом. К примеру, Ибн Усаймин ссылался на представителей животного мира и насекомых, которые поднимают свои головы и ножки к небу, как на доказательство того, что Аллах находится наверху.

Но сегодня разберем другой «довод». Все мусульмане во время обращения к Аллаху с мольбой (дуа) поднимают руки и просят. Поднятие рук во время обращения к Всевышнему является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Существуют хадисы, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой.

Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих». (Аль-Хаким в «Мустадрак» и аль-Байхаки в «Сунан»)

Малик ибн Ясар, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной». (Ахмада в «Муснад» и Абу Дауд в «Сунан»)

Также Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сообщил, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда поднимал свои руки во время обращения к Всевышнему, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо. (ат-Тирмизи в «Сунан»)

Мушаббиха утверждают, что причиной поднятия рук тыльной стороной к небу является то, что Аллах находится в этом направлении, то есть над небом, сидит на Своем Троне.

Ученые же – мутакаллимы, мухаддисы, факихи, муфассиры, суфии, языковеды и др. из Ахлу Сунна валь-Джама’а очищают Аллаха от места и нахождения в какой-либо стороне, и считают подобные «доводы» несостоятельными.

Приведем мнение ряда авторитетных ученых по этому вопросу.

Великий имам пути ахлю-Сунна, Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г.х.) сказал в книге «Китаб Таухид» (стр. 75-76):

وأما رفع الأيدي إلى السماء فعلى العبادة، ولله أن يَتَعَبَّد عباده بما شاء، ويوجههم إلى حيث شاء، وإن ظن من يظن أن رفع الأبصار إلى السماء لأن الله من ذلك الوجه إنما هو كظن من يزعم أنه إلى جهة أسفل الأرض بما يضع عليها وجهه متوجهاً في الصلاة ونحوها، وكظن من يزعم أنه في شرق الأرض وغربها بما يتوجه إلى ذلك في الصلاة، أو نحو مكة لخروجه إلى الحج

«Что касается поднятия рук к небу, то это для поклонения (то есть так установил Шариат). Аллах же устанавливает правила поклонения для рабов как пожелает и направляет к чему пожелает. Поистине, предположение того, кто полагает, что взор к небу поднимают по причине того, что Аллах находится там, подобно предположению того, кто считает, что Он в низе земли, потому что он направляет своей лицо к ней в молитве. Оно подобно предположению того, кто полагает, что Он на западе земли или на востоке, потому что направляется в молитве в эту сторону. Или например в стороне Мекки, потому что туда он отправляется на хадж».

Имам шафиитов своего времени, шейх уль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази (393-476 гг.х) сказал в книге «Аль-Ишарат иля мазхаб ахлю аль-Хакк»:

فإن قيل: إذا لم يكن في جهة، فما فائدة رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء، وعروج النبي إلى السماء؟ يُقال لهم: لو جاز لقائل أن يقول إن الرب في جهة فوق، لأجل رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء!! لكان لغيره أن يقول: هو في جهة القبلة، لأجل استقبالنا إليها في الصلاة!! أو هو في الأرض، لأجل قربنا من الأرض في حال السجود؛ وقد رُوي في الخبر عن النبي أنه قال: { أقرب ما يكون العبد من إذا سجد }، قال : واسجد واقترب !! فلو كان في جهة فوق، لما وُصف العبد بالقرب منه إذا سجد؛ فكما أن الكعبة قبلة المصلي يستقبلها في الصلاة، ولا يقال إن في جهة الكعبة ومستقبل الأرض بوجهه في السجود لا يقال: إن في الأرض، فكذلك _ أيضاً _ جُعلت السماء قبلة الدعاء، لا أنّ حالّ فيها. وكذلك أيضاً عروج النبي إلى السماء، لا يدل على أن في السماء، كما أن عروج موسى عليه الصلاة والسلام إلى الجبل، وسماعه لكلام تعالى عنده، لا يدل على أن حالّ في الجبل؛ فعروج النبي : إنّما كان زيادة في درجته، وعلواً لمنزلته؛ ليتبين الفرق بينه وبين غيره في المنزلة وعلو الدرجة.

«Если спросят так: «Если Аллах не находится ни в одной из сторон, то в чем польза в поднятии рук к небу во время мольбы (дуа) и восхождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небо?» - ответь им так: «Если кто-либо скажет, что Господь находится наверху по причине того, что руки поднимаются к небу во время мольбы, то другой может сказать, что Господь находится на стороне киблы из-за того, что мы поворачиваемся к кибле во время намаза, а третий скажет, что Господь находится в земле из-за того, что мы приближаемся к земле во время земного поклона, а ведь от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается: «Самое близкое состояние раба к Аллаху, Великий Он и Всемогущий, – это в земном поклоне». И Всевышний сказал: «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19)». Если бы Аллах был наверху, то раб не был бы близок к Нему во время земного поклона. Подобно тому как к Каабе поворачивается лицом совершающий намаз (но при этом не говорят, что Аллах, Великий и Всемогущий, на стороне Каабы) и как к земле поворачиваются лицом во время земного поклона (но также не говорят, что Аллах в земле), мольбу возносят, обратив руки к небу, но не потому что Аллах там находится».

Имам Абуль-Муин ан-Насафи аль-Ханафи (418-508 гг.х) сказал в книге «Табсират аль-адиллят фи усул ад-Дин» (стр. 181-182):

وتعلقهم بالإجماع برفع الأيدي إلى السماء عند المناجاة والدعاء باطل، لما ليس في ذلك دليل كونه تعالى في تلك الجهة، هذا كما أنهم أمروا بالتوجه في الصلاة إلى الكعبة وليس هو في الكعبة، وأمروا برمي أبصارهم إلى موضع سجودهم حالة القيام في الصلاة بعد نزول قوله تعالى: {قد أفلح المؤمنون الذين هم في صلاتهم خاشعون} [سورة المؤمنون/ 1ـ2] بعدما كانوا يصلون شاخصة أبصارهم نحو السماء، وليس هو في الأرض، وكذا حالة السجود أمروا بوضع الوجوه على الأرض، وليس هو تعالى تحت الأرض، فكذا هذا. وكذا المتحري يصلي إلى المشرق واليمن والشام، وليس هو تعالى في هذه الجهات. ثم هو يعبد كما في هذه المواضع ويُحتمل أنه تعالى أمر بالتوجه إلى هذه المواضع المختلفة عند اختلاف الأحوال ليندفع وهم تحيزه في جهة ويصير ذلك دليلا لمن عرفه أنه ليس بجهة منا. وقيل إن العرش جعل قبلة للقلوب عند الدعاء كما جعلت الكعبة قبلة للأبدان في حالة الصلاة

«Нет в этом (поднятии рук к небу) доказательства на то, что Аллах в этой стороне. Наоборот, это подобно тому, как велено направляться в молитве в сторону Каабы, ведь Аллах не в Каабе. Так же велено бросать свой взгляд во время стояния на место поклона после того, как был ниспослан аят «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1-2). Это после того, как сподвижники молились направив взоры к небу. Однако, ведь Аллах не на земле. Так же и в поклоне велено прокладывать голову к земле. Аллах ведь не под землей. Так же молящийся в сторону востока в Йемене или Шаме, однако Аллах не находится в этих сторонах. Он (лишь) установил поклонение, как в упомянутых местах. Это толкуют как то, что Он повелел направляться в этих местах в разных состояниях, чтобы отделить Себя от творений, так как они окружены пространством. И это является доказательством для того, кто познал Аллаха не находящимся в стороне. Так же сказано, что Трон кибла для мольбы так же, как Кааба кибла в молитве».

Имам Абу Саид Абдуррахман аль-Мутавалли аш-Шафии (426-478 гг.х) – один из «асхабуль вуджух» в мазхабе аш-Шафии сказал в своей книге «Аль-Гъунья фи Усулюддин» (1/79):

فرفع اليد إلى السماء ليس لأن الله تعالى في مكان ولكن لأن السماء قبلة الدعاء كما أن الكعبة قبلة الصلاة في حال القيام، والأرض قبلة في حال الركوع والسجود وليعلم أن الله تعالى ليس في الكعبة ولا في الأرض

«Руки поднимают к небу не потому что Всевышний Аллах занимает место, а потому что небо кибла для мольбы, также как Кааба кибля намаза в стоячем положении, земля кибла в положении поясного и земного поклона. Но известно, что Аллах Всевышний не в Каабе и не в земле».

Знаменитый толкователь Корана, считающийся обновителем религии 6-го века хиджры, имам Фахруддин Мухаммад ибн Умар ар-Рази (544-606 гг.х) сказал в своей книге «Арба’ун фи усуль ад-дин» (1/163):

لو كان رفع الأيدى إلى السماء يدل على كون المعبود فى السماء ، الوجب أن يدل وضح الجبهة على الأرض على أنه فى الأرض

«Если поднятие рук к небесам указывает на то, что тот кому поклоняются находится в небесах, то отсюда вытекает, что ставив лоб на землю это указывает на нахождение его в земле».

Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг.х) сказал в «Шарх Сахих Муслим» (5/24):

اذا دعاه الداعي استقبل السماء كما اذا صلى المصلي استقبل الكعبة وليس ذلك لأنه منحصر في السماء كما أنه ليس منحصرا في جهة الكعبة بل ذلك لأن السماء قبلة الداعين كما أن الكعبة قبلة المصلين

«Ведь, когда [те, кто признаёт единственность Аллаха] взывают с мольбой [к Совершенному Господу], они устремляют [свой разум и ладони] к небу, подобно тому как они поворачиваются в сторону Каабы, когда совершают намаз, но это не потому, что Аллах ограничен в небе так же, как Он не ограничен в стороне Каабы. Они обращают [свой разум и ладони] к небу, потому что небо – это предписанное направление (кибла) [для мольбы] так же, как Кааба – предписанное направление (кибла) для намаза».

Имам Абуль-Аббас аль-Куртуби аль-Малики (578-656 гг.х) писал в своем шархе «Аль-Муфхим» (3/335) после хадиса, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял свой палец к небу:

هذه الإشارة منه صلى الله عليه وسلم إما إلى السماء لأنها قبلة الدعاء وإمّا لعلوّ الله المعنوي لأن الله لا يحويه مكان ولا يختص بجهة وقد بين ذلك قوله تعالى: {وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ}

«Это указание от него, да благословит его Аллах и приветствует, либо на небо, потому что оно кибла для мольбы, либо на абстрактную возвышенность Аллаха, потому что Аллаха не охватывает место, Он не обособлен стороной. Это разъясняет Его Слова «Он с вами, где бы вы не были (57:4)».

Ученик Абуль-Аббаса аль-Куртуби, знаменитый толкователь Корана, имамАбу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600- 671 гг.х) сказал в своем тафсире «Аль-Джами’ аль-Ахкам аль-Куран» (18/215-216):

وإنما ترفع الأيدي بالدعاء إلى السماء لأن السماء مهبط الوحي، ومنزل القطر، ومحل القُدس، ومعدن المطهرين من الملائكة، وإليها ترفع أعمال العباد، وفوقها عرشه وجنته؛ كما جعل الله الكعبة قِبلةً للدعاء والصلاة، ولأنه خلق الأمكنة وهو غير محتاج إليها، وكان في أزله قبل خلق المكان والزمان ولا مكان له ولا زمان. وهو الآن على ما عليه كان

«Во время мольбы руки поднимают к небу потому что небо место откровений, дождя, Джибриля и источник очищенных ангелов. И потому что к небу поднимают деяния рабов и выше неба Его Трон и Рай. Как сделал Аллах Каабу киблой для мольб и намазов. Также потому что Всевышний создал места, и Он не нуждается в них. И Он был в предвечности до создания места и времени, и не было у Него места и времени. И Он сейчас Такой каким был раньше».

Имам Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г.х) сказал в книге «Любаб аль-мунджийат» (стр. 190):

من هيأة الداعين التوجُّه نحو السماء حالة الدعاء؛ فإن الله جعل السماء قبلة الدعاء وتعبَّدنا بها، كما جعل الكعبة قبلة الصلاة، وجعل الأرض متوجَّه السجود، لا لأنه في جهة السماء، فتعالى الله عن الجهات وتحديد الأمكنة.

«Образ делающих дуа – направляться к небесам во время дуа. Поистине Всевышний Аллах сделал небеса киблой для мольбы и мы поклоняемся посредством нее, подобно тому как сделал Каабу киблой для намаза, и сделал землю направлением для земного поклона, но не потому что Он (находится) в стороне небес, возвышен Аллах от сторон и ограничений местами».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг.х) писал в «Фатхуль Бари» (2/296), цитируя имама Ибн Батталя аль-Малики (ум. 449 г.х.):

قال ابن بطال: أجمعوا على كراهة رفع البصر في الصلاة، واختلفوا فيه خارج الصلاة في الدعاء، فكرهه شريح وطائفة، وأجازه الأكثرون، لأن السماء قبلة الدعاء كما أن الكعبة قبلة الصلاة

«Сказал ибн Батталь: “[Ученые] единогласны в нежелательности поднятия взгляда в молитве, и разошлись в поднятии взгляда вне молитвы, при мольбе. Сочли это нежелательным Шурайх и группа ученых, но большинство дозволили, потому что небо кибла для мольбы подобно тому, как Кааба кибла молитвы”».

Имам Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 г.х.) сказал в «Шарх Фикхуль Акбар» (стр. 172):

ومن الغريب أنه استدل على مذهبه الباطل برفع الأيدي في الدعاء إلى السماء، وهو مردود لأن السماء قبلة الدعاء بمعنى أنها محل نزول الرحمة التي هي سبب أنواع النعمة، وهو موجب دفع أصناف النقمة، ولو كان الأمر كما قال هذا القائل في مدعاه الباطل لوقع التوجه بالوجه إلى السماء، وقد نهانا الشارع عن ذلك حال الدعاء لئلا يتوهم أن يكون المدعو في السماء، كما يشير إليه قوله تعالى:{وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ}[ البقرة/186] وقوله تعالى:{فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ} [ البقرة/115].

«Является далеком то, что поднятие рук в мольбе является доказательством для его ложного мнения. Это (мнение) отвергается потому что небо кибла для мольбы в том смысле, что оно место ниспослания милости, которое является причиной различных видов благ. Если же дело обстояло так как говорит этот говорящий в своем ложном заявлении, тогда следовало бы направлять лицо к небу (в молитве), однако Законодатель запретил это нам во время мольбы. Потому что нельзя полагать, чтобы Тот к Кому взывают был в небе, на это указывают аяты «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186), а также «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллах (то есть кыбла)»[1](2:115)».

Имам Камалуддин аль-Баяди (ум. 1097 х/1686 м) пишет в «Ишарат аль-Марам мин ибарат аль-Имам» (стр. 198):

بأن رفع الأيدي عند الدعاء إلى جهة السماء ليس لكونه تعالى فوق السماوات العلى بل لكونها قبلة الدعاء، إذ منها يتوقع الخيرات، ويستنـزل البركات لقوله تعالى:{وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ} [سورة الذاريات/22] مع الإشارة إلى اتصافه تعالى بنعوت الجلال وصفات الكبرياء، وكونه تعالى فوق عباده بالقهر والاستيلاء

«Поднимают руки во время мольбы в сторону неба не потому, что Он в небесах, наоборот по причине того, что небо кибла для мольбы, так как с небес спускаются блага, спускается баракат. Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (51:22), вместе с указанием на описание Его величественными описаниями, достойными атрибутами. Аллах же над своими рабами мощью и властвованием».

Хафиз, крупный языковед, Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг.х) сказал в «Итхаф ас-садат аль-муттакин» (5/34-35) ссылаясь на маликитского имама Абу Бакра ат-Тартуши (451-520 гг.х):

فإن قيل : إذا كان الحقُّ سبحانه ليس في جهةٍ، فما معنى رفع الأيدي بالدعاء نحو السماء ؟. فالجواب : من وجهين ذكرهما الطُّرْطُوشي:

- أحدهما : أنه محلُّ التعبُّد، كاستقبالِ الكعبةِ في الصلاة، وإلصاق الجبهةِ بالأرضِ في السجود، مع تنـزُّهه سبحانه عن محلِّ البيت ومحلِّ السجود، فكأنَّ السماءَ قبلةُ الدعاء.

- وثانيهما : أنها لما كانَتْ مهبِط الرزقِ والوحيِ وموضعَ الرحمةِ والبركةِ، على معنى أن المطرَ يَنـزِلُ منها إلى الأرضِ فيخرج نباتًا، وهي مَسكنُ الملإ الأعلى، فإذا قَضَى اللهُ أمرًا ألقاه إليهم، فيُلقونه إلى أهلِ الأرض، وكذلك الأعمال تُرفَع، وفيها غيرُ واحد من الأنبياء، وفيها الجنةُ -وهي فوق السماء السابعة – التي هي غايةُ الأماني، فلما كانت مَعْدِنًا لهذه الأمور العِظام ومَعرِفةَ القضاءِ والقَدَر، تَصرَّفَت الهِممُ إليها، وتوفَّرَت الدواعي عليها” انتهى.

«Если же спросят: Если Аль-Хакк Свят Он не в стороне, то каков смысл поднятия рук в мольбе (дуа) в сторону неба?

Ответ с двух сторон, их упомянул Абу Бакр ат-Тартуши:

1. Небо – место для поклонения, подобно тому как мы поворачиваемся в молитве в сторону Каабы и опускаем свой лоб на землю в поклоне. Это при том, что Он чист от нахождения в доме (Каабе) и месте поклона, а небо же является киблой для мольбы.

2. Поистине небо – место спуска пропитания, откровения, место милости и благодати, в смысле, что дожди нисходят с него и выводят растения. Также оно место обитания высших групп (ангелы). Когда Аллах выносит решение, то отсылает им, а они же отсылают обитателям земли, также возносятся дела. Также на нем не один Пророк мир им, также и Рай – он над 7-м небом, – которое является пределом желаний. И в то время как оно является местом этих огромных явлений и местонахождение предписании «када» и «кадар», к нему и направились стремления»».

Шейх Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 гг.х), которого посчитали обновителем религии 14-го века хиджры, сказал в примечаниях к книге «Сайф ас-сакыль»:

لكن رفعهم الأيدي إلى السماء ليس فيه شىء من الدلالة على استقرار وجود ذاته في السماء وإنما ذلك لمجرد أن السماء قبلة الدعاء ومنزل الأنوار والأمطار والخيرات والبركات {وفي السماء رزقكم وما توعدون}.

«Однако, в поднятии рук к небу нет указания на утверждение существования Всевышнего в небе. Поистине это лишь потому, что небо – кибла для мольбы, а так же место ниспослания благ, дождей, благодати. Как говорится в аяте: «И в небе – ваш удел [дождь, свет и другие причины для появления пропитания] и то, что вам обещано (51:22)».

Таким образом мы выяснили, что поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) не указывает на то, то Аллах находится на небе и это является несостоятельным доводом.

___________________________
[1] Ибн Касир пишет в толковании этого аята: «Муджахид сказал: «т.е. где бы вы не находились, у вас есть Кибла, так направляйтесь в её сторону в молитве». Ибн Аби Хатим, сказал, что ибн Аббас считал этот аят об отмене Киблы на Иерусалим. Так считали: Абу аль-Алия, аль-Хасан, Ата аль-Хурасани, Икрима, Катада, ас-Судди и Зайд ибн Аслам».
Источник: Taalib.ru

Опубликовано в Назидание
Четверг, 26 Февраль 2015 00:00

Небо - кибла для дуа

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение нашему господину – Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Приверженцы нововведений часто прибегают к ложным доводам для подкрепления своих убеждений. В частности, это практикуют мушаббиха, исповедующие, что Аллах находится над небом. К примеру, Ибн Усаймин ссылался на представителей животного мира и насекомых, которые поднимают свои головы и ножки к небу, как на доказательство того, что Аллах находится наверху.

Но сегодня разберем другой «довод». Все мусульмане во время обращения к Аллаху с мольбой (дуа) поднимают руки и просят. Поднятие рук во время обращения к Всевышнему является Сунной нашего любимого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Существуют хадисы, которые указывают на то, что руки должны быть подняты во время обращения с мольбой.

Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих». (Аль-Хаким в «Мустадрак» и аль-Байхаки в «Сунан»)

Малик ибн Ясар, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы просите Аллаха, просите его ладонями своих рук и не просите Его, повернув руки тыльной стороной». (Ахмада в «Муснад» и Абу Дауд в «Сунан»)

Также Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сообщил, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда поднимал свои руки во время обращения к Всевышнему, не опускал их до тех пор, пока не протрёт ими свое лицо. (ат-Тирмизи в «Сунан»)

Мушаббиха утверждают, что причиной поднятия рук тыльной стороной к небу является то, что Аллах находится в этом направлении, то есть над небом, сидит на Своем Троне.

Ученые же – мутакаллимы, мухаддисы, факихи, муфассиры, суфии, языковеды и др. из Ахлу Сунна валь-Джама’а очищают Аллаха от места и нахождения в какой-либо стороне, и считают подобные «доводы» несостоятельными.

Приведем мнение ряда авторитетных ученых по этому вопросу.

Великий имам пути ахлю-Сунна, Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г.х.) сказал в книге «Китаб Таухид» (стр. 75-76):

وأما رفع الأيدي إلى السماء فعلى العبادة، ولله أن يَتَعَبَّد عباده بما شاء، ويوجههم إلى حيث شاء، وإن ظن من يظن أن رفع الأبصار إلى السماء لأن الله من ذلك الوجه إنما هو كظن من يزعم أنه إلى جهة أسفل الأرض بما يضع عليها وجهه متوجهاً في الصلاة ونحوها، وكظن من يزعم أنه في شرق الأرض وغربها بما يتوجه إلى ذلك في الصلاة، أو نحو مكة لخروجه إلى الحج

«Что касается поднятия рук к небу, то это для поклонения (то есть так установил Шариат). Аллах же устанавливает правила поклонения для рабов как пожелает и направляет к чему пожелает. Поистине, предположение того, кто полагает, что взор к небу поднимают по причине того, что Аллах находится там, подобно предположению того, кто считает, что Он в низе земли, потому что он направляет своей лицо к ней в молитве. Оно подобно предположению того, кто полагает, что Он на западе земли или на востоке, потому что направляется в молитве в эту сторону. Или например в стороне Мекки, потому что туда он отправляется на хадж».

Имам шафиитов своего времени, шейх уль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази (393-476 гг.х) сказал в книге «Аль-Ишарат иля мазхаб ахлю аль-Хакк»:

فإن قيل: إذا لم يكن في جهة، فما فائدة رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء، وعروج النبي إلى السماء؟ يُقال لهم: لو جاز لقائل أن يقول إن الرب في جهة فوق، لأجل رفع الأيدي إلى السماء في الدعاء!! لكان لغيره أن يقول: هو في جهة القبلة، لأجل استقبالنا إليها في الصلاة!! أو هو في الأرض، لأجل قربنا من الأرض في حال السجود؛ وقد رُوي في الخبر عن النبي أنه قال: { أقرب ما يكون العبد من إذا سجد }، قال : واسجد واقترب !! فلو كان في جهة فوق، لما وُصف العبد بالقرب منه إذا سجد؛ فكما أن الكعبة قبلة المصلي يستقبلها في الصلاة، ولا يقال إن في جهة الكعبة ومستقبل الأرض بوجهه في السجود لا يقال: إن في الأرض، فكذلك _ أيضاً _ جُعلت السماء قبلة الدعاء، لا أنّ حالّ فيها. وكذلك أيضاً عروج النبي إلى السماء، لا يدل على أن في السماء، كما أن عروج موسى عليه الصلاة والسلام إلى الجبل، وسماعه لكلام تعالى عنده، لا يدل على أن حالّ في الجبل؛ فعروج النبي : إنّما كان زيادة في درجته، وعلواً لمنزلته؛ ليتبين الفرق بينه وبين غيره في المنزلة وعلو الدرجة.

«Если спросят так: «Если Аллах не находится ни в одной из сторон, то в чем польза в поднятии рук к небу во время мольбы (дуа) и восхождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небо?» - ответь им так: «Если кто-либо скажет, что Господь находится наверху по причине того, что руки поднимаются к небу во время мольбы, то другой может сказать, что Господь находится на стороне киблы из-за того, что мы поворачиваемся к кибле во время намаза, а третий скажет, что Господь находится в земле из-за того, что мы приближаемся к земле во время земного поклона, а ведь от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается: «Самое близкое состояние раба к Аллаху, Великий Он и Всемогущий, – это в земном поклоне». И Всевышний сказал: «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96:19)». Если бы Аллах был наверху, то раб не был бы близок к Нему во время земного поклона. Подобно тому как к Каабе поворачивается лицом совершающий намаз (но при этом не говорят, что Аллах, Великий и Всемогущий, на стороне Каабы) и как к земле поворачиваются лицом во время земного поклона (но также не говорят, что Аллах в земле), мольбу возносят, обратив руки к небу, но не потому что Аллах там находится».

Имам Абуль-Муин ан-Насафи аль-Ханафи (418-508 гг.х) сказал в книге «Табсират аль-адиллят фи усул ад-Дин» (стр. 181-182):

وتعلقهم بالإجماع برفع الأيدي إلى السماء عند المناجاة والدعاء باطل، لما ليس في ذلك دليل كونه تعالى في تلك الجهة، هذا كما أنهم أمروا بالتوجه في الصلاة إلى الكعبة وليس هو في الكعبة، وأمروا برمي أبصارهم إلى موضع سجودهم حالة القيام في الصلاة بعد نزول قوله تعالى: {قد أفلح المؤمنون الذين هم في صلاتهم خاشعون} [سورة المؤمنون/ 1ـ2] بعدما كانوا يصلون شاخصة أبصارهم نحو السماء، وليس هو في الأرض، وكذا حالة السجود أمروا بوضع الوجوه على الأرض، وليس هو تعالى تحت الأرض، فكذا هذا. وكذا المتحري يصلي إلى المشرق واليمن والشام، وليس هو تعالى في هذه الجهات. ثم هو يعبد كما في هذه المواضع ويُحتمل أنه تعالى أمر بالتوجه إلى هذه المواضع المختلفة عند اختلاف الأحوال ليندفع وهم تحيزه في جهة ويصير ذلك دليلا لمن عرفه أنه ليس بجهة منا. وقيل إن العرش جعل قبلة للقلوب عند الدعاء كما جعلت الكعبة قبلة للأبدان في حالة الصلاة

«Нет в этом (поднятии рук к небу) доказательства на то, что Аллах в этой стороне. Наоборот, это подобно тому, как велено направляться в молитве в сторону Каабы, ведь Аллах не в Каабе. Так же велено бросать свой взгляд во время стояния на место поклона после того, как был ниспослан аят «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1-2). Это после того, как сподвижники молились направив взоры к небу. Однако, ведь Аллах не на земле. Так же и в поклоне велено прокладывать голову к земле. Аллах ведь не под землей. Так же молящийся в сторону востока в Йемене или Шаме, однако Аллах не находится в этих сторонах. Он (лишь) установил поклонение, как в упомянутых местах. Это толкуют как то, что Он повелел направляться в этих местах в разных состояниях, чтобы отделить Себя от творений, так как они окружены пространством. И это является доказательством для того, кто познал Аллаха не находящимся в стороне. Так же сказано, что Трон кибла для мольбы так же, как Кааба кибла в молитве».

Имам Абу Саид Абдуррахман аль-Мутавалли аш-Шафии (426-478 гг.х) – один из «асхабуль вуджух» в мазхабе аш-Шафии сказал в своей книге «Аль-Гъунья фи Усулюддин» (1/79):

فرفع اليد إلى السماء ليس لأن الله تعالى في مكان ولكن لأن السماء قبلة الدعاء كما أن الكعبة قبلة الصلاة في حال القيام، والأرض قبلة في حال الركوع والسجود وليعلم أن الله تعالى ليس في الكعبة ولا في الأرض

«Руки поднимают к небу не потому что Всевышний Аллах занимает место, а потому что небо кибла для мольбы, также как Кааба кибля намаза в стоячем положении, земля кибла в положении поясного и земного поклона. Но известно, что Аллах Всевышний не в Каабе и не в земле».

Знаменитый толкователь Корана, считающийся обновителем религии 6-го века хиджры, имам Фахруддин Мухаммад ибн Умар ар-Рази (544-606 гг.х) сказал в своей книге «Арба’ун фи усуль ад-дин» (1/163):

لو كان رفع الأيدى إلى السماء يدل على كون المعبود فى السماء ، الوجب أن يدل وضح الجبهة على الأرض على أنه فى الأرض

«Если поднятие рук к небесам указывает на то, что тот кому поклоняются находится в небесах, то отсюда вытекает, что ставив лоб на землю это указывает на нахождение его в земле».

Шейх уль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг.х) сказал в «Шарх Сахих Муслим» (5/24):

اذا دعاه الداعي استقبل السماء كما اذا صلى المصلي استقبل الكعبة وليس ذلك لأنه منحصر في السماء كما أنه ليس منحصرا في جهة الكعبة بل ذلك لأن السماء قبلة الداعين كما أن الكعبة قبلة المصلين

«Ведь, когда [те, кто признаёт единственность Аллаха] взывают с мольбой [к Совершенному Господу], они устремляют [свой разум и ладони] к небу, подобно тому как они поворачиваются в сторону Каабы, когда совершают намаз, но это не потому, что Аллах ограничен в небе так же, как Он не ограничен в стороне Каабы. Они обращают [свой разум и ладони] к небу, потому что небо – это предписанное направление (кибла) [для мольбы] так же, как Кааба – предписанное направление (кибла) для намаза».

Имам Абуль-Аббас аль-Куртуби аль-Малики (578-656 гг.х) писал в своем шархе «Аль-Муфхим» (3/335) после хадиса, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял свой палец к небу:

هذه الإشارة منه صلى الله عليه وسلم إما إلى السماء لأنها قبلة الدعاء وإمّا لعلوّ الله المعنوي لأن الله لا يحويه مكان ولا يختص بجهة وقد بين ذلك قوله تعالى: {وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ}

«Это указание от него, да благословит его Аллах и приветствует, либо на небо, потому что оно кибла для мольбы, либо на абстрактную возвышенность Аллаха, потому что Аллаха не охватывает место, Он не обособлен стороной. Это разъясняет Его Слова «Он с вами, где бы вы не были (57:4)».

Ученик Абуль-Аббаса аль-Куртуби, знаменитый толкователь Корана, имамАбу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600- 671 гг.х) сказал в своем тафсире «Аль-Джами’ аль-Ахкам аль-Куран» (18/215-216):

وإنما ترفع الأيدي بالدعاء إلى السماء لأن السماء مهبط الوحي، ومنزل القطر، ومحل القُدس، ومعدن المطهرين من الملائكة، وإليها ترفع أعمال العباد، وفوقها عرشه وجنته؛ كما جعل الله الكعبة قِبلةً للدعاء والصلاة، ولأنه خلق الأمكنة وهو غير محتاج إليها، وكان في أزله قبل خلق المكان والزمان ولا مكان له ولا زمان. وهو الآن على ما عليه كان

«Во время мольбы руки поднимают к небу потому что небо место откровений, дождя, Джибриля и источник очищенных ангелов. И потому что к небу поднимают деяния рабов и выше неба Его Трон и Рай. Как сделал Аллах Каабу киблой для мольб и намазов. Также потому что Всевышний создал места, и Он не нуждается в них. И Он был в предвечности до создания места и времени, и не было у Него места и времени. И Он сейчас Такой каким был раньше».

Имам Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики (ум. 684 г.х) сказал в книге «Любаб аль-мунджийат» (стр. 190):

من هيأة الداعين التوجُّه نحو السماء حالة الدعاء؛ فإن الله جعل السماء قبلة الدعاء وتعبَّدنا بها، كما جعل الكعبة قبلة الصلاة، وجعل الأرض متوجَّه السجود، لا لأنه في جهة السماء، فتعالى الله عن الجهات وتحديد الأمكنة.

«Образ делающих дуа – направляться к небесам во время дуа. Поистине Всевышний Аллах сделал небеса киблой для мольбы и мы поклоняемся посредством нее, подобно тому как сделал Каабу киблой для намаза, и сделал землю направлением для земного поклона, но не потому что Он (находится) в стороне небес, возвышен Аллах от сторон и ограничений местами».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг.х) писал в «Фатхуль Бари» (2/296), цитируя имама Ибн Батталя аль-Малики (ум. 449 г.х.):

قال ابن بطال: أجمعوا على كراهة رفع البصر في الصلاة، واختلفوا فيه خارج الصلاة في الدعاء، فكرهه شريح وطائفة، وأجازه الأكثرون، لأن السماء قبلة الدعاء كما أن الكعبة قبلة الصلاة

«Сказал ибн Батталь: “[Ученые] единогласны в нежелательности поднятия взгляда в молитве, и разошлись в поднятии взгляда вне молитвы, при мольбе. Сочли это нежелательным Шурайх и группа ученых, но большинство дозволили, потому что небо кибла для мольбы подобно тому, как Кааба кибла молитвы”».

Имам Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 г.х.) сказал в «Шарх Фикхуль Акбар» (стр. 172):

ومن الغريب أنه استدل على مذهبه الباطل برفع الأيدي في الدعاء إلى السماء، وهو مردود لأن السماء قبلة الدعاء بمعنى أنها محل نزول الرحمة التي هي سبب أنواع النعمة، وهو موجب دفع أصناف النقمة، ولو كان الأمر كما قال هذا القائل في مدعاه الباطل لوقع التوجه بالوجه إلى السماء، وقد نهانا الشارع عن ذلك حال الدعاء لئلا يتوهم أن يكون المدعو في السماء، كما يشير إليه قوله تعالى:{وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ}[ البقرة/186] وقوله تعالى:{فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ} [ البقرة/115].

«Является далеком то, что поднятие рук в мольбе является доказательством для его ложного мнения. Это (мнение) отвергается потому что небо кибла для мольбы в том смысле, что оно место ниспослания милости, которое является причиной различных видов благ. Если же дело обстояло так как говорит этот говорящий в своем ложном заявлении, тогда следовало бы направлять лицо к небу (в молитве), однако Законодатель запретил это нам во время мольбы. Потому что нельзя полагать, чтобы Тот к Кому взывают был в небе, на это указывают аяты «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2:186), а также «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллах (то есть кыбла)»[1](2:115)».

Имам Камалуддин аль-Баяди (ум. 1097 х/1686 м) пишет в «Ишарат аль-Марам мин ибарат аль-Имам» (стр. 198):

بأن رفع الأيدي عند الدعاء إلى جهة السماء ليس لكونه تعالى فوق السماوات العلى بل لكونها قبلة الدعاء، إذ منها يتوقع الخيرات، ويستنـزل البركات لقوله تعالى:{وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ} [سورة الذاريات/22] مع الإشارة إلى اتصافه تعالى بنعوت الجلال وصفات الكبرياء، وكونه تعالى فوق عباده بالقهر والاستيلاء

«Поднимают руки во время мольбы в сторону неба не потому, что Он в небесах, наоборот по причине того, что небо кибла для мольбы, так как с небес спускаются блага, спускается баракат. Аллах сказал: «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (51:22), вместе с указанием на описание Его величественными описаниями, достойными атрибутами. Аллах же над своими рабами мощью и властвованием».

Хафиз, крупный языковед, Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг.х) сказал в «Итхаф ас-садат аль-муттакин» (5/34-35) ссылаясь на маликитского имама Абу Бакра ат-Тартуши (451-520 гг.х):

فإن قيل : إذا كان الحقُّ سبحانه ليس في جهةٍ، فما معنى رفع الأيدي بالدعاء نحو السماء ؟. فالجواب : من وجهين ذكرهما الطُّرْطُوشي:

- أحدهما : أنه محلُّ التعبُّد، كاستقبالِ الكعبةِ في الصلاة، وإلصاق الجبهةِ بالأرضِ في السجود، مع تنـزُّهه سبحانه عن محلِّ البيت ومحلِّ السجود، فكأنَّ السماءَ قبلةُ الدعاء.

- وثانيهما : أنها لما كانَتْ مهبِط الرزقِ والوحيِ وموضعَ الرحمةِ والبركةِ، على معنى أن المطرَ يَنـزِلُ منها إلى الأرضِ فيخرج نباتًا، وهي مَسكنُ الملإ الأعلى، فإذا قَضَى اللهُ أمرًا ألقاه إليهم، فيُلقونه إلى أهلِ الأرض، وكذلك الأعمال تُرفَع، وفيها غيرُ واحد من الأنبياء، وفيها الجنةُ -وهي فوق السماء السابعة – التي هي غايةُ الأماني، فلما كانت مَعْدِنًا لهذه الأمور العِظام ومَعرِفةَ القضاءِ والقَدَر، تَصرَّفَت الهِممُ إليها، وتوفَّرَت الدواعي عليها” انتهى.

«Если же спросят: Если Аль-Хакк Свят Он не в стороне, то каков смысл поднятия рук в мольбе (дуа) в сторону неба?

Ответ с двух сторон, их упомянул Абу Бакр ат-Тартуши:

1. Небо – место для поклонения, подобно тому как мы поворачиваемся в молитве в сторону Каабы и опускаем свой лоб на землю в поклоне. Это при том, что Он чист от нахождения в доме (Каабе) и месте поклона, а небо же является киблой для мольбы.

2. Поистине небо – место спуска пропитания, откровения, место милости и благодати, в смысле, что дожди нисходят с него и выводят растения. Также оно место обитания высших групп (ангелы). Когда Аллах выносит решение, то отсылает им, а они же отсылают обитателям земли, также возносятся дела. Также на нем не один Пророк мир им, также и Рай – он над 7-м небом, – которое является пределом желаний. И в то время как оно является местом этих огромных явлений и местонахождение предписании «када» и «кадар», к нему и направились стремления»».

Шейх Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 гг.х), которого посчитали обновителем религии 14-го века хиджры, сказал в примечаниях к книге «Сайф ас-сакыль»:

لكن رفعهم الأيدي إلى السماء ليس فيه شىء من الدلالة على استقرار وجود ذاته في السماء وإنما ذلك لمجرد أن السماء قبلة الدعاء ومنزل الأنوار والأمطار والخيرات والبركات {وفي السماء رزقكم وما توعدون}.

«Однако, в поднятии рук к небу нет указания на утверждение существования Всевышнего в небе. Поистине это лишь потому, что небо – кибла для мольбы, а так же место ниспослания благ, дождей, благодати. Как говорится в аяте: «И в небе – ваш удел [дождь, свет и другие причины для появления пропитания] и то, что вам обещано (51:22)».

Таким образом мы выяснили, что поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) не указывает на то, то Аллах находится на небе и это является несостоятельным доводом.

___________________________
[1] Ибн Касир пишет в толковании этого аята: «Муджахид сказал: «т.е. где бы вы не находились, у вас есть Кибла, так направляйтесь в её сторону в молитве». Ибн Аби Хатим, сказал, что ибн Аббас считал этот аят об отмене Киблы на Иерусалим. Так считали: Абу аль-Алия, аль-Хасан, Ата аль-Хурасани, Икрима, Катада, ас-Судди и Зайд ибн Аслам».
Источник: Taalib.ru

Опубликовано в Акида

На вопрос, можно ли иметь страничку в соц. сетях, Али Джифри ответил: «Можно, но такую страницу, которую вам не стыдно было бы показать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)».

Хотелось бы поговорить с нашими читателями вот о чем. Все мы пользуемся Интернетом - у кого из нас нет странички ВКонтакте, Facebook, Twitter или иных социальных сетях. Социальные сети – это очень удобная вещь, там можно пообщаться с друзьями, поделиться новостями, посмотреть фильм или интересную передачу, послушать лекцию, узнать что-то новое. Интернет также служит большим подспорьем в деле распространения исламских знаний – здесь можно прочитать книги или статьи исламского ученого, посмотреть лекции, задать вопрос богослову.

Но умеем ли мы правильно пользоваться этими инструментами и правильно себя вести в этом пространстве – ведь мусульманин, верующий человек должен везде оставаться верующим. К сожалению, не все это понимают – некоторым молодым мусульманам кажется, что раз речь идет не о реальном, а о виртуальном, как бы несколько искусственном, вымышленном пространстве, то какие тут могут быть особые правила? Но ведь Аллах видит нас везде, и ответ мы будем нести как за то, что мы сказали или сделали в реальном мире, так и за то, как мы вели себя в Интернете, что там говорили, на что смотрели и что слушали. В Коране сказано:

«Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 36).

Пророк (мир ему и благословение) также сказал:

«Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нёмничего плохого, а именно за него он будет брошен в Ад на расстояние семидесяти лет пути» (Передал Ахмад)

Дальше мы, с дозволения Аллаха, поговорим, о некоторых правилах, которые нужно соблюдать, имея дело со Всемирной сетью.

Фотографии и Интернет: стоит ли выкладывать любую свою фотографию?

Как уже сказали выше, многие используют социальные сети как средство обмена новостями: что у меня случилось сегодня, где я проводил выходные или отпуск, что я купил, что приготовил и прочее. И каждое подобное сообщение часто сопровождается подробным фотоотчетом («вот я на дне рождения у приятеля», «мой выпускной вечер», «мой отпуск», «мое новое блюдо», «мой новый автомобиль»). Начиная соблюдать Ислам, многие продолжают вести себя подобным образом, забывая о некоторых серьезных запретах и опасностях.

1. Первый момент касается в основном сестер. Мы часто забываем, что хиджаб – это не только покрытие тела, это вообще максимальное сокрытие женщины от посторонних глаз. К сожалению, начиная соблюдать внешний хиджаб (в одежде), многие наши сестры не считают нужным скрывать себя от посторонних мужчин: они продолжают также свободно общаться с ними, как и раньше. Это же касается социальных сетей: странички соблюдающих сестер наполнены их фотографиями (в разных ситуациях, местах, с друзьями и родными). Даже если вы закрываете лицо (но ведь большинство мусульманок этого не делают, оставляя его открытым), зачем лишний раз выставлять себя напоказ и вселять в сердца посторонних мужчин непристойные желания и чувства? К чему сеять смуту в наше греховное время? Представьте, что вам в лицо на улице заглянет сотня мужчин – вряд вам понравится такое пристальное внимание, но ведь странички в соцсетях посещают тысячи самых разных человек каждый день.

Не говоря о том, что одежду и внешний вид многих современных мусульманок можно назвать хиджабом очень условно: обычно это сильно обтягивающая фигуру одежда ярких расцветок; подведенные глаза и выщипанные брови; игривая поза и кокетливая улыбка. Можете вы себе представить, что матери правоверных или жены сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) позировали перед чужими мужчинами в таком виде? Когда благородную Фатиму (да будет доволен ей Аллах), дочь нашего Пророка (мир ему и благословение) как-то спросили – что самое лучшее для женщины, она ответила: «Чтобы она не видела мужчин, и мужчины бы ее не видели». Вот такой была стыдливость и скромность наших праведных предков!

Уж не хочется говорить о таких мусульманках, которые засыпают группы и сообщества жалобами на непонимающих родителей, которые не разрешают им носить хиджаб, однако зачем-то заполняют странички своими фотографиями в откровенной одежде и позе, с распущенными волосами. И к слову нужно сказать и братьям, и сестрам: не нужно выкладывать на свои странички фотографии женщин без хиджаба, пусть это не ваше фото, а вы его где-то нашли в Сети. Так делать нельзя, потому что вы способствуете греху, ведь женщине нельзя появляться перед мужчинами в таком виде.

2. Второй момент: вы не знаете – кто просматривает ваши странички, и каким образом он может распорядиться вашими изображениями. Не забывайте про «Фотошоп» и иные программы, которые позволяют работать с фотографиями! Разве вы хотели бы, чтобы ваше лицо оказалось, к примеру, у девушки в бикини (или в ином непристойном виде) или, наоборот, у террористки, обвешанной оружием, с угрожающей надписью (вроде «принимай Ислам, не то мы тебя убьем»)?

3. Даже если вы хотите показать свою фотографию лишь вашим виртуальным подругам – всегда ли вы можете быть уверены в их скромности? Чтобы не быть голословными, почитайте рассказ одной сестры (был размещен в группе «Муслимы поймут»), которая поделилась своей историей, чтобы предостеречь других мусульманок от подобного легкомыслия:

«Мои одноклассницы уговорили меня зарегистрироваться в ВКонтакте. На свою страничку фотографий я не ставила никогда, но вот решила в личный, закрытый альбом, добавить одну свою фотографию. Ее могли видеть только сестры из друзей, на фото я была в хиджабе.

Спустя пару часов я зашла сеть, начала листать страницы сестер … и тут я увидела себя! От шока несколько минут я не могла ничего понять. У какой-то сестры на страничке стояло мое фото. Я, конечно же, попросила ее убрать фотографию - она убрала, но фото успело распространиться. Некоторые умудрялись писать мне: "Докажи, что это твое фото, и я уберу". А как доказывать?!

Я не знаю, как мое фото попало в общую сеть, но потом мне это дорого стоило. Спустя пару лет я пришла в гости к одной сестре, там было много незнакомых женщин. И вот я заметила, что одна из них все время как-то пристально меня рассматривает. Под конец вечера, когда все были в сборе, она при всех сказала мне: "Сестра, я весь вечер на тебя смотрю и пытаюсь вспомнить, где я тебя видела. Сейчас я вспомнила - у моего мужа на компьютере я видела твое фото!"

Все повернулись в мою сторону. Я сначала не поняла – какое фото она имеет в виду, и я подумала, что она ошибается, но когда она описала, я поняла, о каком фото идет речь. Я начала объяснять эту дурацкую историю... Конечно же, большинство мне не поверило, и на следующий день я проснулась "знаменитой". Меня обсуждал весь джамаат, нашлись даже те, кто начал распускать слухи, что якобы я общаюсь с мужем той сестры, отправляю ему фотографии и т.д.. И все это из-за одной фотографии, которую я по глупости поставила в альбом, понадеявшись на богобоязненность сестер... С тех самых пор, я перестала фотографироваться».

Конечно, странно поведение подобных мужчин, которые будучи женатыми, загружают к себе в компьютер фотографии посторонних женщин, но девушкам следует также проявлять скромность и осторожность.

4. Не забывайте также о таких вещах как сглаз! Под сглазом подразумевается такой взгляд одного человека на другого, который может принести ему бедствие или болезнь. Этот взгляд может быть связан с завистью, ревностью или даже чрезмерным восхищением.

«Дурной глаз – это истина» (хадис 3879, Сунан Абу Дауд).

Выкладывая фотографии себя, своих родных и близких, своих друзей, покупок и поездок, вы можете спровоцировать чужую зависть. Вы сообщаете окружающим о приятных событиях в вашей жизни – но может быть, чья-то жизнь сложилась не так удачно. Вы вышли замуж – а какая-то женщина никак не может найти спутника жизни; у вас родился ребенок (и вы спешите поделиться его снимками со всем миром) – а какие-то семейные пары годами не могут родить ребенка; вы купили себе новый компьютер (или тем более, автомобиль) – а некто не может свести концы с концами, и ваши радости и успехи вызывают у него недобрые чувства. Зачем провоцировать чужую зависть и ревность и, тем самым, подвергать опасности себя и своих близких.

(более подробно по этому вопросу можете обратиться к статье ученого«Социальные сети и дурной глаз»)

Братья и сестры, будьте скромнее! Правила общения мужчин и женщин в Сети!

Как уже говорили выше, к сожалению, многие мусульмане склонны пренебрегать многими правилами и запретами в Сети, оправдывая себя тем, что это вроде как ненастоящее, виртуальное общение.

Таким же образом дело обстоит с общением между полами. Общеизвестно, что мусульмане должны строго следовать правилам разделения полов: женщины общаются с женщинами, мужчины – с мужчинами. Общаться с человеком противоположного пола можно лишь по необходимости, по вопросам работы, учебы или в случае поиска спутника жизни, но и в этих случаях общение должно вестись по строгим правилам. Такие же правила действуют и в Интернете: молодому человеку недопустимо писать сообщение девушке с предложением «дружить», «просто пообщаться», «поговорить». Если даже вам нужно обсудить какое-то дело, общение должно вестись в строго деловой форме, без шуток, посторонних вопросов («а вы замужем?», «а сколько вам лет?»), смайликов и подобных игривых картинок.

Также, к сожалению, оставляет желать лучшего и общение на каких-то общих площадках – в группах, тематических обсуждениях. Разумеется, может случиться, что есть какая-то важная и интересная тема, которую хочется обсудить и мужчинам, и женщинам. Но здесь тоже следует вести себя скромно и сдержанно: говорить лишь о том, что относится к теме; не шутить; не переходить на личности.

По возможности лучше не вступать в спор с человеком противоположного пола – и уж совсем некрасиво выглядит, если женщина ведет себя в этом споре грубо, вызывающе, оскорбляет собеседника (даже если он и в самом деле неправ и говорит явные глупости, его нужно просто оставить). Такое поведение не красит никого, но особенно неприятно для мусульманки, которая должна быть образцом скромности и сдержанности. Равно как очень неприятно, если мужчина ведет себя грубо и оскорбительно по отношению к женщине – существу более ранимому и слабому (пусть даже она «первая начала» - сильному мужчине следует проявлять снисходительность). Однако вовсе не красит мужчину указание, вроде: «А ты, женщина, вообще не лезь в наши разговоры, твое место на кухне!» - не говоря о том, что это грубость и невоспитанность, это еще и глупость. Если этот «советчик» и «воспитатель» имеет в виду, что нехорошо тратить время на пустые споры, а лучше заняться чем-то более полезным, то ведь это одинаково касается и мужчин, и женщин.

И вообще, братья и сестры, не забывайте о необходимости проявлять благой нрав: не грубите и не оскорбляйте друг друга; не раздражайтесь; не вступайте в пустые споры (дальше, иншаАллах, мы поговорим об опасности Интернет-споров более подробно).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав».

Еще одна опасность состоит в том, что иногда молодые люди и девушки обманывают себя и друг друга, утверждая, что они якобы не просто общаются друг с другом, а «ведут призыв к Исламу», - желая побудить, к примеру, несоблюдающего брата-мусульманина читать намаз, или девушку-немусульманку принять Ислам. Подобные оправдания есть не что иное, как уловки шайтана, желающего ввести людей в грех. Близкое общение может внушить молодым людям симпатию друг к другу, и их общение выйдет за рамки религиозного призыва и превратится в виртуальный (а иногда, к сожалению, и реальный) роман и близкие отношения.

Если вы действительно хотите помочь кому-то принять Ислам или узнать что-то о религии, познакомьте вашего собеседника со знающим человеком одного с ним пола. Тогда вы на самом деле совершите угодное Аллаху дело и, иншаАллах, избежите греха.

Если приходится искать спутника жизни через Интернет

Если случилось так, что вам пришло время жениться (или наоборот, выйти замуж), но в реальной жизни вы по каким-то причинам не можете найти подходящего человека (живете среди немусульман, например, ваши родные не соблюдают Ислам и не могут вам помочь), и вам приходится прибегнуть к помощи Сети, то вот некоторые советы.

Во-первых, вот что пишет о поиске спутника жизни в Сети исламский ученый(относится, прежде всего, к мужчинам):

«Если ваша ситуация требует того, что вам приходится использовать социальные сети, чтобы найти супруга за счет других соответствующих средств, которые недоступны для вас, вы можете прибегнуть к этому способу, придерживаясь следующих рекомендаций:

• Ваше намерение должно быть исключительно на брак, а не просто завязать дружбу и вступить в случайные отношения.

• Представляясь, вы должны назвать свое полное имя (а не псевдоним), ваш род занятий, сказать о своих серьезных намерениях, перечислить требования, которые вы предъявляете к будущей супруге. Избегайте шуток и кокетства. Будьте реалистичным и практичным в своих ожиданиях, ведите себя честно и искренне.

• Если существует потребность обменяться фотографиями, вы можете это сделать при условии, что фотография является достойной (а не представляет вас в смешном или непристойном виде).

• Если вы видите, что девушке с вами неинтересно, или вы чувствуете, что девушка не будет подходящей супругой для вас, сразу прекращайте разговор.

• Если вы видите, что подходите друг другу, то вы должны принять меры, чтобы встретиться с ней и ее семьей, чтобы обсудить вопросы брака без каких-либо нарушений правил хиджаба (не встречаться с девушкой наедине, к примеру).

Вы должны быть честными перед собой и перед Аллахом в своих намерениях и не использовать это знакомство в качестве платформы для участия в незаконной связи» (муфтий Сухайл Тармахомед).

Дальнейшие советы касаются девушек:

будьте осторожны при знакомстве и общении, вашего собеседника вы не видите и не знаете, а рассказать о себе можно что угодно! Если ваш собеседник:

- избегает называть настоящее имя, свою профессию, место жительства (или говорит как-то в общем, ничего конкретного);

- предлагает немедленный никах – при этом не хочет знакомиться с вашими родителями и родственниками;

- не хочет знакомить вас со своими родными и избегает отвечать на вопрос – знают ли о вас его родители и согласны ли они на ваш брак;

- уходит от ответов на вопрос или отвечает как-то неопределенно на вопросы о его возможности содержать семью, обеспечивать жену и детей;

- предлагает замуж второй женой, но чтобы не знала первая – все это повод насторожиться!

Также имейте в виду – никах по скайпу или иные средства виртуального общение не будет действителен! Прежде чем решаться на брак с женихом из Интернета, нужно обязательно встретиться с ним в реальной жизни (разумеется, не наедине), познакомить его с вашими родными (и встретиться с его родственниками); или постараться узнать что-то о нем через его знакомых и друзей.

Быть или казаться - являем ли мы собой мусульман, находясь в соцсетях?

Не случайно в начало статьи мы поместили слова известного ученого Али Джифри (да сохранит его Аллах), который сказал, что в виртуальной реальности следует вести себя так, чтобы наши странички не стыдно было бы показать Пророку (мир ему и благословение). Всегда ли окружающие, зайдя на нашу страничку, могут сказать, что она принадлежит мусульманину? Если действительно представить себе, что наш любимый Пророк (мир ему и благословение) оказался вдруг среди нас и заглянул бы на наши странички (а ведь, как известно, наши деяния в самом деле представляются ему – об этом есть достоверные хадисы), чтобы он там увидел? Музыкальные записи и художественные фильмы пустого, а то и сомнительного содержания? Молодых людей, которые добавляют к себе в друзья девушек с распущенными волосами и в легкомысленной одежде, да еще и ставят «лайк» под подобной фотографией с одобрительным комментарием: «МашаАллах!» «Красавица! «Хорошо выглядишь!» и тому подобное? Девушек, которые позируют среди юношей (или наоборот, молодых людей среди женщин без хиджаба), которые им вовсе не махрамы – чуть ли не в обнимку: на корпоративной вечеринке на работе или выпускном вечере в школе, среди алкоголя и прочих запретных вещей? Разве он был бы этим доволен, разве он этому учил своих последователей?

О спорах и диспутах в Сети

Как уже было сказано выше, Интернет оказывается очень полезным в деле распространения Ислама и исламских знаний. Да вознаградит Аллах молодых мусульман, которые участвуют в благом деле призыва к Исламу: создают исламские сайты и группы, переводят книги, статьи, лекции больших ученых; рассказывают о правильном соблюдении Ислама и предупреждают о заблудших течениях (часто делая это совершенно бескорыстно, за скромное вознаграждение или вообще бесплатно). Все это очень похвально и, иншаАллах, удостоится награды от Всевышнего.

Однако одно дело способствовать распространению достоверных знаний, но совсем другое – говорить о религии и тем более, пускаться в споры, не имея даже элементарных знаний. К сожалению, среди молодых мусульман (особенно, юношей) в наше время распространена такая практика: не научившись еще правильно читать суру Фатиха в намазе или совершать омовение, молодые люди не жалея сил, тратят время на споры (с христианами, атеистами, заблудшими мусульманами) в виртуальной реальности.

Такие споры опасны по многим причинам:

• Во-первых, человек тратит много времени впустую вместо изучения действительно необходимых вещей, незнание которых может сделать недействительным его поклонение. После смерти Всевышний не спросит его – скольких людей он смог переспорить, однако спросит за неправильное совершение омовения или намаза.

Другая опасность в том, что собеседники ведут споры без знаний, поэтому они рискуют по незнанию неверно приписать Исламу то, что к нему не относится, или наоборот, "вывести" из религии какие-то обязательные в ней вещи. Или вообще сказать нечто, что выведет их из Ислама, да убережет Аллах! Имам аль-Газали пишет в книге «Ихья»:

«Поистине, простому человеку нужно просто уверовать, проявлять покорность, заниматься своим поклонением и повседневными делами, а знания оставить ученым. Для простого человека (не имеющего права на вынесение решений) совершать прелюбодеяние и заниматься воровством лучше, чем говорить о вопросах знания.

Ведь тот, кто говорит об Аллахе и о религии без совершенных знаний, впадет в неверие там, где сам не ожидал. Такой человек подобен тому, кто, не умея плавать, бросается в пучину моря».

• Еще одна опасность в том, что человек может переоценить свои возможности и вступить в спор с собеседником (заблудшим мусульманином или неверующим), который превосходит его умом и знаниями. Такой оппонент легко собьет его с толку каверзными вопросами, и у человека может появиться сомнение в истинности Ислама (или каких-то его моментов). Подобное не означает, что в Исламе действительно нет ответов на данные вопросы, но лично он этих ответов может не знать.

И, что не менее важно: у нас, к сожалению, отсутствует культура спора.Собеседники совершенно не считают нужным вести себя вежливо с оппонентом, оскорбляя его, переходя на личности. Часто это оправдывается тем, что, дескать, он заблудший (а то и вообще немусульманин), поэтому на него хорошее отношение распространяться не может. Однако ведь сказано в Коране о призыве к Исламу:

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием, и веди спор с ними наилучшим образом» (Сура "Ан-Нахль", аят 125).

И Пророк (мир ему и благословение) предупреждал:

«Я ручаюсь за дом в окрестностях рая для человека, отказывающегося от споров, даже если он и прав, (и я ручаюсь) за дом посреди рая для того, кто не лжёт даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах рая для благонравного» (Абу-Дауд, достоверный хадис кудси).

Чрезмерное увлечение спорами может испортить характер даже доброжелательного человека – он становится нетерпимым, категоричным, грубым; целью диспута для него становится уже не обращение заблудшего или неверующего на истинный путь, а самоутверждение, победа в споре, желание превосходства над собеседником (и соответственно, желание проигрыша для него).

В книге, описывающей биографию Абу Ханифы, приводится следующая история.

«Абу Ханифа в своё время был сильным знатоком акыды, он вёл прения, диспуты с различными людьми, с безбожниками, сектантами. И одерживал над ними верх. Когда его сын стал заниматься наукой калям, т.е. наукой теологии, акыды, и стал тоже дискутировать, то его отец, т.е. Абу Ханифа, запретил ему, сказав: «Когда мы вели прения, то мы уважительно относились к своему оппоненту; мы сидели так тихо и спокойно, что даже если бы птица села на наши головы, то она не улетела бы. И мы в прениях желали, чтобы наш оппонент не допустил ошибки. Вы же, когда ведёте дискуссии, желаете, чтобы ваш оппонент ошибся и допустил куфр. А тот, кто желает, чтобы его оппонент впал в неверие, тот сам раньше него впадает в неверие, потому что желал вынести брату по вере такфир».

В хадисе, переданном от Кааба ибн Малика (да будете доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и стремиться тем самым произвести впечатление на людей, введёт Аллах в Огонь» (имам ат-Тирмизи).

Не тратьте время попусту!

И напоследок, не забывайте о ценности времени! Садясь за компьютер (планшет, телефон), всякий раз подумайте – так уж ли вам именно сейчас нужно еще раз зайти в Интернет? Может быть, у вас есть какие-то дела в реальном мире: вы не сделали ваши домашние задания, вам нужно готовиться к занятиям, к экзаменам? Может быть, родители или родные просят помочь по хозяйству? А как давно вы звонили друзьям или навещали родственников или соседей? Или, возможно, супруг (супруга) и дети не дождутся, когда же их близкий человек, наконец, отвернется от виртуальных «друзей» и обратит на них внимание: поговорит, поиграет, просто узнает – как их дела? Может быть, стоит просто подышать свежим воздухом, сходить в парк? Реальный мир пока еще существует, не забывайте о нем.

«Цените пять вещей до наступления пяти других: молодость – до наступления старости, здоровье – до наступления болезни, богатство – до наступления бедности, свободное время – до наступления дел, жизнь – до наступления смерти».

«Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока не спросится у него о четырех вещах: о его жизни – как он ее провел, о его молодости – на что он ее потратил, о знаниях – как он их применил, об имуществе – на что потратил».

Муслима (Аня) Кобулова специально для сайта Azan.kz
_______________________________
Azan.kz

Опубликовано в Нравственность

Ханафитский фикх и матуридитская акыда утверждены в качестве официальной платформы Духовного управления мусульман Казахстана на первом Республиканском форуме имамов Казахстана, состоявшемся в Астане, во Дворце мира и согласия, сообщает Azan.kz.

В работе форума приняли участие около 500 имамов со всего Казахстана, члены Совета Улемов ДУМК, известные ученые-исламоведы. В качестве гостей были приглашены депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, руководители ряда зарубежных исламских организаций, представители Ассамблеи народа Казахстана, известные общественные и религиозные деятели.

От имени Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева приветственное слово участникам форума зачитал заместитель руководителя Администрации Президента - Баглан Майлыбаев. В своем обращении, Глава государства «выразил надежду на то, что форум даст импульс активизации деятельности муфтията и усилит роль имамов в решении актуальных проблем религиозной сферы».

Президент страны призвал имамов внести посильный вклад в укрепление религиозной стабильности и ограждение подрастающего поколения от влияния деструктивных псевдорелигиозных течений.

Результатом этого обращения стала разработка платформы Духовного управления мусульман Казахстана, в которой были закреплены матуридитская школа акыды (вероубеждение) и ханафитская школа фикха (юриспруденция). Несмотря на то, что приверженность этим суннитским школам является для казахского народа традиционной уже на протяжении многих веков и была очевидна сама по себе, утверждение ее в качестве официальной платформы является крайне важным, стратегическим и необходимым в силу нашего времени шагом, призванным закрепить Ислам суннитского толка в Казахстане и пресечь многочисленные попытки подмены понятий со стороны салафитов, коранитов и других деструктивных течений.

В частности, в документе говорится: "Аллах не является жаухаром (неразделимой частью тела), джисмом (физическое тело) и гаризом. Всевышнему Аллаху не свойственны известные нам понятия, как приходить, уходить, двигаться, обосновываться, располагаться, облик, глаза, руки и голень (в их буквальном значении, прим.ред .). У этих слов есть особый смысл. Но мы вверяем их Аллаху, говоря «Аллах знает лучше» (делаем тавфид).

Иногда, при необходимости, делаются примерные предположения (тавиль), достойные величия Аллаха и соответствующие практике арабского языка. Нельзя придавать Аллаху облик, изображение, объем, форму, грань сторон. Всевышний Аллах чист от понятий, присущих творениям Аллаха».

Далее перечисляются и другие положения нашей веры. В целом, платформа определяет основные религиозные убеждения мусульман, необходимый объем знаний в религиозных вопросах и отношение к светскому обществу, законодательству государства и установленному порядку в обществе, получению образования, медицинской помощи, защите Родины, окружающей среде, труду и уважению семейных ценностей, традиции и особенностей народов, проживающих на территории нашей страны.

Помимо платформы ДУМК, на форуме были приняты следующие положения: «Этика служащего Духовного управления мусульман Казахстана», «Личностный образ имама» и «Личностный облик мусульманина».

Опубликовано в Новости
«153154155156157158159160161162»
Страница 158 из 213

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником