Нуруддин Махмуд бин Имадудин бин Ак Сункар Занки родился в месяце Шаввал 521-го года по Хиджре
Его отец Имадудин Занки был храбрым воином и умелым предводителем, и в 521-м году по Хиджре сельджукский султан назначил его правителем Мосула. В это время под властью крестоносцев находились Иерусалим и другие города исламского мира. В планах крестоносцев было завоевание Сирии.
Исламский мир, несмотря на опасность, которая ему грозила, находился в раздробленности, и правители были заняты междоусобными распрями. Зачастую они вступали в союз с крестоносцами против своих же единоверцев. Имадудин, видя, сколь плачевна ситуация, решил возглавить борьбу против захватчиков, но прежде ему нужно было объединить мусульман. Большими усилиями за нескольких лет ему удалось подчинить себе большую часть Сирии, и теперь он мог противостоять крестоносцам. В 539-м году по Хиджре ему удалось взять столицу первого государства, основанного крестоносцами: Эдессу. Победы Имадудина придали мусульманам уверенность и надежду на скорое освобождение святых земель. Но в 541-м году по Хиджре Имадудин был убит последователем секты батинитов во время военного похода.
После его смерти государство Имадудина разделилось на две части: одной частью со столицей в Алеппо правил Нуруддин Занки, а другой со столицей в Мосуле правил его брат Саидудин.
Как и отец, Нуруддин поставил целью своей жизни освобождение святого города и других мусульманских городов.
Нуруддин с юных лет участвовал в военных походах отца, был искусным воином и обладал всеми качествами предводителя. Он был справедлив, вёл благочестивый образ жизни, сторонился всего запретного, разбирался в науках и прилагал большие усилия для установления справедливости в своём государстве.
Известный историк Ибн Асир пишет: «Я изучил жизнеописания правителей и не нашёл после четырёх праведных халифов и Умара бин Абдул-Азиза правителя с более прекрасными качествами, чем справедливый правитель Нуруддин Занки».
Ибн Касир пишет: «Никогда от него не слышали непристойного слова: ни когда он гневался, ни когда был доволен. Он был степенен и молчалив. И в его обществе не было иных разговоров, кроме обсуждения вопросов религии или джихада».
Как и его отец, понимая, что без укрепления государства и объединения мусульман невозможно будет справиться с внешней угрозой, он начал прилагать усилия для объединения единоверцев. За время своего правления ему удалось полностью объединить под своим началом Сирию. Правители Дамаска вели предательскую политику и заключили договор с крестоносцами против Нуруддина. Некоторое время Дамаск даже платил дань крестоносцам. Жители Дамаска, недовольные такой предательской политикой, подняли восстание и способствовали переходу Дамаска под власть Нуруддина.
Крупным достижением Нуруддина было то, что он смог присоединить к своему государству Египет и покончить с фатимидами. Секта фатимидов в течение веков правила обширными территориями северной Африки, и какое-то время под её властью находились даже священные города Мекка и Медина.
Джихад на пути Аллаха и стремление обрести смерть шахида
Вся жизнь Нуруддина Занки прошла в битвах, и он смог освободить от крестоносцев более пятидесяти городов и крепостей.
Он лично участвовал во многих битвах и часто просил Аллаха даровать ему смерть шахида на поле битвы, но он умер в постели после долгих лет, проведённых в военных походах и битвах.
Однажды Кутбуддин Нейсабури сказал ему: «Ради Аллаха не подвергай себя опасности! Если ты погибнешь в бою, то не останется мусульманина, который сможет противостоять [врагам]». Нуруддин ответил: «Кто такой Махмуд, чтобы говорить ему такое? Разве Аллах не сохранял страны до того, как я родился?»
Нуруддин обладал удивительной стойкостью и храбростью. В одной из битв его войско подверглось неожиданной атаке и было разбито, и сам он еле избежал смерти в битве. После этого поражения он поклялся не заходить под тень крыши, пока не отомстит за себя и за религию Аллаха . И вскоре, действительно, он отомстил своим врагам, одержав очередную победу над ними. Он говорил: «Если у меня будет всего тысяча всадников, мне нет разницы, сколько врагов выступит против меня».
Нуруддин Занки так мечтал увидеть священный город освобождённым, что ещё задолго до освобождения Иерусалима в 563-м году по Хиджре построил минбар для мечети Иерусалима. Но лишь через двадцать лет, уже во времена правления Салахуддина, минбар был перенесён в священный город. Этот минбар стоял в мечети Иерусалима до 1969 года, пока сионисты не подожгли мечеть.
Почтение к учёным и праведникам
Нуруддин Занки с юных лет проявлял интерес к знаниям и придавал большое значение изучению наук. Хотя вся его жизнь прошла в сражениях, тем не менее он глубоко изучил науки Шариата и был хорошим знатоком хадисов. На его собраниях всегда присутствовали суфийские шейхи и учёные Шариата. Он относился к ним с большим почтением и всегда прислушивался к их советам. Нуруддин считал, что почтение, которое он оказывает по отношению к суфиям и учёным, является предпосылкой его успехов.
Историки пишут, что в его присутствии никто из правителей не смел сидеть. Но когда к нему заходил шейх или учёный, он вставал и самолично встречал его, усаживал рядом с собой и проявлял всяческое почтение.
Нуруддин расходовал большие средства на учёных и суфиев, и, если кто-либо проявлял недовольство этим, он говорил: «Как же я перестану делать это, ведь это войско Аллаха и благодаря их мольбам мы побеждаем врагов».
Ибн Касир пишет в книге «Бидаяту ва нихая»: «Рядом с ним часто присутствовали учёные и суфии, и он оказывал им всяческое уважение и почтение. Он очень любил праведников…».
Передают, что однажды один из приближённых Нуруддина Занки начал наговаривать на известного учёного Кутбуддина Нейсабури. Нуруддин воскликнул: «Горе тебе! Если то, что ты говоришь, правда, то у этого учёного множество хороших качеств, которые покроют то, о чём ты говоришь. У тебя же нет таких качеств, которые покроют твои прегрешения, и тем не менее я терплю тебя. Тем более я не верю тебе и убеждён, что то, что ты говоришь про него, неправда. И если я ещё раз услышу, что ты наговариваешь на этого учёного, я накажу тебя».
В 556-м году по Хиджре, когда Нуруддин Занки прибыл в Мосул, он посетил шейха Умара аль-Мула. Нуруддин советовался с этим шейхом в своих делах, а когда он покидал Мосул, то велел правителям города, чтобы они в своих делах советовались с шейхом Умаром аль-Мула.
Ибн Касир в книге «Аль-Бидаяту ва нихая» пишет про шейха Умара аль-Мула: «Он был из числа познавших Аллаха . Учёные и даже правители посещали его в его завии. Каждый год он в день рождения Пророка (мир ему и благословение) устраивал собрание, где восхваляли Пророка (мир ему и благословение). Нуруддин Занки искренне любил его, советовался и переписывался с ним».
Также передают, что Нуруддин Занки в месяц Рамазан брал в долг у него пищу и его пищей отпускал уразу.
Захаби пишет, что Нуруддин Занки однажды отправил одного раба к известному суфийскому шейху Арслану Димашки с тысячей динаров и обещал, что если шейх примет деньги, то освободит его. Когда тот прибыл к шейху и предложил деньги, шейх сказал: «Как же Махмуд не стесняется отправлять нам это? Среди рабов Аллаха есть такие, всё вокруг которых становится золотом и серебром, если будет на то их желание». И тогда этот раб увидел, что глина, которая там лежала, превратилась в золото. Опечаленный тем, что шейх отказался принять деньги, раб рассказал ему, что его освобождение зависит от согласия шейха взять подарок. Тогда шейх принял деньги и повелел раздать всё беднякам.
Также Захаби пишет, что Нуруддин Занки в завещании своём велел завернуть в его саван кусочек пилы шейха Арслана.
Праведность Нуруддина Занки
Несмотря на то, что Нуруддину Занки приходилось вести войны и обустраивать свои владения, тем не менее он находил время для усердного поклонения. Передают, что обычно после ночного намаза он ложился спать, а потом просыпался в полночь и до рассвета поклонялся Аллаху . После утреннего намаза он занимался делами государства. Но и днём, несмотря на занятость, он находил время для поклонения.
Даже враги признавали, что секретом его побед является его праведность. Ибн Касир пишет, что, когда некоторые суфии посетили Иерусалим с целью зиярата, они слышали, как крестоносцы говорили: «У Нуруддина сокровенная связь с Богом. Он одерживает победы над нами не благодаря военному преимуществу. Он одерживает победы благодаря своим мольбам и ночным молитвам. Он простаивает ночи в молитве, взывает к Богу с молитвами, и Господь отвечает на его мольбы, потому он и побеждает».
Перед одним сражением, которое произошло в 559-м году по Хиджре и известно как битва при Хариме с намного превосходящими силами противника, Нуруддин слез с коня, упал ниц и обратился с мольбой к Аллаху . И Всевышний даровал ему победу. Более десяти тысяч крестоносцев погибло в этом сражении и почти столько же было взято в плен. В своей мольбе Нуруддин обратился к Аллаху с такими словами: «О Аллах , прошу Тебя, чтобы Ты оказал помощь Своей религии, а не Махмуду. Кто такой этот собака Махмуд, чтобы ему была оказана помощь». Об этой мольбе Нуруддина не знал никто, кроме него, но тем не менее Всевышнему захотелось, чтобы люди узнали о ней.
Когда до Нуруддина дошла весть, что крестоносцы захватили город Димят, он очень опечалился и начал держать пост. Двадцать дней он разговлялся лишь водой и молил Аллаха . Он был обессилен из-за голода и печали. И тогда один из учёных увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), который сказал ему: «Извести Нуруддина, что сегодня ночью крестоносцы покинут Димят». Тогда этот учёный сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я боюсь, что он не поверит мне. Расскажи мне что-нибудь такое, услышав о чём, он поверит». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Напомни ему о том, как он упал ниц перед сражением при Хариме и обратился к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах , прошу Тебя, чтобы Ты оказал помощь Своей религии, а не Махмуду. Кто такой этот собака Махмуд, чтобы ему была оказана помощь”». Этот учёный пошёл в мечеть, где, по своему обыкновению, Нуруддин проводил ночи в молитвах, и рассказал ему о сне, но из-за почтения к правителю не стал упоминать слово «собака». Нуруддин настаивал, чтобы тот в точности передал увиденное во сне, и, когда учёный рассказал сон полностью, Нуруддин заплакал и воздал хвалу Аллаху . И, действительно, в эту ночь крестоносцы покинули Димят.
В одну из ночей Нуруддин Занки увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение) три раза подряд. И каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил, указывая на двух рыжих людей: «Спаси меня от этих людей». Обеспокоенный этим сном, Нуруддин отправился в Медину. В 557-м году по Хиджре Нуруддин прибыл в Медину и повелел всем жителям самолично явиться, чтобы получить подарки, приготовленные для них. Пришли все жители, но он не обнаружил среди них людей, на которых указал Пророк (мир ему и благословение). Он поинтересовался, остался ли ещё кто, и ему ответили, что два паломника из Андалусии не пришли. По свидетельству горожан, это были благочестивые люди. Нуруддин приказал вызвать их, и когда они пришли, то он сразу узнал в них тех людей, на которых указал Пророк (мир ему и благословение). Он устроил обыск в доме, в котором они жили, и обнаружил подкоп, который они рыли с целью украсть тело Пророка (мир ему и благословение). Эти люди оказались христианами, которые были засланы, чтобы украсть тело Пророка (мир ему и благословение). Нуруддин приказал казнить их, а затем прорыл ров вокруг могилы Пророка (мир ему и благословение) и залил его свинцом, чтобы защитить от подкопа.
Несмотря на то, что Нуруддин Занки владел большими территориями, сам он вёл очень скромный образ жизни. Он питался лишь на средства, заработанное своим трудом. На содержание семьи он брал из казны лишь минимальное жалование, которое ему установили. Когда его жена пожаловалась на то, что ей не хватает средств, которые он предоставляет, Нуруддин ответил, что является лишь хранителем казны, эти средства не принадлежат ему и ради жены он не бросится в Ад. Потом он вспомнил, что в городе Хомс у него были три маленькие лавки, и подарил их жене.
Во всех городах, которые находились под его властью, он строил учебные заведения, больницы, бесплатные гостиницы для путников. Он укреплял города и развивал инфраструктуру.
В одном только Алеппо в его время историк Изуддин бин Шадад насчитал 54 медресе. 21 из них для шафиитов, 22 для ханафитов и три для маликитов и ханбалитов. Также он насчитал 8 собраний по изучению хадисов, а также 31 строение для суфиев.
В начале месяца Шаваль 569-го года по Хиджре Нуруддин Занки заболел и одиннадцать дней пролежал в постели. 11 числа месяца Шаваль он покинул этот мир в возрасте 59 лет. Его похоронили в доме, где он жил в Дамаске, потом тело перенесли в медресе Нурия, которое Нуруддин построил в Дамаске, и его могила до сих пор находится там.
Автор Абубакр Дациев
Казахстанские потребители смогут наблюдать за производством халал-продукции посредством видеокамер
Потребители смогут наблюдать за производством халал-продукции. Установка видеокамер с выходом в сеть - одно из главных условий, для того чтобы компании могли получить сертификаты качества, соответствующие требованиям шариата.
Чтобы выдавать сертификаты на товары, соответствующие нормам шариата, в Духовном управлении мусульман Казахстана подготовили спецлабораторию и обучили 250 имамов. Чтобы получить разрешение на использование марки «Халал», предприятия обязаны, кроме всего прочего, установить камеры видеонаблюдения на своих заводах. Так, покупатели смогут в онлайн-режиме наблюдать за процессом производства продуктов. Пока в Алматы сертификаты смогли получить лишь три организации.
«Те организации, которым нечего скрывать, сразу же соглашаются устанавливать камеры. Так как теперь мы будем выдавать сертификаты «халал», значит, соответственно мы будем гарантировать качество, соответствующее этому высокому званию», - отметил руководитель отдела стандартизации халал-продукции ДУМК Бейбыт Мырзагельдиев.
Полученный ранее халал-документ с этого года считается недействительным. Саму надпись «Халал» на товарах решено заменить на «Адал», это казахское произношение арабского слова. Как отмечают имамы, не так давно знак "халал" активно раскупался, и на указание такого стандарта бизнесмены не жалели миллионов тенге. Так появились халал-детсады, салоны красоты, спортивные залы, гостиницы и даже халал-СТО.
«Для покупателей это прежде всего гарант чистоты и высокого качества. Вот почему этот торговый бренд все чаще используют производители во всем мире. Мы сейчас делаем все, чтобы разрушить новый стереотип», - сказал главный имам Центральной мечети Алматы Нурбек Ауесханулы.
Проверку имамы начнут с самых маленьких лавок, киосков и рынков. Наказывать нарушителей будут не штрафами, а всенародно. Антиреклама с черным списком будет красоваться в общественных местах. Отдельно будут следить и за тем, как распределяют на прилавках халал-продукты, товары с такой маркировкой не должны соприкасаться, к примеру, с продуктами, содержащими свинину.
Ажар Оразбай, Арсен Сандыбаев, ТК «Алматы»
Пророк (мир ему и благословение) наставлял: «Сохраняйте своё имущество выплатой закята, лечите своих больных раздачей милостыни, и вы можете не бояться всевозможных бед, если будете делать дуа и будете смиренными».
Рассказывают, что, когда Пророк (мир ему и благословение) говорил это своим сподвижникам, мимо них проходил христианин. Услышав эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , он пошёл и отдал закят из своего имущества. Но подумал: «Если он сказал правду, то моё имущество, находящееся на пути в Египет, будет сохранено, и тогда я приму Ислам и уверую в него. Если же он солгал, то я приду к нему с мечом и убью его».
Прошло совсем немного времени, как к нему пришло письмо от одного из тех, кто шёл вместе с торговым караваном. В нём говорилось, что на них напали грабители и забрали имущество, верблюдов и всё, что у них было. Христианин, прочитав это, решил, что слова «сохраняйте своё имущество выплатой закята» – ложь. Взяв острый меч, он поспешил к Пророку (мир ему и благословение) с намерением убить его.
Но, не успев выйти из дома, получил ещё одно письмо, уже от своего компаньона, сопровождавшего товар. Тот просил не переживать: он отстал от каравана из-за того, что у одного из верблюдов повредилась нога. А когда тот смог идти, то они догнали караван, который к тому времени был ограблен. Он же и всё имущество благодаря недугу верблюда остались целыми и невредимыми». Христианин, закончив читать письмо, воскликнул: «Правду сказал тот человек, что он истинный пророк!» После чего отправился к нему и попросил: «О Мухаммад! Мир тебе и благословение. Выяви для меня Ислам». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал ему всё о нашей религии. И этот человек стал мусульманином, и был красивым его Ислам. Так сказано в книге «Ар-Рауда».
Слово «закят» в Священном Коране всегда употребляется вместе со словом «салят», то есть вместе с намазом. Передано, что Аллах Всевышний, обращаясь к Пророку Мусе , сказал: «О Муса , воистину намаз и закят связаны между собой, я не приму одно без другого. Если закят смешается с имуществом, то только погубит его». От матери правоверных Айши передано: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Если закят смешается с имуществом, то только испортит его"». Этот хадис несёт в себе два значения.
Первое: невыплаченный и оставленный в имуществе закят приведёт к тому, что данное имущество будет погублено. На это указывает следующий хадис: «Не испортится имущество ни на суше, ни на море, если с него выплачен закят».
Второе: если человек, не имеющий права на закят, получает его и смешивает со своим имуществом, то оно будет погублено.
В книге «Танбихуль Гафилин» сказано следующее: «Того, кто не выплачивает закят, Аллах лишает сохранности его имущества; того, кто не даёт садака, Аллах лишает его личной сохранности; землю того, кто не выплачивает десятую часть от своих посевов, Аллах лишает бараката; того, кто не делает дуа, Аллах лишает ответа на его просьбы; того, кто проявляет халатность в отношении намазов, Аллах лишает произнесения перед смертью слов «Ля иляха илля ллах, мухаммаду ррасулу ллах» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха»). Да сохранит нас Аллах от этого!
Сунной является, чтобы имам назначил людей, которые будут собирать закят и распределять его среди бедняков. Им будет дано вознаграждение, равное вышедшему на газават ради Аллаха . Сборщик должен облагать закятом только среднее по цене имущество. Нельзя насильно отнимать самое лучшее, как нельзя брать и самое худшее. Так как в этом случае сохраняется право обеих сторон. Хозяину имущества, с которого требуется выплата закята, не следует откладывать её дольше месяца, так как дать обязательство и не выполнить его является грехом, и по этой причине его свидетельства не будут приниматься.
Выдающий закят должен постараться, чтобы в его сердце не прокрались недовольство и скупость. А напротив, должен быть рад тому, что Аллах дал ему такое имущество, с которого он может выплатить закят, и возможность исполнить этот фарз. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Бойтесь скупости, воистину скупость погубила тех, кто был до вас». А что касается желательного садака, то оно тушит огонь грехов, подобно тому, как вода тушит огонь костра. В другом хадисе сказано: «Есть три качества, и тот, в ком они будут, чист от скупости: тот, кто выдаёт со своего имущества закят и при этом радуется этому; тот, кто почтительно относится к гостю; и тот, кто помогает средствами для освобождения мусульман из плена».
В намерении выплачивающего закят и дающего садака должно быть понимание, что этим действием он помогает слабым в поклонении. И выбирает для этого самое лучшее имущество и даёт его богобоязненным, скрывающим свою бедность и при этом не просящим у мусульман.
(Мафатихуль-Джинан Шарху Ширатиль Ислам)
Пророк (мир ему и благословение) наставлял: «Сохраняйте своё имущество выплатой закята, лечите своих больных раздачей милостыни, и вы можете не бояться всевозможных бед, если будете делать дуа и будете смиренными».
Рассказывают, что, когда Пророк (мир ему и благословение) говорил это своим сподвижникам, мимо них проходил христианин. Услышав эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , он пошёл и отдал закят из своего имущества. Но подумал: «Если он сказал правду, то моё имущество, находящееся на пути в Египет, будет сохранено, и тогда я приму Ислам и уверую в него. Если же он солгал, то я приду к нему с мечом и убью его».
Прошло совсем немного времени, как к нему пришло письмо от одного из тех, кто шёл вместе с торговым караваном. В нём говорилось, что на них напали грабители и забрали имущество, верблюдов и всё, что у них было. Христианин, прочитав это, решил, что слова «сохраняйте своё имущество выплатой закята» – ложь. Взяв острый меч, он поспешил к Пророку (мир ему и благословение) с намерением убить его.
Но, не успев выйти из дома, получил ещё одно письмо, уже от своего компаньона, сопровождавшего товар. Тот просил не переживать: он отстал от каравана из-за того, что у одного из верблюдов повредилась нога. А когда тот смог идти, то они догнали караван, который к тому времени был ограблен. Он же и всё имущество благодаря недугу верблюда остались целыми и невредимыми». Христианин, закончив читать письмо, воскликнул: «Правду сказал тот человек, что он истинный пророк!» После чего отправился к нему и попросил: «О Мухаммад! Мир тебе и благословение. Выяви для меня Ислам». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал ему всё о нашей религии. И этот человек стал мусульманином, и был красивым его Ислам. Так сказано в книге «Ар-Рауда».
Слово «закят» в Священном Коране всегда употребляется вместе со словом «салят», то есть вместе с намазом. Передано, что Аллах Всевышний, обращаясь к Пророку Мусе , сказал: «О Муса , воистину намаз и закят связаны между собой, я не приму одно без другого. Если закят смешается с имуществом, то только погубит его». От матери правоверных Айши передано: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Если закят смешается с имуществом, то только испортит его"». Этот хадис несёт в себе два значения.
Первое: невыплаченный и оставленный в имуществе закят приведёт к тому, что данное имущество будет погублено. На это указывает следующий хадис: «Не испортится имущество ни на суше, ни на море, если с него выплачен закят».
Второе: если человек, не имеющий права на закят, получает его и смешивает со своим имуществом, то оно будет погублено.
В книге «Танбихуль Гафилин» сказано следующее: «Того, кто не выплачивает закят, Аллах лишает сохранности его имущества; того, кто не даёт садака, Аллах лишает его личной сохранности; землю того, кто не выплачивает десятую часть от своих посевов, Аллах лишает бараката; того, кто не делает дуа, Аллах лишает ответа на его просьбы; того, кто проявляет халатность в отношении намазов, Аллах лишает произнесения перед смертью слов «Ля иляха илля ллах, мухаммаду ррасулу ллах» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха»). Да сохранит нас Аллах от этого!
Сунной является, чтобы имам назначил людей, которые будут собирать закят и распределять его среди бедняков. Им будет дано вознаграждение, равное вышедшему на газават ради Аллаха . Сборщик должен облагать закятом только среднее по цене имущество. Нельзя насильно отнимать самое лучшее, как нельзя брать и самое худшее. Так как в этом случае сохраняется право обеих сторон. Хозяину имущества, с которого требуется выплата закята, не следует откладывать её дольше месяца, так как дать обязательство и не выполнить его является грехом, и по этой причине его свидетельства не будут приниматься.
Выдающий закят должен постараться, чтобы в его сердце не прокрались недовольство и скупость. А напротив, должен быть рад тому, что Аллах дал ему такое имущество, с которого он может выплатить закят, и возможность исполнить этот фарз. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Бойтесь скупости, воистину скупость погубила тех, кто был до вас». А что касается желательного садака, то оно тушит огонь грехов, подобно тому, как вода тушит огонь костра. В другом хадисе сказано: «Есть три качества, и тот, в ком они будут, чист от скупости: тот, кто выдаёт со своего имущества закят и при этом радуется этому; тот, кто почтительно относится к гостю; и тот, кто помогает средствами для освобождения мусульман из плена».
В намерении выплачивающего закят и дающего садака должно быть понимание, что этим действием он помогает слабым в поклонении. И выбирает для этого самое лучшее имущество и даёт его богобоязненным, скрывающим свою бедность и при этом не просящим у мусульман.
(Мафатихуль-Джинан Шарху Ширатиль Ислам)
Пророк (мир ему и благословение) наставлял: «Сохраняйте своё имущество выплатой закята, лечите своих больных раздачей милостыни, и вы можете не бояться всевозможных бед, если будете делать дуа и будете смиренными».
Рассказывают, что, когда Пророк (мир ему и благословение) говорил это своим сподвижникам, мимо них проходил христианин. Услышав эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , он пошёл и отдал закят из своего имущества. Но подумал: «Если он сказал правду, то моё имущество, находящееся на пути в Египет, будет сохранено, и тогда я приму Ислам и уверую в него. Если же он солгал, то я приду к нему с мечом и убью его».
Прошло совсем немного времени, как к нему пришло письмо от одного из тех, кто шёл вместе с торговым караваном. В нём говорилось, что на них напали грабители и забрали имущество, верблюдов и всё, что у них было. Христианин, прочитав это, решил, что слова «сохраняйте своё имущество выплатой закята» – ложь. Взяв острый меч, он поспешил к Пророку (мир ему и благословение) с намерением убить его.
Но, не успев выйти из дома, получил ещё одно письмо, уже от своего компаньона, сопровождавшего товар. Тот просил не переживать: он отстал от каравана из-за того, что у одного из верблюдов повредилась нога. А когда тот смог идти, то они догнали караван, который к тому времени был ограблен. Он же и всё имущество благодаря недугу верблюда остались целыми и невредимыми». Христианин, закончив читать письмо, воскликнул: «Правду сказал тот человек, что он истинный пророк!» После чего отправился к нему и попросил: «О Мухаммад! Мир тебе и благословение. Выяви для меня Ислам». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) рассказал ему всё о нашей религии. И этот человек стал мусульманином, и был красивым его Ислам. Так сказано в книге «Ар-Рауда».
Слово «закят» в Священном Коране всегда употребляется вместе со словом «салят», то есть вместе с намазом. Передано, что Аллах Всевышний, обращаясь к Пророку Мусе , сказал: «О Муса , воистину намаз и закят связаны между собой, я не приму одно без другого. Если закят смешается с имуществом, то только погубит его». От матери правоверных Айши передано: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Если закят смешается с имуществом, то только испортит его"». Этот хадис несёт в себе два значения.
Первое: невыплаченный и оставленный в имуществе закят приведёт к тому, что данное имущество будет погублено. На это указывает следующий хадис: «Не испортится имущество ни на суше, ни на море, если с него выплачен закят».
Второе: если человек, не имеющий права на закят, получает его и смешивает со своим имуществом, то оно будет погублено.
В книге «Танбихуль Гафилин» сказано следующее: «Того, кто не выплачивает закят, Аллах лишает сохранности его имущества; того, кто не даёт садака, Аллах лишает его личной сохранности; землю того, кто не выплачивает десятую часть от своих посевов, Аллах лишает бараката; того, кто не делает дуа, Аллах лишает ответа на его просьбы; того, кто проявляет халатность в отношении намазов, Аллах лишает произнесения перед смертью слов «Ля иляха илля ллах, мухаммаду ррасулу ллах» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха»). Да сохранит нас Аллах от этого!
Сунной является, чтобы имам назначил людей, которые будут собирать закят и распределять его среди бедняков. Им будет дано вознаграждение, равное вышедшему на газават ради Аллаха . Сборщик должен облагать закятом только среднее по цене имущество. Нельзя насильно отнимать самое лучшее, как нельзя брать и самое худшее. Так как в этом случае сохраняется право обеих сторон. Хозяину имущества, с которого требуется выплата закята, не следует откладывать её дольше месяца, так как дать обязательство и не выполнить его является грехом, и по этой причине его свидетельства не будут приниматься.
Выдающий закят должен постараться, чтобы в его сердце не прокрались недовольство и скупость. А напротив, должен быть рад тому, что Аллах дал ему такое имущество, с которого он может выплатить закят, и возможность исполнить этот фарз. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Бойтесь скупости, воистину скупость погубила тех, кто был до вас». А что касается желательного садака, то оно тушит огонь грехов, подобно тому, как вода тушит огонь костра. В другом хадисе сказано: «Есть три качества, и тот, в ком они будут, чист от скупости: тот, кто выдаёт со своего имущества закят и при этом радуется этому; тот, кто почтительно относится к гостю; и тот, кто помогает средствами для освобождения мусульман из плена».
В намерении выплачивающего закят и дающего садака должно быть понимание, что этим действием он помогает слабым в поклонении. И выбирает для этого самое лучшее имущество и даёт его богобоязненным, скрывающим свою бедность и при этом не просящим у мусульман.
(Мафатихуль-Джинан Шарху Ширатиль Ислам)
Слово закят по-арабски имеет несколько значений – чистота, увеличение (рост), благополучие, восхваление.
Шариат толкует эти понятия как выплату закята. Он зависит от роста числа скота, очищает человека от грехов, при выплате закята состояние приобретает баракат, увеличивается.
Выплачивающий его заслуживает хвалу, закят называют и милостыней, так как это доказательство того, что раб верен в богослужении, избрав довольство Аллаха над земным состоянием. По сути же закят – это фарз, наложенный Всевышним на состояние богатых людей, чтобы они выплачивали указанную долю бедным, нуждающимся, и тем, кому предписано ради Всевышнего. Алимы определяют закят, как передачу определенного количества указанным Всевышним людям, сделав их его хозяевами, из определенного количества, то есть, нисаба ради Всевышнего Аллаха.
Достоинства закята:
В Коране закят упоминается в 82 местах. Во многих аятах, обязывающих совершать намаз, продолжением идет закят, тем самым подчеркивая значимость этого столпа в Исламе.
Выплата закята не есть милость богатого к бедному, нельзя в этом упрекать. Бедный тоже не должен стесняться получать закят, в нем нет никакого унижения. Закят – это обязанность, возложенная на состоятельного человека. Говоря другими словами, это есть требование передачи определенной доли состояния другому человеку из того, что Аллах доверил ему (богатому).
Пророк (мир ему и благословение) говорит, что от милостыни не уменьшается состояние (Тирмизи).
Автор Зайнула Гамзатов
Слово закят по-арабски имеет несколько значений – чистота, увеличение (рост), благополучие, восхваление.
Шариат толкует эти понятия как выплату закята. Он зависит от роста числа скота, очищает человека от грехов, при выплате закята состояние приобретает баракат, увеличивается.
Выплачивающий его заслуживает хвалу, закят называют и милостыней, так как это доказательство того, что раб верен в богослужении, избрав довольство Аллаха над земным состоянием. По сути же закят – это фарз, наложенный Всевышним на состояние богатых людей, чтобы они выплачивали указанную долю бедным, нуждающимся, и тем, кому предписано ради Всевышнего. Алимы определяют закят, как передачу определенного количества указанным Всевышним людям, сделав их его хозяевами, из определенного количества, то есть, нисаба ради Всевышнего Аллаха.
Достоинства закята:
В Коране закят упоминается в 82 местах. Во многих аятах, обязывающих совершать намаз, продолжением идет закят, тем самым подчеркивая значимость этого столпа в Исламе.
Выплата закята не есть милость богатого к бедному, нельзя в этом упрекать. Бедный тоже не должен стесняться получать закят, в нем нет никакого унижения. Закят – это обязанность, возложенная на состоятельного человека. Говоря другими словами, это есть требование передачи определенной доли состояния другому человеку из того, что Аллах доверил ему (богатому).
Пророк (мир ему и благословение) говорит, что от милостыни не уменьшается состояние (Тирмизи).
Автор Зайнула Гамзатов
Слово закят по-арабски имеет несколько значений – чистота, увеличение (рост), благополучие, восхваление.
Шариат толкует эти понятия как выплату закята. Он зависит от роста числа скота, очищает человека от грехов, при выплате закята состояние приобретает баракат, увеличивается.
Выплачивающий его заслуживает хвалу, закят называют и милостыней, так как это доказательство того, что раб верен в богослужении, избрав довольство Аллаха над земным состоянием. По сути же закят – это фарз, наложенный Всевышним на состояние богатых людей, чтобы они выплачивали указанную долю бедным, нуждающимся, и тем, кому предписано ради Всевышнего. Алимы определяют закят, как передачу определенного количества указанным Всевышним людям, сделав их его хозяевами, из определенного количества, то есть, нисаба ради Всевышнего Аллаха.
Достоинства закята:
В Коране закят упоминается в 82 местах. Во многих аятах, обязывающих совершать намаз, продолжением идет закят, тем самым подчеркивая значимость этого столпа в Исламе.
Выплата закята не есть милость богатого к бедному, нельзя в этом упрекать. Бедный тоже не должен стесняться получать закят, в нем нет никакого унижения. Закят – это обязанность, возложенная на состоятельного человека. Говоря другими словами, это есть требование передачи определенной доли состояния другому человеку из того, что Аллах доверил ему (богатому).
Пророк (мир ему и благословение) говорит, что от милостыни не уменьшается состояние (Тирмизи).
Автор Зайнула Гамзатов
Мусульманин должен знать и верить, что от Всевышнего Аллаха ангел Джабраил передал посланникам книги и свитки. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 в виде книг. Из них самыми главными являются четыре следующих книг: Таврат (Тора) – ниспосланный пророку Мусе (мир ему), Забур (Псалтырь) – Давуду (мир ему), Инжил (Евангелие) – ‘Исе (мир ему) и Коран – Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Из свитков же пророку Адаму(мир ему) было ниспослано - 10, Шису (мир ему) – 50, Идрису (мир ему) – 30, Ибрахиму (мир ему) – 10.
Книги Всевышнего учат людей истинной религии и правильному образу жизни на земле. Коран – последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.
Вера в Книги Аллаха заключается в уверовании в то, что Всевышний Аллах через Своих посланников ниспослал человечеству Книги, являющиеся Его речью, что эти Книги Аллаха посланники довели до людей полностью, без искажений и дополнений, что эти Книги учат людей истинной вере, то есть единобожию, знаниям о Всевышнем Аллахе, о Его величии, Его качествах (сыфатах) и прекрасных именах, а также правильному образу жизни, соответствующему велениям Всевышнего Аллаха. Они сообщают о том, что хорошо и что плохо для людей в обоих мирах, что вменяется в обязанность уверовавшему и что ему запрещено. Вера в Книги Аллаха заключается также в уверовании в то, что эти Книги являются вечными, несозданными, существовавшими предвечно.
Из всех Книг, ниспосланных Всевышним Аллахом, только Священный Коран сохранен и дошел до нас без изменений и искажений, в том виде, в каком был ниспослан. Остальные же Книги не сохранились в своем оригинале, и до нас дошли искаженные, измененные их варианты. До того, как они были записаны в существующих вариантах, они передавались из уст в уста многими поколениями. Человеку свойственно что-то забывать, что-то искажать, что-то добавлять, исходя из собственных убеждений, то есть прошедшие через сознание многих поколений, эти книги существенно отличаются от первоначальных вариантов. Об этом сказано и в самом Коране, в котором говорится, что человечество исказило предыдущие Писания и что Всевышний берет под Свою защиту Последнее Писание и сохранит его до Судного дня.
Кроме того, были и такие люди, особенно среди царствующих особ и придворных ученых, которые преднамеренно искажали их, вписывая в них то, что им выгодно, и убирая то, что не выгодно.
Сохранение Корана в первоначальной чистоте является чудом Аллаха (му‘джизат).
Из книги «Азбука Ислама»