Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Фикх

О протирании (масх) носков и обуви во время ритуального омовения (вуду)

Что говорят учёные о протирании обычных носков во время омовения? Объясните пожалуйста какие носки разрешается протирать (делать на них масх)? Среди ученых, насколько я знаю, есть различные мнения о допустимости протирать (масх) обычные шерстяные или нейлоновые носки.

  1. Многие исламские учёные постановили, что разрешается протирание таких носков при определенных условиях. Если эти условия не выполнены, то протирать обычные носки нельзя. Следовательно, это означает, что большинство типов носков не подходят для их протирания. Несмотря на это, Саид Абуль ‘Аля Маудуди заявляет, что можно протирать любые носки без всяких условий.
  2. Тем учёным, кто считает допустимым протирание (масх) только при опредёленных условиях, он отвечает: «Я неоднократно пытался и очень старался найти источники этих условий в Сунне, но безуспешно. В Сунне утверждается лишь, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) протирал (масх) носков и сандалий. Кроме сборника ан-Насаи, все сборники хадисов, в том числе и Муснад Ахмада, содержат хадис, переданный Мугирой ибн Шу‘ба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) во время омовения протёр носки и сандалии. Сказано у Абу Дауда, что ‘Али, Абдуллах ибн Мас‘уд, Бара ибн ‘Азиб, Анас бин Малик, Абу Умама, Сухаиль ибн Са‘д и ‘Умар ибн Хурайс (да будет доволен ими Аллах) протирали носки.

Передаётся, что такой же была практика ‘Умара и ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах). Более того, Ибни ‘Аббас и Анас бин Малик, сообщают через Увайса ибн Ауса (да будет милостив к нему Аллах) в книге «Тахави», что Пророк (мир ему и благословение) протёр только сандалии, даже про носки ничего не сказано. Так же поступал и ‘Али.

Итак, рассмотрев все приведённые повествования, должно быть разрешено протирание (масх) поверх носков и носков с обувью, также как разрешается протирать кожаные носки. В этих повествованиях Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не упоминал никаких условий, которые определены учёными.

Кроме Саида Абуль ‘Аля Маудуди, такого же мнения придерживаются Ибн Теймия, Хафиз Ибн Кайим и ‘Аллама ибн Хазам (да будет милостив к ним Аллах). Уважаемый муфтий, я прошу Вас прокомментировать данный вопрос в свете Шариата.

Согласно всем имамам муджтахидам, не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни. Ваше предположение, что в этом вопросе есть различные мнения среди исламских учёных, является неправильным.

‘Аллама Kaaсaaни (да будет милостив к нему Аллах) пишет в книге «Бада‘и ус-Сана‘и»: «По единодушному мнению ученых, если носки настолько тонки, что сквозь них просачивается вода, тогда протирать их недопустимо».

‘Аллама ибн Нуджаим (да будет милостив к нему Аллах) также говорит: «Не допустимо протирать тонкие носки, сделанные из пряжи или волос (шерсти). В этом нет никаких разногласий. Учёные имеют разные мнения только, если носки настолько толстые, что в них можно пройти один фарсах (три мили) или больше» («Аль-Бахр ур-Раик»).

Из сказанного выше становится ясно, что ни одним из имамов мазхабов не считается допустимым протирание следующих типов тонких носков:

  1. Носки не толстые, так что сквозь них просачивается вода,
  2. Не держатся на ноге самостоятельно без завязок,
  3. В них невозможно пройти, не порвав их, достаточное расстояние.

Если носки не попадают во все три упомянутые категории, тогда только ученые имеют различные мнения. Что касается Са‘ида Абуль ‘Аля Маудуди, он выбрал точку зрения, отличную от большинства уммы и ее ученых.

После анализа доказательств, которые он приводит, я пришёл к заключению, что он не приложил усилий для понимания сути вопроса. Далее, я вкратце привожу следующие объяснения.

В действительности, Коран предписывает нам совершать омовение определенным способом. В суре «аль-Ма’ида», аят 6, ясно и чётко приказано мыть, а не протирать ноги.

Аллах говорит: «О верующие, когда Вы встаёте для намаза (то есть, когда Вы намереваетесь помолиться, и у вас нет омовения), тогда (совершайте омовение, и) мойте свои лица и (мойте) свои руки, включая локти, и протирайте головы (влажными руками) и (мойте) ноги, включая щиколотки» (5:6).

В вышеупомянутом аяте Аллах приказывает во время омовения мыть ноги. Это означает, что ни в коем случае нельзя протирать их, даже если носки сделаны из кожи.

Тем не менее, с допустимостью протирать кожаные носки согласилась вся умма. Она основана на неоспоримости тaвaaтур (огромного числа достоверных хадисов Пророка, мир ему и благословение).

Если бы было только два или три повествования от Пророка (мир ему и благословение), этого было бы недостаточно для ограничения (таквид) общего применения аята Корана, из-за Ахбар-и-Ахад. (То есть несколько высказываний Пророка (мир ему и благословение) не являются весомым аргументом для ограничения действия аята).

Напротив же, хадисы о масах ‘аляль хуффайн (протирании кожаных носков) определены таваатуром (большим числом передатчиков), что является весомым для конкретизации и уточнения аята 6 суры «аль-Маида». То есть мыть ноги обязательно только в случае, если человек не в кожаных носках.

По этому поводу имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Я не разрешал протирать кожаные носки, пока это не стало для меня очевидным, как дневной свет» («Аль-Бахр ур-Ра’иг»).

Более того, масах ‘аляль хуффайн (протирание кожаных носков) подтверждено и утверждается более чем восьмидесяти сподвижниками Пророка (мир ему и благословение).

Хафиз ибн Хаджар (да будет милостив к нему Аллах) говорит в «Фатх уль-Баари»: «Большое число хуффаз (знатоков наизусть огромного множества хадисов) объявило, что масах ‘аляль хуффайн (протирание кожаных носков) установлено таваатуром. Некоторые из них сообщают, что они собрали и посчитали повествования от сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Их оказалось более восьмидесяти. Десять из них рассказаны «‘ашира-мубашира» (десятью сахабами, которым ещё при жизни Пророк (мир ему и благословение) объявил в одном собрании, что они попадут в Рай)» («Найлюль Аутар»).

Хасан Басри также (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Я встретил семьдесят сахабов, которые участвовали в битве при Бадре. Все они верили в (достоверность) протирания кожаных носков (масах ‘аляль хуффайн)» («Талхисуль-Хабир» и «Бада’и ус-Сана‘и»).

Если бы протирание кожаных носков не было установлено таваатуром или истифадхой (подавляющим числом достоверных хадисов), тогда нельзя было бы делать исключения (тахсис) для действия аята Корана, который приказывает мыть ноги во время омовения (вуду). Относительно этого, имам Абу Юсуф (рахматуллахи ‘алейхи) пишет: «В приказе Корана может быть сделано исключение Сунной (практикой Пророка, мир ему и благословение), только если она достигла уровня таваатур или истифада, как в случае с масах ‘аляль хуффайн («Ахкаамуль-Куран Лиль Джассаас»).

В итоге, Аллах предписывает в Коране мыть ноги во время омовения (вуду). Из этого предписания не может быть никаких исключений или ограничений на основе нескольких повествований от Пророка (мир ему и благословение). Необходимо иметь непрерывную цепочку достоверных хадисов, как в случае с масах ‘аляль хуффайн. Здесь был достигнут уровень таваатур.

Также, касательно «хуффайн» (кожаных носков), таваатур утверждает, что сам Пророк (мир ему и благословение) протирал их и разрешил другим поступать также. Помимо кожаных носков, протирание других типов носков не устанавливается таваатуром. Слово «хуфф» в арабском языке применимо только к носкам из кожи. Носки, сделанные из ткани, не называются «хуфф» в арабском.

Таким образом, разрешение протирать касается только кожаных носков (хуффайн). К другим типам носков применяется аят Корана о мытье ног.

Однако, если материал носков настолько толст, что они похожи или лучше чем кожаные носки, то есть (а) сквозь них не просачивается вода, (б) они должны самостоятельно без завязок держаться на ноге, и (в) в них можно пройти, не порвав их, по крайней мере, одну милю, о таких типах носков есть разногласие среди исламских учёных.

Некоторые считают, что если носки имеют такие же свойства, как и кожаные, то допустимо их протирать. Другие говорят, что таваатур установил только протирание кожаных носков, следовательно, не допустимо протирать прочие типы носков.

Носки бывают трёх типов:

«Хуффайн», (кожаные носки). Их можно протирать всеобщим соглашением на основании таваатура.

  1. Тонкие носки, не кожаные и не имеющие качеств кожи, сделанные их хлопка, шерсти или нейлона. Такие носки протирать нельзя, поскольку не установлено достаточным количеством свидетельств (хадисов), что можно не применять предписания Корана о мытье ног.
  2. Толстые носки, не сделанные из кожи, но имеющие качества кожи. Согласно некоторым учёным, допустимо протирать такие носки, но другие - считают это не допустимым.

В заключение еще раз отметим, что в вопросе о протирании носков, не имеющих качеств кожи, нет разногласий среди исламских ученых. Все они сходятся во мнении, что протирать такие носки нельзя.

Невозможно игнорировать предписание аята Корана (о мытье ног), пока допущение протирания не достигнет уровня таваатур, как в случае с «масах ‘аляль хуффайн». Поэтому, условия, упомянутые исламскими учёными, не являются выдуманными. Они лишь утвердили уровень соответствия кожаным носкам.

Хадисы о протирании некожаных носков (джаураб)

После объяснения фундаментального принципа и его применения к сути нашего вопроса позвольте нам рассмотреть хадисы о протирании некожаных носков (джаураб). Во всех сборниках встречается лишь три хадиса, переданные Билялем, Абу Мусой Аш‘ари и Мугирой ибн Шу‘ба (да будет доволен ими Аллах). Повествование Биляля приводится в книге «Му‘жам Сагир» Табрани, а повествование Абу Мусы в сборниках «Ибн Маджа» и «Байхаки».

Однако, Хафиз Зайла‘и (знаменитый хадисовед) в известном труде «Насбур-Рая доказал, что оба иснада (цепь рассказчиков) имеют дефекты и слабы. Касательно повествования Абу Мусы, имам Абу Дауд Саджастаани (да будет милостив к нему Аллах), автор «Суннан Абу Дауд», (одного из шести сборников достоверных хадисов) написал: «Цепь передатчиков (иснад) этого хадиса не непрерывна, а значит не достоверна». («Базлюль-Муджхуд») Поэтому, нет необходимости в дальнейшем обсуждении этих двух хадисов.

Третий хадис, переданный Мугирой ибн Шу‘ба, приводится у имама Тирмизи (да будет милостив к нему Аллах), как хороший. Некоторые выдающиеся знатоки хадисов не согласились с ним.

Имам Абу Дауд (да будет милостив к нему Аллах) после записи этого хадиса писал: «И ‘Абдуррахман ибн Махди не должен рассказывать этот хадис, потому что достоверное известное повествование от Мугиры ибн Шу‘ба говорит, что Пророк (мир ему и благословение совершал «масах ‘аляль хуффайн». («Базлюль-Муджхууд»).

Имам Насаи (да будет милостив к нему Аллах) пишет в «Сунан Кубра»»: «Кроме Абу Каиса, никто больше не рассказал этот хадис. И я не знаю никакого другого рассказчика, подтверждающего это повествование. Зато с уверенностью можно сказать, что хадис Мугиры ибн Шу‘ба о «масах ‘аляль хуффайн» является достоверным (сахих)» («Насбур-Рая»).

Многие имамы, например, имам Муслим, имам Байхаки, имам Суфьян Саури, имам Ахмад, имам Яхья ибн Му‘ин, имам ‘Али ибн Мадини и другие объявили этот хадис слабым из-за Абу Каиса и Хузайля ибн Шурджиля, которые были ненадёжными рассказчиками.

Имам Навави (да будет милостив к нему Аллах), автор комментария к «Сахиху Муслима», пишет: «Даже если бы все хадисоведы, критикующие этот хадис как слабый, не были едины в своих суждениях, даже тогда они были бы правы согласно правилу имама Тирмизи, в котором фундаментальным принципом является то, что критика выше одобрения. Все знатоки хадисов считали этот хадис слабым, поэтому утверждение имама Тирмизи, что этот хадис – хасан, сахих, неприемлемо» («Насбур-Раая»).

Таково положение иснада хадиса, который Са‘ид Абуль ‘Аля Маудуди и ряд др. приводят в подтверждение своего заявления. Теперь вы можете проверить и убедиться, что большинство учёных-хадисоведов объявило этот хадис слабым и неприменимым в качестве доказательства (далиля).

Даже допустив, что имам Тирмизи прав, и тогда это всего лишь один хадис из всех сборников. И вновь возникает вопрос, можем ли мы оставить ясный приказ Всевышнего Аллаха мыть ноги во время омовения (вуду) на основе лишь одного хадиса?

Как было упомянуто выше, допустимость «масах ‘аляль хуффайн» (протирания кожаных носков) достигла уровня таваатур, и что Имам Абу Юсуф сказал, что, если бы не был достигнут этот уровень, тогда мы не могли бы сделать исключение из предписания Аллаха мыть ноги. Хадисы о «масах ‘аляль джаурабейн» не достигают уровня таваатур.

Фактически, во всех сборниках хадисов мы находим лишь три повествования, из которых два единогласно слабые, а третий критикуется большинством хадисоведов. Только имам Тирмизи приводит его как сахих хадис.

Таким образом, в шариате неприемлемо делать исключение из приказа Аллаха на основе такого слабого хадиса. Имам Абу Бакр Джассаас пишет в книге «Ахкам уль-Коран Лиль-Джассаас»: «Как упоминалось ранее, подлинным указанием аята про омовение является мыть ноги. Более того, протирание кожаных носков никогда не было бы разрешено, не будь оно установлено мутаваатир хадисами. И так как повествования о «масах ‘аляль джаурабейн» не достигают того же масштаба как хадисы о «масах ‘аляль хуффайн», то нужно применять основное правило о мытье ног».

Утверждение о том, что сахабы протирали носки и разрешали другим, является неправильным. Ни одним повествованием или практикой сахабов не доказано, что они протирали носки из тонких тканей и т. д.

Очень известный ученый ‘Аллама Шамс уль-Хакк Сахиб Азимабаади (да будет милостив к нему Аллах) (популярный среди салафитов) пишет: «Носки могут быть из кожи, шерсти, хлопка, и т.д., все они называются «носки». Недопустимо протирание любых носков, пока не установлено, что Пророк (мир ему и благословение) протирал носки из шерсти и т.д.». («Авнуль-Ма‘бууд»). Отсюда, ещё очевиднее, что сахабы протирали или кожаные носки, или толстые носки, которые имели свойства кожаных.

Приводиться также в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»: «Са‘ид ибн Мусейиб и Хасан Басри (мир ему и благословение) говорили, что разрешается протирать носки при условии, что они толстые».

Обратите внимание, что слово «сафиик» в двух известных арабских словарях «Каамус» и «Мухтар ас-Сихах» означает «очень толстая и крепкая ткань». Оба из вышеупомянутых людей были выдающимися таби‘инами. Они давали фатвы, наблюдая поступки сахабов. Поэтому, фатва о том, что носки должны быть толстыми и соответствовать качествам кожи, не является чем-то новым. Для удобства, я повторяю условия толщины носков ниже:

  1. сквозь них не должна просачиваться вода;
  2. они должны самостоятельно без завязок держаться на ноге;
  3. можно пройти в них, не прерываясь, по крайней мере, милю, и они не изорвутся.

Если толстые носки имеют эти три свойства, то они по качественным характеристикам похожи на кожаные. Многие ученые разрешили протирание таких носков. Смотри следующее:

  1. «Далялятун-Насс», указания хадисов о «масах ‘аляль хуффайн» также применимы к толстым носкам. «Далялятун-Насс» находится в категории «Кат‘и-ус-Субут» (установленное явно), а не в категории «Кыяс», как ошибочно считают некоторые.
  2. «Асаар» (практика сахабов).

Основываясь на двух вышеупомянутых доказательствах, разрешается протирать толстые носки. ‘Аллама ибн Хамаам (да будет милостив к нему Аллах) пишет в «Фатх уль-Кадир»: «Нет сомнения, что разрешение протирать кожаные носки является «хыляф уль-кыяс» (противоречит аналогии). Поэтому, было бы неправильно сравнивать другой тип носков с кожаными, кроме как, используя «Далялят ун-нас», при наличии в них схожих характеристик с кожаными, чтобы находиться в той же самой категории «хуфф».

В общем, можно не мыть ноги, а протирать носки только в том случае, если сообщения об этом достигают уровня и норм таваатура. Протирание кожаных носков («масах ‘аляль хуффайн») удовлетворяет требованиям. С другой стороны «масах ‘аляль джаурабейн» (протирание обычных носков) не достигает нужного уровня.

А значит, обычные носки протирать нельзя. Однако, если носки имеют свойства, делающие их схожими с кожаными, то, опираясь на далялят ун-насс, действия сахабов и благочестивых предков, большинство факихов разрешили протирание таких носков. Уточнив свойства кожаных носков, все имамы-муджтахиды пришли в этом вопросе к согласию.

Что же касается Ибн Хазама, Ибн Теймии и Ибн Кайима, то при всём уважении к их статусу и положению, их мнения отличаются от джумхуруль-фукаха (общего мнения исламских правоведов) по многим вопросам, в том числе и в этом. Необходимо же следовать за большинством факихов, хадисоведов и всех муджтахидов.

Масх на обувь

В вопросе также было упомянуто, что Са‘ид Абуль ‘Аля Маудуди также разрешал протирать обувь. Это также необходимо разъяснить.

Некоторые исламские ученые разрешают протирание (масах) носков, если они толстые, но ни один из них не разрешает протирать обувь. Шейх Юсуф Бинури (да будет милостив к нему Аллах) пишет: «Ни один из имамов 4 мазхабов не дал разрешение протирать обувь» («Ма‘арифус-Суннан»).

Объяснение этому простое. Пророк (мир ему и благословение) протирал обувь только тогда, когда он уже был в состоянии омовения (вуду). Он совершал новое омовение перед каждым намазом. И потому что он был уже в состоянии вуду, вместо того, чтобы мыть ноги, он протирал обувь. Доказательство этому приводиться в «Сахихе Ибн Хузеймы»: «Сообщается что ‘Али (да будет доволен им Аллах) попросил воды, затем совершил краткое омовение и протёр обувь. После этого он сказал, что так Пророк (мир ему и благословение) совершал вуду, когда оно не было нарушен» («Сахих Ибн Хузейма). Из этого хадиса следует, что человек, у которого нет вуду, не может протирать обувь. После того, как приведено ясное свидетельство, нет никаких послаблений в этом вопросе.

Вывод

Все авторитетные знатоки фикха и муджтахиды соглашаются, что не разрешается протирать тонкие носки, сквозь которые просачивается вода, которые не держатся на ноге самостоятельно, и в них нельзя пройти достаточное расстояние. Также нельзя протирать обувь. Современные тонкие хлопковые, шерстяные, нейлоновые и другие носки не имеют свойств кожаных носков, поэтому нельзя протирать их.

Если кто-то так поступает, его омовение (вуду) будет недействительно, согласно имаму Абу Ханифе, имаму Малику, имаму Шафи‘и, имаму Ахмаду ибн Ханбалю и любому другому муджтахиду.

Муфтий Мухаммад Таки ‘Усмани, Дар уль -улюм Куранги, Карачи, Пакистан

предыдущая статья
Далиль из Сунны на то, что оставивший намаз не становится кафиром
следующая статья
Может ли немусульманин войти в мечеть?

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником