Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Фетва о джамаате «Такфир»

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين ” أما بعد“

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!

В последнее время многие мусульмане сталкиваются с людьми, которые сеют сомнения в их сердцах. Представители так называемого джамаата «Такфир» своими лжи убеждениями вводят в заблуждение многих мусульман относительно вопросов веры и неверия (Имана и Ширка), единобожия и многобожия (таухида и ширка), обвиняя в неверии других мусульман.

Это – очередная смута, которая может быть интересна молодым и недальновидным «босякам», как любая другая смута, когда с радостью ломают и уничтожают все прошлое, обещая, что построят светлое будущее. А если еще и апеллируют к словам одной из самых авторитетных личностей человеческой истории, тогда вообще достигается максимальный эффект и привлекательность. За всем этим стоят скрытые личности, делающее огромный политический и экономический капитал, накапливающие потенциал. К сожалению, аналогичные процессы происходили и на территориях бывшего Союза.

Они говорят, что человек, не признающий мушрика (многобожник) мушриком, сам становится мушриком.

Что касается сегодняшней ситуации, то политика сепаратизма и объявления войны, обвинения в неверии для захвата чужого имущества или посягательства на кровь или жизнь другого – все это невежество или политика, борьба за первенство, грязный способ заработать себе на жизнь религия Творца выше и далека от всего этого.

Такфир – это очередное нововведение. Ложное утверждение некоторых, что «именно они следуют сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)», «чистому Исламу» или «чистому Тавхиду», крайне ошибочно. За четырнадцать веков существования исламского богословия появлялось большое количество богословских школ, некоторые из которых были только богословскими, а другие – политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление.

В первые золотые и лучшие века развития научной мысли появились десятки выдающихся ученых богословов, а на их трудах – очень сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре классических мазхаба, так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия и тем самым были достаточны для мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудах самых разных ученых богословов с изучением реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, соответствие канонам, реальность и актуальность; выработало механизмы практического применения священных текстов.

У нас есть Священный Коран, у нас есть Сунна Пророка Мухаммада (Да балгословит его Аллах и приветствует!). У нас есть ученые, труды которых основаны на Священном Коране и Сунне, мнения их далеки от политики и межклановых разбирателств. Трактаты свои они не писали для того, чтобы организовать какие-то религиозные течения или политические партии. Целью их было облегчить понимание Священного Корана и Сунны, сделать их доступными и практикуемыми с учетом объемного анализа, сопоставления и взаимодополнения.

 

«ИДЕОЛОГИЯ ТАКФИРА» - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ВЫЗОВОВ
ИСЛАМСКОМУ МИРУ

Об этом было заявлено на проходящей в Аммане с 24 по 26 июня 17 сессии Исламского правоведческого форума. В его работе принимали участие ученые, факихи и мыслители из 57 стран-членов Организации Исламская конференция (ОИК). Участники Форума выступили за борьбу с «такфиром» (такфир - обвинении в неверии.) и «разоблачение его сектантской сущности».

Мероприятие проводилась в рамках инициативы короля Иордании Абдаллы II, направленной на поддержку «религиозного дискурса, основанного на всепрощении», и отказ от мировоззрения такфира. Примечательно, что именно в Иордании получили широкое распространение различные течения, взявшие на вооружение идеи такфира. Из недр одного из них, в частности, вышел глава «Аль-Каиды» в Ираке Абу Мусааб аз-Заркави.

Открывая конференцию, иорданский монарх Абдалла II подчеркнул необходимость искоренения терроризма и противодействие идеологии такфира. «Террористические акции в Иордании и других странах наносят вред исламу, настраивают мир против мусульман, - сказал Абдалла. - Необходимо принимать серьезные усилия, направленные на искоренение терроризма и разоблачение такфира как заблудшей идеологии».

По словам монарха, задача участников форума состоялась в выработке действенных решений проблем, с которыми сегодня сталкивается умма.

«Умма сталкивается с серьезными вызовами, среди которых растущая ненависть к исламу, продолжающееся распространение идеологии экстремизма и фетвотворчество, противоречащее духу шариата»,- сказал в своем выступлении глава ОИК Экмеледдин Ихсаноглу. Он призвал участников правоведческого форума отвечать на вызовы «современным языком, средствами и методами».

Исламский правоведческий форум был создан в 1981 году. В него вошли видные ученые, факихи и мыслители из разных стран, представляющие различные области знаний. Согласно уставу основная цель Форума - разъяснение норм шариата, регулирующих новые общественные отношения. Среди целей Форума также «формирование правильного представления о шариате, демонстрация его отличительных особенностей и потенциала в решении современных проблем человечества».

Обвинение в неверии (такфир) без соблюдения условий (шурут) и непринятие во внимание того, что препятствует выходу человека из Ислама (мауани’), относится к числу величайших грехов. Всевышный Аллах сказал на Священном Коране: «Разве Мы сделаем мусульман такими, как грешников? Что с вами, как вы судите?»[1].

Посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и да приветствует!), говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!»[2]

Имам аль-Къуртуби (Да помилует его Аллах!) сказал: “Обвинение в неверии (такфир) – опасная дверь, к которой подошло множество людей, испоткнулось, а остановились у этой двери избранные и спаслись. А что может сравниться со спасением!”[3]

Имам Ибн ‘Абидин (Да помилует его Аллах!) говорил: “Неверие (куфр) – опасная вещь! И я не обвиняю в неверии верующего, если я нахожу хоть одно оправдание на то, что он не впадает в неверие”[4].

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр (Да помилует его Аллах!) сказал: “Не следует обвинять в неверии, кроме как на основании того, в чем нет разногласий”[5].

Хафиз Ибн Хаджар (Да помилует его Аллах!) сказал: “Тот, чей Ислам явен, не выходит из него кроме как на основании таких же явных доказательств”[6]. Все вышеизложенное указывает нам на серьезность вопроса обвинения в неверии (такфир), к чему также можно отнести и обвинение в нечестии (тафсикъ) и обвинение в нововведении (табди’). Приверженцы Сунны (ахлу-Сунна) не называют мусульманина совершившего неверие (куфр) неверным, кроме как после предоставления ему довода, что совершаемое им является неверием (куфр). А право на предоставление довода зависит от уровня знаний человека.

Священный Коран и Сунна Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) делают разницу между действием и действующим лицом, ибо не каждый, кто совершает неверие, становится неверным. И есть разница между отрицающим какое-либо положение Ислама и тем, кто истолковывает его ошибочно (тауиль), ибо первый является неверным в отличие от второго.

Хузайфа (Да будет доволен им Аллах!) рассказывал, что Посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует!), сказал: «Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, и обвиняет его в многобожии (ширк)». Хузайфа спросил: “О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет»[7].

Мы видим, как в наши дни сбылось то, чего боялся Пророк, (Да благословит его Аллах и да приветствует!). Как часто те, кто следовал истине, полностью меняли свои убеждения и методы (манхадж), думая, что поступают правильно! Следовать истине – это прекрасно, но главное – это умереть на ней. Да убережет нас Всевышний Аллах от того, чтобы мы стали из числа тех, о ком Пророк, (Да благословит его Аллах и да приветствует!), сказал в этом хадисе. Для всех мусульман является обязанностью бояться того, чего боялся Пророк, (Да благословит его Аллах и да приветствует!).

Пророк Мухаммад (Да благословит его Всевышний и приветствует!!) трижды и настоятельно повторил: «Проявлющие излишюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнуть»[8].

Также Посланник Творца (Да благословит его Аллах и приветствует!) предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, (многие) кто был до вас, погибли именно из за этого»[9]. Излишняя щепетильность, фанатизм ни к чему хорошему не приводят. Тем более та щепетильность, что вносит вражду и неприязнь в среду верующих. Такого рода примеров в наше немало... Всем нам нужно молиться говоря: «Раббии, зиднии ильма» (О Господи! Приумножь мои знания!)[10].

1. В исламе имеется ясное назидание «В религии нет принуждения».[11] Поэтому ислам считает что вопрос о вере и неверии - дело, связанное в основном с волей самого человека и его внутренним убеждением: «Тот, кто желает, уверует (в Аллаха), а кто не желает, пусть не верует»[12]. Священный Коран обратил внимание Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) - на этот факт и объяснил ему, что его задачей является только передача людям призыва к исламу и что он не имеет никакой власти, чтобы обратить их в ислам: «А ты разве стал бы принуждать людей к вере?»,[13] «Тебе не положено повелевать ими»[14]. Если отвернутся от тебя (о Мухаммад!), то Мы ведь не посылали тебя стражем дляних. Тебе надлежит лишь сообщить Откровение»[15] Из этого ясно, что Священная Книга мусульман категорически отвергает принудительное обращение в ислам.

2. Ислам определил путь, по которому мусульмане должны следовать в призыве к исламу и его распространении. Этот путь, указанный в Благородном Коране, предлагает призывать к исламу мудростью и добрым увещеванием и вести спор с многобожниками наилучшими способами:«Призывай (о пророк!) к пути своего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с немусульманами наилучшими словами»[16] А в суре «аль-Бакара» сказано: «Говорите людям приятное»[17]. В Священном Коране есть более ста двадцати аятов, указывающих на то, что распространение ислама основывается на спокойном убеждении, простом учении, чтобы люди приняли или отвергли ислам после его разъяснения им. После похода на Священную Мекку «Пророк – (Да благословит его Аллах и приветствует!) - отпустил её население, сказав: «Идите, вы свободны!». Так, он не заставил их принять ислам после окончательной победы над ними.[18]

Мусульмане не принуждали ни евреев, ни христиан принимать ислам. И как мы знаем, второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах!) обеспечил христианскому населению Иерусалима спокойствие в их жизни и безопасность в их церквах. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) - указал в первой конституции Лучезарной Медины после хиджры, что иудеи должны вместе с христианами создавать новое общество в Лучезарной Медине, признавая их право оставаться в своей вере.

Немецкий востоковед Зигрид Хонке в своей книге «Аллах совсем другой», отвергая высказывание о том, что ислам распространялся мечом, пишет: «Веротерпимость мусульман играла решительную роль в распространении ислама, и этой реальности противоречат ложные высказывания о том, что ислам распространялся огнём и мечом. Эта ложь стала одним из главных аргументов противников ислама»[19]. Она также пишет: «Последователи других религий, т.е. христиане, иудеи, сабии и идолопоклонники, сами страстно хотели уверовать в ислам»[20].

Общеизвестно, что войска мусульман не совершали походы на юг Азии или на запад Африки. Но ислам распространился там через мусульманских торговцев и мусульман-суфитов, которые своим поведением, нравами и хорошим отношением привлекали симпатии людей к своей религии, и люди добровольно принимали ислам.

В связи с вышеизложенным ДУМК постановляет, что деятельность джамаата «Такфир» несоответствующим и противопоказанным для распространения в Казахстане и вообще в Исламе.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам, и всем тем, кто искренне последовал за ними.

ДУМК, Отдел Шариата и фетвы

[1] Сура 68, аят:35,36.

[2] ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 6269.

[3] См. “аль-Муфхим” 3/111.

[4] См. “Фатауа-ссугъра” 4/224.

[5] См. “ат-Тамхид” 17/22.

[6]См. “Фатхуль-Бари” 2/314.

[7] аль-Бухари в “ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3201.

[8] Хадис от Ибн Масуда; св.х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См. Ас-Суюты Дж. Аль-джами ас-сагыр (Малый зворник). Бейрут. Аль-Кутуб аль-ильмия, 1990, с. 569, хадис №9594

[9] Хадис от Ибн Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См: Ас-Суюты Дж. Аль-джами ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909

[10] Св. Коран, 20:114

[11] Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 256.

[12] Сура «аль-Кахф» (Пещера), аят 29.

[13] Сура «Йунус», аят 99

[14] Сура <чаль-Гашийа» (Покрывающее), аят 2.2.

[15] Сура «аль-Шура» (Совет), аят48

[16] Сура «аль-Нахль» (Пчёлы), аят 125.

[17] Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 83.

[18] См. Мухаммад аль-Газали. «Сто вопросов об исламе», часть 1, стр.118,120 и далее, изд-во Дар Сабит, 1983.

[19] Эта книга была переведена на арабский язык под названием «Аллах не такой» и была опубликована изд-вом Дар аль-Шорук.

[20] См нашу книг) «Ислам в зеркале западного мышления». Стр. 106 и далее, изд-во аль-Фикр аль-Араби.

предыдущая статья
Гомосексуализм с исламской точки зрения.
следующая статья
Фетва ДУМК в отношении мусульманского платка

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником