По поводу поднятия рук существуют хадисы, в которых упоминается, что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха поднимал руки до плеч, так же есть хадисы о поднятие рук до ушей, в связи с этим у ученых возникли разногласия.
Но некоторые невежды перегнув палку, начали писать о том что неправильно поднимать руки до ушей, это конечно же не так.
Приведем доводы тех, кто поднимает руки до ушей:
Передается от Малика ибн Хувайриса:
ﺭﻗﻢ ﺍﻟﺤﺪﻳﺚ: (ﺣﺪﻳﺚ ﻣﺮﻓﻮﻉ ) ﺣَﺪَّﺛَﻨِﻲ ﺃَﺑُﻮ ﻛَﺎﻣِﻞٍ ﺍﻟْﺠَﺤْﺪَﺭِﻱُّ ، ﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎ ﺃَﺑُﻮ ﻋَﻮَﺍﻧَﺔَ ، ﻋَﻦْ ﻗَﺘَﺎﺩَﺓَ ، ﻋَﻦْ ﻧَﺼْﺮِ ﺑْﻦِ ﻋَﺎﺻِﻢٍ ، ﻋَﻦْ ﻣَﺎﻟِﻚِ ﺑْﻦِ ﺍﻟْﺤُﻮَﻳْﺮِﺙِ ، " ﺃَﻥَّ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ ، ﻛَﺎﻥَ ﺇِﺫَﺍ ﻛَﺒَّﺮَ ، ﺭَﻓَﻊَ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ، ﺣَﺘَّﻰ ﻳُﺤَﺎﺫِﻱَ ﺑِﻬِﻤَﺎ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﺭَﻛَﻊَ ، ﺭَﻓَﻊَ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ، ﺣَﺘَّﻰ ﻳُﺤَﺎﺫِﻱَ ﺑِﻬِﻤَﺎ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﺭَﻓَﻊَ ﺭَﺃْﺳَﻪُ ﻣِﻦَ ﺍﻟﺮُّﻛُﻮﻉ، ﻓَﻘَﺎﻝَ :ﺳَﻤِﻊَ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻟِﻤَﻦْ ﺣَﻤِﺪَﻩُ "، ﻓَﻌَﻞَ ﻣِﺜْﻞَ ﺫَﻟِﻚَ ، ﻭﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎﻩ ﻣُﺤَﻤَّﺪُ ﺑْﻦُ ﺍﻟْﻤُﺜَﻨَّﻰ، ﺣَﺪَّﺛَﻨَﺎ ﺍﺑْﻦُ ﺃَﺑِﻲ ﻋَﺪِﻱٍّ، ﻋَﻦْ ﺳَﻌِﻴﺪٍ، ﻋَﻦْ ﻗَﺘَﺎﺩَﺓَ، ﺑِﻬَﺬَﺍ ﺍﻹِﺳْﻨَﺎﺩِ، ﺃَﻧَّﻪُ ﺭَﺃَﻯ ﻧَﺒِﻲَّ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻَﻠَّﻰ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﻭَﺳَﻠَّﻢَ ، ﻭَﻗَﺎﻝَ: ﺣَﺘَّﻰ ﻳُﺤَﺎﺫِﻱَ ﺑِﻬِﻤَﺎ ﻓُﺮُﻭﻉَ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ . ﻭﺭﻭﺍﻩ ﺍﻟﻨﺴﺎﺋﻲ 1085، ﻭﺭﻭﺍﻩ ﺃﺣﻤﺪ 20014.
«Что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха при произнесении такбира поднимал руки до уровня ушей, и когда совершал поясной поклон поднимал руки до уровня ушей, и когда поднимался с поясного поклона сказал «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! /Cами’а-Ллах ли-ман хамидаху» А в другом хадисе сказано: Поднял их до мочек ушей». Источник: [Муслим 594, Ан-Насаи 1085, Имам Ахмад 20014].
Передают, что Абдуль-Джаббар ибн Ваиль со слов своего отца рассказывал:
ﻋَﻦْ ﻋَﺒْﺪِ ﺍﻟْﺠَﺒَّﺎﺭِ ﺑْﻦِ ﻭَﺍﺋِﻞٍ ﻋَﻦْ ﺃَﺑِﻴﻪِ ﺃَﻧَّﻪُ ﺃَﺑْﺼَﺮَ ﺍﻟﻨَّﺒِﻰَّ - ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - ﺣِﻴﻦَ ﻗَﺎﻡَ ﺇِﻟَﻰ ﺍﻟﺼَّﻼَﺓِ ﺭَﻓَﻊَ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ﺣَﺘَّﻰ ﻛَﺎﻧَﺘَﺎ ﺑِﺤِﻴَﺎﻝِ ﻣَﻨْﻜِﺒَﻴْﻪِ ﻭَﺣَﺎﺫَﻯ ﺑِﺈِﺑْﻬَﺎﻣَﻴْﻪِ ﺃُﺫُﻧَﻴْﻪِ ﺛُﻢَّ ﻛَﺒَّﺮَ.
«Что он видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот становился на молитву и поднял руки параллельно к плечам, а его большие пальцы были на уровне ушей, после чего он произнес такбир». Иcточник: [Абу Дауд в Сунан 724].
Ваиль ибн Худжр сказал:
ﺣﺪﺛﻨﺎ ﻋﺜﻤﺎﻥ ﺑﻦ ﺃﺑﻲ ﺷﻴﺒﺔ ﺣﺪﺛﻨﺎ ﺷﺮﻳﻚ ﻋﻦ ﻋﺎﺻﻢ ﺑﻦ ﻛﻠﻴﺐ ﻋﻦ ﺃﺑﻴﻪ ﻋﻦ ﻭﺍﺋﻞ ﺑﻦ ﺣﺠﺮ ﻗﺎﻝ ﺭﺃﻳﺖ ﺍﻟﻨﺒﻲ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﺣﻴﻦ ﺍﻓﺘﺘﺢ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﺭﻓﻊ ﻳﺪﻳﻪ ﺣﻴﺎﻝ ﺃﺫﻧﻴﻪ ﻗﺎﻝ ﺛﻢ ﺃﺗﻴﺘﻬﻢ ﻓﺮﺃﻳﺘﻬﻢ ﻳﺮﻓﻌﻮﻥ ﺃﻳﺪﻳﻬﻢ ﺇﻟﻰ ﺻﺪﻭﺭﻫﻢ ﻓﻲ ﺍﻓﺘﺘﺎﺡ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻭﻋﻠﻴﻬﻢ ﺑﺮﺍﻧﺲ ﻭﺃﻛﺴﻴﺔ.
«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), что когда он начинал намаз, то поднял обе руки до уровня ушей. Потом (через несколько дней) я увидел, что сахабы в начале намаза поднимают свои руки до груди, в то время на них были надеты теплые одежды и накидки» Источник: [Абу Дауд 728].
Поэтому Шафиитские ученые объединили имеющиеся хадисы, и сказали что желательно поднимать руки до плеч, так чтобы пальцы рук были на против мочек ушей, чтобы одни хадисы не противоречили другим.
Об этом сказал Имам Навави в комментариях к сахиху Муслима:
ﻭﺃﻣﺎ ﺻﻔﺔ ﺍﻟﺮﻓﻊ ﻓﺎﻟﻤﺸﻬﻮﺭ ﻣﻦ ﻣﺬﻫﺒﻨﺎ ﻭﻣﺬﻫﺐ ﺍﻟﺠﻤﺎﻫﻴﺮ : ﺃﻧﻪ ﻳﺮﻓﻊ ﻳﺪﻳﻪ ﺣﺬﻭ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ ﺑﺤﻴﺚ ﺗﺤﺎﺫﻱ ﺃﻃﺮﺍﻑ ﺃﺻﺎﺑﻌﻪ ﻓﺮﻭﻉ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﺃﻱ ﺃﻋﻠﻰ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺇﺑﻬﺎﻣﺎﻩ ﺷﺤﻤﺘﻲ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺭﺍﺣﺘﺎﻩ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ . ﻓﻬﺬﺍ ﻣﻌﻨﻰ ﻗﻮﻟﻬﻢ : ﺣﺬﻭ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ، ﻭﺑﻬﺎﺫﺍ ﺟﻤﻊ ﺍﻟﺸﺎﻓﻌﻲ ﺭﺿﻲ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻨﻪ ﺑﻴﻦ ﺭﻭﺍﻳﺎﺕ ﺍﻷﺣﺎﺩﻳﺚ ﻓﺄﺳﺘﺤﺴﻦ ﺍﻟﻨﺎﺱ ﺫﻟﻚ ﻣﻨﻪ.
«Что касается поднятия рук в намазе достоверным словом Имама Шафии и большинства ученых является, что молящийся поднимает руки на уровне плеч таким образом, чтобы кончики пальцев были напротив верхней части ушей, а большие пальцы напротив мочек ушей, а ладони на уровне плеч (чтоб внешняя часть руки была напротив плеч). Это и есть смысл выражения «на уровне плеч». Этим методом Имам Шафии объединил все версии хадисов относительно поднятия рук в намазе и люди приняли его» Источник: [Шарх Имама Ан-Навави к 390 хадису из сахиха Муслима].
Также Имам Ан-Навави говорит:
ﻭﺍﻟﻤﺬﻫﺐ ﺃﻥ ﻳﺮﻓﻌﻬﻤﺎ ﺑﺤﻴﺚ ﻳﺤﺎﺫﻱ ﺃﻃﺮﺍﻑ ﺃﺻﺎﺑﻌﻪ ﺃﻋﻠﻰ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺇﺑﻬﺎﻣﺎﻩ ﺷﺤﻤﺘﻲ ﺃﺫﻧﻴﻪ، ﻭﺭﺣﺘﺎﻩ ﻣﻨﻜﺒﻴﻪ.
«Сильным мнением является, поднятие рук, таким образом, чтобы кончики пальцев были на уровне ушей, а большие пальцы на уровне мочек ушей, а ладони на уровне плеч». Источник: [Мажмуъ 3/264]
А так же приведем один из доводов тех, кто поднимает руки до плеч, так как остальные хадисы схожи по смыслу:
Передают, что Салим ибн Абдуллах сообщил со слов своего отца (Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими):
ﺃَﻥَّ ﺭَﺳُﻮﻝَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻛَﺎﻥَ ﻳَﺮْﻓَﻊُ ﻳَﺪَﻳْﻪِ ﺣَﺬْﻭَ ﻣَﻨْﻜِﺒَﻴْﻪِ ﺇِﺫَﺍ ﺍﻓْﺘَﺘَﺢَ ﺍﻟﺼَّﻼَﺓَ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﻛَﺒَّﺮَ ﻟِﻠﺮُّﻛُﻮﻉِ، ﻭَﺇِﺫَﺍ ﺭَﻓَﻊَ ﺭَﺃْﺳَﻪُ ﻣِﻦَ ﺍﻟﺮُّﻛُﻮﻉِ ﺭَﻓَﻌَﻬُﻤَﺎ ﻛَﺬَﻟِﻚَ ﺃَﻳْﻀًﺎ ﻭَﻗَﺎﻝَ : «ﺳَﻤِﻊَ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻟِﻤَﻦْ ﺣَﻤِﺪَﻩُ ، ﺭَﺑَّﻨَﺎ ﻭَﻟَﻚَ ﺍﻟْﺤَﻤْﺪُ ». ﻭَﻛَﺎﻥَ ﻻَ ﻳَﻔْﻌَﻞُ ﺫَﻟِﻚَ ﻓِﻰ ﺍﻟﺴُّﺠُﻮﺩِ. ﺭﻭﺍﻩ ﺃﺣﻤﺪ (2/18)، ﺍﻟﺒﺨﺎﺭﻱ ﻓﻲ «ﺻﺤﻴﺤﻪ » (735)، ﻭﻣﺴﻠﻢ (390)، ﻭﺃﺑﻮ ﺩﺍﻭﺩ (741)، ﻭﺍﻟﺘﺮﻣﺬﻱ (255)، ﻭﺍﻟﻨﺴﺎﺋﻲ (868-867 ﻭ 1025 ﻭ1059 ﻭ 1088 ﻭ 1144)، ﻭﺍﺑﻦ ﻣﺎﺟﻪ (855)، ﻭﺍﻟﺒﻴﻬﻘﻲ (2/136).
«Что приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову после совершения поясного поклона. При этом он говорил: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу, Господь наш, хвала Тебе! /Cами’а-Ллах ли-ман хамидаху, Раббана, уа ляка-ль-хамд!/» И он не (поднимал рук) во время совершения земного поклона». Источник: [Аль-Бухари 735, Муслим 390, Абу Дауд 721, ат-Тирмизи 255, ан-Насаи 2/182, Ибн Маджах 858].
Следовательно, те кто поднимают руки до плеч, так чтобы пальцы рук были напротив мочек ушей, объединили эти хадисы, и не противоречат им.