Последние дни благословенного Рамадана, к сожалению, омрачаются очередными спорами, поднятыми нашими братьями салафитами, которые путают мусульман и создают фитну в умме. Связано это с тем, что в этом году праздничная молитва выпадает на пятницу, и согласно одному из редких мнений, которое салафиты взяли за основу, дозволено в этот день не совершать джума намаз.
Однако это мнение противоречит позиции большинства суннитских мазхабов, и определяется ими как слабое, оставленное, которому не дозволено следовать. Ниже мы приведем позиции всех мазхабов по этой теме:
1. Ханафитский мазхаб:
قال الإمام محمد بن الحسن الشيباني في (الجامع الصغيـر): [محمد عن يعقـوب عن أبي حنيفـة: عيدان اجتمعا في يوم واحد فالأول سنة والآخـر فريضـة، ولا يترك واحد منهما –يعني العيد والجمعة
Великий ученый-муджтахид ханафитского мазхаба Мухаммад Ибн Хасан аш-Шайбани, в книге «Аль Джамиъа ас-Сагир» приводит слова Абу Ханифы: «Если Ид совпадает с джумой, то первое является сунной, а второе фарзом. И не оставляйте ни одно из них».
وفي الموطأ للإمام محمد أيضـا عن الإمام مالك بن أنس عن محمد بن شهاب الزهري عن أبي عبيد مولى ابن أزهر أنه قال في حديثه: [شهدت العيد مع عثمان بن عفان –رضي الله عنه-، فصلى ثم انصرف، فخطب فقال: إنـه قد اجتمع لكم في يومكم هذا عيدان فمن أحب من أهل العالية أن يرجع فقد أذنت له] ثم قال محمد: وبهذا كله نأخذ، وإنما رخص عثمان في الجمعة لأهل العالية لأنهم ليسـوا من أهل المصـر وهو قول أبي حنيفة
Также Мухаммад Ибн Хасан аш-Шайбани приводит в своем риваяте книги «Муватта» от Малика Ибн Анаса, а тот от Мухаммада Ибн Шихаба аз Зухри, а тот от Абу Убайда Мауля Ибн Азхара, что он сказал: «Я совершал намаз Ид вместе с Усманом Ибн Аффаном, радыйаЛлаху анху, и Усман ибн Аффан произнес хутбу после намаза, а затем сказал: «В этот день для вас совпали Ид и Джума. Кто пожелает из ахлю аль аълия* вернуться домой, то я ему разрешаю (то есть, разрешается не оставаться на джуму)».
Далее, говорит Мухаммад аш-Шайбани: «Мы придерживаемся этого мнения. Усман, радыаЛлаху анху, разрешил не совершать джуму ахлюль аълия, потому что они не являются жителями крупно-населенной местности, и это мнение имама Абу Ханифы».
*Ахлю Аълия – жители маленьких поселений в нескольких километрах от Медины. Согласно Шариату, в маленьких отдаленных поселениях не проводится джума намаз, поскольку джума намаз предписан для городов и крупных поселений.
Таким образом становится ясно, что разрешение не совершать джума намаз было дано только тем, кто живет в местности, где джума намаз не предписан.
2. Маликитский мазхаб:
وقال أبو الوليد الباجي المالكي في شرحه: روى ابن وهب ومطرف وابن الماجشـون عن مالك أن ذلك (أي الإذن لأهل العوالي والقرى) جائـز ... وبذلك قال أبو حنيفة والشافعي
Сказал Абуль Валид аль-Баджи аль-Малики в своем шархе: «Передает Ибн Ваххаб и Муторриф и Ибнуль Маджишун от Малика ибн Анаса, что можно разрешить не читать джуму в день Ида жителям маленьких поселений. И это мнение имамов Абу Ханифы и аш-Шафии.
وقال البدر العيني في البناية شرح الهداية: قال ابن عبد البر: سقـوط الجمعة والظهـر بصلاة العيد متروك مهجور لا يعول عليه
А также, сказал Бадруддин аль-Айни в книге «Аль Биная шархуль Хидая»: «Сказал Ибн Абдуль Барр* – освобождение от джумы и зухра по причине Ид намаза – оставленное мнение, на которое нельзя опираться».
*Ибн Абдуль Барр - крупный ученый маликитского мазхаба и мухаддис, которого называли «Бухари Магриба».
3. Шафиитский мазхаб:
وقال الشافعي في الأم: وإذا كان يوم الفطر يوم الجمعة صلى الإمام العيد حين تحل الصلاة ثم أذن لمن حضره من غير أهل المصر في أن ينصرفوا إن شاءوا إلى أهليهم ولا يعودون إلى الجمعة والاختيار لهم أن يقيموا حتى يجمعوا أو يعودوا بعد انصرافهم إن قدروا حتى يجمعوا وإن لم يفعلوا فلا حرج إن شاء الله تعالى، ولا يجوز هذا لأحد من أهل المصر إلا من عذر
Имам аш-Шафии сказал в своей книге «Аль Умм»: «Если день Ид аль-фитра совпадает с джумой, имам читает Ид когда наступит его время, после чего разрешает тем, кто не живет в городе вернуться домой и не приходить на джуму. Выбор остается за ними: если хотят – могут остаться и совершить джуму, или могут вернуться обратно для джумы, если смогут. Если не сделают этого, то нет в этом проблемы. Но это нельзя для жителей города, кроме как по причине узра (освобождения по уважительной причине).
4. Ханбалитский мазхаб:
В ханбалитском мазхабе есть такое мнение, но как сказал об этом шейх Мухаммад Захид аль-Каусари в книге "Макалят аль-Каусари, 128 стр.": «Ханбалитский мазхаб создавался не под руководством самого имама Ахмада и от его имени приходит множество различных риваятов, поэтому становится сложно приписывать имаму Ахмаду мнения, которые противоречат большинству ученых. Тем не менее, последователям ханбалитского мазхаба разрешается не совершать джуму в день Ида, поскольку имам Ахмад считал, что джума является фардом кифая (то есть, коллективной обязанностью, а не личной). Но они обязаны совершить в этот день зухр».
Некоторые далили, на которые опираются мазхабы в этом в вопросе:
وفي الموطأ للإمام مالك عن أبي عبيد مولى ابن أزهر أنه قال: [شهدت العيد مع عثمان بن عفان –رضي الله عنه-، فصلى ثم انصرف، فخطب فقال: إنـه قد اجتمع لكم في يومكم هذا عيدان فمن أحب من أهل العالية أن يرجع فقد أذنت له]
1. Передается в «Муватте» имама Малика от Абу Убайда Мауля Ибн Азхара, что он сказал: «Я совершал намаз Ид вместе с Усманом Ибн Аффаном, радыаЛлаху анху, и Усман ибн Аффан произнес хутбу после намаза, а затем сказал: «В этот день для вас совпали Ид и Джума. Кто пожелает из ахлю аль аълия вернуться домой, то я ему разрешаю (то есть, жителям маленьких отдаленных поселений было разрешено не оставаться на джуму)».
عن ابن عباس رضي الله عنهما عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال: " اجتمع عيدان في يومكم هذا، فمن شاء أجزأه من الجمعة، وإنا مجمعون إن شاء الله". رواه ابن ماجه
2. Приводит Ибн Маджа от Ибн Аббаса, радыйаЛлаху анхума, что Пророк, салаЛллаху алейхи уа саллям, сказал: «В этот день выпали два намаза. Для тех, кто пожелает, Ид заменяет джуму, и поистине мы - совершаем джуму».
В этом хадисе есть разрешение на то, чтобы не совершать джуму, но это разрешение относиться к тем, кто живет в отдаленных маленьких поселениях, как уже было сказано выше, тогда как для тех, кто живет в городе, джума является обязательной, на что указывают слова: «Поистине, мы – совершаем джуму». Под словом «мы», в данном случае, подразумевались жители города Медины.
Среди хадисов на эту тему есть риваяты, в которых отсутствуют слова, уточняющие детали, однако в правилах хадисоведения установлено, что хадисы по одной теме толкуются в совокупности. То есть, одни хадисы толкуются посредством других хадисов на эту тему. А Аллах знает лучше.
Таким образом, согласно мнению большинства ученых Ахлю Сунна уаль Джамаа, если Ид аль-Фитр (Ораза айт) выпадает на пятницу, то после совершения Ид (Айт) намаза, мусульмане обязаны совершить Джума намаз в предписанное для него время, если они являются жителями города или местности, в которой предписан Джума намаз.
Что касается тех, кто следует за редким мнением, на которое не опирается большинство, то они вправе поступать, как им заблагорассудится, не навязывая это остальным и не создавая фитну среди мусульман. Мы не имеем цели убедить их посетить джума-намаз в день праздника, но ставим целью защитить других мусульман от их фитны, посредством достоверной информации об Исламе и сильной позиции в Шариате. И от Аллаха тауфик.
Ерсин Амире Абу Юсуф, хафизахуллах
_______________________________
P.S. Авторские права на статьи и осуществленные переводы статей из других источников принадлежат сайту Azan.kz.