Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра
Новости Костанайской областной мечети Марал Ишан

«Мы подтверждаем, что предопределение добра и зла – от Аллаха».

Мы не верим, как зороастрийцы, что есть бог добра и бог зла. И мы не верим, как христиане, в то, что Бог творит только добро, а зло творят Его создания (человек или злые духи). Такие утверждения подразумевают наличие двух сил в этой Вселенной, которые борются друг с другом.

Это противоречит акыде Ахлю-с-Сунна. Многие христиане думают, что Сатана борется с Богом, что есть войско Сатаны и войско Всевышнего, они сражаются друг с другом. Это заблуждение, Всевышнему никто не может противостоять, Он Всемогущ. Все, что в этом мире происходит, – делается по Его Воле.

«…а кто будет заявлять, что предопределение добра или зла – не от Аллаха, тот не верует в Аллаха и его вера аннулируется».

Важнейшей частью таухида, Единобожия, является убеждение в том, что все, что в этом мире происходит, делается по Воле Аллаха. Если же мы скажем, что Аллах хотел, чтобы было так, а происходит как-то иначе, это будет означать, что Он не управляет этим миром до конца, не на 100%.

Этим отличается наш таухид от таухида ахлю китаб (людей Писания), которые считают, что Всевышний творит только часть дел в мире, а остальное творится кем-то еще – людьми, сатаной и т.д.

Это первый пункт убеждений, который, по словам Абу Ханифы, рахимахуЛлах, делает нас из числа Ахлю-с-Сунна.

«Мы подтверждаем, что есть три вида действий: обязательные, достойные и греховные».

Обязательные – это те дела, что Всевышний велел нам совершать. Желательные деяния – это те, которые в Шариате называются мустахабб и мубах, – желательные и просто дозволенные.  Запретные те, что Всевышний запретил нам совершать. Возникает вопрос – куда относятся действия, которые называются в Шариате макрух (нежелательные)? Мы знаем, что ханафиты делят макрух на танзихан (нежелательное, близкое к дозволенному) и тахриман (нежелательное, близкое к запретному). Понятно, что тахрим – это то, что делать нельзя, это тоже запретно, просто наказание за него будет меньше. А за совершение танзиха наказания не будет.

«Обязательные совершаются по повелению Аллаха, по Его желанию, любви и довольству».

То есть Всевышний повелевает нам исполнять обязательные действия, Он любит тех, кто это делает, и доволен ими. Приближенные рабы Аллаха, аулия, именно потому и становятся таковыми, что усердствуют в исполнении обязательных предписаний, со всеми условиями, с соблюдением сунны в них и прочее.

Некоторые люди, которые относят себя к суфиям, любят усердствовать в выполнении желательных действий, не исполнив как следует обязательные. Таким образом нельзя достигнуть довольства Аллаха. Есть правило, что сунны (желательные действия) только тогда принимаются, когда исполнен фард. Когда не исполнен фард, нет и сунны – это будет лишь ослушанием Аллаха.

«…по Его решению (када) и установлению (кадар)…»

Чем отличаются эти вещи? Када – это предвечное решение Всевышнего в отношении чего-либо. Кадар – реализация этого решения, сотворение этого решения в творениях. Када – это Воля Аллаха в отношении творения, кадар – это действия Аллаха в отношении творения.

«…и согласно Его сотворению…»

Тут имеется в виду сыфат (качество Аллаха) таквин (способность творить), которое выделяют ученые-матуридиты (ханафиты), сыфат действия, который означает описание способности Аллаха творить, давать пропитание. Но само действие в виде пропитания – это творение.

«…согласно Его решению, и знанию, и Его тауфику…»

Тауфик – это когда Всевышний дает нам силу, кудра, на совершение того, чем Он доволен. Противоположностью ему является хизлян – способность делать то, чем Он недоволен.

«…и согласно написанному в Хранимой Скрижали».

«В желательных действиях нет повеления Аллаха (указывающего на их обязательность), но (они совершаются) по Его желанию, Его любви, Его довольству, Его решению, на основе Его знания, Его тауфика, Его предопределения и того, что записано в Хранимой Скрижали».

Это почти те же самые действия, что и первые, только с той разницей, что Аллах не повелевает этого, потому что это необязательные действия (к примеру, когда человек делает что-то хорошее, дает милостыню (садака), поддерживает родственные связи). Это мустахабб, а не фард. За оставление этого не будет наказания, но Всевышний этим доволен.

«Грехи не совершаются по повелению Аллаха, однако Аллах пожелал это…»

Желание в том смысле, что Всевышний, зная, что мы выбрали эти поступки, пожелал эти деяния сотворить. Но выбор делает человек, Всевышний не приказывает человеку совершать грех.

Поэтому человек и называется грешником, что он выбрал грех. Мы не относим это к Всевышнему, хотя Он творит наш выбор. Некоторые не могут этого понять, они говорят: «Ваш Бог творит зло, поэтому Он злой». Но Аллах сотворил и обезьяну, от этого Он Сам не становится обезьяной. То, что Аллах творит какие-то действия, не значит, что Он описывается этими действиями. Он сотворил человека, но Он Сам не человек, Он сотворил грех, но это не значит, что Он грешный. Человек захотел сделать грех, это его выбор, его приобретение.

«…но в этом нет Его любви».

Аллах не любит этого, не любит совершающего грех.

«По Его решению, но без Его довольства».

Он знал наш выбор, но недоволен им. Довольство Аллаха  – это желание награды, то, что Он доволен праведниками, означает, что Он наградит праведников. То, что Он недоволен грешниками, означает, что Он накажет грешников, оставит их без награды.

Тема кадара – это самая сложная тема в акыде, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что этот вопрос –  тайна Аллаха. Никто до конца этого понять не сможет. Здесь есть то, что нам трудно представить, – предвечное Знание Аллаха о каждом нашем действии. Но мы знаем, что есть Воля Аллаха в отношении того, чтобы кто-то что-то сделал, и есть Его довольство (недовольство) этим.

«По Его предопределению и Им сотворены, но не по Его тауфику – по Его «хизлян», согласно Его знанию и тому, что записано в Хранимой Скрижали».

Хизлян, как мы уже говорили, – это сила совершать то, чем Аллах недоволен, например, куфр или грех.

Рашид Исаев

Опубликовано в Вера в предопределение

Имам Абу Ханифа говорит: «Мы подтверждаем, что предопределение добра и зла – от Аллаха, а кто будет заявлять, что предопределение добра или зла – не от Аллаха, тот не верует в Аллаха и его вера аннулируется».

Я говорю:

Предопределение добра и зла – от Аллаха, потому что Он Творец всего, чье существование допустимо, в том числе и зла. Следовательно, Он есть Творец зла.  А кто скажет: «Зло не сотворено Аллахом», – тот неверующий, потому что совершил ширк в отношении Аллаха . Так же сказано в «Толковании».

Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари сказал: «Передают от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, что он сказал: «Аллах предопределил все до сотворения небес и земли за 50 000 лет, и Его Арш был над водой»».

Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Мы подтверждаем, что есть три вида действий: обязательные, достойные и греховные». Здесь имам рассматривает вопрос действий с точки зрения их связи с наградой и наказанием в ахирате. Также сказано в «Толковании».

Он говорит: «Обязательные совершаются по повелению Аллаха…» «Толкователь» говорит: «Мусульмане единогласны, что обязательное – это то, что Аллах повелел, но они разошлись в понимании того, на что указывает повеление». И имам говорит далее: «…по Его желанию, любви и довольству…» «Толкователь» говорит: «Желание и воля в понимании мутакаллимов означают одно и то же». Аль-Ахтари говорит: «Слова «Аллах пожелал» означают «проявил волю»».

Довольство Аллаха – это желание награды за некое действие или за прекращение ослушания. «Любовь» близко к этому по смыслу.

Имам говорит: «…по Его решению (када) и установлению (кадар)…»

Я говорю:

Разница между решением (када) и установлением (кадар) в том, что када – это присутствие всего существующего в Хранимой Скрижали в общем виде, а кадар – это детализация предшествующего решения в том порядке, в каком оно было сотворено. И Всевышний Аллах сказал:

إِن مِّن شَيْءٍ إِلَّا عِندَنَا خَزَائِنُهُ وَمَا نُنَزِّلُهُ إِلَّا بِقَدَرٍ مَّعْلُومٍ

Смысл: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» [15:21].

Глубокое изложение этого вопроса содержится в шархе аль-Кармани на «Мукаддиму» Абу Лейса ас-Самарканди.

Имам говорит: «…и согласно Его сотворению…» – то есть Созданию (ат-Таквин). Ат-Таквин – это предвечный атрибут Всевышнего Аллаха, превращающий несуществующее в существующее.  И это то же самое, что созданное, согласно нашему пониманию, как об этом сказано в матне «аль-Акаид»  и в шархе на него. Обратись к ним для подробного разбора.

В книге «Ат-Тамхид» сказано: «Создание – это действие Создателя, а созданное – результат этого действия, и действие не есть результат». И смотри там завершение разбора этого вопроса.

В «Шарх Фикх аль-Акбар» говорится: «Создание, сотворение, установление начала и творение – все это синонимы со значением сотворения чего-либо, чего не было до этого».

Имам говорит: «…согласно Его решению, и знанию…» Это два Его предвечных качества.

Имам говорит: «…и Его тауфику…» Тауфик – это установление причин действий раба, приводящих его к счастью и благу, как сказано в «Шарх Фикх аль-Акбар» Абу аль-Мунтаха.

Другие ученые сказали: тауфик – это открытие врат поклонения и закрытие врат ослушания.

Имам говорит: «…и согласно написанному в Хранимой Скрижали». Это означает, что раб вместе с его поступками сотворены, поскольку если действующий сотворен, то и его действия сотворены.

Имам Абу Ханифа говорит: «Грехи не совершаются по повелению Аллаха, однако Аллах пожелал это, но в этом нет Его любви. По Его решению, но без Его довольства. По Его предопределению и Им сотворены, но не по Его тауфику…» Что такое «тауфик», мы сказали выше.

Имам говорит: «…по Его «хизлян»…» Хизлян – это  противоположность тауфика.

Имам говорит: «…согласно Его знанию и тому, что записано в Хранимой Скрижали».

Ученые разошлись в понимании природы «Скрижали». Кто-то сказал, что она из белого жемчуга, и ее длина  больше  расстояния между небом и землей в семь раз, что она подвешена под Аршем, и в ней записаны все события до Судного дня.

От Ибн Масуда, да будет Аллах им доволен, передается, что расстояние между небом и землей – это расстояние в 500 лет пути. Подробно этот вопрос смотри в тафсире «Ад-Дурр аль-Мансур» .

«Толкователь» приводит от Ибн Аббаса, что первое творение Аллаха – это Хранимая Скрижаль, хранившая в себе все, что было, и все, что будет, и никто не знает ее содержимого, кроме Аллаха. И она сделана из белого жемчуга с двумя красными столбами из рубина, и ее величие нельзя описать. Также Всевышний Аллах сотворил Перо из драгоценностей, и его длина – 500 лет, и оно уже заточено, и источает свет, подобно тому как с земных перьев капают чернила.

В «Аль-Хайа ас-Сания» имам ас-Суюты передает от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сотворил Скрижаль, и одна ее сторона – из красного рубина, а другая – из зеленого изумруда, а ее перо – из света. И в ней записано, кто будет сотворен, кто получит пропитание, кого оживят, кого умертвят, кого возвеличат, кого унизят, и Аллах делает, что пожелает, каждый день до Судного дня»».

Рашид Исаев

Опубликовано в Вера в предопределение

Борьба с резким увеличением числа курильщиков кальяна в Сингапуре началась с решения правительства страны запретить импорт табака для кальянов, чтобы защитить молодых людей от разрушения своего здоровья.

«Учитывая риски для здоровья, связанные с курением кальяна, министерство намерено запретить ввоз, распространение и продажу табака», - заявил Файшал Ибрагим, секретарь Министерства здравоохранения Сингапура. Запрет вступит в силу в этом месяце.

Мусульмане в Сингапуре составляют около 15% населения, а мусульманский квартал Сингапура, известный как Kampong Glam, является популярным местом для курильщиков кальяна, с десятками заведений, предлагающих данные услуги по цене, начиная от $15.

Islam-today

Опубликовано в Новости
Вторник, 04 Ноябрь 2014 13:37

Польза для человека от поста

Опубликовано в Ислам и наука
Понедельник, 03 Ноябрь 2014 17:33

Лучший из потомков Пророка

Опубликовано в Ученные (р.а.)
«198199200201202203204205206207»
Страница 203 из 234

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником