Абу Али аль-Ашари: «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя»: биография имама Ат-Тирмизи, 5 урок
Первый хадис, часть третья
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, покинул этот мир 12-го числа месяца раббиуль-авваль в понедельник. А также понедельник – это день, когда он родился, и день, когда он вошел в Медину. И это случилось в первую половину дня до наступления времени зухра (время духа).
В этом содержится важное указание на то, что ограничение празднования мавлида одним днем, 12-ым числом месяца раббиуль-аваль, — новшество. Ведь это день, в который Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, покинул этот мир. В отношении же определения даты его рождения нет единства среди мухаддисов.
Большинство из них согласны, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, родился в месяц раббиуль-авваль, но также были и те, кто говорил, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, родился в месяц Сафар или рабиуль-ахир.[1]
Среди тех, кто говорит о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, родился в месяце раббиуль-авваль, существуют разногласия в установлении конкретного дня его рождения. Самой известной версией является 12-ое число этого месяца, но более верно, согласно мнению историков и мухаддисов, считать датой его рождения 8-ое число.[2] Это передают Абдуллах ибн Аббас и Джубейр ибн Мутим, и это мнение предпочел великий хафиз Кутбуддин аль-Касталяни.[3] Получается, что люди, ограничивающие мавлид одним днем, 12-ым раббиуль-авваль, празднуют день кончины Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, так как нет разногласий в определении ее даты.
Допустим, что обе даты все же совпадали. Представьте, если бы у человека один из его любимых, близких людей родился и умер в одно и то же число одного и того же месяца, разве стал бы он этот день праздновать?!
Мы не выступаем против мавлида как такого и не считаем его запретным новшеством, если все требования Шариата в его праздновании будут соблюдены. Если же кто-то ограничит мавлид одним днем или предпишет праздновать его лишь одним каким-либо способом, и люди начнут считать именно это сунной или способом, превосходящим по степени вознаграждения другие, это будет дурным новшеством.
Что касается версий о возрасте Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, то они тоже различны. Например, внешний смысл данного хадиса указывает, что ему было 60 лет, и это первое мнение. Есть и другая версия, что Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, было 65 лет. Существует также мнение, что он умер в 63 года, и, как указывает ибн Хаджар аль-Хайтами, этот вариант является наиболее достоверным.[4] Ученые указывают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, указал десяток, но не точный возраст.[5]
В конце риваята Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорит о том, что у Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, к его 60-ти годам практически не было седины в волосах головы и бороды, а те, что были, можно было сосчитать на пальцах.
Ибн Хаджар и имам аль-Байджури высказали предположение, что причина этого в том, что женщины не любят в мужчине седину, а ненависть к Пророку является куфром.[6] Но это мнение очень трудно принять, невозможно даже помыслить, что жены Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, матери правоверных или другие женщины-сподвижницы смогли бы ненавидеть что-либо во внешности Посланника, солляллаху алейхи ва саллям.
Возможно, это указание на мужественность Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и на то, что даже в таком возрасте признаки старости и ослабевания мужского начала не проявились в нем.
_______________________________
[1] Шарх Зуркани Аля Мавахиб, т.1 стр.130.
[2] «Сиратуль Мустафа» Мавляны Идриса Кандехлеви, т. 1 стр. 63.
[3] Хашият аз-Заракани т.1 стр.131
[4] Ашрафуль Васаиль, стр. 48.
[5] Там же.
[6] Ашрафуль Васаиль, стр. 49 и аль-Мавахид ал-Ладуния, стр. 26-27.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует ин ша Аллах..
_______________________________
Azan.kz