Относительно того, что Имам Абу Ханифа, радыйаЛлаху Таъаля ъанху, предположительно обучался некоторое время у Имама Джа’фара ас-Садык, доводим до вашего сведения следующее:
Имам Абу Ханифа был учеником и преемником в знаниях своего наставника Хаммада ибн Аби Сулеймана, который был преемником Ибрахима ан-Нахаи, который был преемником своего дяди Алькама ибн Каиса ан-Нахаи, который, в свою очередь, был преемником Сайидина Абдуллы ибн Мас’уда, которого в город Куфа в качестве учителя направил Амир-уль-Муъминин ‘Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен ими всеми Аллах. Эта цепь передачи знаний известна любому хорошо осведомленному в законодательной истории Ислама человеку.
Фактически, Имам Абу Ханифа давал свои уроки в том же самом месте мечети Куфа, где ранее преподавал Абдулла ибн Мас’уд, радыйаЛлаху Та’аля ‘анхума. Этот преподавательский круг передавался из поколения в поколение среди людей, имена которых вы читали выше. От Ибн Мас’уда к Алькама, от Алькама к Ибрахиму, от Ибрахима к Хаммаду, и в конечном счете от Хаммада к Абу Ханифе, после которого это место заняли трое его учеников в следующей последовательности: сначала Зафар ибн Хузайл, затем Абу Юсуф, а затем Мухаммад ибн аль-Хасан, да будет доволен ими всеми Аллах.
Теперь, относительно связи Абу Ханифы и Джа’фара ас-Садык, следует учесть следующее:
Во-первых;
Имам Абу Ханифа родился в 80-ом году Хиджры, а Имам Джа’фар ас-Садык родился в 83-ем году Хиджры. Иными словами, помимо того, что они являлись современниками, Имам Абу Ханифа был старше Джа’фара ас-Садык.
Во-вторых;
Образование Имам Абу Ханифа получал в школе Куфы, изначально основанной Абдуллой Ибн Мас’удом, радыйаЛлаху Та’аля ‘анхума. Как и остальные уляма его времени, он отправлялся в Хиджаз, чтобы совершить Хадж, и, проходя через Мадину, он получал пользу в религиозных знаниях от выдающихся ученых мужей, таких как отец Имама Джа’фара ас-Садык, - Имам Мухаммад аль-Бакир. И многие хадисы, которые он (Абу Ханифа) впоследствии передавал от Имама Мухаммада аль-Бакира, зафиксированы в трудах его учеников Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана, да смилуется над ними всеми Аллах.
В-третьих;
Действительно, Имам Абу Ханифа передает несколько хадисов от Имама Джа’фара ас-Садык. Однако, это являлось обычным явлением среди уляма того времени – передавать даже от своих современников. Если основываться только на данном факте в утверждении того, что Имам Абу Ханифа учился у Имама Джа’фара ас-Садык, то мы будем обязаны прийти к заключению, что Имам Джа’фар ас-Садык также учился у других людей помимо своего отца, как, к примеру, Ибн Щихаб аз-Зухри, ‘Ата ибн Аби Рабах, ‘Урва ибн Зубайр и Мухаммад ибн Аль-Мункадир. Поскольку Имам Джа’фар ас-Садык тоже передает хадисы от всех этих ученых, и даже других подобных им (Тахзиб аль-Камаль, ч.5, стр.75).
В-четвертых;
В 132-ом году Хиджры, когда Аббасиды пришли к власти, свергнув Омейядов, Имаму Абу Ханифе было 52 года. Аббасидский Халиф Абу Джа’фар аль-Мансур хотел назначить Имама Абу Ханифу главным кадием (председательствующим судьей), и Абу Ханифа ответил отказом на данное предложение. И чтобы избежать мести, притеснения Халифа, Имам Абу Ханифа перебрался в Хиджаз, где провел последующие 2 года. И считается, что именно к этому пребыванию в Хиджазе относилось переданное от него высказывание: «Не продлись это 2 года, Ну’ман (т.е. Абу Ханифа) бы пропал». Довольно бурное воображение шиитов преподнесло это так, словно в этом высказывании Абу Ханифа, рахимахуЛлах, имел в виду, что в тот период обучался под началом Джа’фара ас-Садык. Абсурдность данного предположения обнаруживает тот факт, что к тому времени Абу Ханифа, рахимахуЛлах, был уже широко известен как ученый муж, и даже был назначен Халифом как верховный кадий (судья). Кроме того, он на тот момент был в возрасте, как уже было сказано выше, более 50-ти лет.
В-пятых;
Существует широко известная история о том, как якобы Имам Джа’фар ас-Садык задавал вопросы Имаму Абу Ханифе о методологии Кыяс (суждении по аналогии). Вам следует знать, что данная распространенная история взята из книг шиитских ученых, таких как аль-Кафи. В Суннитских книгах данная история приведена со значительными отличиями.
Прежде всего, дискуссия в действительности произошла не между Абу Ханифой и Джа’фаром ас-Садык, а между Абу Ханифой и Мухаммадом аль-Бакир.
И описывается вся эта история следующим образом:
Аль-Бакир спросил Абу Ханифу, действительно ли он является человеком, искажающим Дин, религию его деда (Посланника Аллаха, салляЛлаху аляйхи уа салям) посредством методологии Кыяс. Абу Ханифа ответил, что не искажает Дин, религию. И, чтобы доказать недостоверность этих слухов, он садится на колени перед Мухаммадом аль-Бакир и использует сравнение между (1) долями мужчины и женщины в разделе военных трофеев; (2) постом и молитвой в отношении женщины в период менструации, имеющей необходимость молиться прежде, а не после; (3) мочой и мужским семенем в отношении методов очищения от каждого из них. После того, как он ясно продемонстрировал, что использует кыяс только там, где нет никаких ясных доказательств из текстов (Корана и Сунны), и строго придерживается веления текстов там, где они есть, Имам Мухаммад аль-Бакир встал и поцеловал Имама Абу Ханифу в лоб (Мунакиб Аби Ханифа, Аль-Кардари, стр.99).
И уже позже шииты стали искажать и приспосабливать эту историю в угоду своим собственным потребностям.
Шейх Та-Ха Караан
_______________________________
Перевод с английского языка Azan.kz
Ilmgate.org