Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

История

Как создавался Пакистан

В 1906 году в Дакке (современная Бангладеш) мусульмане, которых не устраивала светская ориентация Индийского национального конгресса (ИНК) образовали Всеиндийскую мусульманскую лигу. С 1928 года ее возглавлял Мухаммад Али Джинна, преуспевающий адвокат, получивший образование в Лондоне. Он принимал активное участие в политической борьбе за независимость Индии, имея тесные контакты с Махматмой Ганди. К 1930 году Джинна начал приходить к убеждению, что в объединённой Индии судьба мусульман будет целиком зависеть от индуистов, преобладающих в Конгрессе.

Лига мусульман во главе с Джинной, приняв участие в местные органы власти в 1937 году, проиграла их лучше организованному и более консолидированному ИНК.

3 сентября 1939 года Великобритания объявила войну Германии. На следующий день вице-король Индии лорд Линлитгоу без консультации с политическими лидерами Индии заявил, что Индия поддерживает Великобританию и это вызвало широкие протесты по всей стране. В ответ на это вице-король заявил, что все решения о самоуправлении Индии откладываются до конца войны.В знак протеста ИНК прекратил всякое сотрудничество с колониальными властями. Мусульманская лига, напротив, решив воспользоваться создавшимся вакуумом власти продемонстрировала готовность сотрудничать с Великобританией, и британцы признали Лигу органом, представляющим интересы всех индийских мусульман.

Вице-король попросил Джинну, чтобы Лига выработала свои предложения по вопросу самоуправления Индии и в ответ на это появилась знаменитая Лахорская декларация, которую многие историки считают первым шагом к образованию Пакистана.

Дкларация была разработана и представлена на очередной сессии Всеиндийской мусульманской лиги 22-24 марта 1940 года.

Выступая на сессии Лиги Джинна заявил: «Совершенно ясно, что индусы и мусульмане черпают свое вдохновение из разных исторических источников. Они по-разному оценивают одни и те же исторические события, у них разные герои. Очень часто герои для одних являются злодеями для других. И очень часто их оценки побед и поражений не совпадают».

На конференции была озвучена «теория двух наций», которая гласила, что у индийских мусульман своя культура и цивилизация, этические ценности и законы, обычаи и традиции, история и планы на будущее.

Мусульмане в общей своей массе опасались, что в случае создания независимого индийского государства вся полнота власти перейдет к индуистам, которые будут управлять без оглядки на демократические нормы, а о самодурстве и тирании индийских раджей они знали не понаслышке.

Тем не менее, резолюция не содержала никаких территориальных требований. В то время все мусульманские партии не желали раздела Индии.

Со своей стороны индийские националисты также подливали масла в огонь: их организации - «Хинду Махасабха» и другие, настаивали на размежевании власти, влияния, земель между индусской и мусульманской общинами. В 1937 году на 19-й сессии «Хинду Махасабха» в Ахмадабаде ее председатель Вир Саваркар в своём обращении заявил:« В настоящее время Индию нельзя считать унитарной и однородной нацией, но напротив, есть две нации в одной — индусы и мусульмане».

Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками светского государства и решительно выступали против предложений разделить Индию по религиозному признаку. Ганди возражал против раздела, заявляя: « Вся моя душа восстаёт против идеи, что индуизм и ислам представляют две антагонистические культуры и доктрины. Принять такую доктрину — для меня всё равно, что отвергнуть Бога».

Это сильно раздражало индийских националистов. В итоге Ганди был убит вскоре после раздела Индии индусом-националистом Н. Годзе, который считал, что Ганди умиротворял мусульман за счёт индусов.

Последней попыткой привести обе стороны к «общему знаменателю» были предприняты на конференции в Симле25 июня 1945 года под руководством вице-короля Индии лорда Уэйвелла. Из-за непонятной позиции ИНК, который выступил против идеи равенства индусов и мусульман, работа конференции зашла в тупик. Последним гвоздем в «крышку гроба» единой Индии стали центральные и провинциальные выборы Законодательного совета зимой 1945 года.

И Мусульманская лига, и Конгресс во время избирательной кампании выступали с прямо противоположными лозунгами. И если ИНК агитировал за единую Индию, то Мусульманская лига напрямую заявляла: «если вы хотите независимый Пакистан, то голосуйте за Мусульманскую лигу». В избирательных округах с преобладание мусульманского населения Лига получила 95% голосов.

Раскол уже оформился законодательно и теперь предстояло лишь уладить все формальности.

Новый вице-король Индии Лорд Маунтбаттен провёл ряд переговоров сИНК и лидерами Мусульманской лиги. Джинна заявил ему, что идея создания отдельного государства получила поддержку всех мусульман Индии.

3 июня 1947 года Маунтбаттен согласился разделить колонию на две части. Это решение стало концом единой Индии.

15 августа 1947 года было объявлено о создании Пакистана.

Ильдар Мухамеджанов

предыдущая статья
Как ислам распространился в Сирии
следующая статья
Беседа об Аль-Аксе: мифы и факты

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником