Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Фикх

Разрешается ли в Шариате обучение мужчин у женщин и обучение женщин у мужчин

У шейха Али Джума спросили: Разрешается ли женщине преподавать мужчинам уроки по рецитации Корана и другие уроки, если нет мужчин, специализирующихся в этих науках в данной местности?

Обучение мужчин у женщин и обучение женщин у мужчин не запрещено в Шариате. Согласно поступкам предшествовавших и последующих мусульман, только лишь нахождение женщин рядом с мужчинами в одном месте не является запретным само по себе. Запретность возникает в зависимости от способа этого собрания, если оно противоречит благородному Шариату. Например, если женщины обнажают те части тела, которые Шариат им запретил обнажать, или собрались для чего-то запретного или по запретному поводу, или если там случаются запретные уединения.

Учёные ясно сказали, что запретным смешение полов становится, если тесно примыкают друг к другу или соприкасаются, а не само нахождение в одном месте мужчин и женщин. На это указывает и Сунна Пророка (мир емк и благословение). В достоверных сборниках хадисов имама Бухари и Муслима от Сахля ибн Саада ас-Саиди, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал:

قال: ((لَمَّا عَرَّسَ أَبُو أُسَيْدٍ السَّاعِدِيُّ دَعَا النَّبِيَّ -صلى الله عليه وآله وسلم- وَأَصْحَابَهُ، فَمَا صَنَعَ لَهُمْ طَعَامًا وَلا قَرَّبَهُ إِلَيْهِمْ إِلا امْرَأَتُهُ أُمُّ أُسَيْدٍ((

«Когда играли свадьбу Абу Усайда ас-Саиди, он пригласил Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. И никто, кроме его жены УммуУсайд не готовил им еду и не преподносил её им». Имам Бухари озаглавил этот хадис словами «Глава об организации свадьбы женщиной мужчинам и услужении им».

Имам аль-Куртуби сказал в своем тафсире: «Наши учёные сказали: в этом хадисе есть довод на дозволенность служения невесты своему мужу и тем, кто с ним».

Ибн Баттал в своём толковании на Сахих Бухари сказал: «В нём же есть указание, что хиджаб (т.е. отдалённость женщин от мужчин в одном месте или в непосредственных отношениях) обязательным не является для жён верующих. Эта обязанность является особенностью жен Пророка (мир ему и благословение). Так упомянул Всевышний в Коране:

…)وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِنْ وَرَاءِ حِجَابٍ(…

«…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-нибудь утварь, то просите у них через преграду…» (аль-Ахзаб, 53).

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал в «Фатх аль-Бари»: «В этом хадисе есть указание на то, что позволяется жене служить своему мужу и тем, кого он пригласил. И не является секретом, что это позволяется, если нет опасности искушения и при соблюдении обязательств в укрытии аврата. Также обстоит дело с дозволением мужчине услужить женщинам».

Также в Сахихе Бухари от Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, передаётся:

وفي صحيح البخاري عن أبي جحيفة -رضي الله عنه- قال: ((آخَى النبي - صلى الله عليه وآله وسلم- بين سَلمانَ وأبي الدرداء، فزار سلمانُ أبا الدرداء، فرأى أم الدرداء مُتَبَذِّلةً، فقال لها: ما شأنُكِ؟ قالت: أخوكَ أبو الدرداء ليس له حاجة في الدنيا. فجاء أبو الدرداء فصنع له طعامًا... إلى آخر الحديث.((

«Пророк (мир ему и благословение) объявил братство между Салманом и Абу Дарда. Однажды Салман посетил Абу Дарда и увидел, что его жена Умму Дарда была в изношенной одежде, и спросил её: «Что с тобой?» Она ответила: «Твоему брату Абу Дарда нет дела до этого мира…» Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал в книге «Фатуль Бари», что смысл этого хадиса в том, что разрешается разговаривать с посторонней женщиной и задавать ей вопрос касаемо того, в чём есть польза.

А что касается конкретной встречи мужчины с женщиной для шариатских наук и проповеди, то жены Пророка (мир ему и благословение) доносили знания и распространяли религию. Сборники Сунны переданы от них, даже от других женщин после них. Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани в своей книге «Аль-Исаба фи тамйизи-ссахаба» написал биографии тысяча пятьсот сорока трёх женщин, среди которых есть учёные фикха, хадиса и этики.

Женщина принимала участие в общественной жизни совместно с мужчинами, но при этом одевшись, как положено по Шариату и с соблюдением всех рамок Шариата и этики. Даже среди сподвижниц были такие, которые были назначены контролерами мер и весов. К этому же можно отнести и хадис, рассказанный имамом ат-Табарани в книге «Му’джам аль-Кабир» с надёжной цепочкой передатчиков от Абу Бальджа Яхья ибн Абу Салим. Он сказал: «Я видел Самра бинт Нухайк, которая виделась с Пророком (мир ему и благословение). Она была одета в толстую рубаху и толстое покрывало, в руках у неё был кнут и она обучала людей этике, призывала совершать благое и остерегаться порицаемого».

Поэтому не следует никому отрицать этот факт, установленный из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и из истории Ислама. И неправильно считать подражания и обычаи, связанные с каким-либо определённым временем и местом, решающими факторами в религии и Шариате. Шариат выше других законов, а не наоборот.

Тем же людям, которые проявляют набожность, не следует обязывать людей следовать этим обычаям или ограничивать то, что разрешено Всевышним Аллахом. Аллах, Пречист Он и Велик, знает лучше.

Номер фетвы 445 от 01.04.2008 года.
Источник:
www.dar-alifta.org
Материал перевел и подготовил Мухаммад Муслимов

предыдущая статья
Разбор сообщений (хадисов) о размещении рук на груди во время молитвы
следующая статья
Можно ли верить словам женщины о том, что она разведена и срок ее идды закончился?

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником