Жертвоприношение является древнейшим видом поклонения. Из дошедших до нас сообщений нам известно, что жертвоприношение началось с первым человеком, то есть этот вид поклонения существовал в каждой общине. Это подтверждается следующим аятом:
«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему» (аль-Хадж 22/34).
Основы жертвоприношение в его нынешнем виде, то есть то жертвоприношение, которое совершал посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в сезон хаджа, были установлены еще Ибрагимом (алейхи салям), когда ему было приказано принести в жертву своего сына. Так же именно Ибрагим и Исмаил были теми, кто отстроил заново Каабу, чтобы люди совершали к ней паломничество.
Эта история такова: Однажды Ибрагим (алейхи салям) увидел во сне, как он приносит в жертву своего сына Исмаила. Поняв, что это является откровением, Ибрагим (алейхи салям) рассказал об увиденном сне своему сыну, который выслушав отца, подтвердил свою готовность к этому. И в момент подготовки к жертвоприношению, Аллах Всевышний видя их искренность, ниспослал Ибрагиму барана для жертвоприношения, вместо Исмаила. В Коране эта история описывается следующим образом:
«Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О, Ибрагим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро.
Это и есть явное испытание. Мы выкупили его великой жертвой. Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрагиму! Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов» (Саффат 37/102-111).
Islam-Today