Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Назидание

Асылхан кажы ТУСИПБЕК: МАЗХАБ АБУ ХАНИФА – ПУТЬ НАШЕГО НАРОДА

Асылхан кажы ТУСИПБЕК,
Главный имам ДУМК по Костанайской области

МАЗХАБ АБУ ХАНИФА – ПУТЬ НАШЕГО НАРОДА

Прошло более чем двенадцати веков с того времени как наша священная религия Ислам начала проповедоваться в Средней Азии и в Казахстане. Среди населения Средней Азии почти все придерживаются мазхаба Абу Ханифа. Наша страна со времен более тысячи лет является приверженцем ханафитского мазхаба.

Что такое мазхаб? Какова его роль в истории религии и нации? Прежде чем ответить на эти вопросы, рассмотрим словарное и языковое значение слова мазхаб.

Понятие мазхаба

Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «выбрать своим путем». С точки зрения Шариата слово мазхаб имеет такие значения как: религиозное течение, школа, наука, понятие. На сегодняшний день существует четыре мазхаба, и они названы по именам своих основателей. Это ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы), шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии), маликитский (мазхаб имама Малика), ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля) мазхабы. Основатель Ханафитского мазхаба – имам Абу Ханифа Ан Нугман ибн Сабит (699-767 милади). Ученые которые высоко ценили образованность и знание имама Абу Ханифы называли его имамом Агзамом (Великий имам).

Мазхаб берет свое начало от сподвижников

Самым распространенным мазхабом в мире считается – Ханафитский мазхаб. Начиная с девятого века в течении короткого времени Ханафитский мазхаб распространился на Анадолы, Балканы, Северный Кавказ, на побережье Едила, Среднюю Азию, Китай, Индия, Афганистан и острова Индонезии. А также ханафитского мазхаба придерживались ханы Алтын Орды, Великие Моголы и султаны Османской империи.

После эпохи Халифы Рашида Ислам распространился на весь мир и многие страны начали принимать эту священную религию. У каждой из этих стран была своя культура, традиции и обычаи. Среди них были и противоречащие и не противоречащие исламским канонам. Поэтому Ислам был принужден вынести приговоры по тем или иным вопросам. То есть этот приговор должен был соответствовать традиции и обычаям каждой страны. Однако мир Ислама не имел способностей выносить решения, которые соответствовали бы традициям всех стран. Поэтому возникновение и становление мазхабов являлось закономерностью.

Основа мазхаба создалась в эпоху сподвижников. Жители Мекки спрашивали фетву только у Абдуллы ибн Аббаса (р.а). Вместе с хазретом Абдуллой в Мекке проживали и другие сподвижники. Однако никто из них не порицал этих действий Абдуллы, наоборот они всегда поддерживали. Народ Ирака действовал согласно фетвам Абдуллаха бин Масуда (р.а). Этот сподвижник выносил решения и выдавал фетвы для населения страны. А мусульмане Хиджазского края руководствовались фетвами и решениями Абдуллы бин Омара (р.а.). Эти случаи имели место в эпоху халифов после нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) когда еще были живы многие сподвижники. Никто из ученых сподвижников не считал этот поступок неправильным.

Ценность мазхаба Абу Ханифы

Огромную историческую роль в формировании общечеловеческих ценностей и сохранении национальных особенностей в Казахстане сыграло духовное наследие имама Агзама Абу Ханифы. Ханафитский мазхаб в исламе представляет собой совокупность различных познавательных процедур и способов организации полученных выводов, которые, несомненно, носят интегрирующий характер, т.е., имея выверенный набор интерпретаций священных текстов, мазхаб посредством своей ясной и проверенной научной методологии носит цельный характер.

Плюрализм и свободомыслие, уважение к науке и знаниям, сублимируемые ханафизмом, создали условия для появления таких столпов мировой мысли как аль-Фараби и ибн Сины. Роль аль Фараби и ибн Сины очень значима в формировании и развитии современной культуры и цивилизации. И философский гений и реформатор наук аль Фараби смог сложиться только в ханафитской среде, а не в замкнутых формальных мусульманских пространствах. Необычность и смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и науки.

Имам Мухаммад аль-Бухари, Абу Мансур ас-Самарканди, Абу Мансур аль-Матуриди, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмет Яссауи и их современники и наследники стали гордостью не только Средней Азии, но и всего Исламского мира.

Важность мазхаба Абу Ханифа для независимого Казахстана

Традиционный для казахов ханафитский мазхаб является прекрасной идеологической платформой для формирования культа новых знаний в стране, стремления к совершенствованию и продвижению республики в сообщество развитых государств. Здесь представляется уместным привести слова нашего Президента, что религия «не должна стать объектом локальной или глобальной политической игры» «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны».

В этой связи развитие ханафитского мазхаба в качестве одного из главных духовных столпов казахского общества отвечает стратегическим интересам Республики Казахстан. Сегодня отечественная экономика требует подготовки хорошо образованных, современных и инновационно мыслящих людей. И в этом разрезе формирование качественных и высококонкурентных человеческих ресурсов страны возможно при опоре на ханафитскую интеллектуальную традицию, основанную на творчестве и инициативности. Данный процесс может также способствовать формированию мусульманских интеллектуалов в Казахстане.

Современная экономика требует людей широко образованных, в первую очередь, духовно богатых, вовлеченных в мир абстракций, символов и образов. А такой уровень личной культуры, может быть, достигнут лишь при опоре на традиционную общечеловеческую духовность, как раз и аккумулированную в ханафитской интеллектуальной традиции.

В этой связи не вызывает сомнений огромная роль ханафитского мазхаба как в исторической ретроспективе, так и для будущего становления исламской уммы Казахстана. «У нас нет другой альтернативы, кроме единой мусульманской уммы, сплоченной вокруг своих вековых традиций, которые крепко переплетены с основами мазхаба Абу Ханифы. И мы не приемлем какой-либо раскольнической идеологии, сеющей раздор и размежевание».

Казахстанское гражданское общество – здорово и сильно, прежде всего своими корнями. Интеллектуальный, творческий потенциал нашего народа – очень велик. И нельзя допустить, чтобы кто-либо посягнул на наше единство и сплоченность. Развитие ханафизма в нашей республике вместе с ростом казахстанского патриотизма позволит на идеологическом уровне противостоять религиозному радикализму и экстремизму, прикрывающемуся религией. Ведь одним из важных положений ханафизма является пропаганда справедливости и отказ от насильственных действий во имя мира.

Таким образом, возрождение и развитие ханафитского мазхаба позволит создать и повысить иммунитет казахстанских верующих к идеологии радикализма. В XXI веке исламская религия ханафитской традиции в Казахстане будет играть всевозрастающую роль в деле консолидации мусульманской общественности, в укреплении межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире все большую значимость.

Пусть Всевышний Аллах дарует благо нашей стране и укрепит единство, согласие и взаимопонимание нашего народа!

предыдущая статья
Абу Али аль-Ашари: «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя»: биография имама Ат-Тирмизи, 2 урок
следующая статья
Саджда (земной поклон) мужчины и женщины: их отличия

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником