В течение двух-трех прошедших десятилетий в мире произошли грандиозные перемены. В непредсказуемом калейдоскопе ежедневных новостей, которые обрушиваются на обывателя по всем медиа-каналам, много действующих лиц. Одним из ведущих творцов современной истории, несомненно, является мусульманский фактор. И часто либо по злому умыслу, либо по незнанию ислам выставляется средоточием зла. Аль-Каида? Зло! Братья-мусульмане? Зло! Талибан? Зло! ИГИЛ? Зло!!! Мусульманские беженцы, штурмующие Европу? Зло!!!
И ведь не все из тех, кто потребляет новостную кашу, которой мировые СМИ ежечасно потчуют свою аудиторию, задумается о том, что ислам «исламу» рознь. Поэтому не ради красного словца президент России В.Путин в своих выступлениях раз за разом напоминает, что т.н. «мусульманский» терроризм, с исламом не имеет ничего общего, что экстремисты искажают ислам, превращая его в настоящий антипод оригинала. Не просто так В.Путин ввел в лексикон российских СМИ устойчивое определение «так называемое Исламское государство». Благо, президентский посыл был воспринят и теперь, наряду с часто упоминаемым оборотом «запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ» столь же устойчиво фигурирует понятие «так называемое Исламское государство». Иными словами, В.Путин дал понять, что необходимо проводить четкую понятийную границу между исламом и теми, кто творит зло, прикрываясь именем ислама, в угоду своим корыстным интересам извращая суть и дух этой великой мировой религии.
Это, конечно же, положительный знак. Однако проблема столь запущена, что только этого мало. Возьмем к примеру, эволюцию понятия «исламизм». Так, в 1999 году, выступая на международной конференции посвященной выдающемуся татарскому религиозному мыслителю Мусе Бигиеву, автор данной статьи зачитал доклад на тему «Муса Бигиев – идеолог исламизма». И никто из присутствующих не заявил протест касательно ни названия, ни содержания озвученного доклада. Другого и не ожидалось, ведь термин «исламизм» был применен едва ли не впервые, и впервые же ему было сообщено определенное и однозначно позитивное смысловое содержание, представленное выдающимися гуманистическими идеями Мусы Бигиева.
С тех пор прошли годы, в ходе которых по недоброй воле многочисленных несведущих в исламе журналистов и неразборчивости потребителей понятию «исламизм» был придан абсолютно негативный облик и этот термин превратился едва ли не синонимом таких понятий, как «мусульманский терроризм», «исламский экстремизм», «джихадизм», и т.д. И, увы, сегодня я бы не рискнул прочесть тот же доклад с тем же названием. Хотя, например, богословско-философское наследие Мусы Бигиева не перестало быть исламистским. Оно ведь по определению не может быть коммунистическим, постмодернистским или каким бы то ни было еще.
Дело в том какой смысл мы вкладываем в тот или иной термин. Коммунизм, социализм… ничего не имею против. Эти термины вошли в оборот давным-давно, и уже никто может изменить или исказить их смысл.
С исламизмом сложнее. Ислам стал важнейшим, даже определяющим фактором международной политики не так давно. И, к сожалению, его лицом оказались не великие представители исламской мысли, не философы и гуманисты, но экстремисты и террористы. С «легкой» руки журналистов и политиков к ним прочно прилип термин «исламисты». Хотя проповедуемая ими идеология человеконенавистничества не имеет ничего общего с исламом…
Не пришло ли время реабилитировать понятие «исламизм»? Очевидно, что данный термин образован от слова «ислам». Следовательно, он по определению не может означать что-то плохое. Абсурд ситуации очевиден: тех, кого Президент России назвал исказителями и извратителями ислама, продолжают считать приверженцами или проводниками исламизма, или же воспитанниками исламизма.
Данный термин продолжает играть навязанную ему роль пугала. И кому-то выгодно, указывая на фанатичных отморозков, кричать на весь мир: «Вот он какой - ислам! Вот они какие - исламисты!» Например, владелец изданий London Evening Standard и Independent Евгений Лебедев в своей статье в The Independent, ничуть не сомневаясь в своей правоте, заявляет: «Исламизм - величайшая угроза, с которой человечество сталкивается сегодня». И как объяснить ему, что подобное поведение напоминает невежду, оказавшегося в соляной копи и кричащего при этом: «Вот он какой – сахар!»
Айдар Хайрутдинов