Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Назидание

Разбор сообщений (хадисов) о размещении рук на груди во время молитвы

Данная статья является ответом тем раскольникам, которые не признают иного мнения, кроме своего, и на основании этого порицают и обвиняют других. Ссылаясь на ведущих алимов уммы, в том числе и на тех, кто пользуется особым авторитетом среди салафитов, в статье подробно разбираются и опровергаются доводы о расположении рук на груди во время молитвы. Напоминаем, что ни в одном из четырех мазхабов Ахли Сунны это не практикуется.

______________

Довольно прискорбно, что мы тратим время на обсуждение данного вопроса (о размещении рук во время молитвы), хотя мусульманская умма еще 1400 лет назад сошлась на том, что мнения по данному вопросу могут различаться. Это приходится делать потому, что некоторые чересчур активные братья и сестры утверждают, что иное мнение, кроме мнения о необходимости размещения рук на груди, является слабым.

Некоторые искренние братья и сестры обходят мечети, порицая каждого, кто складывает руки во время молитвы иначе, чем они считают правильным. В этой статье мы постараемся показать, что сообщения о размещении рук на груди в молитве являются, фактически, слабыми и незначительными.

Учитывая нынешнее состояние уммы, мы бы предпочти тратить время на призыв к Исламу, а не погрязать в полемике, но у нас нет иного выбора, кроме как академически подойти к этому вопросу, который разделяет нашу умму и создает в ней хаос на ровном месте.

Прежде чем приступить к обсуждению, необходимо понять, что размещение рук «над пупком» не означает размещение их на груди. Почти все повествования относительно размещения рук на груди будут рассмотрены в деталях, поскольку это считается самым подлинным мнением. Обсуждение остального приводится вкратце.

Сообщение от сподвижника Вайля ибн Хаджра (да будет доволен им Аллах), приводимое у Ибн Хузаймы, с добавлением слов «на его груди»:

أخبرنا أبو طاهر, نا أبو بكر, نا أبو موسى, نا مؤمل, نا سفيان, عن عاصم بنكليب, عنأبيه, عنوائل بن حجر قال: "صليتمع رسول الله- صلىالله عليه وسلم-, ووضعيده اليمنى على يده اليسرى على صدره

Сайидина Вайль Ибн Хаджр рассказывал: «Я молился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и он положил правую руку на левую на груди» (Ибн Хузайма).

Цепочка передачи слов сподвижника Вайля ибн Хаджра (да будет доволен им Аллах)

Данное повествование записано у Ибн Хузаймы и передается по следующей цепочке:
1. Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исхак ибн Хузайма (837/233 — 923/311 по миллади/по хиджре) приводит цепочку передачи данного хадиса в своем «Сахих ибн Хузайма»;
2. Передано нам от Абу Тахира (да будет доволен им Аллах) который передал от:
3. Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) который передал от:
4. Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) который передал от:
5. Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах) который передал от:
6. Суфьяна (да будет доволен им Аллах) который передал от:
7. Асима бин Кулайба (да будет доволен им Аллах) который передал от:
8. Своего отца (Кулайба ибн Шихаба, да будет доволен им Аллах), который передал от:
9. Сподвижника Вайля ибн Худжра (да будет доволен им Аллах).

Во-первых, мы выделили цепочку Кулайба ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), так как это же повествование было достоверно передано двумя другими передатчиками, и никто из них вообще не упоминал о расположении рук на груди!

Во-вторых, даже если не брать во внимание остальные два достоверно переданных рассказа, позже мы обсудим передатчика Муаммаля бин Исмаила, который также выделен в списке.

Существует много других цепочек передачи данного хадиса, однако, ни один из них не содержит слов «на груди». Таким образом, ясно, что это собственное ошибочное добавление передатчика Муаммаля бин Исмаила к хадису.

Повествование от сподвижника Вайля Ибн Хаджра в «Сахихе» Муслима, без упоминания слов «на груди»:

حدثنازهير بن حرب حدثنا عفان حدثنا همام حدثنامحمد بن جحادة حدثني عبد الجبار بن وائلعن علقمة بن وائل ومولى لهم أنهما حدثاهعن أبيه وائل بن حجر أنه رأى النبي صلىالله عليه وسلم رفع يديه حين دخل في الصلاةكبر وصف همام حيال أذنيه ثم التحف بثوبهثم وضع يده اليمنى على اليسرى فلما أرادأن يركع أخرج يديه من الثوب ثم رفعهما ثمكبر فركع فلما قال سمع الله لمن حمده رفعيديه فلما سجد سجد بين كفيه

Сайидина Вайль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) рассказал, что видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял руки в начале молитвы и произнес такбир, и согласно Хаммаму (передатчику), его руки были расположены у ушей. Он (Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), обернул руки своей одеждой и положил правую руку на левую. И когда он собирался совершить поклон, он вынул свои руки из одежды, затем поднял их, произнес такбир и совершил поклон, а когда вернулся в вертикальное положение, произнес: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу» («Самиа Аллаху лиман хамидаh»). А во время земного поклона он совершал саджда между двух своих ладоней» (Муслим).

Повествование от сайидины Вайла Ибн Хаджра в «Муснаде» имама Ахмада без упоминания слов «на груди»:

حدثنا عبد اللهحدثني أبي ثنا محمد بن جعفر ثنا شعبة عنعمرو بن مرة قال: سمعتأبا البختري الطائي يحدث عن عبد الرحمنبن اليحصبي عن وائل بن حجر الحضرمي:: (أنه صلى معرسول الله صلى الله عليه و سلم فكان يكبرإذا خفض و إذا رفع و يرفع يديه عند التكبيرو يسلم عن يمينه و عن يساره قال شعبة: قال لي أبان- يعنيابن تغلب- فيالحديث حتى يبدو وضح وجهه, فقلت لعمرو:.?. أفي الحديثحتى يبدو وضح وجهه فقال عمرو أو نحو ذلك) .

Никто из учеников Суфьяна Саури (да будет доволен им Аллах), кроме Муаммаля бин Исмаила, не упоминал о «размещении рук на груди».

В-третьих, другие передатчики, рассказавшие хадис от Асима бин Хулайба,наряду с Суфьяном аль Саури (да будет доволен им Аллах) не включали данные слова в свои повествования. Обратите внимание на следующий список рассказчиков, передавших тот же хадис от Асима бин Хулайба - ни один из них не включил дополнения, которые внес Муаммаль бин Исмаил:
1. Шуаба, Абдуль Вахид, Зубайр бин Муавия, согласно «Муснаду» Ахмада (Ахмад 18398, 18371 и 18397);
2. Зайда, согласно «Муснаду» Ахмада, Дарими, Абу Дауду, Насаи и Байхакы (Ахмад 18391, Дарими 1357, Абу Дауд 726, Насаи 889, Байхакы 2325);
3. Бишр бин аль Муфаддаль, согласно Ибн Маджа, Абу Дауду и Насаи (Ибн Маджа 810, Абу Дауд 726 и 957, Насаи 1265);
4. Абдуллах бин Идрис, согласно Ибн Маджа (Ибн Мадж 810);
5. Салам бин Салим, согласно «Муснаду» Абу Дауда Тайалиси (Абу Дауд Тайалиси 1020).

Слабость передатчика Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах)

Поскольку, дополнение «на груди» упоминается лишь в цепочке, содержащей Муаммаля бин Исмаила, важно изучить его надежность как передатчика. Вот что говорят о нем другие ученые:

Имам Мухаммад бин Насар Аль-Маврази (да будет доволен им Аллах) назвал Муаммаля бин Исмаила слабым памятью и совершающим ошибки.

Мухаммад ибн Наср ибн Хаджадж Аль-Марвази (Абу Абдуллах Аль-Марвази) — великий ученый, родился в Багдаде, в 202 году по хиджре, вырос в Нишапуре и обосновался в Самарканде. Он путешествовал по центрам исламских знаний, таким как Хураса, Рай, Багдад, Басра, Куфа, Мадина аль-Мунаварра (Лучезарная Медина), Макка аль-Мукаррама (Благородная Мекка), Сирия и Египет. Он брал знания у ученых хадиса своего времени, таких как Яхья ибн ат-Тамими, Исхак ибн Рахвай, Юнус ибн Абдуль А’ля, Ибрахим ибн Аль-Мунзара (да будет доволен ими Аллах) и достиг высот знаний, что признавали другие ученые. Другие (ученые) говорили о нем:

Ибн Хиббан, да будет доволен им Аллах, автор «Сахих ибн Хиббан», сказал: «Он был одним из имамов этого мира, который собирал (знания) и стремился (к ним), и он был осведомлен о мнениях ученых своего времени, и был наиболее преуспевшим в знаниях среди ученых того времени».

قال ابن حبان: «كان أحد الأئمةفي الدنيا ممن جمع وصنف, وكانأعلم أهل زمانه بالاختلاف وأكثرهم صيانةفي العلم.

Хатиб Багдади, да будет доволен им Аллах, сказал: «Он был одним из знающих людей, знавший о различиях (мнений) среди сахабов (да будет доволен ими Аллах) и тех, кто пришел на смену им в вопросах судебных запретов».

قال الخطيبالبغدادي: «كا\ نمن أعلم الناس باختلاف الصحابة ومن بعدهمفي الأحكام.

Имам Хаким, да будет доволен им Аллах, писал о нем: «Имам в науке хадиса своего времени, не имеющий равных себе».

ذكره الحاكمفقال: إمامعصره بلا مدافعة في الحديث

Кади Мухаммад ибн Мухаммад, да будет доволен им Аллах, говорил, что дошло до него от более ранних ученых, что мужей знания из Хорасана было четверо:
1. Абдуллах ибн Абу Мубарак (да будет доволен им Аллах);
2. Исхак ибн Рахвай (да будет доволен им Аллах);
3. Яхья ибн Ат-Тамими (да будет доволен им Аллах);
4. Мухаммад ибн Наср ибн Хаджадж Аль-Марвази (да будет доволен им Аллах).

وقال القاضي محمدبن محمد: كانالصدر الأول من مشايخنا يقولون: رجال خراسان أربعة: ابن المبارك, وابن راهويه, يحيى بن يحيى, ومحمد بن نصر.

Абдуллах ибн Мухаммад аль-Асфарайни, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что он слышал, как Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хакм, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мухаммад ибн Наср ибн Хаджадж Аль-Марвази, да будет доволен им Аллах, был имамом в Египте, так что (говорить) о Хорасане?»

قال عبد اللهبن محمد الإسفراييني: سمعتمحمد بن عبد الله بن عبد الحكم يقول: كان محمد بننصر بمصر إماما.فكيفبخراسان?

Имам (муфтий) Ибн ас-Салах (да будет доволен им Аллах) считал его шафиитом и писал, что он обладал глубокими знаниями в науках фикха и хадиса и был «сахибуль-ихтийяр» («человеком выбора»), поскольку он иногда не соглашался с шафиитскими учеными и избирал иной способ (решения вопроса), и нет в этом ничего плохого. В этом он был подобен Ибн Хузейме, Аль-Музни, и тем, кто был до них, таким как Аби Саур (да будет доволен ими Аллах).

Это одна из ранних записей ученого по хадису, современника имама Бухари, дискредитирующая рассказы Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах), назвавшего его слабым памятью и совершающим множество ошибок:

وأما ما روي عنالحسن وابن سيرين أنهما كانا يقولان مسلمويهابان مؤمن فإن هذا حديث لم يروه عنحماد بن زيد غير المؤمل وإذا انفرد بحديثوجب أن توقف ويتثبت فيه لأنه كان سيء الحفظكثير الغلط

Имам Яхья ибн Маин (да будет доволен им Аллах) повествует, что передача Муаммаля ибн Исмаила от Суфьяна Саури не является доводом:

سمعت يحيى يقول: (قبيصة) ليس بحجة في سفيان, ولا أبو حذيفة, ولا يحيى بن آدم, ولا مؤمل- معرفة الرجال لإبنمعين ج1 ص114 س549 - ابنمحرز كما في سؤالاته ليحيى بن معين ج1 ص560

Я слышал, как Яхья (Ибн Маин) сказал: «(Кабиса) не является доводом(худжа), в отношении (повествований) от Суфьяна ас-Саури, равно как Абу Хузайфа, Яхья ибн Адам и Муаммаль Ибн Исмаил не являются доводом (худжа)» (Марифат ар-Риджаль ли-ибн Ма’ин (1/113 № 549)/Ибн Мухриз фи Су’алатиху ли-ибн Ма’ин (1/560).

Это конкретное упоминание Яхьи ибн Маина о Муаммале ибн Исмаиле относительно его повествований от Суфьяна Саури (да будет доволен им Аллах). Общие ссылки приведены ниже в перечне остальных ссылок.

Имам Тирмизи сообщает, что Муаммаль ибн Исмаил совершил ошибку:

حدثنا محمود بنغيلان حدثنا مؤمل عن حماد بن سلمة عن حميدعن أنس أن النبي صلى الله عليه وسلم قالألظوا بيا ذا الجلال والإكرام قال أبوعيسى هذا حديث غريب وليس بمحفوظ وإنمايروى هذا عن حماد بن سلمة عن حميد عن الحسنالبصري عن النبي صلى الله عليه وسلم وهذاأصح ومؤمل غلط فيه فقال عن حميد عن أنسولا يتابع فيه

Имам Тирмизи сказал в отношении хадиса, в цепочке передатчиков которого был Муаммаль ибн Исмаил:

«Это гариб (неизвестный, уникальный) хадис, и он не сохраняется. Этот хадис должен быть передан следующим образом: от Хаммада бин Салама, от Хасана аль-Басри, от Наби — и это правильная цепочка. А Муаммаль ибн Исмаил совершил ошибку в своем (санаде – цепочке) и сказал: от Хумайда, от Анаса, и у него нет мутабиа (кого-то, следующего за ним в этом или поддерживающего его в этом)».

Три вещи, которые можно отметить у имама Тирмизи:

1. Повествования признавались достоверными имамом Тирмизи (тахсин и тасхих), только потому, что у Муаммаля бин Исмаила были подлинные шавахид и мутабиа*;

(*мутабиа – множественное от «мутаби», сообщение, подобное в своей передаче другому сообщению, которое возвращается к одному и тому же источнику; шавахид, множественное от «шахид», сообщение от сподвижника, бывшего свидетелем (события) или подтверждающего сообщение другого сподвижника – прим. переводчика)

2. В случае дополнения к иснаду (цепочке) и матну (тексту хадиса) Муаммалем бин Исмаилом, оно (повествование) отвергалось Тирмизи и не сохранялось;

3. Муаммаль бин Исмаил совершал ошибки.

Имам Насаи (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Муаммаль бин Исмаил (да будет доволен им Аллах) совершал множество ошибок:

(حديث مرفوع) أخبرني عليبن سهل, قال: حدثنا مؤمل, قال: حدثنا شعبة, عن عاصم, عن الشعبي, عن أم سلمة, أن النبي صلىالله عليه وسلم كان إذا خرج من بيته, قال: "اللهم أنيأعوذ بك أن أزل أو أضل, أوأظلم أو أظلم, أوأجهل أو يجهل علي". قالأبو عبد الرحمن: هذاخطأ: عاصمعن الشعبي, والصواب: شعبة عن منصور, ومؤمل بنإسماعيل كثير الخطأ. خالفهبهز بن أسد رواه, عنشعبة, عنمنصور, عنالشعبي.

После повествования хадиса (дуа), Абу Абдир Рахман сказал: «Слова «от Асима и от Шаби» являются ошибочными. Верная же цепочка: Шубаха от Мансура. Муаммаль бин Исмаил совершил множество ошибок. Другого мнения придерживался Баз бин Асад, сообщивший о цепочке передатчиков от Шубаха и Мансура».

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да будет доволен им Аллах) говорил, что джамаат (большинство ученых) считает Муаммаля бин Исмаила слабым (передатчиком):

رواه الطبراني فيالأوسط وفيه مؤمل بن إسماعيل وثقه ابنحبان وضعفه جماعة.

Аль-Хайтами передавая хадис из «Аусата» Табарани, говорит: «Это повествование, приведенное Табарани в «Аль-Аусате», содержит в себе Муаммаля бин Исмаила, являющегося «сикаh» (заслуживающим доверия) в соответствии с Ибн Хиббаном, но джамаат (большинство ученых) признали его слабым».

رواه البزار وفيهمؤمل بن إسماعيل وثقه ابن معين وابن حبانوضعفه البخاري وغيره, وبقيةرجاله ثقات

Относительно хадиса из «Муснад» аль-Баззари он сказал: «Это повествование, переданное от аль-Баззара, содержит в себе Муаммаля бин Исмаила, являющегося «сикаh» согласно Ибн Маину и Ибн Хиббану, но слабым согласно аль-Бухари и другим. Остальные рассказчики являются «сикаh (заслуживающими доверия)».

رواه الطبراني منطريقين في إحداهما: منصوربن دينار وهو ضعيف وفي الأخرى مؤمل بنإسماعيل وثقه ابن معين وضعفه الجمهور.

Относительно хадиса из «Аусата» ат-Табарани он говорит: «Табарани связывает хадис с двумя цепочками передатчиков, в одной из них присутствует Мансур бин Динар, являющийся слабым, в другой присутствует Муаммаль бин Исмаил — он является «сикаh» согласно Ибн Маину, но слабым согласно джумхур (большинству)».

رواه الطبرانيوقال: لميرفعه عن حماد بن زيد إلا مؤمل بن إسماعيل, قلت: ومؤملثقة كثير الخطأ وقد وثقه ابن معين وغيرهوضعفه البخاري وغيره, وبقيةرجاله ثقات

Он снова ссылается на хадис из «Аусата» Табарани и говорит: «Никто не возвысил его (то есть не сделал его «марфу*» от Хаммада ибн Зайда, кроме Муаммаля бин Исмаила). Я (аль-Хайтами) говорю: «Муаммаль является «сикаh», но совершает много ошибок. Он также является «сикаh» согласно Ибн Маину, но слаб согласно аль-Бухари. Остальные рассказчики являются «сикаh».

(*Марфу’- сообщение о словах или деяниях Пророка (мир ему и благословение), переданного сподвижником, который слышал или видел это – прим. переводчика)

Имам Миззи, да будет доволен им Аллах, сказал, что Имам Бухари (да будет доволен им Аллах) назвал Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах) «мункар аль-хадис»* (недостоверный):

(*мункар – слабое сообщение, которое противоречит другому слабому сообщению, прим. переводчика)

وقال البخاري: منكر الحديث.

Имам Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал, что Имам Бухари (да будет доволен им Аллах) назвал Муаммаля бин Исмаила «мункаруль-хадис» (недостоверный):

وقال البخاري: منكر الحديث

Имам Абу Хатим (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Муаммаль бин Исмаил совершал ошибки:

قال سألت أبى عنمؤمل بن إسماعيل فقال صدوق شديد في السنةكثير الخطأ يكتب حديثه

...Он (Ибн Абу Хатим) рассказал, что спросил отца (Абу Хатима) о Муаммале бин Исмаиле, на что он ответил, что Муаммаль бин Исмаил является честным, тверд в Сунне, совершает множество ошибок, записывает повествования...

وسئل عن مؤمل بنإسماعيل وأبى حذيفة فقال في كتبهما خطأكثير وأبو حذيفة اقلهما خطأ

Его (Абу Хатима) спросили о Муаммале бин Исмаиле и Абу Хузайфе, на что он ответил, что в их книгах много ошибок, но все же из них двоих Абу Хузайфа совершил меньше ошибок.

وقال غيره دفنكتبه فكان يحدث من حفظه فكثر خطأه

Говорится также, что он оставил книги и передавал по памяти наизусть, и таким образом, допустил множество ошибок.

Имам Хаким, да будет доволен им Аллах, передает, что имам Даракутни сказал о совершении многочисленных ошибок Муаммалем бин Исмаилом(да будет доволен им Аллах):

قال الحاكم قلتللدارقطني مؤمل بن إسماعيل? قالصدوق كثير الخطأ. 492

Аль-Хаким сказал: «Я говорил с аль-Даракутни относительно Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах), и он ответил: он «судук» - правдивый, но допустил множество ошибок».

Имам Даракутни, да будет доволен им Аллах, сообщает, что его учитель сомневался в памяти Муаммаля бин Исмаила, да будет доволен им Аллах:

2173 \ 9 - حدثنا أبوبكر النيسابوري, ثناحاجب بن سليمان, ثنامؤمل بن إسماعيل, ثناسفيان, حدثنيمنصور, عنأبي وائل, قال: جاءنا كتاب عمرونحن بخانقين: إنالأهلة بعضها أعظم من بعض, فإذارأيتم الهلال لأول النهار, فلاتفطروا حتى يشهد رجلان ذوا عدل أنهماأهلاه بالأمس عشية. قاللنا أبو بكر: إنكان مؤمل حفظه فهو غريب. وخالفهالإمام عبد الرحمن بن مهدي.

При повествовании хадиса, содержащего Муаммаля бин Исмаила в цепочке передатчиков, Имам ад-Даракутни сказал: «Абу Бакр (ан-Найсабури) сообщил нам, что если этот хадис вспомнил Муаммаль бин Исмаил, то он является гариб, ибо он (Муаммаль бин Исмаил) был противоположенного мнения с имамом Абдуррахманом аль-Махди».

Имам Аль-Хафиз ибн Хаджар (да будет доволен им Аллах) в частности, отвергает Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах) в нескольких сообщениях:

[682] خت قد ت س قالبخاري في التعاليق وأبي داود في القدروالترمذي والنسائي وابن ماجة مؤمل بنإسماعيل العدوي مولى آل الخطاب وقيل مولىبني بكر أبو عبد الرحمن البصري نزيل مكةروى عن عكرمة بن عمار وأبي هلال الراسبيونافع بن عمر الجمحي وشعبة والحمادينوالسفيانين وغيرهم وعنه أحمد بن حنبلوإسحاق بن راهويه وعلي بن المديني وأبوموسى وبندار وأبو كريب وأبو الجوزاء أحمدبن عثمان النوفلي وعلي بن سهل الرمليومحمود بن غيلان وأحمد بن نصر الفراءوآخرون قال بن أبي خيثمة عن بن معين ثقةوقال عثمان الدارمي قلت لابن معين أي شيءحاله فقال ثقة قلت هو أحب إليك أو عبيدالله يعني بن موسى فلم يفضل وقال أبو حاتمصدوق شديد في السنة كثير الخطأ وقالالبخاري منكر الحديث وقال الآجري سألتأبا داود عنه فعظمه ورفع من شأنه إلا أنهيهم في الشيء وذكره بن حبان في الثقاتوقال مات سنة ست ومائتين وفيها أرخه أبوالقاسم بن مندة وزاد في رمضان وقال البخاريمات سنة خمس أو ست وقال غيره دفن كتبه فكانيحدث من حفظه فكثر خطأه قلت قال بن حبانفي الثقات ربما أخطأ مات يوم الأحد لسبععشرة ليلة خلت من شهر رمضان سنة ست ومائتينوهكذا أرخه البخاري عن بن أبي بزة قالالبخاري أما ابنه فقال نحن من صلبية كنانةقال وحدثني من أثق به أنه مولى لبني بكروقال يعقوب بن سفيان مؤمل أبو عبد الرحمنشيخ جليل سني سمعت سليمان بن حرب يحسنالثناء كان مشيختنا يوصون به إلا أن حديثهلا يشبه حديث أصحابه وقد يجب على أهل العلمأن يقفوا عن حديثه فإنه يروي المناكير عنثقات شيوخه وهذا أشد فلو كانت هذه المناكيرعن الضعفاء لكنا نجعل له عذرا وقال الساجيصدوق كثير الخطأ وله أوهام يطول ذكرهاوقال بن سعد ثقة كثير الغلط وقال بن قانعصالح يخطئ وقال الدارقطني ثقة كثير الخطأوقال إسحاق بن راهويه حدثنا مؤمل بنإسماعيل ثقة وقال محمد بن نصر المروزيالمؤمل إذا انفرد بحديث وجب أن يتوقفويثبت فيه لأنه كان سيء الحفظ كثير الغلط

Имам Аль-Хафиз Ибн Хаджр Аскалани, да будет доволен им Аллах, выделяет слабость в повествовании Муаммаля бин Исмаиля от Суфьяна (да будет доволен ими Аллах) который присутствует в цепочке передатчиков разбираемого нами хадиса:

وكذلك مؤمل بنإسماعيل في حديثه عن الثوري ضعف

Шейх Аль-Альбани отмечает, что Муаммаль бин Исмаил был слаб памятью, и положение данного хадиса у Ибн Хузаймы является слабым:

Однако шейх утверждает, что данный хадис является подлинным согласно другим цепочкам.

إسناده ضعيف لأنمؤملا وهو: ابنإسماعيل سيئ الحفظ, لكنالحديث صحيح جاء من طرق أخرى بمعناه, وفي الوضع علىالصدر أحاديث تشهد له

Что же касается того факта, что Имам Бухари (да будет доволен им Аллах) передавал от Муаммаля бин Исмаила (да будет доволен им Аллах), то имам Бухари, да будет доволен им Аллах, вообще ничего не передавал от Муаммаля бин Исмаила, да будет доволен им Аллах! На самом деле, хадис звучит следующим образом:

حدثنا عبد اللهبن عبد الوهاب حدثنا حماد عن رجل لم يسمهعن الحسن قال خرجت بسلاحي ليالي الفتنةفاستقبلني أبو بكرة فقال أين تريد قلتأريد نصرة ابن عم رسول الله صلى الله عليهوسلم قال قال رسول الله صلى الله عليهوسلم إذا تواجه المسلمان بسيفيهما[ص: 2595] فكلاهمامن أهل النار قيل فهذا القاتل فما بالالمقتول قال إنه أراد قتل صاحبه

«Передает Аль-Хасан: «Я вышел, охраняя мою армию в Ночь угнетения (т. е. во время войны между Аишей и Али, да будет доволен им Аллах). Меня встретил Абу Бакра, и спросил: «Куда ты идешь?» Я ответил: «Я намерен помочь двоюродному брату Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует (т.е.Али)». Абу Бакра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если два мусульманина обнажат свои мечи для сражения друг с другом, то оба они будут из числа обитателей Ада». Его, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Это ясно по отношению к убийце, но что же по поводу убитого?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Убитый имел намерение убить своего противника» (Бухари).

После, под истинным текстом хадиса следует данный текст:

قال حماد بن زيدفذكرت هذا الحديث لأيوب ويونس بن عبيدوأنا أريد أن يحدثاني به فقالا إنما روىهذا الحديث الحسن عن الأحنف بن قيس عن أبيبكرة حدثنا سليمان حدثنا حماد بهذا وقالمؤمل حدثنا حماد بن زيد حدثنا أيوب ويونسوهشام ومعلى بن زياد عن الحسن عن الأحنفعن أبي بكرة عن النبي صلى الله عليه وسلمورواه معمر عن أيوب ورواه بكار بن عبدالعزيز عن أبيه عن أبي بكرة وقال غندرحدثنا شعبة عن منصور عنربعي بن حراش عن أبي بكرة عن النبي صلىالله عليه وسلم ولم يرفعه سفيان عن منصور

«Сайидина Хаммад ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, утверждает, что затем я передал данный хадис Аюбу и Юнусу ибн Абиду, да будет доволен ими Аллах, и далее передавали эти два человека, Хасан, да будет доволен им Аллах, передал Ахнафу ибн Кайсу, и он передал Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. Нам этот хадис был передан от Салмана, и ему от Хаммада, да будет доволен ими Аллах. Мумаль утверждает, что данный хадис нам был передан от Хаммада ибн Зайда, да будет доволен им Аллах, и ему он был передан от Аюба, Юнуса, Хишама и Маллы ибн Зайяда, да будет доволен ими Аллах по цепочке от Хасана, да будет доволен им Аллах, и ему был передан от сайидины Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и ему от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И повествование от Муммара, да будет доволен им Аллах, - по цепочке от Аюба, да будет доволен им Аллах, и ему от сайидины Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И Джандар рассказывает, что ему передал Шуба, и тому передал Мансур, да будет доволен им Аллах, и тому передал Раби ибн Хираш, да будет доволен им Аллах, и ему передал сайидина Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и ему передал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И Суфьян, да будет доволен им Аллах,не передавал его в качестве «марфу» по цепочке от Мансура, да будет доволен им Аллах»

Муаммаль бин Исмаил упомянут в Таликате «Сахиха» Бухари, и нет ни одного хадиса от него!

Личная практика Суфьяна Саури размещать руки ниже пупка

Как уже указывалось выше, ни от одного из учеников Суфьяна Саури (да будет доволен им Аллах) не дошло до нас дополнительное выражение «на груди». Следует также отметить, что имам Суфьян Саури был из людей знания в Куфе (т. е. следовал школе имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах) и придерживался мнения, что руки должны быть размещены под пупком во время молитвы, что было упомянуто в авторитетной книге ханбалитского мазхаба «Аль-Мугни»:

(662) مسألة: قال: (ويجعلهما تحتسرته) اختلفتالرواية في موضع وضعهما, فرويعن أحمد, أنهيضعهما تحت سرته. رويذلك عن علي, وأبيهريرة وأبي مجلز, والنخعي, والثوري, وإسحاق; لما روي عن عليرضي الله عنه قال: منالسنة وضع اليمين على الشمال تحت السرة. رواه الإمام أحمد, وأبو داود. وهذا ينصرف إلىسنة النبي صلى الله عليه وسلم ولأنه قولمن ذكرنا من الصحابة.

Невозможно представить, чтобы Суфьян Саури (да будет доволен им Аллах) обладая подлинной информацией о размещении рук на груди, решил все же ее проигнорировать и практиковал размещение их под пупком!

Второй хадис о размещении рук на груди:

حدثنا يحيى بنسعيد, عنسفيان, حدثنيسماك, عنقبيصة بن هلب, عنأبيه, قال: رأيت النبي صلىالله عليه وسلمينصرف عن يمينه وعنيساره, ورأيتهقال يضع هذه على صدره

Сайидина Хульб, да будет доволен им Аллах, рассказывает, что «Я видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поворачивался направо и налево, и я видел, как он возлагал их (руки) на своей груди». Яхья (один из передатчиков) упомянул о правой (кисти) на левой, выше запястья (Ахмад, 21460).

Алляма Хашим Синды говорит в «Дирхам аль Сурра», стр. 113, что и Симака бин Харба, и Кабису (двух передатчиков данного хадиса) отвергали некоторые ученые по науке джарх ва тадиль (науки оценки и описания передатчиков хадиса – прим. переводчика).

Данный хадис содержит слова «на груди». Это дополнение не имеет основы и не подтверждено: из всех рассказчиков, передавших данный хадис от Симака, только один передает эти дополнительные слова.

Посмотрите следующие повествования того же хадиса без добавления слов «на груди».

1. Абу аль-Ахвас передает от Симака бин Харба, от Касибы, и от его отца, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был имамом в молитве и обхватывал левую руку правой».

حدثنا يحيى بنسعيد عن سفيان حدثني سماك عن قبيصة بن هلبعن أبيه قال رأيت النبي صلى الله عليهوسلم ينصرف عن يمينه وعن يساره ورأيتهقال يضع هذه على صدره وصف يحيى اليمنى علىاليسرى فوق المفصل

2. Шарик передает от Симака, от Касибы бин Хульба, от его отца, который говорит (приведен конец большого хадиса): «Я видел, как он положил одну свою руку на другую, и также я видел, как он повернулся один раз направо и один раз налево».

حدثنا زكريا بنيحيى بن صبيح حدثنا شريك عن سماك عن قبيصةبن الهلب عن أبيه قال سألت النبي صلى اللهعليه وسلم عن طعام النصارى فقال لا يحيكنفي صدرك طعام ضارعت فيه النصرانية قالورأيته يضع إحدى يديه على الأخرى

3. Ваки повествует от Суфьяна, от Симака бин Харба, от Касибы бин Хульба, от его отца, который сказал: «Я видел, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) положил свою правую руку на левую во время молитвы, и также я видел, как он повернулся направо и налево».

حدثنا أبو بكر بنأبي شيبة حدثنا وكيع عن سفيان عن سماك بنحرب عن قبيصة بن الهلب عن أبيه قال رأيتالنبي صلى الله عليه وسلم واضعا يمينهعلى شماله في الصلاة ورأيته ينصرف عنيمينه وعن شماله

4. Даракутни повествует от Абдуррахмана бин Махди и Ваки, от Суфьяна, от Симака ибн Харба, от Касибы бин Хульба, от его отца, который сказал: «Я видел как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) положил свою правую руку на левую в молитве» (Даракутни, 1087).

حدثنا أبو محمدبن صاعد ، نا يعقوب بن إبراهيم الدورقي ،ثنا عبد الرحمن بن مهدي ، عن سفيان ، ح: وحدثنا محمد بنمخلد ، نا محمد بن إسماعيل الحساني ، ثناوكيع ، ثنا سفيان ، عن سماك ، عن قبيصة بنهلب ، عن أبيه ، قال: " رأيترسول الله- صلىالله عليه وسلم- واضعايمينه

على شماله في الصلاة

Перечисленные выше повествования показывают, что слова «на груди» являются ненадежным дополнением одного из передатчиков, ввиду чего данное сообщение является «шаз» (одиночным)*.

*Шаз – одиночное сообщение хорошего качества, которое противоречит другому аналогичному сообщению (прим. переводчика).

Имам Нимави добавляет в своем «Талик аль Хасан» (1/145): «У меня есть подозрения, что текст хадиса был ошибочно изменен писателем. Правильными, по-видимому, являются слова «Ядау хазихи аля хазихи» (т. е. «он положил свою руку на свою руку»), а не «хазихи аля садрихи» (т. е. «свою руку на свою грудь»). Только такая формулировка может согласовать интерпретацию рассказчиков с его собственной, в повествовании говорится: «Яхья описал это как размещение правой руки на левой, выше запястья». Это также соответствует всем другим повествованиям данного хадиса, которые не содержат слов «на груди», и кроме того, объясняет, почему следующие авторы не включили данное сообщение в свои полные труды: Хайтами в «Маджм аз- Завайд», Суюти в «Джам аль-Джавами» и Али аль-Муттаки вего «Канз аль-Уммаль». И Аллах знает лучше.

Также, автор Аун аль Ма’буд признает, что комментарий Яхьи не подходит формулировке хадиса.

Даже если мы возьмем данный хадис, который является «шаз» (одиночным), и разнится с другими повествованиями, и проигнорируем данный факт, все же, передатчик Симак ибн Харб (да будет доволен им Аллах) является слабым, как отмечают это многие ученые по хадису следующим образом:

أبو حاتم بن حبانالبستي يخطئ كثيرا

الدارقطني سيءالحفظ

الذهبي ثقة ساءحفظه، أحد أعلام الكوفة

سفيان الثوري كانيضعفه بعض الضعف، ومرة: ضعيف،ومرة: ماسقط لسماك بن حرب حديث

ابن المبارك سماكضعيف في الحديث.

شعبة بن الحجاجضعفه

صالح بن محمد جزرةيضعف

عبد الرحمن بنيوسف بن خراش في حديثه لين

محمد بن عبد اللهالمخرمي ضعيف في الحديث

يعقوب بن سفيانالفسوي مضطرب

محمد بن عمارالموصلي يقولون كان يغلط، ويختلفون فيحديثه

يعقوب بن شيبةالسدوسي صالح وليس من المثبتين

И даже если мы примем данный хадис, который является «шаз» (одиночный) и отличается от других повествований, и решим проигнорировать этот факт, и даже проигнорируем, что передатчик Симак ибн Харб (да будет доволен им Аллах) является слабым, то следующий рассказчик также является слабым в соответствии с мнением ученых по хадису:

أحمد بن شعيبالنسائي مجهول

علي بن المدينيمجهول، لم يرو عنه غير سماك بن حرب

Третий хадис о размещении рук на груди:

Рассказывает Тавус, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клал свою правую руку на левую, а затем прижимал их крепко на груди во время молитвы (Абу Дауд 759).

Имам Нимави объявил данный хадис слабым (Ат-Талик аль Хасан 1/145. Аллама Хашим Синды говорит в «Дирхам ас-Сурра», стр. 27, что достоверность двух передатчиков данного хадиса является спорной: Сулеймана бин Мусы и Хайтама бин Хумайда).

Данный хадис является мурсаль, иснад которого содержит Сулеймана бин Мусу, которого считали слабым некоторые ученые. Бухари утверждает, что у него есть сообщения мункар. Насаи сообщает, что он не силен в хадисах. Хафиз говорит в Ат-Такрибе»: «Он — садук и факих. Существует некоторая («лин») «слабость» в его хадисе». Более того, Абу Дауд привел то же повествование в своем «Марасиле», однако под другой редакцией. Вместо «он сложил их крепко на груди», в том повествовании сказано: «он переплел пальцы рук на груди». («Марасиль», Аби Дауд, стр. 85).

Данный хадис также является «мурсаль*», и хотя мурсаль хадисы принимаются другими учеными с натяжкой, ханафитские улемы считают, что они приемлемы в качестве доказательства. Поэтому, как указали некоторые из них, данное повествование является обязательным для нас. Тем не менее, мы говорим, что сахих хадис от сайидины Вайля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, рассказанный Ибн Аби Шайбой предпочтительнее, и хадис сайидины Али и сайидины Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, более приемлем для нас, так как они явно говорят нам, что сунной является расположение рук под пупком. Слова Тавуса «он делал» не могут противостоять словам сподвижников «это сунна». Также, как уже говорилось ранее, дополнение Тавуса к хадису является спорным. Более того, мурсаль повествованию Тавуса противопоставляется мурсаль повествования Ибрахима ан-Нахаи и Абу Миджлаза.

*Мурсаль хадис – хадис без иснада или с неполным иснадом, или без имени последователя (табиина – который слышал его от сподвижника)- прим. переводчика.

Четвертый хадис о размещении рук на груди:

Сайидина Вайль ибн Худжр, да будет доволен им Аллах, рассказывает: «Я был с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Он встал, пошел к мечети, зашел в михраб. Он поднял свои руки в такбире и затем положил свою правую руку на левую на груди» (Байхаки 2335)

Имам Нимави говорит: «Иснад его очень слаб. Захаби сказал о Мухаммаде бин Худжре, как об имеющем сообщения мункар. Бухари говорил, что его достоверность под вопросом (Бухари часто использовал данное выражение, чтобы продемонстрировать слабость рассказчика). Ибн аль-Туркмани сказал: «Мать Абдуль Джаббара является матерью Яхьи. Я не знаю ее имени или подробностей о ней (оценку надежности)». Саид бин Абдуль Джаббар также слаб. Забари цитирует слова Насаи в своем «Мизане» о том, что Саид бин Абдуль Джаббар не является сильным. Хафиз ибн Хаджар говорит в «Такриде»: Саид бин Абдуль Джаббар аль Хадрами аль Куфи является слабым» (ат-Талик аль Хасан 1/145).

Пятый хадис о расположении рук на груди:

Акаба бин Сахбан сообщает, что сайидина Али (да будет доволен им Аллах), объясняя аят «Посему, совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву», пояснил, что это означает класть правую руку на середину левой на груди (Байхаки 2337)

Ибн аль Тукрмани сказал, что и санад, и текст данного повествования являются мудтараб* (аль-Джаухар ан- Накый, 2/46).

*мудтараб – сообщение, где слова переставлены местами, добавлены (слова), или имеются иные недостатки (прим. переводчика)

Шестой хадис о расположении рук на груди:

Абу аль Джауз передает от сайидины ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) слова, которые он сказал об аяте «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву»: «Это означает расположение правой руки на левой на груди во время молитвы» (Байхакы, 2339).

Алляма Хашим сказал в «Дирхаме ас-Сурра», стр. 28: «Этот хадис является слабым из-за двух пунктов: поскольку он является мукати, и потому что трое его передатчиков (Амр, Яхья и Раух) являются слабыми. Поэтому, это следует принять во внимание. Кроме того, авторы «Мухит аль Бурхани» и Маджма аль-Бахрейн» передали марфу хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) со словами «Частью сунны является класть правую руку на левую ниже пупка во время намаза».

Имам Нимави объявил иснад данного повествования слабым: «Раух бин аль Мусайиб является матрук (оставляемым). Ибн Хиббан сказал, что Раух ибн аль Мусайиб передает и приписывает поддельные сообщения даже надежным передатчикам. Не дозволено передавать от него. Ибн Адий сказал, что его сообщения не сохраняются» (ат-Талик аль Хасан 1/146).

Санад также содержит третьего передатчика, Амра бин Малика ан-Накри. Ибн аль Туркмани пишет о нем в «Аль-Джаухаре аль Накий»: «Ибн Адий сказал, что Амр аль Накри является мункар аль-хадис, даже в сообщениях от надежных источников. Он подделывает рассказы, и Абу Яла аль-Маусили объявил его даиф (слабым)» (Аль Джаухар ан-Накий 2/47).

Правильный тафсир данного аята: Ибн Джарир ат-Табари, цитируя тафсир ученых,который является, по его словам самым правильным, пишет: «Смысл данного аята следующий: «О, Посланник Аллаха! Совершай все свои молитвы искренне ради своего Господа, не прибегая к другим ложным богам, и совершай все жертвоприношения исключительно ради твоего Господа, не вовлекая ложных божеств» (Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 12/724).

Седьмой хадис, в котором говорится о расположении рук на груди:

Ибн Джарир ад-Дабби передает от своего отца, который сказал: «Я видел Али (да будет доволен им Аллах),который положил свою левую руку назапястье правой, выше пупка» (Абу Дауд 757).

Имам Нимави пишет в «Азар ас-Сунан», что дополнительные слова «выше пупка» не подтверждены и недостоверны. Похожий хадис был приведен в «Ас-Сафина аль Джарайдийя» со ссылкой на авторитет Муслима бин Ибрахима, одного из шейхов Бухари, в «Мусаннафе» Абу Бакра бин Аби Шайбы (Ибн Аби Шайба 3940, 8722) и у Бухари (в главе, посвященной действиям в молитве) в муаллак, сокращенной форме. Тем не менее, ни одно из данных повествований не содержит слов «выше пупка».

Единственным передатчиком, включившим это дополнение в хадис, является Абу Бадр Шуджа бин аль-Валид, повествующий от Абу Талута Абдуссалама бин Абу Хазима. Шуджа некоторыми рассматривался как заслуживающий доверия, но Абу Хатим сказал о нем (как приводится Хафизом ибн Хаджаром в предисловии к «Фас аль Бари» и Захаби вего «Мизане»): «Он слаб в хадисах; шейх, который не является сильным, и кроме того, его свидетельство не может быть принято, даже несмотря на то, что у него есть достоверный хадис от Мухаммада бин Амра бин Алькамы».

Хафиз Ибн Хаджар также пишет в своем «Такрибе»: «Он набожен, судук, и у него есть ошибки» (ат- Талик аль-Хасан 1/146).

Сказано ли в Коране о положении рук на груди?

Абсолютно нет! В тафсире к аяту (108, 2)فصللربك وانحر («Фасолли лиРоббика ва-анхар» «Посему совершай намаз ради своего Господа и приноси жертву», некоторые ученые пишут, что якобы слова «ва-анхар»وانحر«закалывай жертву»подразумевают расположение рук на груди. Имам Аль-Хафиз ибн Касир (да будет доволен им Аллах) рассмотрел данный вопрос в своем тафсире и заключил:

«Все эти мнения очень странные, и правильным мнением является первое: то, что под словом وانحر «ва-анхар» подразумевается ритуальное жертвоприношение животного».

Повествует ли Сахих Бухари о положении рук на груди?

Абсолютно нет! Вот заявленное свидетельство:

عَنْ سَهْلِ بْنِسَعْدٍ ، قَالَ: " كَانَالنَّاسُ يُؤْمَرُونَ أَنْ يَضَعَالرَّجُلُ الْيَدَ الْيُمْنَى عَلَىذِرَاعِهِ الْيُسْرَى فِي الصَّلَاةِ" ، قَالَ أَبُوحَازِمٍ: لَا، أَعْلَمُهُ إِلَّا يَنْمِي ذَلِكَإِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِوَسَلَّمَ

Сайидина Сахль бин Сад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Людям было приказано держать правую руку на левом предплечье во время молитвы». Сайидина Абу Хазим (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не знал этого иначе, кроме как (в качестве) повеления от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» (Бухари).

Серьезное предположение о хадисе в Сахихе Бухари

1. Может ли кто-нибудь увидеть в этом хадисе какое-либо упоминание о груди?

2. Нам могут ответить: «Обратите внимание на формулировку. Сунной является класть правую руку на левое предплечье, а это участок между запястьем и локтем. Когда ваша правая рука находится на левом локте, предмет вопроса проясняется для вас».

Выдвигаемая гипотеза выводится из слов хадиса (зира’иhи), на самом деле, означающего на арабском языке من المرفقإلى الرسغ(«мин аль-мирфак иля р-расиг» - «от локтя до запястья»). Теперь положите свою правую руку на левую, на любое место от локтя до запястья, и вам все станет ясно! Здесь, вы найдете следующие противоречия:

1. Вы можете положить руки непосредственно на грудь;

2. Или охватить всю зону между локтем и запястьем. Для этого вам придется передвинуть руки под грудь.

Ввиду анатомических особенностей человека, не представляется возможным выполнить оба этих действия одновременно. Для того чтобы это продемонстрировать, мы нарисовали красные линии поперек груди людей, изображенных ниже, и красными кругами обозначили оговоренную в хадисе зону ذراعه, обозначающую منالمرفق إلى الرسغ («от локтя до запястья»). Обратите внимание на следующие моменты на картинке:

1. Обратите внимание на положение рук по отношению к груди;

2. Обратите внимание на положение правой руки относительно левой, и на обхватываемые области;

3. Обратите внимание также на фактическое положение правой руки на левой: кто-то обхватил ее, а кто-то просто поместил правую руку на левую;

4. Как следствие третьего пункта, заметьте, что угол сгиба правой руки отличается в зависимости оттого, обхватывает ли человек руку, сжимает ее или ровно кладет ее.

Теперь, прежде чем перейти к названию главы в «Сахих» Муслима, нужно понять, что такое толкование, основанное на противном (обратном) толкованиислов «грудь», «ниже груди», «выше пупка», не упоминается в хадисе вообще. Если кто-то хочет извлечь из этого необходимость размещения рук на груди и ذراعه, означающего на арабском языке منالمِرْفقِ إلى الرسغ(«от локтя до запястья»), то это не более чем его предположение, а не вывод из хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Последнее, но не менее важное: если кто-то хочет использовать данную гипотезу, и совершить кыяс на основе хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) то другие люди, придерживающиеся иного мнения, также должны иметь возможность использовать данную гипотезу для доказательства свой позиции. К чему двойные стандарты? Мы не представляем данную картину в качестве доказательства, на самом деле, она была опубликована теми, кто придерживается мнения о размещении рук на груди. Мы, наоборот, придерживаемся лишь Корана и Сунны, а не выкладываем фотографии от доктора Закира Наика или от других (людей) в качестве доказательства.

Говорится ли в «Сахихе» Муслима о размещении рук на груди?

Абсолютно нет! Так называется глава по данной теме в «Сахихе» Муслима:

باب وضع اليمنىعلى اليسرى بعد تكبيرة الإحرام تحت الصدروفي السجود على الأرض حذو منكبيه

«Размещение правой руки на левой после первого такбира (такбир-и-тахрима) под грудью, и размещение их по обеим сторонам от плеч во время земного поклона».

А вот хадис в «Сахихе» Муслима:

حدثنا زهير بن حربحدثنا عفان حدثنا همام حدثنا محمد بنجحادة حدثني عبد الجبار بن وائل عن علقمةبن وائل ومولى لهم أنهما حدثاه عن أبيهوائل بن حجر أنه رأى النبي صلى الله عليهوسلم رفع يديه حين دخل في الصلاة كبر وصفهمام حيال أذنيه ثم التحف بثوبه ثم وضعيده اليمنى على اليسرى فلما أراد أن يركعأخرج يديه من الثوب ثم رفعهما ثم كبر فركعفلما قال سمع الله لمن حمده رفع يديه فلماسجد سجد بين كفيه

Сайидина Вайль ибн Худжр, да будет доволен им Аллах, рассказал, что видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднял руки в начале молитвы и произнес такбир, и согласно Хаммаму (передатчику), его руки были расположены у ушей. Он (Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует), завернул руки в свою одежду и положил правую руку на левую. И когда он собирался совершить поклон, он вынул свои руки из одежды, затем поднял их, произнес такбир и совершил поклон, а когда вернулся в вертикальное положение, прочел: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу» («Сами Аллаху лиман хамидаh»). А во время земного поклона он падал ниц между двумя ладонями» (Муслим).

Расхождение между размещением рук на груди и хадисом из «Сахиха» Муслима

При использовании данного хадиса в качестве доказательства теми, кто утверждает, что руки необходимо размещать на груди, возникает пять проблем:

1. Вставка تحتالصدر («тахта садри» - «под грудью») на самом деле была сделана имамом Навави (да будет доволен им Аллах), и имам Муслим (да будет доволен им Аллах) не утверждал такого;

2. Заголовок главы четко утверждает: «под грудью»!

3. Имам Муслим (да будет доволен им Аллах) передал только один хадис в данной главе, и если мы хотим предположить, что существует связь между хадисом и названием главы, хотя в хадисе ничего не упоминается о положении рук, мы должны предположить, что здесь подразумеваются (слова) «под грудью»;

4. Если в данном повествовании от сайидины Вайла б. Худжра имеется ввиду «под грудью», то это противоречит хадису, приведенному от него в первом пункте данной статьи, где он упоминает слова «на груди»;

5. Теперь вернитесь и посмотрите внимательно на молящихся людей, и решите для себя, находятся ли их руки «под грудью» или «на груди»? Если вы рассмотрите картинку честно и справедливо, вы заметите, что часть из них держит руки значительно ниже груди, а часть немного ниже!

Имам Ибн Теймия считает размещение рук на груди макрухом:

و يجعلهما تحتسرته، أو تحت صدره، من غير كراهة لواحدمنهما والأول أفضل في إحدى الروايات عنه،اختارها الخرقي والقاضي و غيرهما رواهأحمد وابو داود والدرقطني عن أبي جحيفةقال قال علي رضي الله عنه- إنمن السنة وضع الأكفّ على الأكفّ تحت السرة- و يذكرذلك من حديث ابن مسعود عن النبي صلى اللهعليه وسلم وقد احتج به الإمام أحمد.

وروى ابن بطة عنأبي هريرة رضي الله عنه- منالسنة أن يضع يده اليمنى في الصلاة تحتالسرة- والصحابيإذا قال- السنة- انصرفإلى سنة النبي صلى الله عليه وسلم، ولأنذلك أبعد عن التكفير المكروه

وفي الأخرى: تحت الصدر أفضل،اختارها طائفة من أصحابنا، لما روى خريرالضبي قال- رأيتعليا يمسك شماله بيمينه على الرسغ فوقالسرة- رواهابو داود وروى قبيصة بن هلب عن أبيه قال- رأيتالنبي صلى الله عليه وسلم يضع هذه علىصدره- ووضعيحيى بن سعيد- اليمنىعلى اليسرى فوق المفصل- رواهأحمد.

والرواية الثالثةهما سواء: اختارهاابن أبي موسى غيره لتعارض الآثار في ذلك.

فأما وضعهما علىالصدر، فيكره، نص عليه وذكر عن أبي أيوبعن أبي معشر قال: يكرهالتكفير في الصلاة، و قال: التكفير: يضع يمينه عندصدره في الصلاة

Имам Ибн Каййим аль-Джаузи запрещает располагать руки на груди в молитве, и утверждает, что Сунной является располагать их под пупком:

Во-первых, благородный Ибн Каййим Аль-Джаузи утверждает, что дополнительные слова «на груди» не передаются ни от кого, кроме Муаммаля ибн Исмаила (да будет доволен им Аллах), что уже обсуждалось выше, и это сообщение является слабым.

Во-вторых, он заявляет, что правильной Сунной является размещение рук под пупком.

قال ابن القيم فيبدائع الفوائد: إنَّالسنة الصحيحة وضع اليدين تحت السرة،وحديث علي في هذا صحيح، وإنَّ وضع اليدينعلى الصدرمنهي عنه بالسنة وهي: "النهي عنالتكفير"

Таким образом, становится ясно, что расположение рук на груди во время намаза (за исключением женского) не имеет убедительных доказательств в Шариате и является слабой позицией, противоречащей всем мазхабам Ахлю Сунна уаль Джамаа.

_______________________________
Перевод с английского языка Azan.kz
Central-mosque.com

предыдущая статья
Разрешается ли в Шариате обучение мужчин у женщин и обучение женщин у мужчин
следующая статья
Межконфессиональное и межэтническое согласие народов казахстана – гарантия стабильности в Республике.

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником