Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Акида

بسم الله الرحمن الرحيم

Абу Джаъфар ат-Тахави (239-321х./853-933 м.)

Имам Абу Джаъфар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави аль-Мисри аль-Ханафи.

Имам ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки, родом из Йемена, переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчет даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Имам ас-Сам’ани утверждает, что он родился в 229 и это – верное мнение. Он умер в Египте в 321/933.

Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей Абу Давуда и ан-Насаи. Первым его учителем была мать. Она была знающей, непосредственно училась у имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Ее брат, имам аль-Музани известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии, поэтому в книгах она фигурирует либо как ухт-Музани, либо как умм-Тахави. Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама аш-Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.

Имам ас-Суюти пишет о ней: «Она посещала кружок имама аш-Шафии и на нее ссылается имам ар-Рафи’и в разделе закят. Также о ней упоминают ас-Субки и аль-Иснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».

Не удивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави, да будет доволен им Аллах, был склонен к изучению религиозных наук еще в детстве. Он ребенком заучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.

Имам ат-Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази пишет, что он был последним лидером ханафитского фикха в Египте. Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, затем он принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джа’фара Ахмада ибн Аби Имрана, который впоследствии стал главным кади (судья) Египта в 270/883.

В 268 (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником Кади Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джа’фара, который на тот момент был главным судьей Сирии. Он брал хадис у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников.

Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем: Шарх Ма’ани аль-Асар, Мушкиль аль-Асар, Ахкям уль Коран, Ихтиляф уль уляма, Ан-Навадир аль Фикхиййя, Китаб аш-Шурут аль-Кабир, Аш-Шурут аль-Авсат, Шарх аль-Джами ас-Сагир, Шарх аль-Джами аль-Кабир, Аль-Мухтасар, Манакиб Аби Ханифа, Тарих аль-кабир, Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин, Ар-Радд аля Аби Убайд, Ар-Радд аля Иса бин Аббан, Хукм ‘Аради Мака и другие труды.

Имам ат-Тахави посвятил всю свою жизнь преподаванию и написанию книг. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Лишь его работы по ихтиляфу, по сообщению его биографов, составляют 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, которую сделал великий ученый-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранились в рукописном виде в Стамбуле.

Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди – имама аль-Музани - под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного «Шарх ма’ани аль-Асар» - комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.

Самая важная из его работ по фикху - это, пожалуй, «Мухтасар», на которую ученые-ханафиты написали несколько подробных шархов.

Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна валь-Джама’а» – известная как «Акыда ат-Тахавийя». Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.

Акыда ат-Тахавийя содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих ученых Исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам ат-Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников Религии: Священного Корана и достоверных хадисов.

Во введении имам говорит, что собрал положения веры Ахлю-Сунна валь Джама’а на основе взглядов имамов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, да будет доволен ими Аллах – всем известных факихов ханафитского мазхаба. Имам ат-Тахави не делал попыток объяснить эти положения или попыток разрешить старые теологические проблемы.

Простота этого текста сделала очевидной нужду в более сложном толковании положений веры для того, чтобы дать отпор философам и всяким сектам, таким как антропоморфисты, детерминисты и рационалисты.

С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абуль Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен Аллах ими обоими, которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их работы с лаконичными ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для изучения в исламских учебных заведениях.

Имам ат-Тахави, так же, как и имам Абу Мансур аль-Матуриди, построил свои системы на убеждениях имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, они разошлись только в формулировках. Система аль-Матуриди отличается более сильным синтезом между накль (традиция) и акль (разум). Он признавал необходимость рационального мышления для правильного понимания текстов откровения для отпора нескончаемых интеллектуальных вызовов, которые сеяли сомнения в сердцах мусульман (в частности для опровержения му’тазилитов).

Калам в свое время стал необходим для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать акыду - это защитит его от заблуждений. Акыда ат-Тахавия - самый простой и самый подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрел понимание этого текста от такого же учителя с непрерываемым иснадом до самого автора.

Имам Таджуддин ас-Субки, великий ученый-шафиит отметил что ханафиты, шафииты, маликиты и ханабалиты – едины в акыде: «Все они следуют за мнением людей пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и большинства ученых. Они поклоняются Аллаху в соответствии с акыдой Абуль Хасана аль-Аш’ари. Никто не отклоняется от него, кроме отщепенцев из ханафитов и шафиитов, которые последовали за му’тазилитами, и отщепенцев из ханабалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в акыде. Таким образом, акыда аль-Аш’ари - заключена в акыде Абу Джа’фара ат-Тахави, под которой подписались все факихи разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубеждения…Так скажи этим фанатикам из этих сект: «Берегитесь, оставьте свой фанатизм и свою ересь и защищайте религию Ислам».

Высказывания ученых о нем:

Ибн Йунус, как это сообщает Ибн Асакир в своем «Тарих ад-Димашк» (т.7, стр. 368), сказал:

وكان ثقة ثبتاً فقيهاً عاقلاً، لم يخلف مثله

«Он был достойным доверия в передаче хадисов, обладал хорошей памятью, умом и знанием фикха, и не оставил себе равных».

В своей книге «ас-Сила» Маслама ибн аль-Касим, как это передает Ибн Хаджар в своей книге «аль-Лисан» (т. 1, стр. 276), сказал:

كان ثقة جليل القدر، فقيه البدن، عالما باختلاف العلماء، بصيرا بالتصنيف، وكان يذهب مذهب أبي حنيفة، وكان شديد العصبية فيه.

«Он был достойным доверия, очень уважаемым и видным человеком, знал различные мнения и разбирался в трудах ученых».

Ибн Надим в «аль-Фихристе», стр. 260, сказал: «Он был одним из тех, кто в то время отличался умом и аскетическим образом жизни».

Имам Ибн Абдиль-Барр, как это говорится в «аль-Лжавахир аль-мудыййа», сказал:

كانَ مِنْ أعلمِ النَّاسِ بِسِيَرِ الكُوْفِيِّيْنَ وأخْبَارِهِمْ ، معَ مُشَارَكَتِه فِيْ جَمِيْعِ مَذَاهِبِ الْفُقَهَاءِ.

«Он был одним из знатоков биографий ученых Куфы, историй о них, и их знания фикха, вместе с тем он имел познания в области правовых школ — мазхабов».

Имам Абу Са’д ас-Сам’ани в книге «аль-Ансаб», т. 8, стр. 218, говорит:

وكان ثقة ثبتا فقيها عالما لم يخلف مثله.

«Он был имамом, достойным доверия в передаче хадисов, знатоком фикха, не оставившим себе равных».

Хафиз Абуль-Фаррадж ибн аль-Джаузи в книге «аль-Мунтазам», т. 6, стр. 250, говорит:

كان الطَّحَاوي ثَبْتا ، فَهِما ، فَقِيْها ، عَاقِلا ، مِنْ طَحا ، قرية فِيْ صعِيدِ مِصر ، وكذا قَالَ سِبْطه فِيْ ”مرآة الزمان“ ، ثُمَّ قَالَ: ”واتَّفَقُوا عَلى فَضْلِه و صِدْقِه وزهدِه وورعِه.

«Он обладал проницательностью и умом, знанием фикха, был достойным доверия в передаче хадисов, красиво сложен, и все говорили о его достоинствах, правдивости, довольстве малым и скромности».

Хафиз Ибн аль-Асир в «аль-Лубаб», т. 2, стр. 276, пишет:

كان إمام، فقيه، من الحنفيين، وكان ثقة ثبت

«Он был имамом, факихом ханафитского мазхаба, и был достоин доверия (в передаче хадисов)».

Хафиз аз-Захаби в «Сияр а’лам ан-нубала», т. 15, стр. 27, пишет:

الطحاوي الإمام العلامة الحافظ الكبير , محدث الديار المصرية وفقيهها ... من نظر في تواليف هذا الإمام علم محله من العلم , وسعة معارفه

«Великий ученый, имам, великий хафиз, известный в Египте знаток хадисов и факих… и каждый, кто знаком с трудами этого имама, увидит степень его учености и широту познаний».

В другой своей книге «ат-Тарих аль-кабир» в статье о 33-ем поколении он говорит:

الفقيه المحدث الْحَافِظ أحد الأعلامِ ، وكان ثقةً ، ثبتاً ، فقيهاً ، عاقلاً

«Факих, знаток и передатчик хадисов, один из известнейших ученых, он был достоин доверия, был хафизом и обладал знаниями и отличался умом».

Имам ас-Сафади в «Аль-вафи биль-вафийат», т. 8, стр. 9, пишет:

كان ثقة نبيلاً، ثبتاً، فقيهاً، عاقلاً لم يخلف بعده مثله

«Он был достоин доверия в передаче хадисов, был благородного происхождения, отличался умом и знанием фикха, подобных которому больше не было».

Имам аль-Йафии сказал:

بَرَعَ فِيْ الْفِقْهِ والحَدِيثِ ، وصَنَّفَ التَّصَانِيْفَ المُفِيْدَةَ

«Он был знатоком хадисов и фикха, и написал ряд полезных произведений».

Хафиз Ибн Касир в «Аль-Бидайа», т. 11, стр. 187, говорит о нем:

الفقيه الحنفي صاحب المصنفات المفيدة والفوائد، وهو أحد الثقات الأثبات، والحفاظ الجهابذة

«Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных произведений, один из точнейших передатчиков хадисов, обладал исключительной памятью».

Имам Джалалуддин ас-Суюти в «Табакат аль-хуффаз», стр. 337, пишет:

الإمام العلامة الحافظ صاحب التَّصَانِيْفِ البديعة، وكان ثَقَةً ثبْتًا فقيهاً لم يخلف بعده

«Имам, авторитетный ученый и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было».

Ад-Давуди в «Табакат аль-муфассирин», т. 1, стр. 74, сказал о нем: «Имам, видный ученый и знал наизусть много хадисов».

Махмуд Сулейман аль-Кафави в своей книге «Ат-табакат», как это передает аль-Лакнави в «Аль-фаваид аль-бахийа», стр. 31, писал: «Авторитетнейший имам, он был широко известен, прекрасными отзывами о котором были полны многие страницы… Он был имамом в знании хадисов и преданий… автор величайших и авторитетнейших произведений».

Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 х/1361-1451 м) в книге «Нахбуль афкар» сказал:

أما الطحاوي فإنه مجمع عليه في ثقَتهِ وأمانته وفضيلته التامة ويده الطُّوْلَى في الحديث وَعَلِلِهْ وناسخة ومنسوخه، ولقد أثنَي عليه السلف والخلف

«Что касается имама ат-Тахави, то поистине ученые единогласны в его доверенности и полноценном достоинстве, в его таланте в области хадисов, в тех причинах которые он приводил (о не достоверности того или иного хадиса), в тех хадисах, которые он считал насихами(отменяющими решение другого хадиса) и мансухах (отмененных хадисов другим хадисом). Его хвалили как саляфы, так и халяфы».

Имам Ибн Тагриберди (813-874 х/1410-1470 м) сказал в «Ан-Нуджум аз-Захира»:

إمام عصره بلا مدافعة فى الفقه والحديث واختلاف العلماء، والأحكام، واللغة والنحو، وصنف المصنفات الحسان

«Имам своего века без сомнений, в фикхе, хадисах, хиляфах ученых, ахкамах, в арабском языке и грамматике и один из прекраснейших авторов».

предыдущая статья
بسم الله الرحمن الرحيم
следующая статья
Слышат ли мёртвые?

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником