Эта книга выдающегося исламского ученого Бурхан ад-Дина аль-Маргинани (515 – 593 гг.х. / 1120 – 1196 гг.х.э.) считается одним из основных трудов по ханафитскому фикху. Она состоит из отдельных книг (омовение, молитвы и т.д.), которые делятся на главы и далее на разделы. Данная работа поможет читателю найти ответы на различные вопросы, касающиеся выполнения религиозных предписаний. Книга так же может использоваться в качестве учебного пособия для студентов религиозных учебных заведений и справочником для специалистов-религоведов.
В своей книге «Инба’ Аль-Гамр» аль-Хафиз Ибн Хаджар пишет относительно событий 784-го года по хиджре:
«В том году процессуальные действия против Садруддина ибн аль-Изза аль-Ханафи имели место в Дамаске. Это началось с того, что поэт Али Ибн Айбак ас-Сафади1 написал поэму на «лям кафийях»2 согласно размеру Банат Суад и представил ее писателям и ученым, и они высоко оценили ее. Среди них был Садруддин ибн аль-Изз аль-Ханафи, который порицал часть из того, что это стихотворение содержало. Али ибн Айбак узнал об этом и был этим оскорблен. Ибн аль-Изз аль-Ханафи обошел других и показал текст с поэмой некоторым ученым, и большинство их них отрицало наличие в нем того, что он нашел там (что он осуждал в нем). Этот случай распространился, и Ибн Айбак потребовал от Ибн аль-Изза, чтобы тот вернул ему документ в обмен на что-то, но тот отказался. Затем он объединился с другими, кто расходился с Ибн Айбаком, и подстрекал их против него.
Этот случай продолжал распространяться дальше, пока не достиг Египта. Некоторые фанатики принимали участие в его распространении, пока дело не дошло до султана. Он написал длинный декрет (указ), который содержал следующее: «Дошло до нас, что Али ибн Айбак восхвалял Пророка в своей поэме и что Али ибн Аль-Изз возражал ему и порицал часть из того, что она содержала, включая такие вещи, как совершение тавассуля посредством Пророка , а также умалял его (Пророка ) безгрешность и подобное этому, так что некоторые ученые Египта, особенно те, кто принадлежит к его мазхабу, то есть ханафиты, отвергли (отказались от поддержки его взглядов).
Он продолжил свои притязания и обращался к судьям и ученым мазхабов, и мы рассматриваем этот вопрос относительно него в соответствии с тем, что Закон требует в отношении понятия осуждения и безотносительно чего-либо еще». Указ также содержал следующее: «Дошло до нас, что группа в Дамаске следует мазхабу Ибн Хазма и Дауда и призывает к нему, и они (эта группа) включает аль-Кураши, Ибн Аль-Джа’и, аль-Хузбани и аль-Ясуфи. Их запрос (требование в отношении них) был выдвинут, и было доказано, что они совершили то, что требует наказания (бичевания), ссылки или отсечения конечностей. Их сообщения были переданы другим среди правоверных мусульман».
Этот документ также содержал: «Дошло до нас, что группа шафиитов, ханбалитов и маликитов проявила новшества, и (а также) мазхаб Ибн Таймии, и некоторые стороны захиритского мазхаба, которые были уже упомянуты».
Вызвали помощника (представителя) судьи, а также других. На первом заседании присутствовали судьи, их представители и некоторые муфтии, которые были при исполнении служебных обязанностей, и им был прочитан этот документ. Также было прочитано то, что написал Ибн Аль-Изз, и в его утверждениях было найдено следующее: «Достаточно для меня Аллаха. Это было сказано только относительно Аллаха». В ответ на слова «Ходатайствуй за меня», — (он написал:) «Заступничество не ищется посредством него (Пророка )». А также в ответ на слова: «Я делал тавассуль (посредством) тебя», — он (Ибн аль-Изз) сказал: «Тавассуль не должен делаться посредством него (Пророка )». В ответ на утверждение: «Всевышний защитил его от ошибок», — он пишет — «Но не от упрека (замечания)». На слова «О лучшее из творений», — он отвечает: «Лучше было бы сказать это об ангелах», — и другие примеры.
Его допросили, и он признался (в произнесении вышеупомянутых заявлений). Затем он сказал: «Я отказался от этого и теперь я считаю иначе, чем первоначально утверждал». То, что он сказал, было записано и собрание разошлось. Затем остальная часть ученых была вызвана, и они посетили второе собрание, и судья также был там. Среди тех, кто там присутствовал, были: Аль-Кади Шамсуддин ас-Сархади, Аль-Кади Шарафуддин аш-Шариси, Аль-Кади Шихабуддин аз-Зухри и многие другие.
Эти высказывания были повторены, и некоторые из них (ученых) сказали: «Он должен быть осужден». Другие сказали: «Того, что он утверждал первоначально, достаточно, чтобы осудить кого-то вроде него». Судья-ханбалит сказал: «Что касается меня, этого достаточно, чтобы осудить кого-то, подобного ему». Они разошлись и были вызваны в третий раз, были вызваны и те, кто колебался, и их имена были записаны в документе. Судья-шафиит был при исполнении (служебных обязанностей), так же, как те, кто не присутствовал раньше: Аминуддин аль-Ака, Бурхануддин ибн Санхаджи, Шамсуддин Ибн Абид аль-Ханбали, так же, как группа других. Они также обсудили вопрос и опять разошлись, и через некоторое время их собрали опять.
Дело активизировалось для тех, кто колебался, так что они также присутствовали, и там были Са’дуддин ан-Навави, Джамалюддин аль-Курди, Шарафуддин аль-Гази, Зайнуддин ибн Раджаб, Такиюддин ибн Муфли, вместе со своим братом и Шихабуддин Ибн Хаджи, и они последовательно осудили Ибн аль-Изза за большую часть из того, что он сказал.
Затем их спросили о тех, кто был связан с захиритской школой и Ибн Таймийей. И все они ответили, что они знают только хорошее о вероубеждении тех, кто был перечислен, только Ибн Муфли воздержался относительно некоторых из них. Затем они (ученые) собрались вместе в пятый раз, и все согласились, что Ибн аль-Изз должен быть осужден, за исключением ханбалитов. Затем Ибн Аль-Изза спросили, что он подразумевал (имел в виду) под своими словами. Он сказал: «Я только хотел возвеличить Пророка и повиноваться его приказу не отдавать ему больше (почета), чем должно». Таким образом, аль-Кади Шихабуддин аз-Зухри вынес фетву, что этого достаточно для принятия его утверждений, хотя он плохо сформулировал их, и это было записано.
Ибн аш-Шариси вынес фетву, вместе с другими, кто осудил его, и судья-шафиит постановил, чтобы он был заключен в тюрьму, и он был заключен в аль-Азравийя. Затем он был переведен в цитадель, а потом был оправдан почти во всем, кроме того, за что он был посажен в тюрьму. Остальные судьи выполнили судебный приговор. Затем все, что случилось, было записано, наряду с тем, что записали судьи и ученые, и послано в Египет. В Зуль-Хиджжа прибыл указ, чтобы снять Ибн Аль-Изза с должности, и затем обучение «Аль-Иззийя аль-Буранийя» перешло к Шарафуддину Харави так же, как обучение «Аль-Джавхарийя аля аль-Калиб аль-Акбар». Ибн аль-Изз оставался под стражей до месяца Раби следующего года. И с того самого дня тавассуль уровнем (степенью) Пророка совершался после утренней молитвы. Судья-шафиит распорядился, чтобы муэдзины совершали это, и они исполняли это.
1 — „Ас-Сафади“ содержится также в оригинале и может быть опечаткой. Он был дамасским поэтом, и я не нахожу никакой связи между ним и Сафад. Ибн Хаджар упоминает его в той же книге и пишет о нем: Али Ибн Айбак Абдуллах ат-Таксабави ад-Димашки Аляуддин аль-Адиб. Он родился в 728-м году и занимался литературой. Он также декламировал изящную поэзию. Он дал мне иджаза и умер в 801-м году по хиджре. Он был автором известного мувашшах (постклассическая форма поэзии, расположенная в строфах): (Йа Ман Хака Хадддаху Шака’ик).
2 — Рифмованная схема, основанная на букве „лям“.
Источник: Marifah.net
Поскольку благословенный месяц Рамадан попадает на лето, многие мусульмане опасаются длительных по времени постов, и в общем с неохотой смотрят на то, чтоб остаться без еды и питья на такой долгий период времени.
Следующая выдержка из книги «Лятаифу-Ль-Ма'ариф» Ибну Раджаба Аль-Ханбали, иншааЛлах, изменит наш взгляд на это, и даст нам осознать прекрасную возможность, предоставленную нам Аллахом Всевышним, для получения дополнительного вознаграждения (либо сверх т.е большого вознаграждения).
Из числа видов поклонения, вознаграждение за которых увеличивается во время сильной жары - это пост по причине жажды, испытываемой в полуденный зной.
И поэтому Му'аз Ибну Джабаль, да будет доволен им Аллах, и другие саляфы жалели перед смертью о днях желательного поста, пропущенных ими во время зноя.
Передается, от Абу Бакра Ас-Сыддика, да будет доволен им Аллах, что он постился летом и проводил зиму вне поста.
И завещал ‘Умар, да будет доволен им Аллах, перед смертью своему сыну ‘АбдуЛлаху, и сказал ему: «На тебе – мудрые правила имана» и назвал первым из этих правил пост во время летнего зноя.
И сказал Аль-Касим бин Мухаммад: «‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, постилась в летнюю жару». Его спросили: «Что заставляло ее делать это?». Он ответил: «она готовилась к смерти».
Муджамми’ Ат-Тайми постился летом, пока не терял сознание.
Одна праведница выбирала жаркие дни и постилась в них, а когда её спросили об этом, она говорила: «Поистине, дешевый товар может купить каждый» . Она дала понять, что на нее оказывает большое влияние поклонение, которое не поддается большинству людей по причине его сложности. И это было признаком силы воли.
Абу Муса Аль-Ашари, находясь на лодке, услышал голос кричавшего: «О пассажиры, встаньте!" - и он повторился три раза. Абу Муса сказал ему: "Как мы можем встать? Разве ты не видишь, где мы находимся? Как мы можем встать?". Тогда кричавший сказал: "Позвольте мне рассказать вам о том, какое правило Аллах установил для Себя: "кто останется в состоянии жажды ради Аллаха в жаркий день, имеет право перед Аллахом, чтобы Он утолил его жажду в День Воскресения". Так, Абу Муса выискивал настолько жаркие дни, что можно было бы чувствовать себя варящимся в котле, для того, чтоб держать пост в эти дни.
Ка'аб передал, что Аллах сказал Мусе:«Я обязал Себя утолить в День Воскресения жажду того, кто испытывает её ради Меня». Другой сказа: "в Торе написано: "Радостные вести для того, кто голодает, пока не наступил Великий День, в котором его голод будет удовлетворен, и радостная весть для тех, кто терпит жажду, пока не наступил Великий День, в котором его жажда будет утолена".
Аль-Хасан сказал: "Женщина Рая спросит у приближенного к Аллаху, протягивая ему стакан сладкого напитка, когда он будет лежать вместе с ней на берегу медовой реки в Раю: «Знаете ли вы, в какой день Аллах женил вас на мне? Он увидел вас в долгий летний день, как вы испытывали жажду в середине этого жаркого дня, затем позвал ангелов и сказал: «Посмотрите на моего раба, Он оставил свою жену, удовольствие, еду и питье ради меня, стремясь к тому , что у Меня припасено для него. Свидетельствую, что я простил его», - Он простил вас в этот день и выдал меня замуж за вас".
Когда Амир ибн Абд Кайс отправился из Басры в Шам, Му'авия спросил его о том, нет ли чего-то, в чем он нуждается. Он отказался просить его, но в конце сказал: "Все что мне нужно от Вас - повернуть жар Басры в мою сторону, что сделает пост немного сложнее, так как он слишком легок на наших землях".
Аль-Хаджадж путешествовал из Мекку в Медину. Он достал свой ужин и пригласил бедуина, чтобы поесть с ним. На что бедуин сказал:
-"Я был приглашен Тем, кто лучше вас, и я принял его приглашение".
Он спросил: "А кто это?".
Бедуин ответил:"Аллах пригласил меня на пост и я начал поститься".
Аль-Хаджадж спросил: "В этот невыносимо жаркий день?".
Человек ответил: "Да. Я пощусь в ожидании гораздо более жаркого дня".
Аль-Хаджадж сказал: "Так поешь сегодня, а завтра постись".
Человек ответил: " Только если вы можете гарантировать, что я доживу до завтра".
Аль-Хаджадж сказал: "Это не в моих силах".
Человек сказал: "Тогда как вы можете просить меня о чем-то сейчас, когда есть что-то в будущем, что находится не в ваших силах?".
Ибн Умар однажды отправился в поездку со своими сподвижниками. Они встретили пастуха овец и пригласили на ужин.
Он сказал: "Я пощусь".
Ибн Умар спросил: "Вы поститесь в такую жару, находясь между всеми этими растениями и овцами?".
Пастух ответил: "Я пользуюсь моими оставшимися днями жизни [чтоб заработать на ахират]".
Ибн Умар был поражен таким ответом и сказал: "Можете ли вы продать нам одну из своих овец? Мы накормим вас ее мясом, когда вы будете разговляться, и заплатим за нее".
Пастух сказал: "Они принадлежат не мне, но моему хозяину".
Ибн Умар сказал (проверяя пастуха): "Что бы ответил ваш хозяин, если бы вы сказали ему, что овца была съедена волком?".
Пастух поднял палец к небу и сказал: "А чтобы сказал Аллах?".
Ибн Умар повторял эту фразу, сказанную пастухом. Добравшись до города он пошел к хозяину пастуха и выкупил его и его овец. Затем он освободил пастуха и подарил ему овец.
Рух бин Зинба однажды путешествовал между Меккой и Мединой в очень жаркий день. Когда к нему подошел пастух, живущий в горах, он сказал : "O пастух, приходи пообедать со мной".Пастух сказал: "Я пощусь". Рух сказал: "Ты постишься в такую жару?". Пастух ответил: "Разве я могу позволить пройти этим дням напрасно?". После чего Рух сказал: "Ты прожил свои дни мудро, о пастух, когда Рух бин Зинба потратил их напрасно".
И Ибн Умар обычно держал дополнительные посты, доходя почти до обморочного состояния, но это не заставляло его нарушить пост.
Имам Ахмад постился, думая, что он вот-вот прервет пост, но он продолжал, умыв лицо водой. Его спросили о посте в очень жаркие дни, и он ответил: "Нет ничего плохого в смачивании полотенца, чтобы выжать эту воду на себя и остыть". Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поливал голову водой во время поста.
Абу Ад-Дарда говорил: "Поститесь в очень жаркие дни, пока не наступил День Воскрешения, и совершайте[хотя бы] два рак'aта темной ночью, пока не попали в темную могилу".
Передается в двух сборниках сахиха, что он сказал: "Мы участвовали с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в некоторых его поездках в такие жаркие дни, что человек рукой прикрывал бы голову из-за сильной жары, и никто, кроме Посланника Аллаха и Абдуллы бин Рауахи не держал бы пост". И в передаче от Муслима говорится, что Абу Ад-Дарда сказал: "Это было во время месяца Рамадан".
Когда постящиеся в жару проявляют терпение ради Аллаха, несмотря на жажду, Он выделяет для них особенные врата Рая. Эти ворота называются Ар-Райан, и тот, кто войдет через них, испьет из источника, а кто выпьет после входа в эти ворота, никогда больше не испытает жажды. Когда они войдут через них, врата закроются для следующих за ними, и никто не войдет через эти врата, кроме них ..."
Да одарит нас Аллах Та’аля возможностью ценить благословенный месяц Рамадан, примет все наши виды поклонения,совершенные в нем, и да благословит нас дополнительным вознаграждением длительных летних постов. Амин
Тысячи возмущенных демонстрантов вышли на улице мировых столиц, чтобы опротестовать военную операцию Израиля против сектора Газа, в результате которой погибло уже свыше 120 палестинцев, и сотни получили ранения, передает Islamnews.
Самая масштабная акция протеста прошла в Лондоне – несколько тысяч человек собралось около израильского посольства в британской столице с плакатами в руках: «Прекратите осаду Газы! Свободу Палестине!»
Родители взяли с собой на митинг детей, и лица многих юных протестующих были разрисованы, чтобы отразить ранения палестинских детей от израильских бомбардировок, цитирует The Independent.
Менее масштабный митинг протеста прошел в Париже – 300 демонстрантов собралось у здания МИД Франции.
В Италии палестинские иммигранты и рядовые граждане прошли маршем по Риму, протестуя против израильской агрессии.
В Осло около 3000 граждан собралось у здания парламента, чтобы выразить поддержку Палестине.
Турция не может повернуться спиной к палестинцам и сохранять нейтралитет.Об этом заявил премьер-министр республики Тайип Эрдоган во время выступления в Стамбуле, обратившийся с резкой критикой в отношении военной операции Израиля в секторе Газа, передает ИТАР-ТАСС.
Он указал, что жизнь израильтян "построена на лжи", и подчеркнул, что Турция "не может повернуться спиной к палестинцам, сохраняя нейтралитет, и не может встать на сторону угнетателей".
В свою очередь, президент Турции Абдулла Гюль заявил о необходимости прекратить бомбардировки израильской авиацией сектора Газа и не допустить начала наземной операции.
"Воздушные бомбардировки сектора Газа должны прекратиться, и ни в коем случае нельзя допустить перехода к наземной операции. Нужно, чтобы стороны вернулись к соблюдению условий перемирия 2012 года и проявили волю к возобновлению переговоров, которые бы вернули палестинцам их законные права", - указал Гюль. Он назвал сложившуюся ситуацию между Израилем и Палестиной "большой человеческой трагедией".
Помимо этого, президент отметил, что рост насилия начал увеличиваться в последние недели в различных частях мира. В числе стран, где развернулся кризис, Гюль назвал Ирак, Йемен, Ливию, Сирию, Афганистан, Украину и Сомали.
"Насилие, террор и вооруженные столкновения там представляют большой риск для стабильности и спокойствия во всем мире. Эта эскалация приведет к гуманитарной трагедии, которую будет невозможно исправить. Эти проявления никоим образом не соотносятся с человечностью и духом нашего времени", - заявил глава государства.
Он призвал стороны конфликтов "действовать ответственно и срочно прекратить конфронтацию", иначе насилие "может охватить и другие регионы".