Имам Абу Ханифа говорит: «Иман – это подтверждение языком и вера сердцем». В некоторых рукописях сказано: «познание сердцем». Слово «иман» в арабском языке означает веру во что-то. Всевышний Аллах, передавая слова братьев Юсуфа, мир ему, сказал:
وَمَا أَنتَ بِمُؤْمِنٍ لَّنَا
Смысл: «Ты все равно не поверишь нам» [12:17], – то есть ты не веришь в истинность наших слов, как сказал «толкователь». И в «Бахр аль-Калям» сказано: «Иман в Шариате означает подтверждение языком и веру сердцем в Единственность Аллаха». В «Фикх аль-Акбар» сказано: «Обязательно сказать: «Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, воскрешение после смерти и предопределение: как хорошее, так и плохое – все от Аллаха»».
Имам Абу Ханифа говорит: «Простое подтверждение языком не есть вера; если бы оно было верой, то лицемеры считались бы верующими. И просто знание в сердце само по себе не является верой, потому что если бы оно было верой, то люди Писания все были бы верующими. Но Всевышний Аллах сказал:
وَاللَّـهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ
Смысл: «И Аллах свидетельствует, что лицемеры – это лжецы» [63:1], – то есть они скрывают то, что противоречит их словам, как сказано в тафсире «Джалялейн». В «Аль-Камус» сказано: «Проявлять лицемерие в религии означает скрывать свой куфр и проявлять иман». Далее об этом будет сказано более подробно.
И имам сказал: «Всевышний Аллах сказал о людях Писания:
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ
Смысл: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей» [2:146], – то есть узнавая его качества, названные в их Писаниях. Ибн Салям сказал: «Я узнал в нем пророка с большей уверенностью, чем в том, что мои дети это мои дети на самом деле» (приводит имам аль-Бухари).
Также в тафсире «Джалялейн» передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах ими обоими доволен, что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, переселился в Медину, то Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах им доволен, сказал Абдуллаху ибн Саляму: «Поистине, Всевышний ниспослал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, слова:
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ
Смысл: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей» [2:146]. Как это, о Абдуллах?» И он ответил: «О Умар, я узнал, что Мухаммад – это пророк, сразу же, как его увидел, так же, как я узнаю своих детей, когда они играют среди других детей, но я уверен, что он пророк, больше, чем в том, что это действительно мои дети». И Умар поцеловал его в голову, сказав: «Пусть Аллах даст тебе тауфик, о Ибн Салям, ты сказал правду» (из «Толкования»).
Подведем итог: иман – это подтверждение языком и вера сердцем. Не произносящий (свидетельство веры) языком – неверующий для людей, но верующий перед Аллахом, а оставляющий веру в сердце – лицемер перед Аллахом.
Рашид Исаев