Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Уроки>Акида

ЗА КЕМ СЛЕДОВАЛ ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ В ВОПРОСАХ НАУКИ КАЛЯМ

В данной статье мы приведем слова имама ибн Хаджара аль-Аскаляни из его комментария к «Сахиху» имама аль-Бухари «Фатхуль бари» показывающее, что великий имам-мухаддис, автор «Сахиха», следовал «Ильмуль каляму» школы имама ибн Кулляба, предтечи ашаритов, которого некоторые представители определенных течений причисляющих себя к пути праведных предшественников относят к заблудшим, на что возникает резонный вопрос: если имам аль-Бухари брал свою акыду у заблудшего (согласно мнению данного течения) ибн Кулляба, то получается, что автор «Сахиха» сам заблудший?

Или может все-таки акыда Ибн Кулляба, соответствует акыде «Ахлю сунны» и не в чем не расходится с ней, как в этом убеждены большинство ученых «Ахлю сунны»? И так перейдем к словам имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни.

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) говорит:

 مع أن البخاري في جميع ما يورده من تفسير الغريب إنما ينقله عن أهل ذلك الفن كأبي عبيدة والنضر بن شميل والفراء وغيرهم ، وأما المباحث الفقهية فغالبها مستمدة له من الشافعي وأبي عبيدة وأمثالهما ، وأما المسائل الكلامية فأكثرها من الكرابيسي وابن كلاب ونحوهما

«…вместе с этим аль-Бухари во всем, что приводит из «тафсира ал-гариб»(пояснение смысла непонятных и малоупотребительных слов) опирается на цитаты, взятые им от знатоков этого знания, таких как Абу Убайд, ан-Надр ибн Шумайль, аль-Фарраа и других.

Что же касается его (аль-Бухари) исследований по фикху, то подавляющее большинство их взято от аш-Шафии, Абу Убайда и подобным им.

Что же до вопросов «ильмуль калям», то большинство из них взято (аль-Бухари) от аль-Карабииси, Ибн Кулляба и от подобных им ученых…» [«Фатхуль бари», 1-й том, стр. 293]

По пути Ибн Кулляба также пошел и наш имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари. В последствии тех, кто были на этом пути, стали называть ашаритами, т.е. этот путь был путем Ахлю сунна валь джама’а.

Имам Абуль-Фатх аш-Шахристани (479-548 х/1087-1154 г) в книге «Аль-Миляль» сказал:

 حتى انتهى الزمان إلى عبد الله بن سعيد الكلابي، وأبي العباس القلانسي، والحارث بن أسد المحاسبي. وهؤلاء كانوا من جملة السلف إلا أنهم باشروا علم الكلام، وأيدوا عقائد السلف بحجج كلامية، وبراهين أصولية، وصنف بعضهم، ودرس بعض، حتى جرى بين أبي الحسن الأشعري وبين أستاذه مناظرة في مسائل من مسائل الصلاح والأصلح فتخاصما، وانحاز الأشعري إلى هذه الطائفة، فأيد مقالتهم بمناهج كلامية، وصار ذلك مذهباً لأهل السنة والجماعة، وانتقلت سمة الصفاتية إلى الأشعرية

«…пока не появились Абдуллах ибн Саид ибн аль-Куллаб, Абуль-Аббас аль-Каляниси и аль-Харис ибн Асад аль-Мухасаби. Они были саляфами, несмотря на то, что занимались каламом, и защищали убеждения саляфов на основе доводов разума. Некоторые из них составили труды, некоторые только преподавали. Затем произошел диспут между Абуль-Хасаном аль-Аш’ари и его учителем (аль-Джубаи) по вопросам добра и блага. После победы в этом споре имам аль-Аш’ари перешел в эту группу учёных. Он уточнил и укрепил их убеждения, используя метод рационального богословия. И этот метод стал мазхабом Ахлю-с-сунна валь джама’а.И название этой группы сменилось: «сифатия» стали «ашаритами»» [«Аль-Милал ва ан-Нихал», том 1, стр. 93].

Так противоречил ли Абдулла ибн Саид Ибн Куллаб в чём-либо саляфам?

Ибн Халдун (732-808 х/1332-1406 м) в «Аль-Мукаддима» пишет:

 إلى ان ظهر الشيخ ابو الحسن الاشعري وناظر بعض مشايختهم- اي المعتزله-في مسائل الصلاح والاصلح فرفض طريقتهم وكان على رأي عبد الله بن سعيد بن كلاب وابي العباس القلانسي والحارث المحاسبي من أتباع السلف وعلى طريقة السنه

«И шейх Абуль-Хасан аль-Аш’ари опроверг своих шейхов, (то есть му’тазилитов), в вопросах блага, отверг их и согласился с Абдуллой ибн Саидом ибн Куллабом, Абуль-Аббасом аль-Каляниси и аль-Харисом аль-Мухасаби, которые следовали за саляфами по пути сунны» [«Аль-Мукаддима», стр. 853].

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) пишет в «Табакат»:

وابن كلاّب على كل حال من أهل السنة . . . ورأيت الإمام ضياء الدين الخطيب والد الإمام فخر الدين الرازي قد ذكر عبدالله بن سعيد في آخر كتابه «غاية المرام في علم الكلام » فقال : ومن متكلمي أهل السنة في أيام المأمون عبدالله بن سعيد التميمي الذي دمّر المعتزلة في مجلس المأمون وفضحهم ببيان

«Ибн Кулляб – суннит во всех вопросах. Я видел, как имам Дияу ад-Дин аль-Хатыб, отец ар-Рази, упомянул Абдуллу ибн Саида ибн Куллаба в своей последней книге «Гаятуль-мараам фи ‘ильм аль-калаам»: «(Он) из богословов Ахлю-с-сунна времен аль-Мамуна, при дворе последнего он разгромил му’тазилитов своими ясными доводами» [Ас-Субки, «Табакат аш-Шафийя аль-кубра», 2/300].

Хафиз Ибн Асакир (499-571 х/1105-1176 м) передает от имама ибн аль-Кабиси, крупного маликитского имама Магриба, в «Таби’ин казб аль-муфтари»:

 قرأت بخطِّ على بن بقاء الورّاق المحدث المصري رسالة كتب بها أبو محمد عبدالله بن أبي زيد القيرواني الفقيه المالكي , وكان مقدَّم أصحاب مالك رحمه الله بالمغرب في زمانه , إلى علي بن أحمد بن إسماعيل البغدادي المعتزلي جواباً عن رسالة كتب بها إلى المالكيين من أهل القيروان يظهر نصيحتهم بما يدخلهم به في أقاويل أهل الاعتزال , فذكر الرسالة بطولها في جزءٍ وهي معروفة , فمن جملة جواب ابن أبي زيد له أن قال : ونسبتَ ابن كلاّب إلى البدعة , ثم لم تحكِ عنه قولاً يعرف أنه بدعة فيوسم بهذا الاسم , وما علمنا من نسب إلى ابن كلاّب البدعة , والذي بلغنا أنه يتقلّد السنة ويتولّى الردَّ على الجهمية وغيرهم من أهل البدع يعني عبدالله بن سعيد بن كلاّب

«Я читал работу, написанную почерком Али бин Бака аль-Варака, египетского мухаддиса. Её автором является Абу Мухаммад Абдулла ибн Аби Зейд аль-Кайравани– маликитский факих. В свое время он был одним из основных учеников сподвижников Малика в Магрибе. Это обращение к Али ибн Ахмаду ибн Исмаилу аль-Багдади аль-Мутазили в ответ на его работу, в которой тот призывает маликитов Кайравана вступить на путь му’тазилитов. Абу Зейд отвечает: «Ты назвал убеждения ибн Куллаба новшеством, однако не уточнил, какие именно его мнения ты считаешь дурными новшествами. Мы не знаем дурных новшеств, введённых ибн Куллабом. До нас дошло, что он преуспел в опровержении таких заблуждений, как заблуждения джахимитов, и других» [«Таби’ин казб аль-муфтари», стр. 123, 405].

Это важнейшее свидетельство имама Ибн Аби Зейда о том, что Ибн Куллаб преуспел в опровержении ересей и что он не сторонник нововведений.

Ибн Кади Шухба (779-851 х/1377-1448 м) пишет в «Табакате» об Ибн Куллябе:

 كان من كبار المتكلمين ومن أهل السنه وبطريقته وطريقة الحارث المحاسبي اقتدى ابو الحسن الأشعري

«Он был крупным имамом Ахлю-с-сунна, следовавшим в каламе за аль-Мухасаби. Имам аль-Аш’ари также следовал за ними» [«Табакат аш-Шафиийя ли ибн Кади Шухба», 1/78].

Хафиз Ибн Хаджара аль-Аскаляни рассказывает, что Ибн Надим обвинил Ибн Кулляба в хашавизме, и после цитирования этого рассказа, он говорит:

يريد من يكون على طريق السلف في ترك التأويل للآيات والأحاديث المتعلقة بالصفات ويقال لهم المفوضة , وعلى طريقته مشى الأشعري في كتاب الإبانة

«…имелось ввиду тот, кто на пути салафов в оставлении толкования аятов и хадисов связанных с сифатами, про них говорят «муфаввидза» (уповающие знание об истинном смысл сифатов на Аллаха) и на этом пути (т.е. Ибн Кулляба) прошел аль-Аш’ари в книге «Аль-Ибана»…» [«Лисан аль-Мизан», 3/291].

Вот за этим Ибн Куллябом следовал и имам аль-Бухари в вопросах акыды, и эту акыду в последствии стали называть ашаритской.

Источник: al-isnad.kz

Исламский образовательный портал

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником