По этому вопросу (вопросу произнесения буквы «дад») есть несколько мнений. Особенно в наше время большинство шафиитских алимов говорят, что намаз того, кто произнесет во в суре аль-Фатиха вместо букв «дад», что-то похожее на «за/зы», будет недействительным. Ниже приведем перевод посвященной этому вопросу главы одной книги и постараемся, иншаАллах, внести ясность в данный вопрос согласно позициям четырех мазхабов.
Мазхаб Имама Шафии
Сказал имам Навави (рахимахуЛлах) в «аль-Минхадж» в главе посвященной выполнению намаза:
«Если человек в намазе вместо буквы (ض) произнесет букву (ظ), самым верным мнением считается, что его намаз будет недействительным». Рамли и Хатиб Шибрини сказали, что произносить это слово таким образом будет неправильно. Это суждение о недействительности выводится из-за того, что неправильное произношение буквы влечет за собой изменение значения слова, так как буква (ض) имеется в инфинитиве слова (لضلا), означающем «забывать», «осознанно или неосознанно сбиваться с правильного пути». Буква (ظ) используется в слове (ظل يفعل كذا,ظلولا ), что означает «делать что-то днем». Суждение по аналогии (кыяс) с другими буквами такое же.
Согласно другому мнению произношение вместо буквы (ض) буквы (ظ) может считаться правильным из-за того, что простолюдинам очень трудно отличить эти буквы друг от друга. В итоге произношение считается неправильным у того, кто в состоянии отличить данные буквы и научиться правильно их произносить. Тому же, у кого нет возможности научиться правильно произносить букву (ض), достаточно произносить ее как может, так как он является простолюдином (умми). Тому, у кого есть возможность, но нет желания правильно произносить данную букву, недостаточно произносить, как заблагорассудится. И это мнение заслуживающие доверия (му'тамад). (Конец слов имама Навави).
Шабрамлуси комментируя слова имама Навави «кто в состоянии научиться, тому недостаточно…» сказал следующее:
«Как сказал Ибн Хаджар, у того, кто сделает это намеренно и осознанно, намаз будет недействительным». Дальше Шабрамлуси продолжил: «Ибн Касим передал от Рамли, что намаз будет действительным, так как это мнение приводится для преодоления затруднения».
В главе «Рукны намаза» книги «Бугйат аль-Мустаршидин» написано следующее:
«Самая достоверная фетва заключается в том, что если выполняющий намаз вместо (ض) произнесет (ظ), его намаз будет недействительным. Однако также существует противоположная фетва, которой разрешают придерживаться ученые, и она гласит: «Намаз будет действительным, так как очень трудно отличить эти две буквы».
В Тафсире Фахруддина Рази говорится следующее: «Так как буквы (ض) и (ظ) похожи, разрешается произносить (ض) как (ظ). Это облегчает положение вещей для простолюдинов". (конец цитаты).
Однако согласно мнению Рамли и Хатиба не разрешается переводить (ض) в другую букву кроме (ظ). Фахруддин ар-Рази в первом джузе тафсира اعوذ با الله من الشيطان الرجيم сказал следующее:
"Избранным мнением считается то, что намаз считается действительным, если перепутать буквы (ض) и (ظ). Доводом этому служит очень сильная схожесть этих букв и сложность в их отличии. Поэтому нужно обдумать необходимость их различия.
Схожесть данных букв заключается в следующих пунктах:
Обе буквы являются буквами «маджхура», т.е. произносятся звонко и открыто.
Обе буквы являются буквами «рихва», т.е. при произношении этих букв удар с преградой (махрадж) незначительный.
Обе буквы являются буквами «итбак», т.е. при произношении наличествует «прилипание» языка.
Несмотря на то, что выходом буквы (ظ) является кончик языка и межзубие, а махраджем буквы (ض) – боковая сторона основания языка и боковые зубы, из-за мягкости (ض) происходит растяжение (инбисат) и поэтому махрадж (ض) приближается к махраджу (ظ). Произношение (ض) свойственно арабам. Посланник Аллаха сказал: «Я лучше всех произношу (ض)». Исходя из вышеуказанных пунктов становится ясным, что буквы (ض) и (ظ) очень схожи и трудноотличимы.
В таком случае наше мнение таково: Если бы было обязательным отличать эти две буквы, Посланник Аллаха и его сподвижники настоятельно требовали бы это от «аджамов» (неарабов), принявших Ислам. Так как такое требование отсутствует, мы понимаем, что возлагать на правоверных обязанность отличать (ض) и (ظ) неуместно". (конец слов ар-Рази).
Мазхаб Имама Абу Ханифы
В главе об ошибках при чтении Корана первого тома книги «Фатава аль-Хиндия» написано:
"Если кто-то во время намаза вместо одной буквы прочитает другую, но это не изменит значение слова, намаз этого человека будет действительным. Например, вместо (ان المسلمين) прочитает (ان المسلمون) или вместо (إن الظالمين) (الظالمون إن). Если ошибочное произношение возникнет по причине смешения букв, ясно отличающихся друг от друга, как например (ط) и (ص), и это приведет к утере смысла, то есть, если вместо (الصالحات) будет произнесено (الطالحات), по единогласному мнению, намаз в этом случае будет недействительным. Однако в случае смешивания таких схожих друг с другом букв как (ض) и (ظ), (ص) и (س), (ط) и (ت), ученые разошлись во мнениях. Большинство ученых согласилось, что намаз такого человека будет действительным. Такое же положение приводится в книге «Фатава аль-Кадыхан». Фетва большинства шейхов даны в этом русле.
Кады имам Абу аль-Хасан и кади имам Абу Асим сказали, что если человек перепутает буквы умышленно, намаз будет недействителен, а если по неумению или автоматически, намаз будет действителен. И это является справедливым (адль) и избранным мнением. Так написано в книге Кардари «аль-Ваджиз». Однако с человека не снимается ответственность правильного произношения арабских букв, он должен учиться правильно их произносить.
Камаль ибн аль-Хумам, в главе «Кыра’а» первого тома «Фатх аль-Кадир» сказал следующее:
«Если не составляет труда отличить две буквы, как в случае с (ص) и (ط), то у прочитавшего в намазе вместо (الصالحات) (الطالحات) намаз будет недействительным. Если в намазе спутать две трудноразличимые буквы как (ض) и (ظ), (ص) и (س), (ط) и (ت), сказано, что намаз будет недействительным. Однако большинство ученых сошлись во мнении о действительности намаза».
Ибн Абидин в главе «Ошибки читающего» привел много подобного (этому). Если хочешь, можешь обратиться к данному источнику.
Мараши сказал: «Если молящийся вместо (ض) прочитает (ط), намаз будет недействительным, так как эти две буквы легко отличить друг от друга. К тому же мы передали это от Муллы Али аль-Кари.
В тафсире «Рухуль Баян» при толковании аята وما هو علي الغيب بضنين говорится следующее: «Читающий Коран обязан знать махрадж букв (ض) и (ظ). Махрадж буквы (ض) – это основание языка и боковое межзубие слева или справа, тогда как махрадж (ظ) – это кончик языка и основания передних верхних зубов.
Если спросят, что будет с тем, кто во время намаза спутает эти две буквы, мы ответим:
Сказано в «Аль-Мухит аль-Бурхан», что если кто-то вместо (ض) прочитает (ظ) или наоборот, согласно суждению по аналогии (кыяс) намаз такого человека будет недействительным. Это мнение большинства ученых. Однако наши ученые также решили, что из-за крайней необходимости (дарура) намаз неарабов будет в вышеописанном случае действительным, так как большинство неарабов не могут различить эти две буквы, и даже если различают, то неправильно". (конец цитаты).
Мазхаб Имама Малика
Шейх Абу аль-Барака Сиди Ахмад ад-Дардир в своем «Шарх аль-Кабир», который является толкованием «Мухтасар аль-Халиль» в главе «Положение совершения намаза с джамаатом» сказал следующее:
[Будет ли действительным намаз у того кто совершает его за имамом, который путает (ض) с (ظ), (ص) с (س), или (ذ) с (ز) и будет ли действительным намаз у самого имама? Если человек путает буквы по незнанию или ненамеренно, его намаз будет действительным. И это мнение, заслуживающее доверия. (Хотя среди наших имамов существуют разногласия по данному вопросу)].
Данное положение распространяется на тех, кто путает буквы ненамеренно.
Мазхаб Имама Ибн Ханбаля
В книге «Икна» и ее шархе в главе о совершении намаза с джамаатом сказано следующее:
«Как и было сказано выше, положение того, кто прочитает в суре «аль-Фатиха» во время намаза из-за шепелявости вместо буквы (ر) букву (غ) или что-то похожее, схоже с тем кто изменит букву и смысл аятов. Поэтому такому человеку нельзя быть имамом у того, кто читает Коран правильно.
Однако данное положение неприменимо для того кто в словах (المغضوب) и (الضالين) вместо (ض) произносит (ظ). Такой человек может становиться имамом как для тех, кто произносит слова эти слова неправильно, так и для тех, кто произносит их правильно, так как и (ض) и (ظ) произносятся кончиком языка и между зубов. Также у этих звуков одинаковый махрадж. Если кто-то намеренно перепутает буквы в других словах или другие буквы кроме (ض) и (ظ) в словах (المغضوب) и (الضالين), его намаз будет недействительным, пока он не исправится.
Сказано в «Мутанха» и Шархе:
«Неприемлемо быть имамом простолюдину (умми). «Умми» значит относить человека к матери, то есть, к состоянию новорожденного. Словарное значение этого слова – «неумеющий писать». В терминологии фикха «умми» означает «человек, который не в состоянии выучить суру «аль Фатиха» или который поглощает предыдущую букву следующей (идгам), или путает одну букву с другой при произношении (например, вместо (ر) произносит (غ), (т.е. картавит) там, где этого делать не нужно».
Бухари и Абу Дауд передали хадис ليؤمكم أقرأكم" (Пусть имамом будет тот, кто красивее всех читает (Коран). 1
Зухри сказал:
«Сунна (состоит в том, чтобы) не ставить имамом того, кто не знает ничего из Корана». Однако человек путающий (ض) с (ظ) в словах (المغضوب) и (الضالين) не будет считаться «умми», знает он грамматическую и смысловую разницу или нет". (Конец цитаты из «Мунтаха» и Шарх)
Хочу закончить словами шейха аль-Абусири из книги (إتحاف العباد في معرفة النطق بالضاد ):
«Подарок Аллаха умеющим произносить букву “ض”.
О самый красноречивый (фасих) из произносящих “ض”! Да будет доволен им Аллах!»
Прошу того, кто увидел в моих словах ошибку или заблуждение поправить меня и отнестись ко мне так, как этого требует высокая нравственность, так как я являюсь простым человеком с ограниченным пониманием, не очень острым вниманием и малым багажом знаний.
Хвала Аллаху Господу миров!
1. «Кари» во время сподвижников (аср ас-саадат) назывались те, кто лучше всех знали Сунну и фикх. Ученых называли «курра». Даже если были те, кто читал Коран красивее Абу Бакра (радыАллаху анху), Пророк поставил имамом его, т.к. он был лучшим факихом. Это понимание мазхаба Абу Ханифы в свете практического применения хадиса Пророком. Другие же остановились на явном (захир) значении хадиса и не приняли во внимание его практическое применение Пророком.