Для начала - Къунут Назиля отличается от Дуа Къунут, которое читают в ежедневном намазе Витр.
При жизни Сайидина Расулюллах, салляЛлаху аляйхи уа салям, совершал молитву (дуа) во времена несчастий, в ряде критических случаев и в нужде, прося таким образом Аллаха Субхана уа Таъаля о Его Милости и благосклонности. Сайидина Расулуллах, салляЛлаху аляйхи уа салям, читал следующее дуа Къунут Назиля для спасения слабых и угнетенных мусульман Мекки:
حدثنا قتيبة حدثنا مغيرة بن عبد الرحمن عن أبي الزناد عن الأعرج عن أبي هريرة أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا رفع رأسه من الركعة الآخرة يقول اللهم أنج عياش بن أبي ربيعة اللهم أنج سلمة بن هشام اللهم أنج الوليد بن الوليد اللهم أنج المستضعفين من المؤمنين اللهم اشدد وطأتك على مضر اللهم اجعلها سنين كسني يوسف وأن النبي صلى الله عليه وسلم قال: غفار غفر الله لها وأسلم سالمها الله قال ابن أبي الزناد عن أبيه هذا كله في الصبح
Сайидина Абу Хурайра, радыйаЛлаху ъанху, передает, что, поднимая голову после совершения последнего ракаъата, салляЛлаху аляйхи уа салям, говорил: «О, Аллах! Спаси 'Аййаша бин Абу Рабиъа. О, Аллах! Спаси Саляму бин Хишам! О, Аллах! Спаси Валида бин аль-Валида. О, Аллах! Спаси слабых из числа верующих! О Аллах, будь суров с племенем Мудар и ниспошли им голод столь же долгий, как и во времена Йусуфа!». Затем Пророк, салляЛлаху аляйхи уа салям, сказал: "Да простит Аллах племя Гифар, и да спасёт Аллах племя Аслам!". Передатчик Абу аз-Зинад сказал: «Пророк обычно читал Кунут в Фаджр намазе». (Бухари)
Сайидина РасулюЛлах, салляЛлаху аляйхи уа салям, также проклинал в молитве Къунут:
حدثنا أحمد بن محمد أخبرنا عبد الله أخبرنا معمر عن الزهري عن سالم عن ابن عمر أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول في صلاة الفجر ورفع رأسه من الركوع قال اللهم ربنا ولك الحمد في الأخيرة ثم قال اللهم العن فلانا وفلانا فأنزل الله عز وجل ليس لك من الأمر شيء أو يتوب عليهم أو يعذبهم فإنهم ظالمون
Сайидина Ибн ъУмар, радыйаЛлаху ъанху, передает, что раньше он слышал, как Посланник Аллаха, салляЛлаху ъаляйхи уа салям, выпрямившись после поясного поклона, говорил: «О, Аллах! Господь наш, хвала Тебе!». А затем, после последнего ракаъата утренней молитвы, говорил: «О Аллах, прокляни такого-то, такого-то и такого-то!». И затем Аллах ниспослал аят (3:128), в котором было сказано: «Не имеешь ты никакого отношения к тому, простит Он их или подвергнет наказанию. Поистине, они несправедливы!». (Бухари)
Когда читать?
В ханафитском мазхабе Къунут читается только в Фаджр намазе после второго рукуъ, как передается в хадисе выше.
Допустимо читать любое дуа, которое связано с нуждами мусульман, хотя, определенно, дуа, упомянутые в Сунне, всегда наиболее предпочтительны. Ниже приводим несколько вариантов:
Транслитерация: Аллоhуммаhдини фи ман hадайта, уа ‘афини фи ман ‘афайта, уа тауалляни фи ман тауалляйта, уа барик ли фи ман а’тойта, уа қыни шарра ма қодойта, фа иннакя тақдый уа ля йуқдо ‘аляйка, уа иннаhу ля йазиллю ман уаляйта, табарокта роббана уата’аляйт.
Значение: «О Аллах! Веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»
Транслитерация: Аллоhуммағфир ли-ль-му’минина уа-ль-му’минаат, уа-ль-муслимина уа-ль-муслимаат, уа аллиф байна қулюбиhим, уа аслих зата байниhим, уа-нсурhум ‘аля ‘адууикя уа ‘аля ‘адууиhим. Аллоhумма-ль-‘ан кафарата аhлиль китабил-лязина йуказзибуна русуляк, уа йуқъотилюна аулийя-ак. Аллоhумма холиф байна калиматиhим уазальзиль ақъдамаhум уа анзиль биhим баъ сака-ль-лязи ля таруддуhу ‘аниль қоуми-ль муджримиин.
Значение: О, Аллах! Прости всех муъминов мужчин и женщин и всех мусульман мужчин и женщин. Объедини их сердца любовью друг к другу, устрой их дела и даруй им победу против Твоего и их врагов. О, Аллах Да ниспадет Твое проклятие на неверующих из числа людей писания, отрицающих пророков и выступающих против избранных Тобой. О, Аллах! Разобщи их, сотряси их стопы, и ниспошли на них Свое Наказание, которое непременно настигнет грешников.
Как читать?
1) Поскольку нет никаких явных свидетельств в Сунне поднятия рук во время Къунута, в Ханафитском мазхабе и имам и стоящие за ним держат свои руки по швам во время Къунута.
2) Поскольку нет никаких явных свидетельств тому, что стоявшие за Сайидина РасулюЛлах, салляЛлаху аляйхи уа салям, произносили «амин» вслух, в Ханафитском мазхабе «амин» произносится про себя.
Подробный разбор Къунута Назиля от Шейха (Муфтия) Ибрахима Десаи
Вопрос: Мы – многонациональная мусульманская община Лонг Айленда (Нью-Йорк, США), работающая в мечети. Это одна из самых крупных мечетей Лонг Айленда, альхамдулиЛлях. Наш имам стал включать Къунут ан-Назиля в каждый намаз, в том числе в Зухр и Аср намазы, которые не совершают вслух, читая дуа в их последнем ракаате вслух. Также и во всех остальных трех намазах. Помимо Къунут ан-Назиля он читает другие дуа. Большинство прихожан, читающих за ним намаз, являются ханафитами, хотя среди прихожан есть еще и шафииты и маликиты. Мой вопрос: Каков хукм этих действий согласно мнениям всех школ фикха? Допускалось ли такое в Сунне Пророка, салляЛлаху аляйхи уа салям? Сколько дуа и какие именно дуа допустимы в Къунуте?
Ответ: Согласно Ханафитскому мазхабу Къунут ан-Назиля читают только во времена бедствий, несчастий, когда Умма сталкивается с большими проблемами. Къунут ан-Назиля читают только имамы во время Фаджр намазов после руку и перед тем, как идти в саджда во втором ракаате. И недопустимо читать его в каком-либо другом намазе кроме Фаджр намаза.
1. Согласно Шафиитскому мазхабу, общий Къунут следует читать в ежедневном Фаджр намазе. Во времена бедствий и трудностей Къунут ан-Назиля можно читать во всех намазах. И имам и тот, кто читает намаз индивидуально, могут читать его вслух даже в таких намазах, как Зухр и Аср.
2. Согласно Маликитскому мазхабу общий Къунут можно читать только в Фаджр намазе, однако, не является обязательным его чтение (как и в Шафиитском мазхабе). И он читается тихо только в Фаджр намазе, но не в остальных намазах, даже если существует необходимость при возникших сложностях и бедственном положении.
3. Согласно Ханбалитскому мазхабу Къунут ан-Назиля читают во всех трудных ситуациях, за исключением чумы. Если люди страдают от эпидемии чумы, то не допускается чтение Къунута для них. Къунут ан-Назиля допустимо читать во всех намазах, кроме Джума. Имам читает его после рукуъ и является сунной для стоящих за ним следовать за имамом и в поднятии рук на уровне груди (для дуа). По окончании Къунута им следует протереть руками лицо.
Что касается самого дуа, то согласно мнению всех школ фикха предпочтительно читать только те дуа, которые упоминаются в хадисах. Но при этом является допустимым чтение иных его видов. Дуа следует читать только на арабском языке и недопустимо его чтение на Калямун-Нас (на любых других человеческих языках).
Мы не знаем всей ситуации, которую вы описали, но судя по вашему описанию, вероятно имам вашей мечети является последователем Шафиитского мазхаба.
А Аллах знает лучше.