Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Фикх

Может ли немусульманин войти в мечеть?

Ислам поощряет терпимость между мусульманами и последователями других религий. Если немусульманин входит в мечеть, чтобы произнести речь, которая будет способствовать лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и рекомендуется нашей религией.

Ислам – это религия конструктивного диалога в полном смысле этого слова. Хорошим подтверждением этого является история мусульманской цивилизации. Шейх Атиййя Сакр, бывший глава Комитета по фетвам аль-Азхара, следующим образом резюмирует мнения мусульманских юристов по этому вопросу:

«Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники – нечисты. Пусть же они не приближаются к Мечети священной после этого года! А если вы боитесь недостатка, то обогатит вас Аллах от Своей щедрости, если пожелает. Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый!» (9:28).

«О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными – кроме как будучи путешественниками в дороге, - пока не омоетесь» (4:43).

На основании этих аятов большинство мусульманских юристов, включая представителей всех мазхабов (исламских правовых школ), утверждают, что многобожники не вправе входить в Запретную мечеть (Масджид аль-Харам) в Мекке. Однако некоторые считают, что иудеи и христиане могут делать это. По мнению же Абу Ханифы, многобожник вправе входить даже в Запретную мечеть в Мекке при том условии, что он не останется там надолго.

В общем, полагают юристы, данный запрет касается одной определенной мечети и территории, прилегающей к ней. Что касается других мусульманских храмов, то юристы из Медины запрещали входить в них немусульманам на основании второго из приведенных выше аятов, считая их «нечистыми» (нечистота здесь понимается в духовном смысле).

Передают, что Имам Ахмад разрешал немусульманам входить в эти мечети, но только с разрешения последователей Ислама. Это подтверждает хадис о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволил людям из племени ат-Та’иф оставаться в мечети до того, как они стали мусульманами.

Он также принимал в мечети Медины христиан из Наджрана. Когда наступало время их молитвы, они обращались ко Всевышнему, не выходя из нее, лицом к востоку. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим компаньонам: «Оставьте их (пусть совершают молитву)».

Аль-Бухари в своем Сахихе упоминает, что Самамах ибн Асал, взятый в плен Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), содержался в мечети (несмотря на то, что был многобожником).

В труде «Фас аль-Бари» упоминается, что по обсуждаемому вопросу существуют разные мнения. Юристы ханафитского мазхаба разрешают немусульманам находиться в мечети без каких-либо дополнительных условий, в то время как представители маликитского мазхаба, напротив, запрещают. Ученые шафиитского мазхаба делают разницу между Запретной мечетью в Мекке и остальными. Существует мнение, что разрешение относится только к людям Писания, но оно опровергается прецедентом с Самамахом, упомянутым выше.

Шейх М. С. аль-Мунаджжид, известный писатель и лектор, утверждает следующее:

«Мусульмане не вправе разрешать представителю другой религии входить в Запретную мечеть в Мекке. Это утверждение основано на следующем 28-м аяте 9-й суры.

Что касается других мечетей, то некоторые исламские юристы полагают, что немусульмане могут в них входить, поскольку это не запрещено Шариатом. Другие же, по аналогии с Запретной мечетью в Мекке, считают, что они не вправе делать этого.

Приемлемая, на мой взгляд, точка зрения состоит в том, что немусульманин может входить в мечеть, если это служит интересам Ислама или же в случае насущной необходимости. Например, он может зайти, чтобы послушать то, что может способствовать его решению принять Ислам, или же утолить жажду и, в тому подобных случаях.

Это соответствует подходу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к данному вопросу. Делегации представителей закифа и христиан из Наджрана оставались в мечети до принятия ими Ислама. Это принесло пользу во многих отношениях: они могли слушать речи и проповеди Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), наблюдать, как люди совершают намаз, слушать чтение Корана и т. д.

Поэтому если немусульманин спрашивает разрешения войти в мечеть для того, чтобы увидеть, как молятся мусульмане, то в этом нет ничего плохого, если только у него нет с собой никаких предметов, которые могут осквернить мечеть, или же если женщина-немусульманка не одета так, что это может вызвать пагубную страсть мужчин, и т.п.».

Основываясь на этих фетвах, можно утверждать, что немусульмане, включая христиан и иудеев, могут входить в мечети, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Немусульманин (или немусульманка) вправе входить в любую мечеть лишь с предварительного разрешения мусульман. При этом он или она не могут посещать Запретную мечеть в Мекке.
  2. Для того чтобы немусульманин (или немусульманка) вошел (вошла) в мечеть, должна быть серьезная причина.
  3. Немусульмане должны бережно относиться ко всему, что находится внутри мечети. Они должны помнить, что это место, священное для мусульман.
  4. Как мужчина, так и женщина, входя в мечеть, должны прикрывать свой аурат (те части тела, которые, по Шариату, не должны видеть представители противоположного пола).

Что касается реставрационных работ, то их должны выполнять, в первую очередь, мусульмане. Иноверцев можно привлекать к ним только в тех случаях, если без их помощи нельзя обойтись.

предыдущая статья
О протирании (масх) носков и обуви во время ритуального омовения (вуду)
следующая статья
Никогда не верьте сплетникам

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником