Зависть – социально-психологическое состояние, охватывающее целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Наверно, практически каждый сталкивался с ситуацией, когда у кого-то из знакомых жизнь налаживается, увеличивается имущество, появляются новые возможности, авторитет в обществе и т. д., и в это время в сердце других появляется не совсем хорошая мысль, к примеру: «Почему всё ему, а не мне?!», «Дай Аллах, чтобы у него ничего не получилось». Тут действует принцип: «Если не мне, то и не тебе».
Бывают элементарные ситуации, к примеру в ремесле или торговле: если у соседской лавки дела идут хорошо, торговля прекрасная, то у других уже появляется зависть, которая их гложет, но они это стараются не показать, и нередки случаи, когда завистник готовит какую-нибудь пакость.
Если рассмотреть такое явление, как зависть, не с точки зрения религии и духовной стороны, то можно понять и убедиться, что человек, испытывая это негативное чувство, в итоге порой впадает в депрессию и тем самым вредит самому себе, своему здоровью. Такой человек не только в мире вечном остаётся в убытке, но и в этом мире тоже получает только стресс и болезни от переживания.
Понимая этот факт, задумываясь над ним, можно прийти к выводу, что завидовать кому-то не имеет смысла, а наоборот, это чувство только ухудшит положение.
Как же к зависти относится Ислам?
Ни одна конфессия, в том числе Ислам, не приветствует проявление зависти, более того – все религии считают её греховным делом. Что далее говорить об этом грехе, если первое убийство на земле было совершено именно по причине зависти!
Кабиль, сын Адама (мир ему), пророка и первого человека, проявил зависть к своему брату Хабилю из-за того, что Всевышний принял пожертвование Хабиля, а жертву Кабиля не принял. В итоге Кабиль убил своего брата Хабиля. Как мы уже поняли, первое проявление зависти произошло ещё во время первого человека на земле, и мы знаем, каков итог этой истории. Да, люди и сегодня убивают друг друга по причине зависти.
Бывают случаи, когда человек отдаёт последние деньги на дорогую обувь или одежду только из-за того, что у его друзей или соседей одежда дорогая, а ему хочется показать, что «я тоже имею возможность» или « я ничем не хуже». Тем самым, конечно, человек поступают очень неправильно.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зависть сжигает благие деяния, как пламя пожирает дрова» (Абу Давуд, ибн Маджах). Получается, что не только человек будет отвечать за грех зависти, но вдобавок сама по себе зависть сжигает его благие дела.
Самое страшное, что зависть – очень трудно распознаваемое качество, потому как этот грех связан с сердцем, то есть скрытый грех, и очень часто сам человек не может выявить его в себе, а если и выявляет, то не может избавиться от него. А избавиться от такой болезни нужно обязательно, потому как Аллах в Коране сказал:
يوم لا ينفع مال ولا بنون إلا من أتى الله بقلب سليم
смысл: «День (Великого Суда) в котором не помогут имущество и дети, а поможет только чистое сердце (без внутренних грехов, таких как зависть, гнев, показуха и т. д.)» (сура «аш-Шуара», аят 87–88).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не смотрит на ваш облик и внешность, а, поистине, смотрит на ваши сердца и ваши деяния (соответственно вашим сердцам)» (имам Муслим, № 2563; ибн Хаббан; ибн Маджах).
Человеку не поможет ничего, кроме чистого сердца и деяний, совершённых искренне ради Аллаха. Если же деяния совершены не ради Аллаха, а для показухи, и в сердце есть разные болезни, в том числе зависть, то этот человек будет находиться в большом убытке перед Аллахом.
Поэтому человек обязан остерегаться скрытых пороков и грехов так же, как и явных. Аллах в Коране сказал:
وَلاَ تَقْرَبُواْ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ
смысл: «И не приближайтесь к мерзостям (грехам, запретам) явным и тайным» (сура «аль-Анам», аят 151).
К примеру, любой явный грех, такой как воровство, прелюбодеяние и т. д., очень легко распознать, потому как здесь греховность очевидна, соответственно и бороться с такими грехами легче, ведь с явным врагом легче бороться, чем с тайным.
Хусайн сын Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах) говорил: «Есть три самых мерзких качества: 1) алчность – из-за алчности Адама (мир ему) вывели из Рая; 2) зависть – из-за зависти произошло первое убийство на земле; 3) высокомерие – из-за высокомерия Иблис был изгнан из Рая».
Абу Ляйс ас-Самарканди (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У троих не принимается мольба: 1) у того, кто употребляет в пищу недозволенное; 2) у того, кто много сплетничает; 3) у того, у кого в сердце зависть к мусульманам». Даже дуа таких людей не принимается, как утверждает ас-Самарканди.
Зависть влечёт за собой ряд и других грехов. Как правило, завистник не будет сидеть сложа руки, а будет стараться что-то предпринять, чтобы заполучить то, что имеет тот, кому он завидует, или просто лишить того человека этой вещи.
К примеру, человек, который завидует, всячески будет наговаривать на того, кому завидует, будет за спиной обсуждать этого человека, испытывать злость на него, настраивать людей против него, искать недостатки и раскрывать их людям и т. д. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек имеет благие качества до тех пор, пока не появится в нём зависть» (ат-Табарани).
Как лечить зависть?
Человеку в первую очередь нужно поставить себя на место того, кому Аллах даёт что-то. Ведь завистник сам себе пожелал бы всего хорошего, вот так же другому человеку нужно желать того, чего желаешь себе.
Если человек будет уповать на Аллаха и верить, что все по воле Аллаха, то не будет у него в сердце зависти, потому как будет знать, что все происходящее по воле Аллаха. Но для такого понимания человек должен воспитать себя и укрепить веру. А укрепить веру, воспитать себя возможно путем много поминания Аллаха, благословения Пророка (мир ему и благословение), искреннего совершения поклонения, молитв и просьбы у Аллаха защиты от сатаны.
Дозволенная зависть
Конечно, есть те, которым можно завидовать, и нет в этом греха. Но тут важно, какая это зависть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Можно завидовать двум: 1) знающему Коран и следующему этому Корану, 2) богатому человеку, который расходует своё богатство на пути Аллаха».
В данном случае человек может завидовать «белой завистью», т. е. желать и себе знания Корана или имущества, чтобы расходовать его на пути Аллаха. Такая зависть даже похвальна, ведь она ведёт к благому. Если бы каждый человек желал именно этого, то на земле было бы всё по-другому. Но, конечно, Аллах знает лучше.
Да поможет нам Аллах остерегаться явных и тайных пороков и грехов!
Источник: http://islam.ru