Вопрос:
Пожалуйста, объясните, что такое «такыя», каковы правила такыя у ханафитов, и в каких случаях дозволено ее практиковать?
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Такыя согласно Ахлю с-Сунна валь-Джамаа [1]
1. Лингвистическое (словесное) значение слова «такыя»:
Такыя является средством защиты человека от опасности [2]
2. Специальное (шариатское) значение понятия «такыя»:
(Совершается) в целях защиты человека посредством совершения действий [3], [4] или произнесения слов, противоречащих исповедуемой вере [5].
3. Дозволение такыя[6]:
Согласно мнению большинства ученых, такыя (сокрытие своей веры) допускается только в момент крайней необходимости, в любых других случаях такыя недопустима. Имам аль-Куртуби сказал: «Такыя не дозволена, за исключением случаев, когда человек боится смерти, или что его разрежут на куски, или что ему нанесут (иной) большой вред» [7]. Всевышний Аллах говорит,
لَا يَتَّخِذِ الْمُؤْمِنُونَ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ الْمُؤْمِنِينَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ فَلَيْسَ مِنَ اللَّهِ فِي شَيْءٍ إِلَّا أَنْ تَتَّقُوا مِنْهُمْ تُقَاةً (آل عمران:٢٨
Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их… (сура Али Имран, 28).
Этот аят является доказательством допустимости такыи в определенных случаях.
Когда язычники Мекки пытали Аммара бин Ясира, да будет доволен им Аллах, и заставили его произнести слова неверия, Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
مَنْ كَفَرَ بِاللَّهِ مِنْ بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ (النحل:١٠٦
Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения (ан-Нахль, 106).
4. Положение такыи:
Когда есть необходимость в такыи, некоторые (ученые) считают ее ваджибом (обязательным). Тем не менее, правильное мнение, в соответствии с мнением (большинства) ученых, состоит в том, что лучше не совершать такыю и отстаивать свою веру [9]. Алляма аль-Куртуби обосновывает это мнение следующими доказательствами [10]:
- Всевышний Аллах сообщает своей умме о тяготах, которые перенесли асхабу-ль-ухуд (люди одной из прежних общин, которые были убиты в огненном рву – примечание переводчика) за свое убеждение в Единственности Аллаха. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал сахабов быть стойкими перед лицом трудностей.
- Аллах упоминает в Коране совет Лукмана, мир ему, своему сыну:
يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ (اللقمان: ١٧
О, сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. (31, 17)
- Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Одной из самых великих форм джихада является утверждение истины перед лицом правителя-тирана» [11].
- Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Абу Дарде, да будет доволен им Аллах: «Не приобщай сотоварищей к Аллаху, даже если тебя изрежут на куски и сожгут». [12]
- Многих сахабов подвергали пыткам, но они не отказались от своей веры, например, таких как Биляль, Асим, Хубайб, Хаббаб, и других, да будет доволен ими всеми Аллах.
5. Условия/правила такыи:
- Такыя совершается только тогда, когда человек находится среди неверующих и опасается за свою жизнь или имущество. Он может даже произнести слова, которые свидетельствуют о любви /тесной дружбе, даже если его сердце не испытывает этого. [13]
- Такыя не должна подразумевать совершение действий, причиняющих вред другим, как например: убийство, блуд, воровство, лжесвидетельство, раскрытие секретов мусульман (как правило, в период войны) и т.д. [14]
- Такыя также допустима, если кто-то находится под угрозой серьезного избиения. [15]
- Такыя допускается только в случае реальной угрозы опасности. Если нет никакой угрозы, такыя недопустима. [16]
- Такыя может совершаться только в качестве крайнего средства. [17]
- Такыя не допустима в целях увеличения богатства, высокого положения и т.д. (за исключением критических обстоятельств). [18]
Различия в положении и практике такыя Ахлю с-Сунна уаль Джамаа и у шиитов [19]
Ахлю с-Сунна уаль-Джамаа | Шииты |
---|---|
Такыя - это уступка в Шариате; исключение из правил, временное ограничение в проявлении своей веры. | Такыя является обязательной. "У того, кто не практикует такыя, нет религии». [20] |
Как только необходимость в такыя отпадает, она вновь становится недозволенной. | Приказ на такыя является постоянным. «Тот, кто оставит такыю до того, как появится наш Махди, тот не из нас» [21] |
Такыя обычно применяется в отношении неверующих или в случае столкновения с преступниками. | Такыя применяется и по отношению к собственным единоверцам тоже. "Крепко держитесь за такыя. Не из нас тот, кто не практикует этот отличительный признак с собственным народом... " [22] |
Такыя есть нежелательное состояние. То есть, истинно верующий мусульманин не может желать пребывания в состоянии такыя. | Такыя занимает высокое положение. Шииты цитируют слова Джаъфара ас-Садыка: «Ничто не является более любимым для меня на этой земле, чем такыя» [23] |
Заключение:
Ахлю с-Сунна валь-Джамаа провозглашает правдивость, благородный нрав и высокую нравственность в действиях и речах человека. Обман и ложь являются отличительными чертами шайтана и его последователей. Если мы вынуждены лгать, чтобы спасти свою жизнь, имущество и т.д., она дозволяется. Однако следует помнить, что если кто-то пожертвует своей жизнью для возвеличивания послания Всевышнего Аллаха, то он будет вознагражден соответственно.
А Аллаху ведомо лучше.
Хишам Дауд
Студент Даруль Ифта
Чикаго, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
www.daruliftaa.net
[1] مأخوذ من الموسوعة الفقهية الكويتية بتصرفات
[2] الموسوعة الفقهية الكويتية ج-١٣ ص-١٨٥
[3] يدخل فيه التقية بالفعل إضافة إلى التقية بالقول و التقية في العمل كما هي في الاعتقاد (الموسوعة الفقهية الكويتية ج-١٣ ص-١٨٥)
[4] و لا يباح الإقدام على القتل في حالة الإكراه به يتبين عظم حرمة المؤمن عند الله تعالى و هو مراد ابن عباس رضي الله عنه انما التقية باللسان ليس باليد يعني القتل و التقية باللسان هو إجراء كلمة الكفر مكرها (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-٤٦، دار النوادر)
[5] التقية أن يقي نفسه بما يظهره و إن كان يضمر خلافه (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-١٠، دار النوادر)
[6] و عن الحسن البصري رحمه الله التقية جائزة للمومن إلى يوم القيامة إلا أنه كان لا يجعل في القتل تقية و به نأخذ (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-٤٥، دار النوادر)
[7] الجامع لأحكام القرآن للقرطبي ج-٢ ص-٤٢٩، دار الحديث
[8] الطبري في تفسير الآية
[9] و إعطاء التقية في مثل ذلك إنما هو رخصة من الله تعالى و ليس بواجب بل ترك التقية أفضل (أحكام القرآن للجصاص ج-٢ ص-١٦)
[10] الجامع لأحكام القرآن للقرطبي ج-١٠ ص-٢٤٢، دار الحديث
[11] جامع الترمذي، باب ما جاء أفضل الجهاد كلمة عدل عند سلطان جائر
[12] ابن ماجه، باب الصبر على البلاء
[13] التفسير الكبير للرازي ج-٣ ص-١٩٣/١٩٤، دار إحياء التراث العربي
[14] المصدر السابق
ثم يباح له إجراء كلمة الكفر في حالة الإكراه و لا يباح الإقدام على القتل في حالة الإكراه (المبسوط للسرخسي ج-٢٤ ص-٤٦، دار النوادر)
[15] المصدر السابق
[16] الموسوعة الفقهية الكويتية ج-١٣ ص-١٩١
[17] و يشترط لجواز التقية أن لا يكون للمكلف مخلص من الأذى إلا بالتقية و هذا المخلص قد يكون الهرب من القتل أو القطع أو الضرب... (المصدر السابق ص-١٩٢)
[18] المصدر السابق ص-١٩٤
[19] مأخوذ من العزلة و الخلطة لسلمان العودة
[20] العزلة و الخلطة لسلمان العودة
[21] ibid
[22] ibid
[23] ibid
_________________________
Перевод с английского языка Azan.kz
Askimam.org