Примечание редактора: Это интервью впервые появилось в феврале 2007 года и переиздается в связи с обострением его значимости.
Потеряна ли мечеть Аль-Акса для мусульман? – этот вопрос на сегодняшний день остается актуальным для многих историков и интеллектуалов. В своем интервью OnIslam.net доктор Мазин Аль-Наггар, известный исследователь в областях истории, экономики и политики, опровергает утверждения о том, что Аль-Акса не является мусульманской святыней и предлагает восполнить исторические пробелы, касающиеся этой темы.
OnIslam.net (OI): Каков точный смысл термина «Аль-Масджид Аль-Акса»? Какова ваша точка зрения по поводу объяснения его выражением «самая дальняя мечеть»?
Мазин Аль-Наггар: Для того, чтобы измерить расстояние, необходима точка отсчета. В данном случае ею является святая Мекка. То есть, называя мечеть «самой дальней», имеется ввиду ее отдаленность от Мекки. Название «Аль-Акса» используется для обозначения и именования мечети в Палестине, в частности в Аль-Кудс. Также это место называли «Байт аль-Макдис» или «Элия Капитолина» в древне-румынском языке.
OI: В чем же тогда смысл слов «Аль-Кудс» или «Байт аль-Макдис»?
Мазин Аль-Наггар: Это термины, означающие святость места. Аллах освятил Аль-Кудс посредством вознесения Пророка (мир ему) в Аль-Исра (Ночное путешествие), также как до этого была освящена долина Тува, в которой Моисей начал свою пророческую миссию по приказу Всевышнего Аллаха, и Кааба, получившая подобный статус еще со времен Адама. Позже, пророки Ибрагим и Исмаил (мир им), воздвигли на ее земле святилище по приказу Аллаха.
OI: Некоторые люди утверждают, что Аль-Кудс на протяжении всей истории не был ни культурным центром, ни столицей какого-либо исламского государства, так ли это?
Мазин Аль-Наггар: Священный Кудс не имеет никакого отношения к столицам. Он был выбран Аллахом в том же порядке, что и Адам и его потомки, Ной, Ибрагим и его семья, семейство Имрана, и Мухаммад, ставший последним посланником и печатью всех пророков (мир им всем и благословение Аллаха). Таким образом, три святыни Ислама - Аль-Масджид аль-Харам, Аль-Масджид-Набави и Аль-Масджид аль-Акса – были выбраны Аллахом, и в этом случае нет необходимости в каких-то исторических или политических доказательствах. Мы говорим о святой земле, свободной от подобных условностей.
OI: Является ли современная Аль-Акса тем же зданием, в котором когда-то начинал свое путешествие Аль-Исра Пророк Мухаммад (мир ему)?
Мазин Аль-Наггар: Нет, это не то же здание, но достаточно святости самого места нахождения построения. Это здание начали строить в эпоху Абдуль-Малик ибн Маравана, процесс строительства продолжался в эпоху правления нескольких халифов и султанов. Одним из важнейших этапов восстановления здания является эпоха султана Сулеймана аль-Каноуни (более известного как Сулейман Великолепный), который был халифом Османской Империи в период с 1520 по 1564 года. Во время своего правления, он выделял огромные средства на развитие и обновление всех трех святынь: Аль-Масджид аль-Харам, Аль-Масджид-Набави и Аль-Масджид аль-Аксы. Следует отметить, что выделенные султаном средства эквивалентны двум миллиардам долларов США, по нашим меркам. Определение формы мечети Золотого Купола, находящегося на вершине Храмовой Горы, также восходит к эпохе правления эмира.
Конечно, строительные и восстановительные работы велись также и до Крестовых походов и оккупации Байт аль-Макдис иностранцами, но основная работа была сделана после взятия Аль-Кудса мусульманами.
Территория вокруг Аль-Масджид Аль-Акса также считается священной. На самом деле, не только непосредственно Аль-Акса является местом для совершения молитв. По факту, вся местность вокруг здания – мечеть и святыня, будь то Восточный Аль-Кудс (Аль-Кудс Аль-Шаркия) или Старый Аль-Кудс (Аль-Кудс Аль-Кадима). На этой территории сейчас находится большое количество исламских благотворительных организаций, школ, традиционных магазинов, и других учреждений.
OI: Есть ли сведения о существовании каких-либо еврейских храмов на том месте, где сейчас нахоится мечеть Золотого Купола?
Мазин Аль-Наггар: Когда мусульмане впервые прибыли в эту местность, они обнаружили там просто яму. И многие сподвижники Пророка (мир ему), стали собирать мусор оттуда. В этот период Аль-Кудс находился под властью Византийской Империи, и евреи не имели к нему доступа, и не было на этом месте никакого еврейского храма.
В 1960 году Кэтрином Кеньоном были произведены археологические раскопки, целью которых было доказать отсутствие следов храма Соломона. Во время исследовательских работ обнаружены следы храма Зоровавеля и храма Ирода. Зоровавель – представитель израильского народа, игравший большую роль во время вавилонского плена. Он был одним из тех, кому было позволено поехать в Палестину, на территории которой он основал храм, об этом свидетельствуют многие западные источники. Ирод же, в свою очередь, является арабским царем Анбатом. «Ирод» - греческое слово, первоначально взятое из арабского «Хараб».
Когда группы евреев прибыли в Палестину, после окончания периода вавилонского плена, во времена персидских правителей, их приняли руководители династии Ахеменидов. Это важный момент, который мы должны рассмотреть – было ли это «возвращением» евреев в Иерусалим или подобного ранее не происходило в еврейской истории, и тогда это не что иное, как иммиграция евреев на данную территорию. Я считаю, что это не было возвращением, так как нет исторических сведений, в которых говорится, что Аль-Кудс, Байт аль-Макдис или Элия Капитолина также назывались Оршалимом. Описания Оршалима в Библии не совпадают с описаниями Аль-Кудси, об этом подробнее поговорим в другой раз.
Тем не менее, есть объяснение притоку в Вавилон евреев, которые были размещены династией Ахименидов в Южной Палестине, в Аль-Кудсе и Аль-Халипе, которую позже назвали Аль-Яхудии (или «еврейской»). Выступая опекуном евреев, династия преследовала свои стратегические интересы. В то время существовала определенная тенденция, по которой силы государства дистанцировались от проблемных участков, и на это место, с целью обороны, отправлялись силы союзников. Евреи, в данном случае, охраняли стратегические торговые пути в этом районе и осуществляли контроль над старой сирийской землей. Следует отметить, что династия Ахименидов в то время достигла границ Египта.
В указанный период, арабские племена Анбат, на территории Восточной Иордании и Южной Палестины, приняли иудаизм, благодаря усилиям людей, прибывших из Вавилона. Таким образом, правящая семья царя Ирода стала евреями. В это время царь Ирод приказал воздвигнуть храм на месте старых оснований, которые и были найдены при раскопках. Но никаких следов храма Соломона обнаружено не было.
OI: Организация по освобождению Палестины (ООП) не упоминала ничего об Аль-Кудсе в учредительных документах в 1964 году, насколько обосновано это обвинение?
Мазин Аль-Наггар: В то время Аль-Кудс, или Старый Кудс, находился под контролем Иорданского Хашимитского Королевства, и просьба получения этой местности из под иорданской власти стала бы началом многих политических проблем и напряженности. В то же время, Аль-Кудс был доступен для ООП, пока он находился под властью Иордании. На самом деле, в то время между ООП и Иордании складывались хорошие официальные отношения.
Что я знаю наверняка, так это то, что по оригиналам документов ООП, они требовали всю территорию Палестины, от реки до моря.
OI: Так значит, сюда был включен и Аль-Кудс?
Мазин Аль-Наггар: Да, несомненно. Просто никто не ожидал, что в национальную конвенцию, официальный документ, необходимо включать список всех городов и сел. Нет такого положения ни в Конституции, ни в уставах или других основных законах.
Основная проблема заключается в другом: Израиль - это государство, которое объявило о себе без каких-либо четких границ, и страна не имеет Конституции. Нет официальных упоминаний о том, что Аль-Акса находится под его суверенитетом.
OI: Еще один распространенный вопрос. Не пытается ли сейчас Израиль разрушить или видоизменить мечеть?
Мазин Аль-Наггар: Они способны это сделать. Для того, чтобы избавиться от Аль-Аксы или построить на ее месте еврейский храм, Израиль может применить несколько способов. К примеру, некоторые из радикальных еврейских групп призывали уничтожить Аль-Аксу большим количеством взрывчатых веществ, и заставить весь мир принять это как свершившийся факт. Я думаю, муниципалитет Аль-Кудса, совместно с рядом других организаций, ведут активные работы по поискам остатков храма Соломона, но пока их действия тщетны.
Также они ослабляют фундамент здания. Этот район находится в сейсмической зоне. Одним из возможных сценариев является рытье туннелей под зданием, таким образом, в случае землетрясения, сооружение может полностью разрушиться. В этом случае, израильские власти сами будут решать, что делать дальше с землей.
OI: Обладают ли мусульмане достаточным мужеством, чтобы выступить против подобного бесчинства?
Мазин Аль-Наггар: Да, несомненно.
OI: Стоит ли ожидать каких-то действий со стороны мусульман в ближайшее время?
Мазин Аль-Наггар: Да, я считаю, что мусульмане встанут горой за святые для них земли. В любом случае, произойдет это или нет, сейчас доказываются исторические права на Аль-Аксу и Палестину как исламскую землю.
Я думаю, что мусульмане относятся с уважением к этой святыне, дорожат ею, и ценят. Этот факт является главным препятствием для Израиля. Ведь когда речь заходит об Аль-Масджид Аль-Акса, евреи сталкиваются интересами не только с арабами или палестинцами, но и с полутора миллиардной мусульманской общиной по всему миру.
У меня есть также другая теория по этому поводу. Арабская культура отличается от других культур, потому что она не является насильственной и смешивается с понятием веры. Арабский опыт может быть интерпретирован через строки Священного Корана: «А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, – они и суть преуспевшие» (Аль-Хашр, 59:9).
Мусульманин имеет веру, и не связывает свою культуру или дом с определенным местом, вся Земля является местом его поклонения. Я думаю, что вопрос об Аль-Масджид Аль-Аксе, мотивирует к активным действиям многих мусульман по всему миру.
перевод Azan.kz
по материалам Onislam.net
Две недели назад Алматы посетил имам-хатыб, управляющий по делам третьей святыни Ислама – мечети Аль-Акса, шейх Наджех Бкерат. Узнав об этом, мы сразу попытались встретиться с шейхом, и даже имели возможность это сделать в тот же день, однако шейх выразил свое согласие на отдельную встречу с нами. Через неделю, как и договаривались, мы встретились с шейхом Наджехом после джума намаза, и пригласили его на обед.
О том, что Центральную мечеть посетил уважаемый гость, было объявлено сразу же после пятничной молитвы, и потому некоторое время шейх Наджех уделил джамаату, приветствуя и фотографируясь со всеми желающими. Все это время, широкая улыбка не сходила с его лица.
Надо сказать, что мы были проникнуты любовью к шейху еще до встречи с ним, поскольку общеизвестно, что наш сайт один из тех, кто уделяет проблеме Палестины, и непосредственно мечети Аль-Акса, особое и активное внимание. После личного знакомства и беседы с ним, мы прониклись к нему еще большим уважением и любовью.
Вкратце о самом шейхе. Будучи имамом-хатыбом мечети «Аль-Акса», он также возглавляет Академию «Аль-Акса», в которую входят более трехсот имамов и проповедников. Является главой исламского наследия в Институте Исламской истории. Автор нескольких книг, а также собственной программы об Аль-Аксе на телеканале «Икро».
Помимо высшего религиозного образования, имеет магистерскую степень по исламской символике и орнаментам, а также докторскую по истории города Аль-Кудс (Иерусалим). Занимает активную позицию по освещению событий вокруг мечети Аль-Акса и Палестины в целом. Шейх дает многочисленные интервью мировым средствам массовой информации, и выступает в качестве эксперта по палестинскому вопросу.
У шейха Наджеха 12 детей: 6 сыновей и 6 дочерей. Старший посажен в израильскую тюрьму на 19 лет. Когда шейх выехал в Казахстан, израильские власти арестовали еще одного его 19-летнего сына. Это не остановило шейха Наджеха от намеченных планов. Для него, как и для многих других палестинцев, это уже давно является чем-то обыденным. Защищая Ислам и Аль-Аксу, они готовы ко всему, что может с ними произойти.
Беседа наша была долгой и интересной, но мы оставили только то, что шейх позволил публиковать.
- Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, уважаемый шейх Наджех. Мы рады Вашему приезду в Казахстан и знакомству с Вами. Это для нас большая честь. Расскажите пожалуйста о причинах Вашего визита в нашу страну?
- Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух. Я приехал по приглашению хадж-компании «Нур-Казахстан», с которой у меня уже давно сложились дружеские отношения.
Этот приезд в Казахстан является для меня вторым, и обусловлен он тремя основными причинами: первая связана с историей султана Бейбарса и всего, что касается его личности. На данный момент, это является моим самым важным научно-историческим увлечением. Прежде, чем приехать к вам, я посетил Египет и Шам, а после Казахстана планирую поездку по другим странам, сохранившим информацию об этом великом человеке.
Султан Бейбарс был ярчайшей исторической личностью, поднявшей мусульман с колен, когда они были повержены и унижены. Именно такой человек необходим сегодня всей нашей умме. Некоторые утверждают, что Бейбарс участвовал в резне в Аль-Кудсе, но это ложь и напраслина, возводимая на него, и я могу это подтвердить необходимыми историческими документами. Талантливый политик, правитель, полководец, он также оставил многочисленные строения. Непосредственно в Казахстане я изучаю орнаменты времен султана Бейбарса и даю мастер классы.
Второй целью моего приезда является нахождение в вашей стране волоса Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Я очень заинтересовался узнав об этом. Мне было также очень интересно ознакомиться с документом, прилагающимся к нему и подтверждающим его подлинность, поскольку я специализируюсь на этом. Сейчас могу сказать, что все печати на документе подлинные, и я бы хотел привлечь специалистов по восстановлению этого свидетельства, поскольку на данный момент оно находится в ветхом состоянии.
Третьей целью моего визита является распространение Ислама и сближение сердец мусульман. Мне бы хотелось, чтобы Казахстан и Палестина обменивались своим культурным, историческим опытом. Я знаю, что Казахстан, обретя независимость, пересматривает свою историю, и у меня есть множество исторических документов о султане Бейбарсе, которые проливают свет на историю казахского народа.
- Мы часто публикуем новости и другую информацию о Палестине и мечети Аль-Аксе, и для нас является большой радостью узнать о происходящем в Иерусалиме, и непосредственно в мечети Аль-Акса из прямого источника. В каком состоянии сейчас находится и функционирует Аль-Акса?
- Наш комплекс, в который входят мечеть «Купол скалы» и непосредственно сама Аль-Акса, функционирует несмотря на многочисленные препятствия со стороны сионистов. В ней проводятся все молитвы, а также преподаются уроки. Однако сионисты не хотят, чтобы в мечети затрагивались политические вопросы. Они хотят, чтобы мы обучали только совершению намаза, тахарату и другим, не представляющим какой-либо угрозы их несправедливости, знаниям. Поэтому они всячески препятствуют прохождению мусульман на территорию комплекса. Они также не хотят, чтобы мусульмане проводили в мечети много времени, и сейчас пытаются ограничить время посещения мечети только временем совершения молитв.
К примеру, после утреннего намаза в мечеть нельзя приходить до обеденного намаза. Они вводят ограничения постепенно, чтобы приучить мусульман к тому, что можно лишать их прав, вмешиваться в их религию и устанавливать свои правила. Это один из сценариев, который они разыгрывают, чтобы отнять у нас святыню и построить на ее месте свой храм.
Они знают, что явная агрессия может разбудить гнев мусульман всего мира и объединить их вокруг Аль-Аксы. Поэтому они действуют планомерно, подобно тому, как приучают льва в цирке, несмотря на то, что лев - царь зверей.
Сейчас они ограничивают время посещения мечети, чтобы мусульмане привыкли к этому. Затем они предложат разделить мечеть на две части. Затем они полностью вытеснят мусульман из Аль-Аксы.
Этот план состоит из множества этапов, но мы знаем о нем, и открыто заявляем об этом. Слова, которые мы им говорим, и которые ведут к довольству Аллаха, вызывают у них злобу и ненависть, но мы будем противостоять этому ценой любых потерь, чтобы они даже не думали, что такое возможно.
- Какие мусульманские страны, в плане политики, Вам наиболее интересны?
- Я с особым интересом наблюдаю за Турцией. Раньше она занимала не совсем понятную нам позицию в отношении Палестины, однако сейчас явно изменила ее в нашу пользу. Также наблюдаю за Египтом. Большую материальную поддержку нам оказывает Катар. Но мне бы хотелось, чтоб и другие страны, в том числе и Казахстан, занимали более активную позицию в отношениях с палестинцами. Она необязательно должна быть политической, это может быть культурный обмен.
- В плане религии, каким правовым школам, или ученым, отдаются предпочтения в вопросах Шариата?
- Мы следуем ханафитскому мазхабу. У нас большая ханафитская база, и много классической исламской литературы, которой мы бы могли поделиться с казахстанскими мусульманами, если у вас возникнет в этом необходимость. Все решения алимов - будь то судебные гражданские дела и другие фетвы, выдаются в соответствии с ханафитской школой.
- Признаемся, мы полагали, что в вашей местности более распространен шафиитский или маликитский мазхаб.
- Мы следуем ханафитскому мазхабу, но без фанатизма, и если кто-то совершает намаз в мечети по другому мазхабу, мы относимся к этому спокойно. Я знаю, что в Казахстане также за основу взят ханафитский мазхаб, и мы будем рады поделиться с вами опытом, литературой и другими источниками информации по ханафитскому мазхабу.
- По аналогии с Казахстаном возникает вопрос: распространено ли у вас такое течение, как салафия?
Услышав этот вопрос, шейх печально покачал головой.
- Салафия - болезнь всей нашей уммы, но у нас они не представляют никакой силы. Мы не обращаем на них внимания, и общество не обращает на них внимания, и они не лезут в наши дела.
- По опыту своей работы, мы часто встречаем равнодушное, а порой и негативное отношение мусульман к Палестине. Некоторые из них говорят, что это не наши проблемы. Другие доходят до того, что обвиняют палестинцев и оправдывают действия Израиля. Третьи утверждают, что все виноваты, но будет лучше, если палестинцы смирятся со своим положением. Каким, во Вашему, должно быть отношение мусульман к Палестине?
- Проблема Палестины и мечети Аль-Акса - это не проблема палестинцев. Это проблема всей исламской уммы, и это необходимо понять и запомнить. Это не просто политический конфликт. Это конфликт религиозный. Аль-Акса - первая кибла мусульман, и третья святыня Ислама.
В первом аяте суры "аль-Исра" говорится: "Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение".
На данный момент идет планомерное отнятие у мусульман этой мечети, захват которой является ключевым моментом в планах сионистов. На глазах всего мира, в том числе и исламского, совершается открытое посягательство на Аль-Аксу. Идет явная агрессия в отношении Ислама и мусульман. Творится очевидная любому открытому взору несправедливость. Все это происходит на протяжении нескольких десятков лет.
Я не буду называть имена, но есть страны, мусульманские страны, которые предали и продали Палестину, а вместе с ней и Аль-Аксу, тогда как мусульмане должны объединиться вокруг нее, и встать на ее защиту.
Можно стерпеть вторжение в свои дома, в свою землю, но вторгаться в нашу религию мы не позволим, и Аль-Акса - неотъемлемая часть нашей религии.
Благодарим шейха Наджеха за встречу и предоставленное интервью, и просим Аллаха укрепить палестинцев и всех мусульман в деле защиты Ислама и справедливости.