Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра
Новости Костанайской областной мечети Марал Ишан
Понедельник, 03 Ноябрь 2014 17:33

Лучший из потомков Пророка

Опубликовано в Ученные (р.а.)
Понедельник, 03 Ноябрь 2014 00:00

Неке құтпасы

Опубликовано в Проповеди на арабском

Сегодня мы поговорим о способах решения проблем, связанных с чтением, о том, как привыкнуть к нему и полюбить читать.

1. Самое главное – это правильное намерение

В первую очередь занятие чтением – это повеление Аллаха. Мусульманин читает, подчиняясь воле Всевышнего Аллаха, Который приказал ему читать. Во-вторых, этот приказ имеет под собой основание: чтение приносит пользу как в этом мире, так и в вечном.

Читай, и это принесёт тебе пользу. Это принесёт пользу твоей семье: твоим родителям, твоим детям, твоим братьям, близким и всем окружающим. Читай, чтобы быть полезным исламской умме. Община, которая не читает, всегда будет следовать за другими.

Чтение приводит к довольству Господа миров, приносит пользу тебе лично и тем, кто тебя окружает. Не забывай о намерении, и оно обязательно поможет тебе в чтении. Правильное намерение ведёт к тому, что ты получаешь награду Аллаха за всё полезное, что читаешь. И речь отнюдь не идёт лишь о шариатских знаниях. Когда человек видит цель и понимает необходимость того, что он делает, процесс чтения проходит гораздо более эффективно. В противном случае человек рискует потратить годы на обучение, не добившись никакого результата. Что мы сегодня и наблюдаем.

2. Необходимо утвердить чёткий план

Для этого необходимо:
1) знать свои возможности;
2) подобрать подходящее для постоянного чтения время;
3) выбрать желаемые книги;
4) оценить свою способность усваивать материал;
5) человек должен чётко понимать, для чего он читает.

После ответов на эти вопросы можно будет составить план. Например, «я прочитаю эти пять книг в течение шести следующих месяцев», или «я прочитаю эти 20 книг в течение года или двух лет». При этом утверждённому плану надо строго следовать, не нарушая его, кроме как при крайнем затруднении. Возможно, утвердить такой план и следовать ему поначалу будет сложно, однако если постараться, это приведёт к результату.

Также план должен быть умеренным. Не стоит стараться прочитать десятки книг за короткое время, точно так же как не стоит выделять большое количество времени для очень малого количества книг. По ходу, в случае необходимости, план можно корректировать.

3. Отведение для чтения конкретного временного промежутка

Не надо ждать окончания дня. Необходимо утвердить строго определённое время, в которое человек будет освобождаться специально для чтения. К выбору этого времени необходимо отнестись очень серьёзно. Читать лучше тогда, когда мозг активен и готов к приёму информации.

Например, можно выделить для чтения время между утренним намазом и восходом солнца. Или час до вечернего намаза (до захода солнца). Или же время между вечерним и ночным намазами. Или сразу после ночного…

Также нельзя терять время, которое появляется у человека между различными делами. Едешь в общественном транспорте, стоишь в очереди, ждёшь в машине своего друга, сидишь в магазине в отсутствие покупателей… не теряй время – читай! На самом деле в течение дня таким образом пропадает большое количество времени, которое многими никак не используется. Поэтому пусть под рукой всегда будет книга, которую ты сразу откроешь, как только выдастся свободное время. Тогда день окажется благодатным, покажется длинным, дающим гораздо больше возможностей, чем раньше.

4. Постепенность

Некоторые люди, читая подобные строки, в порыве воодушевления устремляются к чтению множества книг, немедленно приступая к ним. Они могут потратить на чтение много времени. Более того, чтение какое-то время может даже отвлекать их от других важных дел. Однако длится это недолго, и человек бросает чтение так же быстро, как приступил к нему. Поэтому в данном деле, как и в других, необходима постепенность. Как мы уже говорили, чтение – это стиль жизни, а не кратковременная вспышка.

5. Серьёзное отношение

Чтение – это не хобби, это чрезвычайно важное и серьёзное занятие. Занятие чтением нуждается в осмыслении, во времени, в трате средств, в усердии и самопожертвовании. К каждой теме необходимо подходить серьёзно. Следует понимать и осваивать каждое читаемое слово.

Каждую книгу следует читать так, словно тебе необходимо её законспектировать. Также будет полезным делать пометки, записывать собственные замечания. Если попадётся важная информация, к которой надо будет вернуться, обязательно следует сделать соответствующую пометку. Если будет непонятным какой-то термин или выражение, его следует зафиксировать, чтобы обратиться с вопросом к соответствующим источникам или специалистам. Такой подход сделает чтение гораздо более эффективным.

Если вернуться к историям сподвижников и имамов, можно увидеть колоссальные усилия, которые они прилагали на пути к знанию. Вспомни о Зейде ибн Сабите и Абдуллахе ибн Аббасе (да будет доволен ими Аллах), об Аш-Шафии и Ахмаде, об Ан-Навави и Ибн Таймийи… Вернись к биографиям подобных людей, и ты убедишься: человеческие возможности гораздо шире, чем ты это себе представляешь.

6. Организация и порядок

Порядок должен быть присущ каждому делу. Чтение явно не является исключением. Следует завести отдельную тетрадь по каждой теме. Записи и примечания не должны быть разбросанными, так, что их невозможно отыскать в случае необходимости.

К примеру, одна тетрадь может быть посвящена заметкам после чтения шариатской литературы, другая – для экономической тематики, третья – для художественной, четвёртая – для истории и т. д. Более детальная классификация – ещё лучше. Тем более современные средства с лёгкостью позволяют многое, что было недоступно прежним поколениям.

Это необходимо проделывать не только с книгами и тетрадями. В первую очередь порядок должен быть в голове. У одного человека может быть в голове много информации, однако он не может собрать её и упорядочить, проанализировать и привести к месту, не может не отходить от заданной темы... В то время как другой может отлично владеть имеющимися у него знаниями и информацией из-за более серьёзного подхода к осмыслению и систематизации получаемых знаний.

7. Собрание необходимой библиотеки

Сделай свою библиотеку важной частью своей жизни. Подобно тому, как супруги заботятся о том, чтобы в доме была соответствующая их предпочтениям кухня, гостиная, спальня… точно так же они должны заботиться о том, чтобы в доме была библиотека. Это вовсе не предмет роскоши. Это один самых важных элементов жилья. Нет необходимости в том, чтобы библиотека была огромной. Она нужна не как предмет гордости или украшения. Важно то, какие книги она в себе содержит.

Человеку следует намереваться на покупку множества книг. Это вовсе не касается только обеспеченных людей. Это касается всех. Если человек осознает ценность книги, на пути к ней он, без сомнения, будет готов отказаться от покупки многого из еды и питья. Ведь человек на один обед или ужин может потратить столько средств, за которые можно было бы купить пять или шесть книг. Он может купить одежду, за которую мог бы купить десять книг. Он может отправиться в путешествие, взамен которого мог бы приобрести целую библиотеку.

Если человек осознает важность наличия в доме библиотеки, он будет стремиться наполнить её книгами всех направлений, чтобы иметь в наличии хотя бы по одной книге по каждой важной для человека и общества теме. Такая библиотека превратится в непрекращающуюся милостыню: ведь она принесёт пользу тебе, твоей семье, детям, а может быть, и внукам и правнукам. Не говоря уже о передающихся знаниях, начало которым положит твоя библиотека.

8. Передавай полученные знания другим

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Доведите от меня… хотя бы один аят». На человеке лежит ответственность в том, чтобы передавать знания, которые он получил, другим. Это приводит к лучшему пониманию, укреплению и систематизации знаний, а также приносит пользу окружающим.

9. Взаимодействие друзей и знакомых

Если выбрать определённую компанию друзей, которые будут собираться, к примеру, раз в неделю и делиться информацией о прочитанном друг с другом, это сделает чтение гораздо более эффективным и интересным. Среди участников можно распределить тематику, после чего обмениваться полученными знаниями в утверждённом формате и порядке. Безусловно, чтение одного человека не будет подобно чтению такой группы.

10. Знание берётся от специалистов

Когда человек берётся за чтение какой-либо специализированной литературы, в первую очередь ему следует поинтересоваться у специалистов. Что именно лучше читать? С какой книги следует начать? Какая книга по данной теме является наилучшей? Если прочитал одну книгу, какую лучше читать после неё?

Люди теряют много времени из-за неправильного выбора. Человек читает книгу по определённой теме, не содержащую достаточной информации, в то время как есть гораздо более полезные. Читает сложную книгу, в то время как есть лёгкие. Читает поверхностную, в то время как есть более глубокие.

Наши учёные-предшественники брали знания от тех, кто преуспел в этом до них. Они не превозносились и обращались с вопросами к обладателям знания, проявляя к ним уважение и почтение.

Это десять советов, которые помогут желающему сделать чтение стилем своей жизни. Помогут ему получать из книг пользу и сделать чтение эффективным.

Опубликовано в Ислам и наука

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين ” أما بعد“

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений – Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного Дня!

Джихад – происходит от арабского слова «джухд», означающее «бороться, прилагать все усилия для достижения определенной цели». В шари'ате дает следующее понятие: бороться за истину, призыв к истине (т.е. защищать религию Аллаха). Или возвышать знамя религии Аллаха и проявлять усердие всей душой, жертвовать всеми средствами (материальные) ради защиты религии, жизни, отчизны и благосостояния.

«Джихад на пути Аллаха» в исламе дает обширное понятие. В Коране о джихаде упоминается не раз, но не везде он означает, что нужно брать в руки оружие и идти воевать. Лишь в четырех местах употребляется в смысле ведения войны. Даже в этих четырех смыслах при ведении войны не говорится, что нужно уничтожить всех неверующих, или нападать на мирное население и разбазаривать их имущество, попирая их честь и достоинство, колонизировать их земли, лишать независимости и т.п.  Скорее цель джихада - это препятствование злодеяниям врага, быть опорой слабому и  защитой религии Аллаха. Поэтому ученые исходя из аятов обязывающих вести джихад, утверждают о запрещенности убивать следующих типов людей, которые не поднимают оружие против, даже если они  являются представителями чуждой религии:

1) зимми (представители других религий, проживающие в мусульманской стране). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Враги мне те, кто причиняют вред зимми. В Судный день с врагами я буду лично вести счеты»;

2) муахид (союзники, подписавшие мирное соглашение). В риуаяте Абу Дауда приводится хадис: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) заключил   договор с Курайшитами на 10 лет на земле Худайбии». Так и сейчас страны (Россия, Китай), подписавшие с нами мирное соглашение подобны тому договору;

3) мустаман (беженцы-мусульмане и прочие, искавшие убежище в другой стране). О них в Коране Всевышний Аллах говорит:

وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لا يَعْلَمُونَ

«А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они люди, которые не знают» (Сура ат-Тауба, аят 6). В наше время к ним можно отнести туристов, приехавших к нам из других стран;

4) не выступающие против нас с оружием в руках. В хадисе об этом сказано: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) своим военноначальникам давал наставление: «... не убивайте женщин и детей, немощных стариков, служащих в молельнях» (Ахмад, Абу Дауд);

5) простых безвинных людей.

В исламе джихад бывает двух видов:

- Духовный;

- Мадди (материальный).

Духовный джихад  - это борьба мусульманина с собственными страстями. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) назвал его большим джихадом. Основной целью данного джихада - бороться с наущениями шайтана и не идти на поводу у своих страстей, всячески препятствовать грехам. В хадисе об этом сказано, как однажды, возвращаясь из одного военного похода, утомленным  сподвижникам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!)  сказал: «теперь мы переходим из малого джихада в большой». Удивленные сподвижники спросили: «Что означает большой джихад?» в ответ Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «борьба с собственным я (эго)» (Байхакъи).

Что касается мадди джихада – это вести войну душой, телом, и имуществом, защищая религию Аллаха, отчизну, семью, с целью остановить тиранию, и создать опору для слабых. Хукм данного джихада обязателен (фард). Большинство ученых (Ханафи, Малики, Шафиги, Ханбали), джумхур разделяют его на два вида:

1) Фард айн. Если враг наступает на земли родины, угрожая ее сохранности, а правитель призывает граждан встать на защиту страны, то в этом случае каждый обязан защищать свою религию, отчизну, жизнь, и свою независимость. Об этом в Коране сказано так:

انْفِرُوا خِفَافًا وَثِقَالا وَجَاهِدُوا بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«Выступайте легкими и тяжелыми и боритесь своими имуществами и душами на пути Аллаха! Это лучшее для вас, если вы знаете» (Сура ат-Тауба, аят 41).

2) Фард кифая. Означает, что если один выполняет, то это обязанность снимается с остальных. Если же и он не выполнит грех падет на всех. То есть, обязанностью будет лишь при условии, если правитель подготовил войско против врага. В потверждение можно привести аят в Коране:

وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً فَلَوْلا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

«Не следует верующим выступать всем. Отчего бы из каждой части их не выступал какой-нибудь отряд, чтобы они изучали религию и чтобы увещали свой народ, когда вернутся к ним? Может быть, они остерегутся» (Сура ат-Тауба, аят 122). Из сказанного мы понимаем, что джихад не всегда имеет степень фард айн. Иначе не отправлялось бы одна группа людей вести джихад, а другая оставалось обучаться религии.

Так же Пророк  (Да благословит его Аллах и приветствует!) в военные походы брал не всех, некоторые оставались у себя в домах. Бывали и такие случаи, когда сам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) не участвовал в походах, он поручал военачальнику войско, а вместе с ним оставались и некоторые сподвижники. Из слов Ну'мана бен Макърана: когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) поручал военачальнику войско, призывал его особо бояться Аллаха и хорошо относиться к мусульманам, которые отправляются с ним, и давал следующее наставление: «Выступайте на пути Аллаха и во имя Аллаха, сражайтесь с теми кто препятствует воле Аллаха, и не преступайте границ дозволенного, не глумитесь над покойниками (врага), не убивайте детей. Если встретишь врага многобожника, призови его к одному из этих трех достоинств, если он примет какой-либо из них, то прими от него и прекращайте сражение, призови их к исламу, потом пускай переселяются в окружение мухаджиров, если они согласятся, то, что решается в пользу мухаджиров, полезное им...» (Термизи).

Условия для того, чтобы джихад считался правильным:

1) Имам (правитель страны) и его одобрение. В шариате запрещается выходить на сражения без одобрения имама (правителя страны). То, что ответственность ведения джихада (сражение),  лежит на имаме (правителе страны), нет никаких сомнений. Подчиняться ему является обязанностью до тех пор, пока он не указывает совершать порицаемое. В Коране о подчинении правителю сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الأمْرِ مِنْكُمْ

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Сура ан-Ниса, аят 59).

Ибн Аббас в разъяснениях сказал, что аят был ниспослан в то время, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) отправлял в военный поход Абдуллу бен Хузайфу.

Подчиняться правителю обязательно, будь он хорошим или плохим.

عن أبي هريرة رضي الله عنه ، قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : "الجهاد واجب مع كل أمير ، برا كان أو فاجرا "

«Джихад обязателен вместе с правителем, праведный он или  грешный» (Абу Дауд).

2) Цель джихада должна быть ясной и понятной. То есть основная цель - это предотвращение злодеяний врага, обеспечение надежной опоры слабым и защита религии Аллаха, иначе это может выйти за пределы границы дозволенного.

3) Реальная опасность, исходящая от врага.

Если вышеизложенные условия не выполняются, то его действия по шариату не соответствуют истинному джихаду, а являются всего лишь преступлением и вероломством. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا جَزَاءُ الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الأرْضِ فَسَادًا أَنْ يُقَتَّلُوا أَوْ يُصَلَّبُوا أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُمْ مِنْ خِلافٍ أَوْ يُنْفَوْا مِنَ الأرْضِ ذَلِكَ لَهُمْ خِزْيٌ فِي الدُّنْيَا وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них позор в ближайшей жизни, а в последней для них великое наказание» (Сура аль-Маида, аят 33).

Нынче просходящие столкновения в мусульманских странах – это действия некоторых радикальных течений, использующих понятие джихад в своих нечистых помыслах, тем самым отправляющие воевать тех, кто идет у них на поводу. На самом деле ни у кого нет прав вмешиваться во внутренние дела страны. У них имеется собственное  официальное духовенство и муфти, выносящие для них фетвы. В этих столкновениях мусульман, вместо разжигания большей ненависти, необходимо помогать в примирении сторон. Мусульмане не должны причинять друг другу вреда. Об этом есть немало хадисов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). В одном из них сказано: «Попрекание мусульман – гнусность, а лишать его жизни - вероотступничество» (Муслим). В другом хадисе говорится: «мусульманин, который поднял оружие на мусульманина, оба из обитателей Ада», находящиеся около спросили: «О, Посланник Аллаха! В чем же вина убитого?», в ответ Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Он тоже хотел его убить» (Бухари, Муслим).

В связи с этим джихад совершается при одобрении правителя страны, духовного управления страны и выносящих фетвы ученых.

И в заключение следующее:

Гражданам Казахстана запрещается отправляться в другой регион на джихад без разрешения главы государства, Духовного управления мусульман Казахстана и разрешения родителей. Каждый должен служить своему народу, своей отчизне и трудиться для нее. Идя на поводу у кого-то и проливающий кровь других народов, грешник, не будет ему спокойствия. Счастье достигается не таким образом.  Счастье достигается, неся добро своей родине, народу и близким.

والله اعلم بالصدق و الصواب
ДУМК, Отдел Шариата и фетвы

Опубликовано в Фетвы
«178179180181182183184185186187»
Страница 183 из 214

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником