Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Назидание

Заблуждение!!!

Начиная с середины 90-х годов, то есть буквально через несколько лет после обретения нашей страной независимости, некоторые молодые люди, отучившись в зарубежных религиозных учебных заведениях сомнительного идеологического направления, приехав на родину, стали критиковать национальное наследие казахского народа – историю, культуру, традиции. В том числе и религиозные традиции, предлагая взамен иное, чуждое нам, казахстанцам, толкование ислама. Например, они распространяли среди верующих такие убеждения, что игра на домбре – это харам (запретное), поклон невестки родным своего мужа – ширк (проявление идолопоклонства), кумыс – харам, а отмечать мавлид (дату рождения пророка), по их мнению, является бидаатом (дурным новшеством, заблуждением)!

Молодые люди, чье сознание за несколько лет «религиозной» учебы за рубежом буквально пропиталось идеологией нетерпимости, неприятия иного мнения, резко отрицательно стали относиться к ханафитскому мазхабу – традиционной религиозной школе, которой веками придерживаются мусульмане Казахстана.

Слово «саляф» означает «прежние поколения». Но кто эти люди? Исламские ученые называли среди них сахабов (мусульман, которые жили во времена пророка Мухаммеда), табиинов (тех, кто видел сахабов) и атбаут-табиинов (тех, кто видел табиинов). Все они и являются «саляфус-салих», то есть «прежними праведными поколениями». Получается, что те, которые сегодня называют себя «саляфами», приравнивают себя к числу этих «прежних поколений», так как они веруют в то, что они придерживаются их праведного пути.

Салафитов характеризует буквализм в понимании и толковании источников ислама, которым они ограничиваются, не рассматривая причины и цели, кроющиеся за текстом, достичь которых способен только ученый, знающий правильную методологию и имеющий глубокие знания. Например, они понимают буквально смысл хадиса, в котором говорится, что «опускающему подол ниже щиколоток грозит попадание в ад». Хотя в хадисе говорится только о тех, кто носит такую одежду с высокомерием, кичливо. То есть они не вникают в глубинную суть шариата. Салафиты также не принимают того, что на основе неизменных первостепенных вопросов второстепенные вопросы ислама можно толковать и понимать по-разному – в первую очередь толковать согласно требованиям своего времени, общества. Они также не учитывают «всеохватность» мировоззрения ислама, ищущего точки соприкосновения, общие знаменатели со всеми. Салафиты же, наоборот, отвергают всех, на них не похожих и мыслящих иначе. Таким образом, опасность салафизма заключается в том, что его последователи сеют непонимание и смуту среди верующих. В салафизме есть радикальные течения, которые готовы к вооруженному свержению законной власти только за то, что она не соответствует их «идеологии». И есть те, которые говорят, что «не нужно прибегать к насилию, достаточно широко распространять свои взгляды среди населения и выжидать удобного момента».

С точки зрения безопасности и сохранения спокойствия в обществе обе группы опасны. «Умеренные» безопасны только сегодня. Но в любой момент они могут перерасти в радикальных. Не бывает умеренного или неумеренного салафизма, так как по сути это одна идеология, не приемлющая национальных ценностей и традиций, приверженности мазхабам или другой акиде. Хотя все наши великие личности, такие как Абай, Шакарим, Ыбырай Алтынсарин, Машхур Жусуп, Шади-торе, придерживались ханафитского мазхаба и акиды имама Матуруди. Как может быть «умеренной» идеология, которая утверждает, что наши предки были в заблуждении все эти века? Для салафитов играть на домбре – это харам. Такие традиции, как «қырқынан шығару» (обряды в сороковой день после рождения ребенка), «тұсау кесу» (обряд, связанный с первыми шагами ребенка) и другие они называют бидаат или ширк.

Что касается джихада. «Джихад» в переводе с арабского означает «упорствовать, бороться, трудиться со всей искренностью и концентрацией для достижения цели или завершения запланированного дела». В Коране слово «джихад» упоминается в 35 местах, но лишь в четырех из них оно использовано для определения войны. Понятие «джихад» довольно обширно, и, к сожалению, многие люди действительно понимают джихад лишь как призыв воевать с оружием в руках. Но такое понимание неверно и ограничивает его смысл. Упорный труд врача для достижения высшей квалификации в своей отрасли, усилия экономиста с целью повышения социального положения людей, качественная преподавательская деятельность учителя – все это относится к джихаду, то есть к работе над собой. Собирание средств по копейкам для строительства мечетей, медресе, помощь нуждающимся – также является правым делом, то есть джихадом. Пророк Мухаммед сказал в одном из хадисов: «Тот, кто работает во благо бедных и вдов, равен тому, кто совершает джихад во имя Аллаха». Безусловно, если Родине грозит опасность, то защищать ее с оружием в руках является фарзом (обязанностью) каждого мусульманина. Но издавать приказ, призывающий к такому джихаду, согласно шариату, имеет право только руководство страны.

Джихад – это в первую очередь работа над собой. Очищение души и сердца от таких качеств, как лень, высокомерие, жадность, корыстолюбие, зависть и ненависть, является джихадом. Воспитывать в себе возвышенные качества характера – тоже джихад. Если человек не победит себя и не встанет на путь совершенства, то как он может помочь в этом другим? Как-то пророк Мухаммед сказал своим сподвижникам, когда они усталые возвращались с битвы: «Мы сейчас возвращаемся от малого джихада к великому джихаду». Сподвижники удивленно спросили, что же такое великий джихад. Пророк ответил: «Это борьба с самим собой, со своими слабостями и недостатками». В другом хадисе пророк сказал: «В день махшара (судный день) будут поставлены на две стороны весов кровь шахида, пролитая на войне, и чернила ученых, потраченные во имя науки. И тогда чернила ученых окажутся тяжелее». Следуя словам пророка, нам сегодня необходимо больше открывать современных учебных заведений, оборудованных по самым высоким стандартам, и стремиться к научным открытиям во благо людей. То есть воспитывать поколения, сердца которых будут наполнены духовными ценностями, а умы – современными знаниями. Это и есть великий джихад для сегодняшних мусульман.

предыдущая статья
Сунна ношения кольца
следующая статья
Что должен знать каждый родитель

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником