Хвала Всевышнему Аллаху, дарующему жизнь и лишающему ее. Он сотворил нас из земли и в нее же возвратит.
Мы восхваляем Его, просим помощи, веруем и полагаемся только на Него одного. Мы прибегаем к Нему от зла наших душ и непристойных дел. Кого Всевышний направит на правильный путь, того никто с него не собьет. Кого же введет в неверие, тому нет наставника. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Который наделил нас Кораном, ниспослал нам Посланника Мухаммада и сделал нас посредством Ислама уммой, которая призывает к благому, запрещает скверное и верует в Единого и Вечного. Также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, в полной мере выполнивший свою миссию, боровшийся и отдавший все свои силы на пути Всевышнего и показавший людям правильное направление. Кто подчиняется законам Всевышнего и Его Посланника, тот достиг великой победы. Кто же ослушается — блуждает во мраке и неверии.
Вспомните священный аят, упомянутый на прошлой проповеди: «Разве не настало время, когда сердца верующих наполнятся трепетом при упоминании Аллаха?!» /1/
Зададимся вопросом: «Как эти слова Всевышнего воспринимаем мы с вами и какой отклик они находят в наших сердцах?»
А теперь сравним свой ответ с восприятием Фудейль ибн ‘Ияда. Вы спросите: «Кто такой Фудейль ибн ‘Ияд?»
Этот человек жил во втором столетии по хиджре во времена аббасидского халифата. Его промыслом был разбой на территории между городами Абивард и Сархас. Он нападал на торговые караваны, занимался разбоем и грабежом.
Но интересно, что вместе с этим его имя мы находим рядом с крупнейшими учеными того времени, например, Ахмадом ибн Ханбалем.
Как это понять? Причиной тому стал всего лишь один аят. Нет, даже часть аята. Того аята, который мы процитировали в самом начале: «Разве не настало время, когда сердца верующих наполнятся трепетом при упоминании Аллаха».
А произошло это следующим образом. В одну из ночей, когда он украдкой пробирался к своей возлюбленной, до него донеслись вышеупомянутые слова из Корана: «Разве не настало время, когда сердца верующих наполнятся трепетом при упоминании Аллаха». Видимо, чтение было настолько искренним, что услышанные Божьи слова проникли до самых глубин души Фудейля и он воскликнул: «Да, о, Господь мой, настало!»
После, ночь привела его к разрушенному дому, где он вознамерился переночевать. Неожиданно он услышал разговор укрывшихся в этих развалинах мусульман. Одни предлагали: «Давайте продолжим путь». Другие возражали: «Если мы продолжим путь, то Фудейль нападет на нас. Давайте дождемся утра». Услышав эти слова, Фудейль произнес:
«Я настолько вселил страх в сердца, что люди прячутся в этих руинах, боясь продолжить путь. Сам же провожу ночи в грешном. О, Всевышний, я каюсь пред Тобою и делаю своим покаянием нахождение рядом с Каабой». /2/
Эта история описывается в начале биографии Фудейля. Когда я ее прочитал, она произвела на меня сильное впечатление. Но продолжение — просто потрясло.
После того, как приводятся высказывания разных ученых о Фудейле, следует повествование истории, связанной с Харуном Рашидом, стоявшим в те времена во главе огромного исламского государства. Как передает Ибн Табатаба: «Во времена правления Харуна Рашида исламское государство было самым лучшим из государств, полным величия, великолепия и блага.
Оно занимало самую обширную территорию». /3/
Та история, которую мы узнаем, имеет особое значение для многих поколений и эпох. На сегодня она актуальна особенно, в связи с тем, что не так давно прошли выборы, и каждому, независимо от того хотел ли он этого или нет, пришлось быть очевидцем разных дебатов, споров, даже чуть ли не рукопашных боев. А все это, в конечном счете, ради власти и получения роли в большой политике. Даннная же история отражает в себе тот высочайший уровень государственного строя, который олицетворял собою исламский халифат и до которого нам уж очень далеко.
Передает нам эту историю один из приближенных к халифу Харуну Рашиду. Имя его Фадль ибн Раби‘а. Так вот, Фадль ибн Раби‘а рассказывает: «Когда правитель правоверных, Харун Рашид с целью совершения хаджа находился в Мекке, то в какой-то момент он обратился ко мне с просьбой:
— Что-то закралось в мою душу, что-то меня беспокоит. Посмотри, нет ли человека, у которого я могу спросить, с которым я могу посоветоваться.
«Здесь Суфъян ибн ‘Уейна», — предложил я. «Отведи же меня к нему», — приказал халиф.
И мы направились к нему. Я постучался в дверь. Послышался голос:
— Кто там?
Я сказал:
— Ответь правителю правоверных!
Поспешно выйдя, он обратился:
— О, правитель правоверных, если бы ты отправил за мною, я бы сам пришел.
На что халиф заявил:
— Выслушай то, с чем пришел я к тебе.
Они общались целый час, после чего халиф спросил:
— Есть ли у тебя долги?
Ответ Суфъяна ибн ‘Уейны был утвердительным.
Халиф приказал мне выплатить их. Когда мы вышли, он сказал:
— Твой друг ничем не смог мне помочь.
«Тогда я, — говорит передающий эту историю, — посоветовал другого ученого, ‘Абдур-Раззака».
Мы направились к нему домой. Я постучался в дверь, и он вышел нам навстречу. После общения в течение часа, халиф, обращаясь к этому ученому, спросил:
— Есть ли у тебя долги?
«Да», — ответил он.
И халиф приказал мне выплатить их. Когда же мы вышли, халиф вновь сказал:
— Он ничем не смог мне помочь. Найди другого!
Я предложил:
— Здесь Фудейль ибн ‘Ияд.
Мы направились к нему. Придя, мы застали его совершающим молитву. Он читал аят и повторно перечитывал его.
Я постучался в дверь. Через некоторое время он спросил:
— Кто это?
Я воскликнул:
— Ответь правителю правоверных!
В ответ послышались слова:
— Какое мне дело до правителя правоверных!
Я спросил:
— «Субхана-лах», разве ты не обязан быть покорным правителю?!
Он спустился, открыл дверь, а затем поднялся к себе в комнату. Выключив лампу, он укрылся в одном из углов. Мы вошли и начали искать его на ощупь. Первым его обнаружила рука халифа, и Фудейл произнес:
— Сколь нежна рука, если завтра она спасется от наказания Всевышнего.
Халиф промолвил:
— Выслушай то, с чем пришли мы. Да проявит же к тебе Аллах Свою милость.
И тогда Фудейль начал следующее повествование:
— Воистину, когда на ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза было возложено правление государством, он пригласил к себе трех ученых:
Салима ибн ‘Абдуллу, Мухаммада ибн Ка‘ба и Раджа ибн Хайва и молвил: «Поистине, я испытуем этим несчастьем. Дайте же мне совет!» Как ты видишь, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз считал правление государством несчастьем, ты же и твои друзья видите в этом благоденствие и блаженство. Один из собравшихся у ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиза, ученый по имени Салим сказал: «Если ты желаешь спасения, то будь соблюдающим пост по отношению к дунья (мирским прелестям и красотам). И пусть твоим ифтаром (разговением) явится смерть». Второй ученый по имени Ибн Ка‘б дал следующий совет: «Если ты желаешь спастись от наказания Всевышнего Аллаха, то пускай старший из мусульман будет для тебя отцом, средний — братом, а младший — твоим ребенком. Почитай же своего отца, уважай своего брата и будь жалостлив к своему ребенку». Третий же, по имени Раджа сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после — можешь умирать. Это мои слова и мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять».
Затем Фудейль добавил:
— Есть ли рядом с тобой, да проявит к тебе Аллах Свою милость, те, кто могут посоветовать аналогичное?
Слушая Фудейля, халиф плакал, да настолько сильно, что потерял сознание. Советник халифа воскликнул:
— Будь милосерден к правителю правоверных!
На что Фудейль ответил:
— Ты и твои приятели убиваете его, а мне советуете быть к нему милосердным?
Через некоторое время халиф пришел в себя и, обращаясь к ученому, произнес:
— Дай мне большее!
Фудейль сказал:
— О, правитель правоверных, поистине, ‘Аббас, дядя Пророка, пришел к Посланнику Всевышнего и попросил: «Предоставь мне должность! Дай мне возможность править!» На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«Поистине, власть явится печалью и сожалением в День Суда. Если ты сможешь сторониться правления и власти, то сторонись!»
Халиф заплакал и вновь попросил:
— Дай мне большее.
Фудейль продолжал:
— О, обладатель красивого лика! Ты тот, кого Всевышний спросит обо всех твоих подданных в День Суда. И если ты сможешь защитить своё лицо от огня Ада, то защити же. Остерегайся желания кого-либо обмануть. Поистине, Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Кто будет обманывать тех, кто находится под его подчинением, тот не почувствует даже запаха Рая».
Плача, правитель спросил:
— Есть ли у тебя долги?
Фудейл ответил:
— Да, у меня долг пред своим Господом. Он еще не потребовал отчета за него. Горе мне, если Он спросит меня. Горе мне, если мне придется доказывать. Горе мне, если мне не будет внушен довод.
Халиф возразил:
— Нет, я имею в виду долги пред людьми.
Фудейль сказал:
— Мой Господь не возложил на меня этого. У меня нет долгов перед людьми. Он велел мне верить в обещанное Им и быть покорным Ему. В Коране Всевышним сказано: «Я сотворил людей и джиннов, чтобы они поклонялись Мне». /4/
Халиф протянул тысячу динаров и сказал:
— Возьми! Потрать их на свою семью и пусть они помогут тебе в поклонении. Удивленный Фудейль произнес:
— Субхана-ллах, я указываю тебе дорогу спасения, а ты отплачиваешь мне этим?! Пусть Всевышний поможет тебе и удалит от всего неприятного.
Затем он замолчал и больше ничего не произнес. /5/
Я думаю, что каждый самостоятельно проанализирует эту историю и извлечет полезные уроки. Единственное, хочется заметить, что наша история, история Ислама полна сотнями, тысячами такого рода примеров набожности и праведности. Наша история полна теми, кто достоин быть образцом для подражания. Наша история полна тем, перед чем ощущаешь чувство гордости и надежды.
/1/ См., Св. Коран, 57:16.
/2/ См.: Аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]: В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993, т. 8, с. 421-423.
/3/ См.: Хасан Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислам [История Ислама]: В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, 1991, т. 2, с. 53.
/4/ См.: Св. Коран, 51:56.
/5/ См.: Аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 8, с. 428-431.
Источник: umma.ru