В исламе есть уникальная вещь, которая делает знания бесценными. А именно такое понятие как «Иджаза» - определенная цепочка людей в получении знаний, начиная от пророка Мухаммада, его сподвижников, до великих ученых, которые писали тома книг и давали знания людям. Абу Ханифа, или же Нугман ибн Сабит тоже имеет цепочку по знаниям, доходящую до пророка. Согласно исследованиям и преданиям, многое из фикха Абу Ханифа подчеркнул у такого важного сподвижника, как Абдуллах ибн Масгуд – «Кладезя знаний Пророка.
Об «Иджазе»
Само слово «Иджаза» переводится с арабского как разрешение, дозволение. В понимании мусульманских ученых - это документ, включающий в себя цепочку преемственности знаний по какой-либо науки ислама, как, к примеру, по Корану, хадисам – изречениям пророка, мир ему и благословение, фикху и другим исламским наукам. Это делалось с целью сохранения тех истинных знаний, которые оставил нам пророк Мухаммад, не смешивая их и не добавляя ничего лишнего. Знания в исламе передавались из уст уста, от учителя до ученика, и эта цепочка, уходящая к пророку, тянется к современным ученым. Так нам удалось сохранить и саму Священную книгу – Коран, и изречения пророка, и предания о сподвижниках, и историю ислама.
От пророка до Абу Ханифы
Как мы и сказали, знания Абу Ханифы также не были пустым звуком в истории. Согласно исследованиям, его цепочка, тянущаяся к пророку Мухаммаду, начинается со сподвижника Абдуллаха ибн Масгуда. Вся же цепочка передатчиков его знаний выглядит так: Абу Ханифа – Хаммад ибн Абу Сулейман – Ибрахим ибн Йазид ан-Нахаи – аль-Алькама ибн Кайс ан-Нахаи – Абдуллах ибн Масгуд. И каждый из этих передатчиков и ученых передавал полученные знания от одного к другому.
Чтобы понять насколько ценными знаниями владел Абу Ханифа, вкратце приведем их истории жизни.
Абдуллах ибн Масгуд Абу Абд ар-Рахман аль-Хузали
Это один из самых первых людей, принявших ислам в Мекке. Передается, что он был шестым по счету мусульманином. Человек, который совершил две хиджры – в Эфиопию и Медину, участник сражений при Бадре и был во всех походах с пророком, мир ему и благословение Всевышнего, часто общался с ним. Как-то пророк сказал ему: «Ты – обученный юноша». Ибн Масгуд сказал: «Я научился из уст посланника Аллаха семидесяти сурам, и никто из людей не соперничал со мной в них».
Абдуллах ибн Масгуд также говорил: «Клянусь Тем, кроме которого нет божества, достойного поклонения, какой бы аят не был бы ниспослан, я знаю, о ком он был ниспослан и где он был ниспослан. Если бы я знал местонахождение того, кто знает Книгу Аллаха больше меня, и что до него (можно) добраться на вьючном животном, то я отправился бы к нему».
Связь по цепочки с Абу Ханифой пересекается в Куфе. Так как второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб назначил Абдуллаха ибн Масгуда правителем Куфы. Но умер он в Медине в 32-ом году по Хиджре в возрасте более шестидесяти лет.
Алькама ибн Кайс ан-Нахаи
Это человек родился в пору жизни Пророка Мухаммада. Имам Ахмад и Йахйа ибн Маин назвали его человеком, который заслуживает доверия передатчика сообщений от пророка.
Али ибн аль-Мадини сказал: «Среди сподвижников пророка не было никого, у кого были бы товарищи, которые запомнили бы от них сообщения и приняли их мнение в фикхе, кроме троих: Зайд ибн Сабит, Абдуллах ибн Масгуд, Абдуллах Ибн Аббас. От Абдуллаха ибн Масгуда больше всего знаний получили Алькама, аль-Асвад, Убайда, аль-Харис».
Алькама умер после 70-го года по Хиджре в Куфе.
Ибрахим ибн Йазид ан-Нахаи
Он являлся племянником Алькамы ибн Кайса ан-Нахаи. Он Родился в 46-ом году по Хиджре. Ахмад ибн Абдуллах аль-Иджли сказал: «Он и аш-Шаби были муфтиями Куфы в свое время. Он был праведным, богословом, и очень богобоязненным».
Аш-Шаби сказал на похоронах Ибрахима: «Он не оставил после себя, кого-либо, кто бы больше имел знаний и понимания». Шуайб ибн аль-Хабхаб сказал: «И даже (больше) аль-Хасана аль-Басри и Ибн Сирина?» Аш-Шаби ответил: «И даже аль-Хасана и Ибн Сирина. И даже кого-либо из Басры, Куфы и Хиджаза (имея ввиду Ирак и Аравию)».
Аз-Захаби так отзывался о нём: «Он был богословом удивительной богобоязненности и благодетельности, он избегал славы, был главой в знании». Умер он в 96-ом году по Хиджре
Хаммад ибн Абу Сулейман аль-Ашгари Абу Сулейман аль-Куфи
Абд аль-Малик ибн Ийас сказал: «Я спросил у Ибрахима (ан-Нахаи): «У кого нам спрашивать после тебя?» Он ответил: «У Хаммада».
Абу Исхак аш-Шейбани сказал: «Я не видел никого, кто бы больше знал фикх, чем Хаммад». У него спросили: «И даже чем аш-Шаби?» Он ответил: «И даже чем аш-Шаби».
Аз-Захаби сказал: «Заслуживающий доверия передатчик сообщений, имам, муджтахид». Он умер в 120-ом году по Хиджре.
Таким образом, мы видим, что учителями Абу Ханифы являются одни из самых достойных людей и ученых ислама того времени. Безусловно, в знаниях по фикху он обязан Хаммаду ибн Абу Сулейману, но, как мы видим, его знания тянутся сподвижнику Абдуллаху ибн Масгуду, который долгое время обучал исламу народ Куфы. Данная Иджаза и исследование в области передатчиков, доказывает нам лишь одно, что ханафитский фикх, во многом, зиждется на знаниях тех людей, истории которых приведены выше.