Курбан (жертвоприношение) - его правила, суннаты и адабы
Дорогие братья и сестры! Приближается праздник Ид аль-Адха (Курбан-айт, Курбан-байрам) – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным действием в этот день является совершение жертвоприношения – забой животного ради довольства Аллаха, которое совершается в память о жертвоприношении нашего отца Ибрагима (мир ему). К этому празднику мы подготовили для вас специальную статью, где напоминается верующим – какому событию в исламской истории посвящен этот день, а также подробно разбираются вопросы, связанные с порядком совершения курбана (ритуального жертвоприношения). К примеру, кто обязан совершать курбан, а кто освобождается от этого, каких животных можно приносить в жертву, а каких – нельзя, как распределять мясо жертвенного животного и т.д.
Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.
Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ
وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ
قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ
إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ
А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».
И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным! Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)
Истинный смысл курбана
Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593).
Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, - касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
1. В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).
2. Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).
3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан от имени Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).
4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).
5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).
6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).
7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).
8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).
9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).
10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).
11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.
12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, 3172).
13. Не точите нож на виду у животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 3422).
14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).
15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).
16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).
17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.
18. Во время забоя следует произнести следующие слова: Бисмиллях, Аллаху акбар!
19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).
20. Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, 2797).
21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).
22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.
Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха:
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
В этом году праздник жертвоприношения Курбан-айт выпадает на 1 сентября.
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем.
Первая декада – первые 10 дней - месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (31 августа 2017 года).
Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Для кого курбан является обязательным?
Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).
Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?
Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).
Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?
Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).
Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?
Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).
Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.
Время совершения курбана
Когда наступает время принесения жертвы?
Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).
Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?
Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).
А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?
Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).
Можно совершать курбан ночью?
Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).
Животные для курбана
Каких животных можно приносить в жертву?
Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).
Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?
Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).
Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.
Можно ли принести в жертву кастрированное животное?
Да, это разрешается. Абу Рафи' рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).
Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?
Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).
Можно ли принести в жертву беременное животное?
Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).
Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?
Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).
Дефекты жертвенных животных
Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:
1. слепота на один или оба глаза;
2. слабость и истощение;
3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
4. сломанный (до основания) рог;
5. хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
6. явная болезнь.
Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?
Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).
Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?
Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).
Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?
Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).
Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?
Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).
Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?
Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).
Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курбана?
Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).
Можно ли приносить в жертву слабое животное?
Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).
Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?
Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).
Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?
Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).
Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?
Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).
Мясо и шкура жертвенного животного
Что следует сделать с мясом жертвенного животного?
Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).
Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?
Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).
Можно ли продать шкуру животного?
Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).
Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?
Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).
Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.
Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)
А Аллах знает лучше.
azan.kzВопрос:
Можно ли что-то напевать, когда находишься одна дома или вместе с подругами, когда рядом нет мужчин? Или песни вообще запретны?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Шариат дозволяет нам прибегать к (дозволенным) вещам с целью вызвать у себя в душе радость и другие приятные эмоции.
Обратитесь к следующим сообщениям:
عَنْ أَنَسٍ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "رَوِّحُوا الْقُلُوبَ سَاعَةً بِسَاعَة"
Анас (радыАллаху анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Оживляйте ваши сердца каждую минуту». (Муснад аш-Шихаб аль-Касаи, 1/393, Мусисат ар-Рисаля)
عَنِ النَّجِيبِ بْنِ السَّرِيِّ قَالَ: قَالَ لِي عَلِيٌّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: "أَجِمُّوا هَذِهِ الْقُلُوبَ وَاطْلُبُوا لَهَا طَرَائِفَ الْحِكْمَةِ؛ فَإِنَّهَا تَمَلُّ كَمَا تَمَلُّ الْأَبْدَان"
Наджиб ибн Сарийи (радыАллаху анху) передает: «Али (радыАллаху анху) говорил мне: «Расслабляйте сердце и ищите того, что его успокоит и обрадует. Воистину, сердце постигает скука так же, как тело постигает усталость» (Джамиу Байяни ильм ва-фадлихи, 1/433, Даруль Ибн Джаузи).
كَانَ الزُّهْرِيُّ، يُحَدِّثُ ثُمَّ يَقُولُ: "هَاتُوا مِنْ أَشْعَارِكُمْ هَاتُوا مِنْ أَحَادِيثِكُمْ , فَإِنَّ الْأُذُنَ مَجَّاجَةٌ وَالنَّفَسَ حَمْضَةٌ"
Основываясь на этих хадисах, имам Ибн Шихаб Зухри имел обыкновение говорить: «(Давайте) почитаем стихи или поговорим о приятном. Поистине, (грустные, скучные) разговоры делают сердце унылым».
Отсюда можно сделать выводы, что дозволено прибегать к способам развлечения, которые не противоречат шариату. Петь песни дозволено при следующих условиях:
Это будет делаться без музыкального сопровождения.
Песни не имеют явного антиисламского содержания (в них не говорится о запретных отношениях между полами, не поощряется распитие спиртного и т.д.).
В качестве альтернативы можно слушать нашиды (песни религиозного содержания) без музыкального сопровождения. А Аллах знает лучше.
ОТВЕТИЛ: Ридван ибн Халид Исмаиль [Касак], студент Даруль-Ифта, Катете, Замбия
ПРОВЕРИЛ: Ибрахим Десаи, Муфтий, хафиз Корана
ИСТОЧНИК: Askimam.org
ПЕРЕВОД: Azan.kz
Глава государства подписал Указ «Об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы» №500 от 20 июня 2017 года.
Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 – 2020 годы разработана Министерством по делам религий и гражданского общества.
Основной целью Концепции является повышение эффективности государственной политики в религиозной сфере, направленной на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
В Концепции определены три основных приоритета развития государственной политики в религиозной сфере.
Первым является совершенствование законодательства и регулирование взаимодействия государства с религиозными объединениями.
Второе - укрепление светских принципов развития государства. «Светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана», – отмечается в документе.
Концепция предусматривает обеспечение гарантированных законодательством прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений, а также условий для полноценного функционирования религиозных объединений и недопущение деятельности деструктивных религиозных течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы государства и способствующих радикализации отдельных групп населения.
Третьим приоритетом выступает развитие системы противодействия религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных течений.
В борьбе против терроризма и религиозного экстремизма важную роль играет формирование у граждан иммунитета к деструктивной религиозной идеологии. В этих целях предусмотрено активное привлечение представителей неправительственных организаций, деятелей культуры и спорта к информационно-разъяснительной работе.
В данном документе также конкретизируются сферы ответственности и компетенция центральных государственных и местных исполнительных органов, институтов гражданского общества по вопросам реализации государственной политики в религиозной сфере. Предусматривается комплексная работа во всех сферах – образовании, культуре, спорте, СМИ, здравоохранении, институтах семьи и брака.
Реализация указанных приоритетов будет осуществляться до 2020 года, по ее итогам ожидается укрепление в общественном сознании базовых светских ценностей, достижение в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными и экстремистскими проявлениями.
Концепция призвана обеспечить укрепление стабильности и безопасности в Казахстане в контексте новых геополитических реалий, внутренних и внешних вызовов.
ОБРАЩЕНИЕ
Духовного управления мусульман Казахстана
по случаю проведения всемирной выставки EXPO-2017
Мы стоим на пороге исторического события международного уровня – EXPO-2017, которое повысит авторитет, славу и уважение нашего государства.
Как известно, в стране 10 июня открывается всемирная выставка EXPO-2017. Мы уверены, что наша страна, которая организовала такие мероприятия международного уровня, как Саммит ОБСЕ, Астанинский экономический форум, Инвестиционный форум, Всемирный исламский экономический форум и другие мероприятия, с достойнством проведет и выставку EXPO-2017.
Данный масштабный проект, который соберет более миллиона человек со всех стран мира даст новый импульс экономике нашего государства. Поэтому оказывать содействие в проведении данного мероприятия является нашим гражданским долгом перед народом.
ЭКСПО проводится уже более полутора веков, поэтому проведение выставки EXPO-2017 возлагает представителям разных сфер нашего общества большую ответственность.
Предстоящее важное событие, которое имеет историческую важность для нашей страны дает нам большую возможность ознакомить иностранных гостей с нашей традицией и религией, культурой и литературой, показать наши национальные ценности и достижения нашего государства, проявить наше гостеприимство.
В этой связи, Духовное управление мусульман Казахстана призывает всех соотечественников проявить доброжелательность к нашим зарубежным гостям, повысить качество услуги, показывать национальные ценности и традиции, культуру показывающие межконфессиональное согласие и межнациональное единство в стране.
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе сказал: «Если вас посетит глава (представитель) другого государства окажите ему должный почет». Гостеприимство – это присущее казахскому народу качество. Гостеприимность, шедрость, открытость казахов – это традиция наших кочевых предков, которая передается из поколения в поколение.
Пусть Всевышний Аллах благословит наши благие начинания, проявит милость нашему народу! Пусть Всевышний укрепит наше единство, дарует благо и светлое будущее нашей независимой стране! Аминь!
В священном Коране сказано «Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях» (сура аль-Бакара 148-аят), таким образом, намазхан мечети Гульжан Исмагуловна в честь священного месяца Рамазан предоставляет бесплатную юридическую помощь.
В настоящее время в какой-либо сфере юридическая помощь необходима всем. Потому что каждый должен знать свои права. Гульжан в основном работает по гражданским делам, это: юридические консультации, представительство в суде в различных государственных и негосударственных органах.
А также, в качестве юриста оказала свои квалификации и объяснила что, общественности можно разрешить спор мирным путем, без обращения в суд.
Кому в месяце Рамазан необходима бесплатная юридическая помощь в выше указанных пунктах, можно связаться с юристом напрямую через указанные номера.
+7 702 798 46 96 или +7 707 798 46 96 или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пресс-служба представительства
ДУМК по Костанайской области
Казахстан как светское государство внес огромный вклад в развитие глобального диалога и мирного сосуществования религий. Конституция государства гарантирует равные возможности вероисповеданий, в стране создана обстановка межконфессиональной толерантности. О том, почему так важно обращаться к духовным ценностям и быть сплоченными во время новых вызовов, говорит наиб имам областной мечети Марал ишан Дархан кажы Сыздыков (на снимке).
– Дархан кажы, рассуждая о том, что сказал Нурсултан Назарбаев в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» о модернизации общественного сознания, можно утверждать, что религия в этом процессе имеет ключевое значение.
– Безусловно, это так. К любой религии приходят разными путями. Сошлюсь на примеры приходов в ислам. Например, через простую житейскую ситуацию: один из молодоженов, вступая в брак, принимает веру супруга, чтобы иметь единую, общесемейную точку зрения на религиозные вопросы. Другая часть обращается к вере через преодоление определенных жизненных проблем и тем самым решается на кардинальные изменения собственного сознания и восприятия мира. Есть и те, кто ищет ответы на вопросы: «Куда я иду? Зачем живу? Что будет после физической смерти?» Не найдя ответ в философии или других науках, они обращаются к религии, так как человек создан для веры, он обязан во что-то верить. А религия предлагает ответы на эти вопросы тем людям, кто встает на путь нравственного самосовершенствования. Есть уникальная группа прихожан, таких людей крайне мало, но они есть. Однажды, проснувшись, они решают идти в мечеть, предварительно не предпринимая по этому поводу никаких усилий. Но, прикоснувшись к исламу, они рады новому общению и остаются среди единоверцев. Можно упомянуть семьи потомственных священнослужителей, чьи дети и внуки с самого рождения связаны с традиционным исламом. То, что сегодня мы обращаемся к духовности, своим корням, очень важно, поскольку жить достойно – это означает, прежде всего, жить духовно.
Дархан кажы, какую проблему Вы считаете в настоящее время самой актуальной для мусульманских священнослужителей?
– Самая большая проблема в среде мусульман, по моему мнению, даже не религиозная безграмотность населения, этот барьер я считаю вполне преодолимым, а обращения молодых людей, ищущих ответы на жизненно важные религиозные вопросы, не к тем людям. Разве можно себе представить ситуацию, когда человек с каким-либо физическим недугом обращается не к врачу, строя дом, ищет не строителя. В этих вопросах мы проявляем основательность, тщательность и щепетильность, а за помощью обращаемся только к профессионалам, потому что нуждаемся в компетентном специалисте. В религиозных вопросах некоторые прихожане проявляют легкомыслие, удовлетворяясь иногда разговором в мечети с более авторитетным по виду рядовым прихожанином. Видимо, его ответ устраивает ищущего. А обратиться надо бы к имаму или его коллегам, только у них можно получить квалифицированный и полный ответ, разъяснение или толкование. В исламе не принято отказывать в помощи вопрошающему человеку, не стоит стесняться возможной неуклюжести формулировки вопроса. Важно донести до священнослужителя суть проблемы. В беседах с имамами можно упорядочить свои первоначальные знания, устранить возможную путаницу в мыслях и намерениях. Только компетентный специалист может дать полноценный, развернутый и аргументированный ответ.
– Откуда же берутся тогда приверженцы салафизма, из среды которых чаще всего со временем вырастают экстремисты и террористы?
– Да, они выросли и сформировались рядом с нами, в нашем обществе, это значит, что и ответственность несем вместе. Особенно велика роль родителей в деле переубеждения и возврата заблудших детей. Не секрет, что молодые люди, придерживающиеся ислама салафитского толкования, избегают встреч и дискуссий с имамами и муллами. Хотелось бы отметить другой факт: мы часто проводим спортивные мероприятия для верующих молодых людей по футболу, борьбе, шахматам. В них самое активное участие принимают инакомыслящие прихожане, нередко занимая призовые места. Мы их не отталкиваем от себя, наоборот, стараемся приблизить их к себе. Время диктует новые требования, ищем разные методы. В последнее время мы разнообразили нашу тактику: стали больше общаться с родителями молодых салафитов, предостерегая их о возможных плачевных последствиях ухода детей к экстремистам. Родители всячески защищают своих отпрысков, стараются оправдать деяния детей.
На протяжении жизни у человека есть много возможностей совершать не только благие дела, но и плохие поступки. Если же он встал на путь исправления, то сердце его и разум обязательно найдут в мечети понимание и поддержку.
– До сих пор мы говорили о взрослых, а как быть детям и подросткам в силу своего возраста и любознательности, ищущих ответы на взрослые вопросы?
– Первыми учителями для них должны стать родители и дедушки с бабушками. Мы призываем своих прихожан: «Не бойтесь детских вопросов, бойтесь не смочь ответить на них. Если вы достигли знаний в какой-то сфере светской жизни, то постарайтесь приобрести и основы религиозных знаний. Это важно для нравственного здоровья ваших детей и будущих потомков. Дети могут «по теряться» в жизни. Нежелательно получение знаний из сомнительных и некомпетентных источников.
– Безусловно, что живое общение и прямой контакт со священнослужителем приоритетны, но ведь есть еще и Интернет.
– Да, есть и другая возможность: найти ответ в Интернете, при этом важно знать, где искать. Компетентную и правдивую информацию можно получить на официальных сайтах Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Как известно, в республике подавляющее большинство мусульман придерживется ислама суннитского толка, то есть традиционного. Представители ДУМК работают во всех городах, районах и во многих селах страны, их первоочередная задача – вести просветительскую и разъяснительную работу среди прихожан.
Сергей Исмаилов
фото автора
На заседании Президиума Духовного управления мусульман Казахстана, прошедшего в городе Усть-Каменогорске, был установлен размер фитр-садака для мусульман в период священного месяца Рамазан текущего года.
Сумма фитр-садака определена с учетом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны. И единогласным решением членов заседания Президиума установлена сумма в размере 300 тенге.
Следует отметить, что фитр-садака можно раздавать и по цене пшеничного зерна, ячменя, фиников и изюма.
Если фитр-садака выплачивается пшеницей, то каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или по одному саа (3,25 кг) фиников, изюма и ячменя. В целом, половина саа пшеницы соответствует – 1 кг 625 гр. Вместо пшеницы можно выплачивать ее стоимость деньгами.
Следует напомнить, что садака-фитр раздается с первого дня месяца Рамазан до айт намаза.