Взятка - деньги или драгоценный предмет, передаваемые должностному лицу или другому лицу в целях собственной личной выгоды и достижения желаемого, или же для скрытия истины ложью.
В Фикхе (мусульманском праве), того кто передает взятку называют «рәши», получателя - «муртәши», а посредника - «рәйш». И все эти трое несут грех взяточничества.
Шариат строго запрещает брать взятки и давать взятки. Всевышний Аллах приказал в Коране:
"Не поедайте скот и имущество друг друга запретным путем. А также не давайте предводителям взятки, что бы они не поедали запретное!». В следующем аяте: «Они - слушатели лжи, и поедающие греховное «(Сура Маида, 42). Слово «сухт» в этом аяте имеет такое значение как «взятка» - это мнение таких ученых, как имам Хасан и Саид ибн Жубайр
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что тот, кто извлек выгоду через «сухт», не войдет в Джаннат, рядом сидящие сподвижники спросили: "О Посланник Аллаха, что такое сухт?». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Взятка для вынесения приговора» (Ибн Жарир). В повествовании от Саубана (да будет доволен им Аллах) сказано: "Посланник Аллаха проклял дающего и получающго взятку и тех, кто причастен к взятке» (Имам Ахмад). Давая понять что в этом есть в этом действие есть тяжкий грех.
Исламские ученые единогласно вынесли решение, что взятка - это харам. Взяткой считается даже подарок по предварительному договору, для изменения какого-либо решения.
Взяточничество - эпидемия, нарушающая нормы исламского общества. Там, где присуствует взятка, царит несправедливость, посягают на права человека и общества, закон не имеет свою силу.
Поскольку имущество, переданное в качестве взятки, является харам, человек получивший его обязан вернуть его владельцу. Если подаренная вещь потерянна, то возвращается другая вещь, равная стоимости потеренной вещи. В случае смерти лица, давшего взятку, вещь возвращается его наследникам. Таким образом, взяточник избежит наказания в этом мире. А чтобы избежать наказания в следующей жизни, нужно искренне покаяться и попросить прощения у Аллаха. Если собственника имущества найти не представляется возможным, это имущество передается нуждающимся по распределению (Али Хайдар. Дюрару Аль-Хуккам шарх маджаллати аль-ахкам, "Дару алам Аль-кутуб", 2003, 4/592).
Вердикт (хукм):
- Давать, принимать и содействовать в передачи взятки - харам. Доход, полученный путем взяточничества, также считается харам.
- Получивший взятку обязан вернуть владельцу полученное имущество или денежные средства. В случае не обнаружения собственника имущества (взятки), оно распределяется нуждающимся.
Взято журнал «Иман» №9 (206) 2021 год
Перевел: главный имам мечети «Aldiyaruly Zhanuzaq» Сейдаглиев Нурлан
Казахстан как светское государство внес огромный вклад в развитие глобального диалога и мирного сосуществования религий. Конституция государства гарантирует равные возможности вероисповеданий, в стране создана обстановка межконфессиональной толерантности. О том, почему так важно обращаться к духовным ценностям и быть сплоченными во время новых вызовов, говорит наиб имам областной мечети Марал ишан Дархан кажы Сыздыков (на снимке).
– Дархан кажы, рассуждая о том, что сказал Нурсултан Назарбаев в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» о модернизации общественного сознания, можно утверждать, что религия в этом процессе имеет ключевое значение.
– Безусловно, это так. К любой религии приходят разными путями. Сошлюсь на примеры приходов в ислам. Например, через простую житейскую ситуацию: один из молодоженов, вступая в брак, принимает веру супруга, чтобы иметь единую, общесемейную точку зрения на религиозные вопросы. Другая часть обращается к вере через преодоление определенных жизненных проблем и тем самым решается на кардинальные изменения собственного сознания и восприятия мира. Есть и те, кто ищет ответы на вопросы: «Куда я иду? Зачем живу? Что будет после физической смерти?» Не найдя ответ в философии или других науках, они обращаются к религии, так как человек создан для веры, он обязан во что-то верить. А религия предлагает ответы на эти вопросы тем людям, кто встает на путь нравственного самосовершенствования. Есть уникальная группа прихожан, таких людей крайне мало, но они есть. Однажды, проснувшись, они решают идти в мечеть, предварительно не предпринимая по этому поводу никаких усилий. Но, прикоснувшись к исламу, они рады новому общению и остаются среди единоверцев. Можно упомянуть семьи потомственных священнослужителей, чьи дети и внуки с самого рождения связаны с традиционным исламом. То, что сегодня мы обращаемся к духовности, своим корням, очень важно, поскольку жить достойно – это означает, прежде всего, жить духовно.
Дархан кажы, какую проблему Вы считаете в настоящее время самой актуальной для мусульманских священнослужителей?
– Самая большая проблема в среде мусульман, по моему мнению, даже не религиозная безграмотность населения, этот барьер я считаю вполне преодолимым, а обращения молодых людей, ищущих ответы на жизненно важные религиозные вопросы, не к тем людям. Разве можно себе представить ситуацию, когда человек с каким-либо физическим недугом обращается не к врачу, строя дом, ищет не строителя. В этих вопросах мы проявляем основательность, тщательность и щепетильность, а за помощью обращаемся только к профессионалам, потому что нуждаемся в компетентном специалисте. В религиозных вопросах некоторые прихожане проявляют легкомыслие, удовлетворяясь иногда разговором в мечети с более авторитетным по виду рядовым прихожанином. Видимо, его ответ устраивает ищущего. А обратиться надо бы к имаму или его коллегам, только у них можно получить квалифицированный и полный ответ, разъяснение или толкование. В исламе не принято отказывать в помощи вопрошающему человеку, не стоит стесняться возможной неуклюжести формулировки вопроса. Важно донести до священнослужителя суть проблемы. В беседах с имамами можно упорядочить свои первоначальные знания, устранить возможную путаницу в мыслях и намерениях. Только компетентный специалист может дать полноценный, развернутый и аргументированный ответ.
– Откуда же берутся тогда приверженцы салафизма, из среды которых чаще всего со временем вырастают экстремисты и террористы?
– Да, они выросли и сформировались рядом с нами, в нашем обществе, это значит, что и ответственность несем вместе. Особенно велика роль родителей в деле переубеждения и возврата заблудших детей. Не секрет, что молодые люди, придерживающиеся ислама салафитского толкования, избегают встреч и дискуссий с имамами и муллами. Хотелось бы отметить другой факт: мы часто проводим спортивные мероприятия для верующих молодых людей по футболу, борьбе, шахматам. В них самое активное участие принимают инакомыслящие прихожане, нередко занимая призовые места. Мы их не отталкиваем от себя, наоборот, стараемся приблизить их к себе. Время диктует новые требования, ищем разные методы. В последнее время мы разнообразили нашу тактику: стали больше общаться с родителями молодых салафитов, предостерегая их о возможных плачевных последствиях ухода детей к экстремистам. Родители всячески защищают своих отпрысков, стараются оправдать деяния детей.
На протяжении жизни у человека есть много возможностей совершать не только благие дела, но и плохие поступки. Если же он встал на путь исправления, то сердце его и разум обязательно найдут в мечети понимание и поддержку.
– До сих пор мы говорили о взрослых, а как быть детям и подросткам в силу своего возраста и любознательности, ищущих ответы на взрослые вопросы?
– Первыми учителями для них должны стать родители и дедушки с бабушками. Мы призываем своих прихожан: «Не бойтесь детских вопросов, бойтесь не смочь ответить на них. Если вы достигли знаний в какой-то сфере светской жизни, то постарайтесь приобрести и основы религиозных знаний. Это важно для нравственного здоровья ваших детей и будущих потомков. Дети могут «по теряться» в жизни. Нежелательно получение знаний из сомнительных и некомпетентных источников.
– Безусловно, что живое общение и прямой контакт со священнослужителем приоритетны, но ведь есть еще и Интернет.
– Да, есть и другая возможность: найти ответ в Интернете, при этом важно знать, где искать. Компетентную и правдивую информацию можно получить на официальных сайтах Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Как известно, в республике подавляющее большинство мусульман придерживется ислама суннитского толка, то есть традиционного. Представители ДУМК работают во всех городах, районах и во многих селах страны, их первоочередная задача – вести просветительскую и разъяснительную работу среди прихожан.
Сергей Исмаилов
фото автора
Глава государства Нурсултан Назарбаев на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана заявил: «Великая Степь тысячи лет была толерантной. Толерантность - это нравственная норма нашего общества».
Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из важных условий целостности государства. Вопрос свободы вероисповедания всегда актуален для Казахстана как для многоконфессиональной страны. Республика Казахстан является ярким примером страны межнационального и межконфессионального согласия. В Свяшенном Куране сказано: «В религии нет принуждения. Прямой путь истины уже ясен знамениями и отличается от пути заблуждения. Кто верует в Аллаха и отверг веру в идолопоклонство и все, что отклоняет его от Истины Аллаха, то уже обрел надежную опору, котрая сохранит его, чтобы он не упал в бездну неверия в Аллаха. Поистине, Аллах слышит все, что вы говорите, и знает все, что вы делаете, и Он наградит вас за все праведное, что вы вершите!» (сура аль-Бакара, аят 256). Этот аят подчеркивает совершенство исламской религии, которая благодаря своим безупречным доказательствам является религией разума и знаний, религией мудрости.
Несомненно, ислам — великая религия мира, терпимости, справедливости и толерантности. Ни один человек не может заставить принять Ислам другого человека. Принять Ислам или оставаться сторонником любой другой религии, каждый решает сам. О запугивании или причинении вреда не может быть и речи. В качестве указаний на это можно привести следующие аяты Священного Корана: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Сура Юнус, аят 99) Эти аяты подчеркивают, что вера должна быть основана на свободе и разуме и что применение силы в этом не приемлимо.
В послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года сказано: «Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба – это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем». Путь к развитию государства лежит в сплоченности народов қазахстана.
Бас имам житикаринской районной мечети
Сабыржан Зейнелғабиденұлы.