Главный имам, Верховный муфтий, Религиозная карта

Блог верховного муфтия Казахстана

Намаз - время намаза

{{timings.fadzhr}}
{{timings.voshod}}
{{timings.zuhr}}
{{timings.asr}}
{{timings.magrib}}
{{timings.isha}}
Фаджр
Восход
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Религиозная интерактивная карта Казахстана
Григорианский
Хиджра

Хадисы

Смысл Хадиса - "нет ничего под Тобой"

Передается от Абу Хурайры розиаллаһу анһу, Пророк саляллаһу алейхи уассалям сказал:
اللَّهُمَّ أَنْتَ الْأَوَّلُ فَلَيْسَ قَبْلَكَ شَيْءٌ وَأَنْتَ الْآخِرُ فَلَيْسَ بَعْدَكَ شَيْءٌ وَأَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَيْءٌ وَأَنْتَ الْبَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَيْءٌ صحيح مسلم
«…Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Явный, и нет ничего над Тобой, и Ты – Сокрытый, и нет ничего под Тобой…»
(Муслим Китаб аз-Зикр №2713)
Имам аль-Байхаки пишет по поводу этого хадиса в «Аль-Асмау ва ас-Сифат»:
وقال الحافظ البيهقي في كتابه "الأسماء والصفات" ما نصه (12) : استدل بعض أصحابنا في ‏نفي المكان عنه تعالى بقول النبي صلى الله عليه وسلم : {أنت الظاهر فليس فوقك ‏شيء وأنت الباطن فليس دونك شيء}, وإذا لم يكن فوقه شيء ولا دونه شيء لم يكن في ‏مكان
«Некоторые наши учёные приводят этот хадис в качестве доказательства того, что Аллах не занимает место. Ведь, если нет ничего ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место».
Передается в другом хадисе:
حديث أبي رزين العقيلي رضي الله عنه قال: أين كان ربنا تبارك وتعالى قبل أن يخلق السماوات والأرض؟ قال: كان في عماء، ما فوقه هواء وما تحته هواء، ثم خلق العرش ثم استوى عليه رواه الترمذي وابن ماجه والبيهقي، وصححه الترمذي في موضع، وحسنه في موضع، وحسنه الذهبي
Хадис передается от Аби Рузейна, да будет доволен им Аллах, который сказал:
"Где был Бог Всемогущий, прежде чем Он создал небеса и землю? Он сказал: "Он был в пустоте, не была воздуха не над Ним, не под Ним, а затем Он создал Свой Трон".
(Хадис передано в сборниках ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Байхаки, ат-Тирмизи и аз-Захаби оценили хадис как Хасан)
Хадис переданный от Аби Рузейна считали сахихом: Абу Убайд аль-Касим ибн Салама, Ибн Хиббан и Ибн Каййим в "Аълам".
Аль-Бухари рахматуллаһ в его Сахих от Имрана ибн Хусейна розиаллаһу анһу который сказал:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: كان الله ولم يكن شيء قبله
"Посланник Аллаха, мир ему сказал: «Аллаh был Вечно, и ничего не было до Него»".
В другой версий этого хадиса сказано:
كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ
«Аллаh был Вечно, и ничего не было кроме Него».
Сказал аль–Хафиз, Имам, шейхуль–Ислам Ахмад ибн Хусейн аль–Байхаки (рахимахуллах) в своей книге «аль–Итикад», разъясняя смысл этого хадиса:
«Этот хадис указывает на то, что не была ничего, ни воды, ни Арша, ничего, кроме Аллаха». ...
Абу Бакр Мухаммад аль-Бакилани (умер в 403 г. по хиджре) сказал:
ولا نقول إن العرش له- أي الله- قرار ولا مكان، لأن الله تعالى كان ولا مكان، فلما خلق المكان لم يتغير عما كان"اهـ
«Мы не говорим что Трон, это местопребывание Аллаха, и не говорим что это его место, потому что Всевышний Аллах был, и не было для Него места, а когда создал место, Он не изменился в том положении, в котором был»
(«Аль-Инсаф фи ма Яджибу И’тикадуху», стр. 65)
Аль-Хафиз Мухаммад ибн Хиббан (умер в 354 г. по хиджре), автор достоверного сборника хадисов «Сахих ибн Хиббан» сказал:
كان- الله- ولا زمان ولا مكان" اهـ
«Аллах был, и не было ни места, ни времени»
.
(«Сахих ибн Хиббан», приводя хадис № 6247)
В комментарии у Хафиза Ибн Хаджара приводится:
وقال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( كان الله ولم يكن شىء غيره وكان عرشه على الماء ) . قال الحافظ ابن حجر عند شرحه لهذا الحديث : ( والمراد بكان في الأول
الأزلية وفي الثاني الحدوث بعد العدم ) ا.هـ ، فالله لم يزل موجودا في الأزل ، ليس معه غيره ، لا ماء ولا هواء ولا أرض ولا سماء ولا كرسي ولا عرش ولا إنس ولا جن ولا ملائكة ولا مكان ولا زمان ، فهو تعالى موجود قبل المكان بلا مكان ، وهو الذي خلق المكان ، وخلق العرش ، فليس بحاجة إلى أحد من خلقه .
Посланник Аллаһа, саляллаһу алейхи вассалям сказал: "Был Аллах и не было ничего корме него...".
Хафиз Ибн Хаджар в своем комментарии на этот хадис сказал: (Слова كان - "был" по отношению к Аллаһу подразумевает собой имена Аллаһа аль-Аввал (безначально первый) и Азаль (вечный) и во вторых сотворил Он все из небытия) Аллаһ был в вечности (в Азале), и не было ни чего, ни воды, ни воздуха, ни земли, ни неба, ни Курси, ни Арша, ни Людей, ни Джинов, ни Ангелов, ни места, ни времени, он был до творения места без места, Он тот, кто создал это место и Арш, он не нуждается в созданиях".
Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (умер в 204г. по Хиджре), основатель шафиитского мазхаба, сказал:
"إنه تعالى كان ولا مكان فخلق المكان وهو على صفة الأزلية كما كان قبل خلقه المكان لايجوز عليه التغيير في ذاته ولا التبديل في صفاته "
«Поистине, Он был, и не было места, Он создал место, а Сам был в Азале (в безначальности), как и до сотворения места. Нельзя применять к Нему понятие изменения в сущности или в качествах».
(см. в книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин т.2, стр. 24)
Слова Ибн Хаджара аль-Хайтами на арабском:
قال الإمام شهاب الدين أحمد بن حجر الهيتمي(974 هـ) ما نصه: "واعلم أن القَرَافي وغيره حكوا عن الشافعي ومالك وأحمد وأبي حنيفة رضي الله عنهم، القول بكفر القائلن بالجهة والتجسيم، وهم حقيقون بذلك" اهـ. المنهاج القويم ص/224
Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал:
"Знай, что аль-Карафи и другие передали от Имама аш-Шафиъи, Малик, Ахмад и Абу Ханифы, что те, кто говорят, что Аллах в каком-то направлении, или что Он (джисм) тело, совершил богохульство - и они заслуживают этого приговора".
Сказал Имам Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014 г.х.), да смилуется над ним Аллах в книге «Миркат аль-Мафатих»:
قال الإمام ملا علي القاري الحنفي (1014 هـ): "بل قال جمع منهم- أي من السلف- ومن الخلف إن معتقد الجهة كافر كما صرح به العراقي، وقال: إنه قول لأبي حنيفة ومالك والشافعي والأشعري والباقلاني " اهـ. مرقاة المفاتيح (٣/ 300).
«На самом деле все они (ранние мусульмане-саляфы), равно как и последующие учёные, высказались, что тот, кто верит в то, что Аллах находится в определённом направлении в пространстве, является неверующим. Как утверждал аль-Ираки (725-808 г.х.), этого мнения придерживались Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, аль-Ашари и аль-Бакиляни».
[Али аль-Кари, «Миркат аль-Мафатих шарх мискат аль-масабих», стр. 300]
Сказал великий знаток арабского языка, грамматик, Имам Ибрахим ибн ас-Сарий аз-Заджадж (241-311 г.х.) по поводу возвышенности Всевышнего Аллаха:
‎قال الإمام الزجاج المتوفى سنة ( 311 هـ ) في كتابه تفسير أسماء الله الحسنى :
والله تعالى عالٍ على كل شيء ، وليس المراد بالعلو ارتفاع المحل ، لأن الله تعالى يجلُّ عن المحل والمكان ، وإنما العلو علو الشأن وارتفاع السلطان ، ويؤكد الوجه الآخر قوله صلى الله عليه وسلم في دعائه : " أنت الظاهر فليس فوقك شيء ، وأنت الباطن فليس دونك شيء...".
«Всевышний Аллах над каждой вещью (в смысле ранга). Возвышенность, не является в значении пространства, потому что Всевышний Аллах чист от пространства и места. Поистине возвышенность в значении возвышенности власти и могущества, и подтверждают эту сторону (в смысле могущество и власть) слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в дуа: «О Аллах Ты явный и нет ничего над Тобой, Ты скрытый и нет ничего под Тобой»».
[Тафсир Асмауллагьу аль-Хусна]
Мухаддис имам ат Тирмизи рахматуллах после приведения хадиса от Аби Рузейна, да будет доволен им Аллах, который сказал:
"Где был Бог Всемогущий, прежде чем Он создал небеса и землю? Он сказал: "Он был и не было ничего кроме него, не была воздуха не над Ним, не под Ним, а затем Он создал Свой Трон".
‏يعلى بن عطاء ‏ ‏عن ‏ ‏وكيع بن حدس ‏ ‏عن ‏ ‏عمه ‏ ‏أبي رزين ‏ ‏قال قلت يا رسول الله أين كان ربنا قبل أن يخلق خلقه قال ‏ ‏كان في عماء ما تحته هواء وما فوقه هواء وخلق عرشه على الماء قال ‏ ‏أحمد بن منيع ‏ ‏قال ‏ ‏يزيد بن هارون ‏ ‏العماء أي ليس معه شيء ‏ ‏قال ‏ ‏أبو عيسى ‏ ‏هكذا روى ‏ ‏حماد بن سلمة ‏ ‏وكيع بن حدس ‏ ‏ويقول ‏ ‏شعبة ‏ ‏وأبو عوانة ‏ ‏وهشيم ‏ ‏وكيع بن عدس ‏ ‏وهو أصح ‏ ‏وأبو رزين ‏ ‏اسمه ‏ ‏لقيط بن عامر ‏ ‏قال ‏ ‏وهذا ‏ ‏حديث حسن
Ахмад ибн Муниъ рахматуллах передал от Язида ибн Харуна рахматуллах что смысл слова العماء имеет значение: "Ни чего не было, кроме Него".
1) أحمد بن منيع بن عَبْد الرَّحْمَنِ البغوي
Ахмад ибн Муниъ ибн Ъабдурахман аль Багауи рахматуллах родился 160 году хиджры, ум 244 году хиджры.
Учителя:
1) Суфиян ибн Уейна (р. 107- ум. 196 г.х.)
2) Исмаъил ибн Ибрахим – Ибн Ъалия (р.110- ум.193 г.х.)
3) Маруан ибн Шужаъ аль Жазри (р.130- ум.184 г.х.)
4) Ъабдуль Ъазиз ибн Аби Хазм (р.107- ум.184 г.х.)
5) Хасим бин Башари (р.104- ум.183 г.х.)
6) Абу Бакр ибн Аяш аль Асади (р.95- ум.193 г.х.)
Ученики:
1) Имам Абу Дауд. (р.202- ум.275 г.х.)
2) Имам Муслим . (р.206- ум.261 г.х.)
3) Имам ат Тирмизи. (р.209- ум.279 г.х.)
4) Ибн Маджа. (р.209- ум.273 г.х.)
5) Имам ан Насай . (р.214- ум.303 г.х.)
Имам аз Захаби в «Сияр аълам аль нубала»:
أحمد بن منيع ابن عبد الرحمن الإمام الحافظ الثقة
Ахмад ибн Муниъ ибн Ъабдурахман (рахматуллах) имам, хафиз, достоверный передатчик.
Хафиз ибн Хаджар Аскалани рахматуллах «Тахзиб»:
ثقة حافظ
Достоверный передатчик, хафиз.
Так же упомянут в "Сикате" Ибн Хиббана рахматуллах, Бухари рахматуллах "Тарих аль Кабир" и во многих книгах мухаддисов как имам ан Науауи рахматуллах.
2) يزيد بن هارون
Язид ибн Харун рахматуллах родился 117 году хиджры, ум 206 году хиджры. Табаъа табиин.
Получал знания от:
1-Асим аль-Ахуваль
2-Яхья ибн Саид аль-Ансарий
3-Сулейман ат-Теймий
4-Саид аль-Джурейри
5-Ибн Аувн
6-Хумейд ат-Тоувль
7-Давуд ибн Абу Хинд
8-Бахз ибн Хаким
9-Мухамад ибн Амру ибн Алькъама
10-Хариз ибн Усман
11-Шуъба
12-Щарик и многие другие.
От него получали знания:
1- Имам Ахмад
2- Ибн Мадини
3- Абу Хайсама
4- Абу Бакр ибн Абу Шейба
5- Абд ибн Хумейд
6- Ахмад ибн Фурат
7- Ахмад ибн Синан аль-Къаттан
8- АХмад ибн Сулейман ар-Рухаувий
9- Абу Къиляба ар-Ракъаший
10- Ибн Нумейр
11- Якъуб ад-Даувракий
12- Хасан ибн Мукърам
13- Харис ибн Абу Усама
14- Мухаммад ибн Сулейман аль-Васатый
15- Абдуллах ибн Раувх аль-Мадаиний
16- Мухаммад ибн Рибх аль-Базаз и многие другие.
Говорили, что он был по происхождение из Бухары (аль-Бухарий).
Сказал Али ибн аль-Мадиний (шейх Имама аль-Бухари): «Я не видел, чтоб кто-то больше знал наизусть, чем Язид ибн Харун».
Сказал Ахмад ибн Ханбаль: «Язид был точным в передаче Хафизом».
Сказал аль-Фадль ибн Зияд: я слушал Абу АбдаЛлу (Имама Ахмада), которого спросили, обладал ли Язид ибн Харун пониманием (Фикъхом), он сказал: «Да, не было никого более сообразительного, более вникающего, проницательного и понимающего чем он».
Сказал Ахмад ибн Синан: «Я никогда не видел ученого, чья молитва была бы так прекрасна как молитва Язида ибн Харуна. Он постоянно днем и ночью совершал молитвы».
Сказал Абу Хатим (в книге «ад-Джарх ва ат-Таъдиль»): «Язид, достойный доверия Имам. О таких как он, даже не спрашивают!»
Имам аз-Захаби передает с иснадом от ученых следующее: Халифа Маъмун говорил: «Если бы не авторитет Язида ибн Харуна, то я бы (сейчас) открыто заявил, что Коран создан». Ему сказали: «Кто такой Язид чтоб ты его побаивался?» Он сказал: «Да чтоб вам! Я угождаю ему не потому что у него есть власть (сила), а потому что боюсь раскрыться перед ним, а он опровергнет меня, и тогда люди будут разногласить и наступит смута».
предыдущая статья
Ненависть “ахлю ташбих” к “ахлю хадис”
следующая статья
Правда ли что термин «ахлюль-хадис» упоминается в хадисах?

Назидание

все статьи

Медиа

все записи
Разработка сайта — Иником